Научная тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе экзистенциально-рефлексивного подхода разработана концепция дидактического диалога, существенно дополняющая современную теорию профессионально-педагогического образования, теорию диалога и  теорию личностного развития.
  2. Обоснована  концептуальная модель дидактического диалога,  включающая в себя три основных компонента: содержательный, формообразующий и личностный. Данная модель отражает представление об идеальном сотворческом процессе и, таким образом, является избыточной по отношению к реальности, что в перспективе дает возможность использовать ее в качестве наиболее полного эталона в фундаментальных исследованиях для интерпретации многообразия эмпирических данных, а также в прикладном аспекте - в качестве диагностического средства.
  3. Выявлена и обоснована сущность дидактического диалога, связанная с усилением проблематизации педагогического знания, актуализацией ценностных смыслов и расширением экзистенциально-рефлексивного пространства субъектности в процессе профессионально-педагогической подготовки учителя музыки в вузе.
  4. Обоснованы закономерности  дидактического диалога,  выявляющие взаимообусловленность и взаимосвязи между педагогическим управлением и самоуправлением; овладением технологией диалога и развитием профессионально-педагогических умений; познавательным взаимодействием и интегральными личностными ресурсами.
  5. Раскрыты принципы дидактического диалога в диалектике «общее»- «особенное» - «отдельное», раскрывающие взаимосвязи онтологического, дидактического и специфического его существования,  в соответствии с которыми была  реализована экспериментальная программа обучения.
  6. Выявлены типологические модели дидактического диалога, определяемые следующими критериями различения: мерой диалогичности / монологичности процесса обучения; мерой обобщения содержания педагогического знания; приоритетом реализации функций; разнообразием целевых установок.
  7. Обоснована и апробирована в опытно-экспериментальной работе  технология дидактического диалога на основе  анализа ситуаций и решения педагогических задач студентами в единстве с усвоением эвристической обучающей программы,  доказан  ее развивающий потенциал.
  8. Определена специфика профессионально-педагогической подготовки учителя музыки; выявлены концептуальные этико-эстетические положения, раскрывающие диалогическую  природу музыкального искусства; обоснованы принципы организации музыкально-педагогического диалога.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1. Бочкарева, О.В. Дидактический диалог в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей музыки [Текст]: монография / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.─ 320 с.(20 п.л.).

2. Бочкарева, О.В. Музыка и диалог: научно-методическое пособие [Текст] / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.─ 137 с. (9 п.л.).

3. Бочкарева, О.В. Принципы и методы организации музыкально-эстетических бесед для учителей начальных классов [Текст]: методические рекомендации /О.В.Бочкарева, И.В.Задорожная. ─ Ярославль: Изд-во ЯПК, 1998.─ 48 с.(3 п.л.).

4. Бочкарева, О.В. Методические рекомендации к проведению художественно-педагогического анализа вокально-хорового произведения [Текст] / О.В.Бочкарева.─ Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 16 с. (1п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов исследования докторских диссертаций

5. Бочкарева, О.В. Этико-эстетическая направленность художественного диалога в педагогическом образовании [Текст] / О.В. Бочкарева // Искусство и образование.─ 2006.─ №6.─ С. 49─69 (0,9 п.л.).

6. Бочкарева, О.В. Системная модель дидактического диалога: технология, функции [Текст] / О.В. Бочкарева // Вестник Костромского государственного университета.─ 2006.─ №6.─ С.32─39 (0,7 п.л.).

7. Бочкарева, О.В. Пространство дидактического диалога как смысл культуры [Текст] / О.В. Бочкарева // Сибирский педагогический журнал.─ 2007.─ №7.─ С.139─144 (0,6 п.л.).

8. Бочкарева, О.В. Творчество как смысловая ценность дидактического диалога [Текст] / О.В. Бочкарева // Сибирский педагогический журнал.─ 2007.─ №8.─ С.158─166 (0,7 п.л.).

9. Бочкарева, О.В. Культурологические основы художественно-педагогического диалога [Текст] / О.В. Бочкарева // Искусство и образование.─ 2008.─ №1.- С. 4─19 (0,8 п.л.).

