- Представлены результаты фундаментального акмеологического исследования проблемы формирования образовательной среды подготовки специалистов на основе интеграции предметных полей философии, социологии, общей педагогики, психологии, акмеологии, педагогической и социальной психологии, психологии развития, психологии личности, педагогики высшей школы, теории и методики профессионального образования.
- Разработана и получила научно-методическое подтверждение акмеологическая концепция продуктивного формирования образовательной среды, системно объединяющая принципы и закономерности её функционирования, модель и алгоритм формирования, последовательность акмеологических технологий, а также раскрывающая механизмы, условия и факторы оптимизации.
- Обогащён понятийный теоретико-методологический аппарат введением и уточнением необходимых категорий и понятий «образовательная среда подготовки специалистов», «взаимообратная детерминация специалиста и среды», «дисперсное состояние образовательной среды», «акмеологический подход к формированию образовательной среды». Представлена в дополнение к уже разработанным типология образовательных сред, базирующаяся на общих закономерностях ряда целостных систем.
- Установлено, что в процессе формирования образовательной среды нормативные противоречия, связанные с реализацией подготовки специалистов, в определённой степени препятствуют полноценному функционированию среды: возможности последовательной реализации образовательных уровней, определению функциональной направленности уровней подготовки, определению соотношения терминов «уровень образования» / «ступень образования».
- Доказательно представлено, что продуктивное функционирование образовательной среды возможно при условии достижения сопоставимости отечественных образовательных структур с зарубежными.
- Показано, что в формировании образовательной среды использован оптимизирующий баланс подходов: в качестве базового применён системный (системообразующий элемент - личностно-профессиональное развитие специалиста); в качестве целевых - субъектный (достижение зрелости за счёт разрешения противоречий развития) и компетентностный (ориентирующий на трудоустройство и востребованность формируемых компетенций); в качестве интегративного - акмеологический (в его контексте проведена параллель между компетенциями и акмеологическими инвариантами как результат отрезка профессионализации «оригинал - идеал»).
- Доказательно подтверждена акмеологическая закономерность взаимозависимости уровня сформированности среды и личностно-профессионального развития её субъекта, а также локальные закономерности, характеризующие взаимозависимость уровня сформированности образовательной сред.
- Установлено, что в зависимости от приоритетов общей стратегии образовательного учреждения, проекта заданной системы (комбинация научного анализа, опыта, здравого смысла, интуиции) приобретает определённость акмеологический алгоритм формирования образовательной среды - устойчивая воспроизводимая временная последовательность внешних управленческих действий и развития личностных качеств будущего специалиста, определяющая этапность и внутреннее содержание становления его профессиональной компетентности, содействующая формированию его конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворению социальной потребности в высококвалифицированных специалистах.
- Разработана оптимизирующая образовательную среду последовательность акмеологических технологий, позволяющая будущим специалистам целенаправленно и упорядоченно осваивать предметные и профессиональные ситуации развития на основе вариативности, гибкости, интегративности. В научно-практических рекомендациях по их реализации сделан акцент на технологические показатели: гарантированность результата, целевую направленность, системность и целостность, новизну и перспективность, динамизм поиска и внедрения новых рациональных форм, стандартизацию, структурированность и воспроизводимость.
- Показано, что акмеологическая модель формирования образовательной среды представляет её взаимодействие с личностью будущего специалиста и других субъектов образовательного процесса посредством структурных (социального, ресурсного и акметехнологического) и личностных компонентов. Социальный компонент отражает комплекс социально ориентированных потребностей субъектов, их социальных взаимодействий, а также характеризует образовательную среду как составляющую широкой социокультурной среды жизнедеятельности. Ресурсный компонент - это система ресурсного обеспечения образовательной среды (учебно-информационные, кадровые, материальные ресурсы), адекватная целям образовательного процесса. Акметехнологический компонент - это система связей и взаимодействий между вышеназванными компонентами, то есть акмеологическое обеспечение развивающих возможностей образовательной среды.
