- обоснована необходимость формирования медиаграмотности на основе анализа функционального спектра современных СМИ и социально-экономических и социокультурных тенденций развития общества, связанных с производством и распространением информации;
- дано определение медиаграмотности как ключевой компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста, обеспечивающей адекватное взаимодействие с медиасредой к условиях глобального информационного пространства; выделены качественные характеристики медиаграмотности в контексте компетентностного подхода к подготовке специалистов и современных тенденций в развитии медиаобразования, определяющие ее социальный характер и актуализацию во всех сферах жизнедеятельности человека: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой;
- выделены и описаны структурно-содержательные компоненты медиаграмотности: мотивационный компонент как готовность к проявлению компетенции; когнитивный компонент, включающий знания, сгруппированные по ключевым концептам медиаграмотности (процесс, контекст, медиатекст, медиарепрезентации); поведенческий компонент как набор умений, обеспечивающих адекватное взаимодействие с медиатекстами в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; ценностно-смысловой компонент как отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, формирующееся на основе базовых концептуальных положений медиаграмотности;
- разработана система принципов интегрированного обучения иностранному языку и медиаграмотности применительно к системе вузовского языкового образования, включающая принципы интеграции медиаобразования [Журин 2004] и совокупность принципов интегрированного обучения иностранному языку и медиаграмотности: принцип комплексного развития иноязычной коммуникативной компетенции и медиаграмотности при работе с текстами иноязычной медиакультуры, принцип диалога, принцип междисциплинарной интеграции, принцип интертекстуальности, принцип развития мультиграмотностей, принцип развития критического мышления, принцип развития творческого потенциала и принцип развития критической автономии обучаемых;
- дано теоретическое обоснование использования иноязычных медиатекстов в качестве средства формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов: определены сущностные и типологические характеристики медиатекста как «нового коммуникационного продукта» [Засурский 2005], выделены особенности восприятия и понимания медиатекстов, имеющие определяющее значение для формирования медиаграмотности в исследуемых условиях обучения;
- в качестве технологического решения проблемы представлена контекстуально-интерпретативная модель формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе работы с иноязычными медиатекстами, включающая целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный компоненты и построенная с учетом концептуальных положений медиаобразования, особенностей восприятия и понимания иноязычных медиатекстов, специфики процесса обучения на языковых факультетах.
1.Чичерина, Н.В. Медиаобразование в контексте изменяющейся социальной реальности: монография / Н.В. Чичерина / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2008.— 176 с. (10,56 п.л).
2.Чичерина, Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов / Н.В. Чичерина.— М.: Изд-во ЛКИ, 2008.—232 с. (14,5 п.л.).
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах,
рекомендованных ВАК
3.Чичерина, Н.В. Принципы формирования медиаграмотности в отечественной и зарубежной педагогике / Н.В. Чичерина // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки.— 2006.— Спец. вып.— С. 38–43. (0,4 п.л.)
4.Чичерина, Н.В. Об опыте разработки учебного курса «Американские СМИ» с акцентом на развитии критического мышления студентов / Н.В. Чичерина // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки.— 2006.— № 6.— С. 197–202. (0,4 п.л.)
5.Чичерина, Н.В. Особенности восприятия и понимания медиатекста / Н.В. Чичерина // Сибирский пед. журн.— 2007.— № 9.— С. 129–133. (0,4 п.л.)
6.Чичерина, Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности / Н.В. Чичерина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология).— СПб., 2007.— № 9(47).— С. 159–166. (0,6 п.л.)
7.Чичерина, Н.В. Проблемные речемыслительные задания с использованием аутентичной рекламы на уроке иностранного языка / Н.В. Чичерина // Вестник Российского гос. ун-та им. Иммануила Канта. Серия: Педагогические и психологические науки.— Калининград, 2007.— Вып. 11.— С. 79–85. (0,4 п.л.)