10. Бочкарева, О.В. Диалогическая направленность педагогического образования [Текст]/ О.В.Бочкарева // Высшее образование в России.─ 2008.─ №4.─ С.160─164 (0,7 п.л.).

11. Бочкарева, О.В. Аксиологическая направленность дидактического диалога [Текст]/ О.В.Бочкарева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: серия «Педагогические науки».─ 2008.─ №2.─ С.4─ 8 (0,7 п.л.).

12. Бочкарева О.В. Развитие эмпатии в дидактическом диалоге [Текст]/ О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник .─ 2008.─ №.2─ С.13 – 17─ (0,7 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов, материалов конференций

13. Бочкарева, О.В. Решение педагогических задач в условиях диалоговой формы обучения [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения: Тез. докл. 3 межвуз. науч.-метод. конф. / Ред. В.П.Гавриков.─ Калинин: КГУ, 1990.─ С.23─24 (0,1п.л.).

14. Бочкарева, О.В. Диалог как средство активизации творческого мышления студентов [Текст] / О.В.Бочкарева // Воспитание учащейся молодежи в духе мира и новое политическое мышление: материалы междунар. науч. конф / Ред. С.А.Демьянчук, Б.Н.Митюров.─ Ровно: РПИ, 1990.─ С.238─239 (0,1 п.л.).

15. Бочкарева, О.В. Использование педагогических задач в формировании гуманистической направленности студентов [Текст] / О.В.Бочкарева // Воспитание учащейся молодежи в духе мира и новое политическое мышление: материалы межвузовской научной конференции / Ред. С.А.Демьянчук, Б.Н.Митюров.─ Ровно: РПИ, 1990.─ С.239─240 (0,1 п.л.).

16. Бочкарева, О.В. Теоретические аспекты проблемы межпредметных связей в музыкально-педагогической подготовке студентов факультета начальных классов [Текст] О.В.Бочкарева // Тезисы докл. 1-ой конференции молодых ученых /Отв. ред.В.В.Карпов.─ Ярославль: ЯГПУ, 1991.─С.99─100 (0,1 п.л.).

17. Бочкарева, О.В. Дидактические возможности диалога при решении педагогических задач [Текст] / О.В.Бочкарева // Актуальные вопросы методической, психолого-педагогической и специальной подготовки учителя в высшей школе: межвуз. сб. науч. тр. / Ред. В.В.Чекмарев, С.Б.Косарев.─ Кострома: КГПИ, 1991.─ С.4─7 (0,3 п.л.).

18. Бочкарева, О.В. Решение педагогических задач в условиях диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Резервы интенсификации учебно-воспитательного процесса педагогического вуза: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.Ф.Спирин.─ Кострома: КГПИ, 1990.─ С.122─130 (0,6 п.л.).

19. Бочкарева, О.В. Проблемы фольклора в школьной программе по музыке [Текст] / О.В.Бочкарева // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: мат-лы Всесоюз. науч.-прак. конф. / Отв. ред. В.Н.Волков. ─ Чебоксары: ЧГПИ, 1991.─ С. 88─90 (0,2 п.л.).

20. Бочкарева, О.В. Оценка эффективности дидактического диалога при решении педагогических задач [Текст] / О.В.Бочкарева // Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя: Тез. докл. межвуз. науч. конф. / Отв. ред. А.А.Орлов. ─ Тула: ТГПИ, 1992.─ С.27─28 (0,1 п.л.).

21. Бочкарева, О.В. Дидактические функции диалога при решении педагогических задач [Текст] / О.В.Бочкарева // Как решать педагогические задачи: тез. докл. и сообщений межд. науч.-практ. конф. «Решение педагогических задач в системе непрерывного педагогического образования» / Отв. ред. Л.Ф.Спирин.─ М. ─ Кострома: КГПИ, 1992.─ С.41─42 (0,1 п.л.).