- Выявлены акмеологические критерии и показатели сформированности образовательной среды подготовки специалистов. Впервые осуществлено комплексное исследование образовательной среды по внешним критериям, характеризующим степень её интеграции с широкой социокультурной средой жизнедеятельности субъектов, и по внутренним критериям, характеризующим уровень личностно-профессионального развития субъектов среды, объединённых единым интегративным критерием.
- Выделены уровни сформированности образовательной среды, выступающие как различная степень реализации критериев и показателей.
- Определены акмеологические условия и факторы формирования образовательной среды.
- Представлены параметры продуктивной деятельности специалистов в комплексе «образовательная среда - профессиональная среда». Изучение наличного состояния сформированности параметров деятельности (в частности, коммуникативной направленности) у работающих специалистов на производстве, учёт их пожеланий в плане расстановки доминант в процессе вузовской подготовки, учёт пожеланий работодателей позволили сформулировать научно-практические рекомендации по применению компетентностного подхода к построению основных образовательных программ. Выявлены акмеологические основания реализации компетентностного подхода путём построения параллели между понятиями «компетенции» и «акмеологические инварианты профессионализма».
1.Иванова В.И. Акмеологическая концепция формирования образо-вательной среды подготовки специалиста. – М.: РАГС, 2008. – 10,5 п.л.
2.Иванова В.И. Теоретические основы формирования и развития об-разовательной среды вуза в системе многоуровневой подготовки специа-листа. – М: Изд-во «Реалпроект», 2007. – 2,2 п.л.
3.Иванова В.И. Педагогическое проектирование учебного процесса в университете в контексте интеграционных тенденций в высшем образова-нии: Монография. Деп. в ИНИОН РАН № 59569 от 12.12.2005. – 9 п.л.
4.Иванова В.И. Совершенствование учебного процесса в университе-те в условиях реализации основных тенденций Болонского соглашения: Монография. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - 8,7 п.л.
5.Иванова В.И. Формирование культуры делового общения будущих инженеров: Монография. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. - 8,9 п.л.Учебно-методические пособия
6.Иванова В.И. Деловой французский (учебное пособие по истории развития европейской экономической интеграции для студентов экономи-ческих факультетов). – Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. – 6,1 п.л.
7.Иванова В.И. Электронный курс тестовых заданий для контроля зна-ний по французскому языку (бакалавриат, магистратура). – Тула, 2002. – 5 п.л.
8.Иванова В.И. Культура делового общения (учебно-методическое по-собие для студентов инженерных специальностей). - Брянск, 1998.- 4,8 п.л.
9.Иванова В.И. Методические указания по обучению чтению и пере-воду экономической литературы для студентов II курса. – Тула: Изд-во ТулГУ,1999. – 2 п.л.
10.Иванова В.И. Методические указания по обучению деловому об-щению на французском языке. - Тула: Изд-во ТулГУ, 1999. – 2 п.л.
Научные статьи, тезисы докладов
11.Иванова В.И. Культура делового общения как условие успешной профессиональной адаптации студентов технических вузов. Деп. в НИИ ВО № 192-98 от 23.10.98. – 0,4 п.л.
12.Иванова В.И. Вопросно-ответная тактика как элемент полемиче-ской культуры делового общения// Сб. научных статей «Технологическое образование и предпринимательство». Выпуск 3. – Брянск, 1998. – 0,3 п.л.
13.Иванова В.И. К вопросу о необходимости внедрения спецкурса «Культура делового общения» в систему профессиональной подготовки студентов вузов// Сб. научных статей «Технологическое образование и предпринимательство». Выпуск 3. – Брянск, 1998. – 0,3 п.л.
14.Иванова В.И. К вопросу о формировании профессиональной куль-туры специалиста в контексте его общекультурного развития // Сб. науч-ных статей «Актуальные проблемы технологического образования в школе и вузе». – Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1999. – 0,3 п.л.
15.Иванова В.И. Полемическая культура как компонент подготовки студентов вузов к деловому общению. Деп. в НИИ ВО № 191-98 от 23.10.98. – 0,5 п.л.
16.Иванова В.И. Формирование коммуникативных умений у будущих референтов-переводчиков через деловые игры // Сб. тезисов докладов IV Международной научно-практической конференции «Роль и место образо-вательной области «Технология» в системе общего среднего образования». – Брянск,1998. –0,2 п.л.