8.Чичерина, Н.В. О необходимости медиаобразования в контексте изменяющейся социальной реальности (по материалам отечественных и зарубежных исследований) / Н.В. Чичерина // Наука и школа.— 2008.— № 3 (июль).— С. 3–5. (0,5 п.л.)
9.Чичерина, Н.В. Медиатекст в контексте формирования медиаграмотности / Н.В. Чичерина // Сибирский пед. журн.— 2008.— № 7 (май).— С. 131–136. (0,4 п.л.)
Учебные пособия
10.Сhicherina, N.V. American mass media: newspapers, magazines, television / N.V. Сhicherina // American Potpourri: an American Studies ELT Series : [электронный ресурс].— English Language Office, US Embassy, Moscow, 2007.— 1 DVD-ROM.— 2500 экз. (2,4 п.л.)
Научные статьи
11.Чичерина, Н.В. Самостоятельная работа: личностные стратегии изучения иностранного языка / Н.В. Чичерина // Аспекты лингвистических и методических исследований : сб. науч. тр. / отв. ред.: Н.В. Чичерина, Т.А. Клепикова.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 1999.— С. 99–105. (0,5 п.л.)
12.Чичерина, Н.В. Проблемы и перспективы интеграции СМИ в процесс подготовки преподавателя иностранного языка / Н.В. Чичерина // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере : сб. материалов междунар. конф. / отв. ред. В.И. Голдин.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2002.— С. 366–369. (0,4 п.л.)
13.Чичерина, Н.В. Печатная реклама как аутентичный учебный материал / Н.В. Чичерина, В.Н. Дроздова // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере : сб. материалов междунар. конф. / отв. ред. В.И. Голдин.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2002.— С. 370–373. (0,3 п.л.)
14.Чичерина, Н.В. Динамика развития автономности у студентов факультета иностранных языков ПГУ при работе с материалами СМИ / Н.В. Чичерина // Академические чтения. Ценности современного образования: региональный аспект / отв. ред. В.Н. Булатов.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2004.— Вып. 4.— С. 98–100. (0,3 п.л.)
15.Chicherina, N.V. Disparity between the rich and the poor: some cross-cultural activities with the use of print media for an EFL classroom / N.V. Chicherina // Американистика глазами русских и американских исследователей: новые программы и новые подходы к преподаванию английского языка и общественных дисциплин : материалы интерактивных семинаров, 13–15 июня 2002 г. (г.Санкт-Петербург) и 24–26 июня (г.Архангельск).— СПб.; Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2004.— C. 166–174. (0,6 п.л.)
16.Чичерина, Н.В. Проблемы медиаобразования: из опыта Великобритании / Н.В. Чичерина // XVI международные Ломоносовские научные чтения : сб. науч. тр.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2004.— С. 323–327. (0,3 п.л.)
17.Chicherina, N.V. Developing media literacy in an EFL classroom: a cross-media approach / N.V. Chicherina // American studies through Russian and American eyes : international seminar.— Cherepovets State University, 2005.— P. 49–56. (0,5 п.л.)
18.Chicherina, N.V. Using the New Yorker covers in an EFL classroom / N.V. Chicherina // American studies through Russian and American eyes : international seminar.— Cherepovets State University, 2005.— P. 56–58, 160–161. (0,4 п.л.)
19.Чичерина, Н.В. Масс медиа и культурная глобализация в современном российском контексте / Н.В. Чичерина // XVII Ломоносовские международные научные чтения : сб. науч. трудов.— Архангельск: Изд-во Кира, 2005.—Вып. 1.— C. 128–135. (0,4 п.л.)
20.Chicherina, N.V. Teaching about cultural values and stereotypes with media texts / N.V. Chicherina // Reverberations from the Barents research and Cooperation : papers from the seminars and study trips organized by the Barents Specialists Project during 2004–2005.— Rovaniemi: University of Lapland, 2006.— P. 15–27. (0,4 п.л.)
