- Обобщены и конкретизированы значимые для исследования понятия фундаментализации образования, фундаментализации обучения информатике и фундаментальной методической подготовки учителя информатики. При этом фундаментализация образования подразумевает активную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную как на фундаментализацию содержания образования, так и на гуманизацию образовательного процесса. Под фундаментализацией обучения информатике следует понимать деятельность, направленную на повышение качества фундаментальной подготовки обучаемого, его системообразующих и инвариантных знаний и умений в области информатики, позволяющих обеспечить общеинтеллектуальное и эмоционально-нравственное развитие учащихся, формировать качества мышления, необходимые для полноценной деятельности в информационном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу, для обогащения собственного внутреннего мира, для формирования внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразовании. В этих условиях фундаментальная методическая подготовка учителей информатики должна быть направлена на овладение методологически значимыми, системообразующими и инвариантными знаниями в области теории и методики обучения информатике, способствовать формированию готовности к обучению школьников фундаментальным основам информатики, развитию и реализации творческого потенциала учителя, его динамичной адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим и информационно-технологическим условиям, обеспечивать качественно новый уровень интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры учителя, создавать внутреннюю потребность в непрерывном саморазвитии и самообразовании;
- Определены условия профессионально-педагогической деятельности учителя в контексте фундаментализации обучения информатике. В качестве таких условий отмечены формирование целостного курса информатики на основе интеграции содержания обучения вокруг системообразующих стержней, обучение эффективным способам работы с информацией, наполнение учебного материала гуманитарной составляющей, адекватное отражение в школьном курсе современного состояния фундаментальной науки информатики, раскрытие эмоционально-ценностных и нравственных отношений, формирование и развитие мышления учащихся, активное использование внутрипредметных и межпредметных связей курса информатики, обучение обобщенным способам применения сформированных знаний и умений на практике;
- Обоснована необходимость совершенствования системы методической подготовки учителей информатики с учетом особенностей фундаментализации образования. В числе аргументов для такого обоснования предложены необходимость приобретения студентами профессионально-личностных знаний и качеств при активном использовании личностно ориентированного обучения с применением информационных технологий, обеспечения фундаментализации обучения школьников информатике, учета многообразия научно-педагогических подходов, усиления теоретической и методологической составляющей методической подготовки в условиях быстрого устаревания приобретаемого педагогического опыта;
- Разработана теоретическая модель методической подготовки учителей с учетом переноса акцента с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения обучающего и обучающегося при активной роли последнего на основе практической направленности подготовки учителя с использованием системного и личностно ориентированного подходов. Фундаментализация образования выделена в качестве внешнего фактора, оказывающего непосредственное влияние на функционирование системы методической подготовки учителя информатики;
- Сформирована концепция многоуровневой фундаментальной методической подготовки преподавателя информатики, основанная на дидактических принципах сочетания фундаментальной и профессиональной направленности, научности, инвариантности и универсальности, системности и целостности, интеграции, контекстной деятельности, непрерывности и преемственности, личностной ориентации, связи теории с практикой. Сформулированы обще-методические, теоретико-методические и предметно-методические цели многоуровневой фундаментальной методической подготовки учителей информатики;
- Разработано содержание подготовки студентов педагогических вузов в области теории и методики обучения информатике, в которое включены фундаментальные основы - теория и методика обучения информатике как наука, фундаментализация информатики, формирование информационной культуры, общеобразовательные стандарты, диагностика и проектирование обучения информатике и т.п. Предложены методические подходы к обучению информатике в школе как элементы содержания фундаментальной подготовки учителей, в числе которых методика формирования понятий, обучения правилам и решению задач, структурной и пошаговой разработке алгоритмов, организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Определены подходы к реализации личностно ориентированного, модульно-рейтингового обучения, метода проектов и обучения в сотрудничестве при активном использовании мультимедийных и телекоммуникационных технологий в рамках фундаментальной методической подготовки учителей информатики;
- Отобраны дидактические единицы содержания обучения информатике, значимые для фундаментализации методической подготовки учителя, в числе которых измерение и кодирование информации, информационное моделирование, основы логики, алгоритмизации, управления и другие. Обосновано, что для фундаментализации обучения информатике в школе в качестве системообразующего понятия может быть использовано понятие «информационный процесс».
1.Учителю начальных классов о преподавании курса информатики: Учебно-методическое пособие. – М.: УПК «Педколледж-лицей» №13, 1996. – 55 с.
2.Методика преподавания информатики: Программа. – М.: МГПУ, 2001.–12 с.
3.Педагогическая практика по информатике: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2001. – 44 с.
4.Практикум по MS DOS: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2001. – 32 с.