17.Иванова В.И. К вопросу о формировании профессиональной куль-туры специалиста в контексте его общекультурного развития // Сб. науч-ных статей «Актуальные проблемы технологического образования в школе и вузе». – Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1999. – 0,3 п.л.
18.Иванова В.И. Психолого-педагогические и методические основы формирования культуры делового иноязычного общения // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 2. - Тула, 1999. – 0,4 п.л.
19.Иванова В.И. Об опыте организации обучения будущих референ-тов-переводчиков деловому иноязычному общению в единстве его состав-ляющих компонентов // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языко-знания. Выпуск 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, 1999.– 0,6 п.л.
20.Иванова В.И. О целесообразности использования интернет-коммуникации на занятиях по иностранному языку. Психолого-педагогические аспекты данного использования // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 2. - Тула: Изд-во ТулГУ,1999.– 0,4 п.л.
21.Иванова В.И. Дидактические возможности дистанционного обучения в сети Интернет // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Теория и практика профессионально ориентированного обу-чения иностранным языкам». – Тула: Изд-во ТулГУ, 2000. – 0,3 п.л.
22.Иванова В.И. Работа студентов вуза в системе Интернет как ком-понент использования информационных технологий в учебном процессе вуза // Сб. тезисов межузовской научно-практической конференции «Со-временные образовательные технологии, их применение в учебном про-цессе и перспективы подготовки специалистов с высшим образованием». – Москва-Тула, Юридический институт МВД России , 2000. – 0,3 п.л.
23.Иванова В.И. Профессиональная ориентация как фактор формиро-вания мотивации к изучению иностранных языков в вузе // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам». - Тула: Изд-во ТулГУ, 2000. – 0,2 п.л.
24.Иванова В.И. Применение интернет-технологий в учебном процессе современного вуза // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: гуманитарные и социаль-но-экономические науки. Выпуск 6. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. – 0,5 п.л.
25.Иванова В.И. О целесообразности создания учебного курса «Дело-вой французский» в комплексе «Бумажный учебник – компьютерный учебник – интернет-учебник» // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 3.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. – 0,3 п.л.
26.Иванова В.И. Использование сети Интернет для повышения про-фессиональной квалификации преподавателей вуза // Сб. «Известия Тул-ГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 3.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2001.- 0,3 п.л.
27.Иванова В.И. Значение гуманитарной составляющей в формирова-нии профессионально важных качеств инженера // Сб. материалов Между-народной научно-практической конференции «Формирование профессио-нальной культуры специалистов XXI века в техническом университете». - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2001. – 0,3 п.л.
28.Иванова В.И. О некоторых психолого-педагогических аспектах применения электронных учебников // Сб. кратких докладов научно-методических секций XXXIX научно-практической конференции профес-сорско-преподавательского состава ТулГУ «Управление учебным процес-сом и современные технологии обучения». Выпуск 4. /Под ред. В.А.Голутвина, Г.В.Сундукова и др. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2002. – 0,2 п.л.
29.Иванова В.И. К вопросу об информациологических основах педа-гогики и филологии // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкозна-ния. Выпуск 4.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2002. – 0,3 п.л.
30.Иванова В.И. К вопросу применения электронных учебников в процессе обучения иностранному языку в классическом университете // Сб. материалов Всероссийского научного форума в рамках III фестиваля гуманитарных наук «Новый университет: классика и современность». - Тула: Изд-во ТулГУ, 2002. – 0,3 п.л.
31.Иванова В.И. О некоторых аспектах педагогической науки в связи с технологиями дистанционного обучения // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 4. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2002. – 0,4 п.л.
32.Иванова В.И., Коннова З.И. К вопросу о профессионально важных качествах инженера в условиях глобализации общественной жизни // Сб. материалов II Международной научно-практической конференции «Фор-мирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техниче-ском университете». - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2002. – 0,3 п.л.
33.Иванова В.И. О некоторых результатах экспериментальной работы по внедрению новых информационных технологий обучения иностранно-му языку // Сб. материалов межвузовской научно-методической конферен-ции «Инновационные процессы в обучении иностранному языку (дидакти-ка, перевод, культура)». – Тверь, 2002. – 0,3 п.л.