21.Chicherina, N.V. Franklin D. Roosevelt’s radio talks and their impact on American presidency / N.V. Chicherina // Russia, the United States and Europe in the Baltic Region / под ред. Д.У. Мак Фэддена, А.М. Карпенко.— Калининград: Терра Балтика, 2005.— С. 159–164. (0,3 п.л.)
22.Chicherina, N.V. The Kid in Upper 4: Teaching American culture with a groundbreaking ad / N.V. Chicherina // Russia, the United States and Europe in the Baltic Region / под ред. Д.У. Мак Фэддена, А.М. Карпенко.— Калининград: Терра Балтика, 2005.— С. 194–203. (0,4 п.л.)
23.Чичерина, Н.В. Об организации курса медиаграмотности для учителей иностранного языка в рамках дополнительного образования / Н.В. Чичерина // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования.— М.: МАПДО, ИПКгосслужбы, 2006.— Вып. 9.— С. 116–122. (0,4 п.л.)
24.Чичерина, Н.В. Медиаграмотность как одна из ключевых компетенций современного специалиста / Н.В. Чичерина // Реформа системы высшего образования в сфере гуманитарных и социальных наук: проблемы и перспективы – США и Россия : материалы междунар. конф., Санкт-Петербург, 15–17 марта 2006 г.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.— С. 218–221. (0,3 п.л.)
25.Chicherina, N.V. Cultural globalization and the need for media literacy / N.V. Chicherina // Остров наследия в океане культур : материалы междунар. конф. по вопросам межкультурной коммуникации, Архангельск, 8–10 сентября 2005 г.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2006.— С. 49–60. (0,5 п.л.)
26.Chicherina, N.V. Some ways of integrating critical thinking activities into a course of “American mass media” / N.V. Chicherina // Развитие критического мышления и творческих способностей студентов : материалы междунар. конф., Архангельск, 21–22 сентября 2006 г.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2006.— С. 98–108. (0,4 п.л.)
27.Чичерина, Н.В. Базовые концептуальные положения теории медиа грамотности / Н.В. Чичерина // XVII Ломоносовские международные научные чтения : сб. науч. трудов:— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2006.— Вып. 3.—С. 179–184. (0,4 п.л.)
28.Чичерина, Н.В. Формирование ценностных ориентаций в процессе становления языковой личности / Н.В. Чичерина, М.В. Сафронова // XVII Ломоносовские международные научные чтения : сб. науч. трудов.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2006.— Вып. 3.— С. 157–160. (0,3 п.л.)
29.Чичерина, Н.В. Анализ визуальных медиатекстов: подходы, методы, приемы / Н.В. Чичерина // Лингвистика и лингводидактика: современные подходы : сб. статей.— Архангельск: Помор. ун-т, 2006.— С. 161–178. (0,8 п.л.)
30.Чичерина, Н.В. Анализ произведений современной фотожурналистики как средство формирования медиа грамотности / Н.В. Чичерина // Средства массовой информации в современном мире : СМИ–2006 : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 25 апр. 2006 г. / [Петербургские чтения; редкол.: В.И. Коньков и др.].— СПб.: Роза мира, 2006.— Ч. 2.— С. 191–197. (0,5 п.л.)
31.Чичерина, Н.В. Место медиаграмотности в учебных стандартах и планах / Н.В. Чичерина // Актуальные вопросы современного университетского образования : материалы IX Российско-Американской науч.-практ. конф., 15–17 мая 2006 г.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.— С. 83–87. (0,4 п.л.)
32.Чичерина, Н.В. Медиаобразование в США: проблемы и перспективы / Н.В. Чичерина // Вестник Центра американистики : сб. материалов.— Мурманск: МГПУ, 2007.— С. 79–83. (0,4 п.л.)
33.Чичерина, Н.В. Реализация дидактических принципов в процессе интеграции языкового и медиаобразования / Н.В. Чичерина // Лингвистика. Обучение. Культура : сб. статей.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2007.— Вып. 1.— С. 245–252. (0,4 п.л.)