5.Основы практической работы в ОС Windows: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2002. – 56 с. (В соавторстве Моисеев В.П., 50%).
6.Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе: Учебное по-собие. – М.: МГПУ, 2003. – 106 с. (В соавторстве Самылкина Н.Н., 50%).
7.Практикум по архитектуре компьютера: Учебно-методическое пособие.– М.: МГПУ, 2004. – 170 с. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
8.Комплект плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 12 плакатов (В соавторстве Калинин И.А.,
Самылкина Н.Н., 33%).
9.Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»: Учебно-методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 46 с. (В соавторстве Калинин И.А., Самылкина Н.Н., 33%).
10.Подготовка и защита дипломной работы по теории и методике обучения инфор-матике: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2005. – 32 с. (В соавторстве
Заславская О.А.., Самылкина Н.Н., 33%).
11.Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Справочные материалы: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2005. – 80 с. (В соавторстве
Заславская О.Ю., 50%).
12.Теоретический материал для подготовки к вступительным испытаниям по ин-форматике и ИКТ: Учебное пособие. – М.: МГПУ, 2005. – 66 с. (В соавторстве
Заславская О.Ю., 50%).
13.Программа и справочно-методические материалы для педагогической практики по информатике: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2006. – 123 с. (В соавторстве Дергачева Л.М., Заславская О.Ю., 33%).
14.Информатика и ИКТ. Сборник учебных задач. Часть I: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 156 с. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
15.Информатика и ИКТ. Ответы к учебным задачам. Часть II: Учебно-метод. посо-бие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 114 с. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
16.Практикум по прикладному программному обеспечению: Учебно-методическое пособие.–М.:МГПУ,2006.– 104 с. (В соавторстве Дергачева Л.М., Заславская О.Ю., 33%).
17.Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Экзаменаци-онные задачи, вопросы и тестовые задания: Учебно-методическое пособие – М.: МГПУ, 2006. – 56 с. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
18.Теория и методика обучения информатике: Типовая программа // Типовые про-граммы по информатике и прикладной математике (Для студентов и преподавателей пе-дагогических университетов). – М.: МГПУ, 2006. – С. 30-37. (В соавторстве
Дергачева Л.М., Самылкина Н.Н., 33%).
19.Практикум по решению задач на ЭВМ: Типовая программа // Типовые програм-мы по информатике и прикладной математике (Для студентов и преподавателей педаго-гических университетов). – М.: МГПУ, 2006. – С. 20-22. (В соавторстве Абушкин Д.Б., Зайцев В.С. 33%).
20.Программное обеспечение ЭВМ Типовая программа // Типовые программы по информатике и прикладной математике (Для студентов и преподавателей пед. вузов). – М.: МГПУ, 2006. – С. 9-14 (В соавторстве Моисеев В.П., 50%).
21.Частные вопросы методики обучения теоретическим основам информатики в средней школе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2007. – 160 с.
22.Теоретический материал для подготовки к вступительным испытаниям по ин-форматике и ИКТ: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МГПУ, 2007. – 82 с. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
23.Подготовка курсовых работ по информатике и методике обучения информатике: Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2008. – 46 с. (В соавторстве Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Дергачева Л.М., Рыбаков Д.С., 20%).
24.Многоуровневая фундаментальная методическая подготовка учителя информа-тики: Монография. – М.: МГПУ, Юпитер-Интер, 2008. – 329 с.
II. Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ
25.Проект «Подсолнух» – образ новой обучающей среды // Информатика и образо-вание. – М., 1993. № 5 .– С. 91-93. (В соавторстве Гершензон В.Е., Зейналова Е.Ю.,
Кошевой В.А., Тараканова О.Н., 20%).
26.Использование компьютерных средств наблюдений над природой на уроках ин-форматики в средней школе // Педагогическая информатика. – М., 1994. № 3. – С. 33-38.
27.Играем в «Телефон» // Информатика и образование. – М., 1994. № 3 .– С. 74-76.
28.Излучение компьютера и здоровье детей // Информатика и образование. – М., 1995. № 1. – С. 113-115. (В соавторстве Краснова О.А., 50%).
29.Специфика проведения урока информатики // Педагогическая информатика. – М., 1997. № 1. – С.13-17.
30.Обучение младших школьников работе с программным обеспечением // Инфор-матика и образование. – М., 2001. № 1. – С. 92-95.
31.Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера // Ин-форматика и образование. – М., 2002. № 3. – С. 32-35.
32.Использование структурных схем при обучении основам алгоритмизации // Ин-форматика и образование. – М., 2003. № 5. – С. 44-49.
33.Структурный метод разработки алгоритмов // Информатика и образование. – М., 2005. № 7. – С. 114-116.
