Научная тема: «СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ (ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. решена научная социально значимая проблема конструирования и теоретического обоснования целостной системы обучения культуре речевого общения, которая конкретизирует теоретические и практические положения, касающиеся обучения культуре речевого общения в контексте личностного и профессионального развития студентов в образовательном процессе;
  2. представлена педагогическая характеристика культуры речевого общения (выявлена сущность, обосновано содержание, выделены структурные компоненты) и определены критерии повышения качества речевого общения, выступающие основой диагностики уровня его культуры, что существенно расширяет известные теоретические положения о культуре речевого общения как объекте обучения;
  3. получен новый научный результат в разработке системно-субъектно-ориентационного подхода, составляющего основу инновационной системы и обеспечивающего целенаправленное обучение культуре речевого общения на основе системы ориентиров как механизма определения субъектной позиции в общении;
  4. разработана субъектно-ориентационная система обучения культуре речевого общения студентов, в которой составляющие ее элементы, взаимодействуя друг с другом и со средой, позволяют обеспечить обучение культуре речевого общения и существенное приращение в становлении субъектной позиции студента в познании и общении, раскрывая новые грани исследуемой проблемы;
  5. сконструирована комплексная модель субъектно-ориентационной системы обучения культуре речевого общения, представляющая стратегию и тактику процесса обучения, реализация которой обеспечивает качественно новый образовательный результат в составе коммуникативной компетентности выпускника вуза;
  6. спроектирована инновационная технология, в которой не известная ранее в обучении культуре речевого общения система ориентиров (целей, принципов, знаний, опыта, стимулов) обеспечивает успех речевого общения;
  7. разработано научно-методическое сопровождение субъектно-ориентационной системы обучения культуре речевого общения студентов, включающее научно-методический инструментарий реализации системы, уточняя известное с целью формирования культуры речевого общения как личностного качества, определяемого системой оценочных показателей и методик мониторинга исследуемого феномена.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Осиянова, О.М. Лингвистическое образование в контексте культуры: монография / О.М. Осиянова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 160 с.

2.Осиянова, О.М. Научно-педагогические основы формирования куль-туры речевого общения студента / О.М. Осиянова. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – 273 с.

3.Осиянова, О.М. Педагогика: семья-школа-общество: монография / О.М. Осиянова, Л.Б. Соколова, А.Н. Ксенофонтова и др. / под общей ред. О.И. Кирикова, Л.Б. Соколовой. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 95 – 106.

Учебно-методические пособия, концепции, программы

4.Осиянова, О.М. Методические рекомендации по развитию навыков устной речи на английском языке (для студ. 2 курса пед. фак-та) / О.М. Осияно-ва, Л.И. Шварко. – Барнаул : БГПУ. – 1998. – Ч. 2 – 114 с.

5.Осиянова, О.М. Лингвистическое образование и лингводидактика : учебник-справочник / О.М. Осиянова. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2004. – 131 с.

6.Осиянова, О.М. Теория обучения иностранным языкам : инструкт.-метод. материалы / О.М. Осиянова, Л.В. Мосиенко. – Оренбург : Принт-Сервис, 2005. – 60 с. (авт. вклад 40 с.)

7.Осиянова, О.М. Концептуальные основы модернизации лингвистиче-ского образования в ОГУ / О.М. Осиянова. – Оренбург : Изд. центр ОГАУ, 2004. – 34 с.

8.Осиянова, О.М. Концепция модернизации лингвистического образова-ния / А.В. Кирьякова, Л.Р. Малышева, Л.Ф. Мачнева, Л.В. Мосиенко, О.М. Осиянова и др. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2004. – 38 с. (авт. вклад 18 с.)

9.Осиянова, О.М. Основные направления работы лингводидактической лаборатории проектирования технологии обучения культуре речевого общения (программа развития) / О.М. Осиянова.- Оренбург: ОГУ, 2005. – 68 с.

10.Осиянова, О.М. Культура речевого общения в образовательном про-цессе университета (Технологический аспект) / О.М. Осиянова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – 110 с.

11.Осиянова, О.М. Учимся культуре речевого общения: практикум / О.М. Осиянова. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. – 99 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

12.Осиянова, О.М. Языковая личность XXI века: проблемы и перспекти-вы / О.М. Осиянова // Вестн. ОГУ, Оренбург. – 2002. - № 6. – С. 191-193.

13.Осиянова, О.М. Лингвистическое образование в контексте формиро-вания личности / О.М. Осиянова // Вестн. ОГУ, Оренбург. – 2003. - № 4. – С. 60 – 64.