34.Чичерина, Н.В. Key competences: some national and international frameworks / Н.В. Чичерина // Создание научно-образовательного пространства Баренцева Евро-Арктического региона: состояние, проблемы, перспективы : сб. науч. статей / отв. ред. И.Р. Луговская.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2007.— С. 172–183. (0,6 п.л.)
35.Чичерина, Н.В. Teaching “news” in a foreign language classroom: some interactive activities / Н.В. Чичерина // Интерактивные методы в преподавании американистики и иностранных зыков в университетах Северо-Запада России : материалы междунар. конф., Архангельск, 4–5 декабря 2007 г. / отв. ред. и сост. Е.П. Беляева, И.А. Кузьмичева / Поморский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2007.— С. 93–98. (0,3 п.л.)
36.Чичерина, Н.В. Принцип диалога в процессе интеграции медиаобразования и профессиональной языковой подготовки / Н.В. Чичерина // Актуальные вопросы современного университетского образования : материалы X Российско-Американской науч.-практ. конф., 14–16 мая 2007 г.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.— С. 410–413. (0,3 п.л.)
37.Чичерина, Н.В. О некоторых приемах обучения деловому английскому языку с опорой на аутентичный медиатекст / Н.В. Чичерина // Президентская программа подготовки управленческих кадров для экономики Архангельской области : материалы науч.-практ. конф.— Архангельск, 2008.— С. 91–97. (0,4 п.л.)
Материалы научно-практических конференций
38.Чичерина, Н.В. Художественный фильм как средство обучения иностранному языку / Н.В. Чичерина // X Ломоносовские чтения : докл. и тез.— Архангельск: Помор. гос. ун-т, 1998.— С. 274–275. (0,1 п.л.)
39.Чичерина, Н.В. Направления интернационализации высшего образования на Северо-Западе России / Н.В. Чичерина // Актуальные вопросы современного университетского образования : материалы V Российско-Американской науч-практ. конф., 13–16 мая 2002 г.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.—С. 81–82. (0,1 п.л.)
40.Чичерина, Н.В. Why use TV commercials in an ELT classroom? / Н.В. Чичерина // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : межвуз. сб. науч. тр. по материалам междунар. семинара, Мурманск, 5–9 мая, 2003 г. / отв. ред. Е.А. Беличенко.— Мурманск: МПГУ, 2004.— Ч. 2.— C. 91–92. (0,1 п.л.)
41.Chicherina, N.V. The course "American mass media" as an integral part of culture studies / N.V. Chicherina // Enhancing quality in foreign language teaching in higher education : conference materials.— Voronezh, 2004.— P. 34–35. (0,1 п.л.)
42.Чичерина, Н.В. Мультиграмотности как потребность информационного общества / Н.В. Чичерина // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире : сб. материалов науч.-практ. конф. / Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.— М., 2005.— Ч. II.— С. 352–354. (0,1 п.л.)
43.Чичерина, Н.В. Классификация новостных текстов / Н.В. Чичерина // Актуальные вопросы современного университетского образования : материалы VIII Российско-Американской науч.-практ. конф., 17–19 мая 2005 г. / РГПУ им. А.И.Герцена.— СПб., 2005.— С. 158–162. (0,3 п.л.)
44.Chicherina, N.V. Have the global media reshaped young Russians’ images of the West? / N.V. Chicherina // Reconsidering peripheries and centers : workshops and abstracts / VI Symposium for Russian and East European Studies, March 30–31, 2006.— University of Lapland, 2006.— P. 25–26. (0,1 п.л.)
45.Чичерина, Н.В. Педагогика мультиграмотностей как основа интеграции медиа и языкового образования / Н.В. Чичерина // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики : материалы междунар. науч. конф., Челябинск, 10–13 декабря 2007 г. / отв. ред. О.А. Турбина.— Челябинск: Изд-во ЮУрГУ.— Ч. 2.— С. 226–227. (0,1 п.л.)