34.Применение методических средств организации алгоритмической деятельности на уроках информатики основной школы // Информатика и образование. – М., 2006. № 2. – С. 107-112.
35.Система задач для обучения учащихся основной школы содержательному под-ходу к измерению информации // Информатика и образование. – М., 2006. № 11. – С. 68-74. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
36.Система задач для обучения учащихся основной школы алфавитному подходу к измерению информации // Информатика и образование. – М., 2006. № 12. – С. 65-72. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
37.Подготовка преподавателей к формированию познавательных интересов школь-ников средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – М.: Изд-во РУДН, 2006. № 1 (3) – С. 20-23. (В соавторстве Карташова Л.И., 50%).
38.Методические особенности изучения систем счисления в курсе информатики для основной общеобразовательной школы // Информатика и образование. – М., 2008. № 1. – С. 30-40.
39.Использование информационных технологий при изучении элементов матема-тической логики в курсе информатики основной общеобразовательной школы // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – М.: РУДН, 2008. № 2. – С.92-97.
40.Элективные курсы по информатике как средство формирования профессиональ-ного самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образова-ния // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – М.: РУДН, 2008. № 2. – С. 98-102. (В соавторстве Лагашина Н.И., 50%).
41.Методические особенности изучения типовых логических устройств компьютера в курсе информатики // Информатика и образование. – М., 2008. № 10. – С. 18-24.
III. Статьи в журналах, научных, научно-методических сборниках, трудах и материалах международных конференций
42.О подготовке учителей-предметников к использованию ИКТ в их профессио-нальной деятельности // Влияние ИКТ-компетенции учителя-предметника на образова-тельный процесс: Сборник статей по мат. конференции. – М.: МГПУ, 2003. – С. 77-82.
43.Основные подходы к повышению квалификации работников образования в об-ласти информационных и телекоммуникационных технологий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2003. № 1 (1). – С. 90-92.
44.Обучение учителей-предметников методам поиска информации в телекоммуни-кационной сети на курсах повышения квалификации в области интернет-технологий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004. № 1 (2). – С. 102-104. (В соавторстве Селина В.О., 50%).
45.Примерный вариант учебной программы по курсу «Программное обеспечение ЭВМ» для студентов педагогических колледжей по специальности 0324 «Информатика» // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004. № 1 (2). – С. 105-112. (В соавторстве Моисеев В.П., 50%).
46.Конкретизация требований к результатам обучения информатике и информаци-онно-коммуникационным технологиям выпускников школ // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004. № 2 (3). – С. 70-75. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
47.Применение структурного подхода к разработке алгоритмов на уроках информа-тики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004. № 2 (3). – С. 102-106.
48.Методические средства формирования алгоритмических умений школьника на уроках информатики // Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. – М.: МГПУ, 2005. – С. 17-19.
49.Изучение подходов к измерению информативности сообщения в курсе информа-тики основной школы // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация обра-зования». – М.: МГПУ, 2005. № 1 (4). – С.131-135.
50.Элективные курсы по информатике в системе профильного обучения // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2005. № 2 (5). – С. 81-84. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
51.Реализация технологии подготовки учителя к организации и проведению элек-тивных курсов для предпрофильного обучения школьников // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2005. № 2 (5). – С. 46-50. (В соавторстве Заславская О.Ю., 50%).
52.Типичные проблемы начинающих педагогов при организации урока информати-ки и пути их решения // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация обра-зования». – М.: МГПУ, Самара: СФ МГПУ, 2006. № 1 (6). – С. 128-130. (В соавторстве Дергачева Л.М., 50%).
53.Каким может быть учебник информатики для основной общеобразовательной школы // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, Курск: КГУ, 2006. № 2 (7). – С. 104-109. (В соавторстве Кузнецов А.А.,
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., 20%).
54.Использование системы вопросов при организации процесса обучения информа-тике в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образо-вания». – М.: МГПУ, Курск: КГУ, 2006. № 2 (7). – С. 113-118. (В соавторстве
Дергачева Л.М., 50%).
55.Организация обучения основам алгоритмизации в соответствии с дидактически-ми принципами // Вестник МГПУ. Математический выпуск. – М.: МГПУ, 2007. № 2 (15). – С. 125-131.
56.Компьютер как средство формирования познавательного интереса школьника на уроках информатики // МГПУ в московском и российском образовательном пространст-ве: Материалы международной научной конференции. Выпуск 1. – М.: МГПУ, 2007. – С. 260-265. (В соавторстве Карташова Л.И. 50%).