14.Осиянова, О.М. Модернизация лингвистического образования – путь вхождения ОГУ в единое образовательное пространство / О.М. Осиянова // Вестн. ОГУ, Оренбург. – 2004. - № 12. – С. 57 – 61.

15.Осиянова, О.М. Многоязычие как определяющий подход языковой политики в современном лингвистическом образовании / О.М. Осиянова // Вестн. ОГУ, Оренбург. – 2005. - № 1. – С. 102 – 106.

16.Осиянова, О.М. Национально-культурная семантика слова и речевое общение / О.М. Осиянова // Вестн. ОГУ, Оренбург. – 2005. - № 11. – С. 145 – 149.

17.Осиянова, О.М. Лингвистическое образование и культура речевого общения в гуманитарной оценке развития личности / О.М. Осиянова // Образо-вание и наука. Известия Урал. отд. Рос. академии образования, Екатеринбург. – 2006. - № 1 (37). – С. 49 – 57.

18.Осиянова, О.М. Системно-ориентационный подход к проектированию технологии обучения культуре речевого общения студентов университета / О.М. Осиянова // Вестн. Самар. гос. ун-та, Самара. – 2006. - № 10/3. – С. 69 – 76.

19.Осиянова, О.М. Культура речевого общения преподавателя вуза: диаг-ностический аспект личностного совершенствования // Вестн. ОГУ, Оренбург. – 2006. - № 12. – С. 235 – 240.

20.Осиянова, О.М. Формирование культуры речевого общения в контек-сте коммуникативной подготовки / О.М. Осиянова // Профессиональное обра-зование. Столица. – 2008. - № 6. – С. 27 – 29.

21.Осиянова, О.М. Закономерности и принципы субъектно-ориентационной концепции обучения культуре речевого общения в вузе / О.М. Осиянова // Образование и наука. Известия Урал. отд. Рос. академии образова-ния, Екатеринбург. – 2008. - № 7 (55). – С. 103 – 112.

Научные статьи в сборниках и журналах

22.Осиянова, О.М. Новые образовательные ориентиры в университетской подготовке специалистов / О.М. Осиянова // Социокультурная динамика регио-на. Наука. Культура. Образование: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург : ИПК ОГУ, 2000. Ч.4. – С. 169 – 174.

23.Осиянова, О.М. Лингвистическое образование как условие социальной и профессиональной мобильности / О.М. Осиянова // Общество как образова-тельная система: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Уфа : РИО БашГУ, 2003. – С. 131 – 138.

24.Осиянова, О.М. К вопросу формирования языковой личности в совре-менном лингвистическом образовании / О.М. Осиянова // Языковые и культур-ные контакты различных народов: сб. ст. всерос. науч.-метод. конф. – Пенза : Изд-во ПДЗ, 2003. – С. 199 – 201.

25.Осиянова, О.М. К вопросу о повышении качества лингвистического образования в вузе / О.М. Осиянова // Педагогический менеджмент и прогрес-сивные технологии в образовании: сб. ст. X междунар. науч.-метод. конф. – Пенза : Изд-во ПДЗ, 2003. – С. 330 – 332.

26.Осиянова, О.М. «Язык-культура-человек» в современном лингвисти-ческом образовании / О.М. Осиянова // ЯЗЫК-КУЛЬТУРА-ЧЕЛОВЕК: Ученые записки МГПУ. Вып. 3. Ч. 3. – Мурманск : МГПУ, 2003. – С. 89 – 91.

27.Осиянова, О.М. Гуманитарные измерения развития межкультурной компетенции / О.М. Осиянова // Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. – Барнаул : БГПУ, 2003. – С. 203 – 209.

28.Осиянова, О.М. Лингвистическое образование в поликультурном об-ществе / О.М. Осиянова // Университетский округ, Оренбург. – 2004. – № 8. – С. 67 – 68.

29.Осиянова, О.М. Диалог как технология саморазвития личности в обу-чении общению на неродном языке / О.М. Осиянова // Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык – речь - специальность: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Мо-тинские чтения.– М. : Изд-во РУДН, 2005. - Ч.2. – С. 488 – 496.

30.Осиянова, О.М. Личностно-развивающая технология обучения куль-туре речевого общения в непедагогическом вузе / О.М. Осиянова // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конфе-ренции. – М. : Педагогика, 2006. – С. 227 – 234.

31.Осиянова, О.М. Обучение культуре речевого общения – путь достиже-ния успешного университетского образования / О.М. Осиянова // Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воро-неж : ВГПУ, 2006. - Вып.1. – С. 72 – 82.

32.Осиянова, О.М. Современные походы к обучению культуре речевого общения на иностранном языке в системе дополнительного образования / О.М. Осиянова // Внешкольник Оренбуржья, Оренбург. – 2006. - № 5. – С. 18 –21.