34.Иванова В.И. Основные тенденции информатизации системы выс-шего образования в условиях трансформации российского общества // Сб. материалов Международной научной конференции «Россия на пути к де-мократии и устойчивому развитию: характер общества и его способность к модернизации». – Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. – 0,3 п.л.
35.Иванова В.И. Обеспечение качества обучения иностранным язы-кам в рамках педагогического мониторинга // Сб. материалов III Междуна-родной научно-практической конференции «Формирование профессио-нальной культуры специалистов XXI века в техническом университете». – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. – 0,2 п.л.
36.Иванова В.И. Об эффективности использования элементов дистан-ционного обучения при изучении иностранных языков в ТулГУ // Сб. на-учно-методических материалов «Управление учебным процессом и совре-менные технологии обучения». Выпуск 5/ Под ред. И.С.Бляхерова, В.А.Голутвина – Тула: Изд-во ТулГУ, 2003 – 0,3 п.л.
37.Иванова В.И. О некоторых подходах к классификации и оценке ка-чества российских образовательных ресурсов // Сб. «Известия ТулГУ». Се-рия: проблемы языкознания. Выпуск 5. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. – 0,6 п.л.
38.Иванова В.И. К вопросу о педагогическом проектировании ин-формационно-образовательной среды вуза // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 6. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – 0,5 п.л.
39.Иванова В.И., Межуева И.В. Роль педагога как носителя информа-ции в учебном процессе // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы язы-кознания. Выпуск 6.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – 0,3 п.л.
40.Иванова В.И. К вопросу о технологическом подходе к педагогиче-скому проектированию // Сб. материалов X Международной конференции по технологическому образованию школьников/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева. - М.: МИОО, 2004. – 0,3 п.л.
41.Иванова В.И. Личностно ориентированный подход к проектирова-нию образовательной среды // Сб. материалов X Международной конфе-ренции по технологическому образованию школьников/ Под ред. Ю.Л.Хо-тунцева. - М.: МИОО, 2004. – 0,3 п.л.
42.Иванова В.И. О роли информации в учебном процессе в связи с образовательной интеграцией. Деп. в НИИВО № 010-2005 от 04.05.2005. - 0,8 п.л.
43.Иванова В.И. Международные правовые аспекты интеграционных процессов в Европе, предшествовавших подписанию Болонского соглаше-ния // Международное публичное и частное право. № 3 (24). 2005. – 0,4 п.л.
44.Иванова В.И. О некоторых нормативных противоречиях в связи с реализацией Болонских идей в России // Международное публичное и ча-стное право. № 4 (31). 2005. – 0,3 п.л.
45.Иванова В.И. Образовательная среда вуза в контексте развития ин-теграционных процессов в высшем образовании // Сб. статей «Модерниза-ция российского образования». Т. XVII. (Труды, прил. к журналу «Фило-софия образования»).– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 0,5 п.л.
46.Иванова В.И., Симоненко В.Д. Основные тенденции в развитии высшего образования в Европе второй половины XX века. Болонское со-глашение // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 7. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. – 0,6 п.л.
47.Иванова В.И. Реализация многоступенчатой подготовки в Россий-ской Федерации: этапы развития и актуальное состояние // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 7. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. – 0,6 п.л.
48.Иванова В.И. К вопросу о компетентностном подходе в связи с созданием на европейском уровне системы сопоставимых степеней // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 7. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. – 0,4 п.л.
49.Иванова В.И. О некоторых аспектах введения кредитной системы в практику российской высшей школы // Сб. материалов XI Международ-ной российско-итальянской научно-методической конференции «Роль го-сударственных образовательных стандартов в условиях реализации Болон-ской декларации». – М.: МГУТиУ, 2005. – 0,6 п.л.
50.Иванова В.И. Реализация многоступенчатой подготовки в универ-ситете в контексте участия России в Болонском процессе // Сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию УГТУ-УГТУ УПИ «Вузы России и Болонский процесс». - Екате-ринбург, 2005. – 0,3 п.л.