57.Организация самостоятельной деятельности студентов на практических занятиях по методике обучения информатике в условиях информатизации образования // Инфор-мационные технологии в образовании и науке: Материалы международной научно-практической конференция «ИТО-Поволжье – 2007». – Казань: ТГГПУ, 2007. – С. 52-55. (В соавторстве Дергачева Л.М., 50%).
58.Методическая подготовка учителя к использованию на уроках средств информа-ционных технологий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образо-вания». – М.: МГПУ, 2007. № 1 (8). – С. 62-66.
59.Организация личностно-ориентированной деятельности учащихся при изучении темы «Аппаратное и программное обеспечение компьютера» // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2007. № 1 (8). – С. 67-69. (В соавторстве Карасева М.А., 50%).
60.Организация самостоятельной деятельности студентов для овладения проверкой и оценкой результатов обучения учащихся школьной информатике // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, Иркутск: ИГУ, 2007. № 2 (9). – С. 29-30. (В соавторстве Дергачева Л.М., 50%).
61.Изучение аппаратного обеспечения компьютера учащимися основной школы // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, Иркутск: ИГУ, 2007. № 2 (9). – С. 27-28.
62.Формирование структуры и содержания учебника информатики для основной школы // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Выпуск 2. – М.: ИСМО РАО, 2007. – С.15-23. (В соавторстве Кузнецов А.А., Григорьев С.Г.,
Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., 20%).
63.Использование активных методов при обучении будущих преподавателей ин-форматики // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – М.: РУДН, 2007. № 2-3. – С. 18-22.
64.Методическая подготовка учителей информатики в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и ин-форматизация образования». – М.:МГПУ, 2007. № 2 (10). – С. 38-45.
65.Методическая подготовка будущих учителей информатики к использованию ин-тернет-технологий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образова-ния». – М.: МГПУ, Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. № 1 (11). – С. 290-291.
66.Школьная информатика: история, фундамент, принципы // ИКТ в образовании. – М., 2008. № 18. – С. 9-11. (В соавторстве Гриншкун В.В. 50%).
67.Методическая подготовка бакалавра и магистра педагогической квалификации по информатике в условиях фундаментализации образования // Математическое модели-рование и информационные технологии в образовании и науки: Матер. IV Международ-ной научно-методической конференции. Т.2. – Алма-Ата: КазНПУ, 2008. – С. 144-152.
68.Этапы развития школьной информатики на пути к фундаментальности // Мате-матическое моделирование и информационные технологии в образовании и науки: Ма-тер. IV Международной научно-методической конференции. Т.2. – Алма-Ата: КазНПУ, 2008. – С. 87-94. (В соавторстве Гриншкун В.В. 50%).
69.Изучение структурных элементов урока в процессе методической подготовки по обучению информатике // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация об-разования». – М.: МГПУ, 2008. № 1 (12). – С. 40-46.
70.Фундаментализация образования как фактор совершенствования методической подготовки будущих учителей информатики // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Выпуск 3. – М.: ИСМО РАО, 2008. – С. 39-52.
71.От компьютерной науки к фундаментальной информатике // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, Томск, 2008. № 5 (15). – С. 40-46. (В соавторстве Гриншкун В.В. 50%).
72.Дидактические принципы многоуровневой фундаментальной методической под-готовки учителей информатики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатиза-ция образования». – М.: МГПУ, Томск, 2008. № 5 (15). – С. 97-100.
IV. Тезисы докладов всесоюзных, международных, всероссийских конферен-ций, съездов, семинаров
73.Формирование алгоритмического мышления на уроках информатики в началь-ной школе // Научная сессия Московского государственного открытого педагогическо-го университета: Тезисы докладов. – М.: МГОПУ, 1996. – С. 12.
74.К вопросу об алгоритмической подготовке младших школьников // Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики: Тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педвузов. – Калуга: Гриф, 1998. – С. 205-206.
75.Реализация проекта «Поколение.ru» в системе образования г. Москвы – итоги первого года работы ГИРЦ МГПУ // Информационные технологии в образовании: Сборник трудов участников XII Международной конференции. Часть II. – М.: МИФИ, 2002. – С. 168-169. (В соавторстве Рябов В.В., Новикова З.Н., 33%).
76.Роль дидактических принципов в повышении эффективности алгоритмической подготовки школьников // Информационные технологии в образовании: Сборник тру-дов участников XIII Междунар. конф. Часть III. – М.: Просвещение, 2003. – С. 49-50.
77.Особенности содержания учебника информатики для основной общеобразова-тельной школы // Сборник трудов участников XVI Международной конференция ИТО – 2006. Часть II. – М.: БитПро, 2006. – С. 48-49. (В соавторстве Кузнецов А.А.,
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., 20%).