33.Осиянова, О.М. Культура речевого общения как ресурс профессио-нально-личностного роста преподавателя университета / О.М. Осиянова // Пе-дагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч. конф.: в 2 т.– Рязань, 2007. - Т.1. – С. 493 – 497.

34.Осиянова, О.М. Семантика слова в контексте культуры речевого об-щения / О.М. Осиянова // Общество – язык – культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке: сб. науч. ст. – М. : МИЛ, 2007. – С. 114 – 120.

35.Осиянова, О.М. Культура речевого общения как фактор становления личности / О.М. Осиянова // Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. / под общей ред. О.И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2007. – Вып.3. - С. 106 – 113.

36.Осиянова, О.М. Совершенствование культуры речевого общения как проблема учебно-воспитательного процесса / О.М. Осиянова // Внешкольник Оренбуржья, Оренбург. – 2007. - № 3. – С. 12 – 17.

37.Осиянова, О.М. Дидактические проблемы обучения культуре речевого общения в высшей школе / О.М. Осиянова // Профессиональное образование. – 2007. - № 2. – С. 147 – 155. (Новые пед. исследования).

38.Осиянова, О.М. Проект модернизации лингвистического образования в университете на основе формирования культуры речевого общения / О.М. Осиянова // Профессиональное образование. – 2007. - № 4. – С. 132 – 135. (Но-вые пед. исследования).

39.Осиянова, О.М. Диалог культур в содержании современного лингвис-тического образования / О.М. Осиянова // Внешкольник Оренбуржья, Орен-бург. – 2008. - № 3. – С. 9 – 13.

Материалы докладов и выступлений на научно-практических

конференциях

40.Осиянова, О.М. Лексика с «культурным компонентом» в содержании обучения иностранным языкам / О.М. Осиянова // Проблемы прикладной лин-гвистики: сб. материалов всерос. семинара. - Пенза : Изд-во ПДЗ, 2001. – С. 25 – 27.

41.Осиянова, О.М. О культурном компоненте семантики языкового мате-риала в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам в вузе / О.М. Осиянова // Дидактические, методические и лингвистические про-блемы профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в вузе: сб. науч. тр. по материалам междунар. конф. – Саратов : СГСЭУ, 2003. – С. 81 – 83.

42.Осиянова, О.М. Гуманитарное измерение лингвистического образова-ния / О.М. Осиянова // Роль университетской науки в региональном сообщест-ве: материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Москва.; Оренбург : РИК ГОУ ОГУ, 2003. - Ч.2 – С. 16 – 20.

43.Осиянова, О.М. Особенности кураторской работы на специальном фа-культете в условиях модернизации лингвистического образования / О.М. Осия-нова // Специалист. Интеллигент. Гражданин: материалы обл. науч.-практ. конф. – Оренбург : РИК ГОУ ОГУ, 2003. – С. 75 – 78.

44.Осиянова, О.М. Концептуально-содержательное направление модер-низации лингвистического образования в вузе / О.М. Осиянова // Модернизация филологического образования: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2004. – С. 269 – 273.

45.Осиянова, О.М. Психолого-педагогический подход к оценке достиже-ний учащихся в лингвистическом образовании / О.М. Осиянова // Актуальные проблемы лингвистического образования: теоретический и методологические аспекты: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Самара : Самар. Гума-нит. академия, 2005. – С. 64 – 67.

46.Осиянова, О.М. Обучение культуре речевого общения студентов-филологов: системно-ориентационный подход / О.М. Осиянова // Филологиче-ские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 62 – 66.

47.Осиянова, О.М. Совершенствование лингвистического образования студентов университета средствами культуры речевого общения / О.М. Осия-нова // Развитие университетского комплекса как фактор повышения инноваци-онного и образовательного потенциала региона: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2007. – С. 39 – 45.

48.Осиянова, О.М. Закономерности обучения культуре речевого общения в образовательном процессе университета / О.М. Осиянова // Materialy ΙΙΙ Międzynarodowej nakowi – praktycznej konferencji «Wiadomości naukowej myśli – 2007». T. 5. Pedagogiczne nauki. Nauka i studia. – S. 71-72.

49.Осиянова, О.М. Принципы обучения культуре речевого общения в об-разовательном процессе вуза / О.М. Осиянова // Materialy ΙΙΙ Międzynarodowej nakowi – praktycznej konferencji «Wiadomości naukowej myśli - 2007» T. 6. Filologiczne nauki. Nauka i studia.– S. 38-41.

50.Осиянова, О.М. Лекция как средство совершенствования культуры ре-чевого общения студента / О.М. Осиянова // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2008. – С. 106 – 113.