51.Иванова В.И. К вопросу о признании на рынке труда в Российской Федерации квалификации «бакалавр» // Alma mater (Вестник высшей шко-лы). № 11. 2005. – 0,3 п.л.
52.Иванова В.И. Модель развития личности современного профес-сионала в контексте международной образовательной интеграции // Сб. материалов VI Международной научно-практической конференции «Фор-мирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техниче-ском университете». - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2006. – 0,3 п.л.
53.Иванова В.И. Теоретико-методологические подходы к проектиро-ванию учебного процесса в вузе в контексте международной образова-тельной интеграции // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы педагоги-ки. Выпуск 2. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – 0,6 п.л.
54.Иванова В.И. Интеграция систем высшего образования: диалекти-ка развития процесса // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языко-знания. Выпуск 8. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – 0,3 п.л.
55.Иванова В.И. К вопросу о развитии феномена интеграции в обра-зовании // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: проблемы языкознания. Выпуск 8. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – 0,3 п.л.
56.Иванова В.И. Диалектические основы интеграционных процессов в высшем образовании // Сб. материалов VI Международной научной кон-ференции «Наука и образование», в 4 ч. (Ч. 2). – Кемерово: Изд-во «Белов-ский полиграфист», 2006. – 0,3 п.л.
57.Иванова В.И. Принципы педагогического проектирования учебно-го процесса в вузе в условиях международной образовательной интеграции // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование». - Липецк, 2006. – 0,2 п.л.
58.Иванова В.И. Об исследовании эффективности реализации тен-денций международной образовательной интеграции в учебном процессе вуза // Вестник БГУ. – Брянск, 2006. – 0,3 п.л.
59.Иванова В.И. Принципы организации подготовки специалиста в области техники и технологии в условиях международной образователь-ной интеграции // Сб. материалов Международного форума «Качество об-разования-2006» «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования». Том 1.– Ижевск, 2006. – 0,3 п.л.
60.Иванова В.И. Проектирование учебного процесса в вузе в услови-ях международной образовательной интеграции // Сб. материалов Между-народной конференции «Стратегическое управление университетом». - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. – 0,4 п.л.
61.Иванова В.И., Котнова А.С. Интеграция высшего образования Франции в европейское образовательное пространство // Сб. научно-методических статей «Актуальные проблемы образования в высшей шко-ле». - Тула: ТулГУ, 2006. – 0,2 п.л.
62.Иванова В.И. Акмеологическая характеристика образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста // Сб. «Известия ТулГУ». Серия: гуманитарные науки. Выпуск 1. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 0,5 п.л.
63.Ветров В.В., Иванова В.И. Исследование отношения работодате-лей к профессиональной квалификации «бакалавр» // Сб. материалов XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». – Уфа, 2008. – 0,3 п.л.
64.Иванова В.И., Бляхеров И.С. К вопросу о диагностике компетен-ций выпускника высшей школы // Сб. материалов XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». – Уфа, 2008. – 0,3 п.л.
Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных работ,
отражающих содержание докторских диссертаций
65.Иванова В.И. Опыт создания кредитной системы в ТулГУ // Педа-гогика. № 7. 2005. – 0,7 п.л.
66.Иванова В.И. Болонский процесс и российское высшее образова-ние // Педагогика. № 1. 2006. – 0,9 п.л.
67.Иванова В.И. О некоторых нормативных противоречиях в связи с реализацией болонских идей в России // Журнал Московского гуманитар-ного университета «Знание. Понимание. Умение». № 3. 2005. – 0,3 п.л.
68.Иванова В.И. Экспериментальное исследование значимости обра-зовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста // Мир психологии. № 3. 2007. – 0,5 п.л.
69.Иванова В.И. Акмеологические закономерности и механизмы фор-мирования образовательной среды подготовки специалистов // Акмеоло-гия. № 3. 2008.- 0,6 п.л.
70.Иванова В.И. Исследование сформированности образовательной среды подготовки специалиста // Акмеология. № 3. 2008. – 0,5 п.л.
71.Иванова В.И. Организационно-управленческие аспекты формиро-вания образовательной среды // Вестник университета (Государственный университет управления). № 2. 2008. – 0,5 п.л.