22. Бочкарева, О.В. Диалогическая природа музыкально-педагогического общения [Текст] / О.В.Бочкарева // Гуманитаризация учебного процесса как средство гуманизации личности: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Под ред. С.В.Столбуновой.─ Ярославль, 1995.─ С.57─59 (0,3 п.л.).

23. Бочкарева, О.В. Оценочные суждения в диалоге при решении педагогических задач [Текст] / О.В.Бочкарева // Проблемы многоуровневой подготовки учителя начальных классов: тезисы докладов на межвуз. науч.-метод. конф. / Отв. ред. В.Г.Лысенко.─ Брянск: БГПУ, 1995.─ С.11─12 (0,1 п.л.).

24. Бочкарева, О.В. Принцип актуального художественного открытия в музыкально-педагогическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Проблемы воспитания в период социальных перемен: сборник научных трудов / Отв. ред. И. И. Валеев.─ М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.─ С.40─43 (0,4 п. л.).

25. Бочкарева, О.В. Смысловая направленность диалога при решении педагогических задач [Текст] / О.В.Бочкарева // Содержание и формы работы педагогических вузов по начальному образованию молодежи в современных условиях: тезисы международной конференции.─ Самара: СПГУ, 1996.─ С.78─81 (0,3 п. л.)

26. Бочкарева, О.В. Этико-психологическая направленность диалога при анализе педагогических ситуаций [Текст] /О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник: научно-методический журнал /Гл. ред. В.В.Афанасьев.─ 1997.─№1.─ С.49─53 (0,8 п. л.).

27. Бочкарева, О.В. Художественно-игровая природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте. / Отв. ред. В.Н.Белкина.─ Ярославль: ЯГПУ, 1997.─ С.59-60 (0,2 п.л.).

28. Бочкарева, О.В. Анализ педагогической ситуации диссонирующего типа в дидактическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Актуальные проблемы в области психологии: сб. тез. межвуз. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Ред А.А.Аладьева.─ Ярославль: ЯГПУ, 1997.─ С.67─70 (0,3 п.л.).

29. Бочкарева, О.В. Принцип катарсиса в музыкально-педагогическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Образование и воспитание в меняющемся мире / Ред. И.И.Валеев, П.В. Конаныхин.─ М.: МПА, 1997.─ 150─154 (0,5 п.л.).

30. Бочкарева, О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Интеграция образования.─ Саранск: МГУ, 1997.─ № 1─2.─ С.75─78 (0,6 п.л.).

31. Бочкарева, О.В. Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге [Текст] /О.В.Бочкарева //Ярославский педагогический вестник: научно-методический журнал / Гл. ред. В.В.Афанасьев.─ Ярославль: ЯГПУ, 1997.─№4─ С.62─67 (0,8 п.л.).

32. Бочкарева, О.В. Интерпретация музыки Шуберта как художественный диалог [Текст] / О.В.Бочкарева // Шуберт в музыкальной педагогике: сборник статей к 200-летию со дня рождения Ф.Шуберта / Отв. ред. Н.М.Провозина.- Ханты-Мансийск, 1998.─ С.13─15 (0,2 п. л.).

33. Бочкарева, О.В. Музыкально-эстетический диалог в современной социоситуации [Текст] / О.В.Бочкарева, Л.П. Новикова // Проблемы провинциальной художественной культуры: материалы всероссийской научной конференции / Ред. Н.К. Шабанов.─Курск: КГПУ, 1998.─ Т.1.─ С.29─31 (0,2 п.л.).

34. Бочкарева, О.В. Художественная направленность музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования: сб. науч. тр. / Отв. ред. А.Р.Шикун, Ю.П.Платонов.─ Тверь: МПА, ТГУ, 1998.─ С. 184─186 (0,3 п.л.).

35. Бочкарева, О.В. Педагогический диалог и культура [Текст] /О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник: научно-методический журнал / Отв. ред. В.В.Афанасьев.─ Ярославль: ЯГПУ.─1998.─ №3.─ С.74─77 (0,5 п.л.)

36. Бочкарева, О.В. Принцип эмпатической расположенности в музыкально-педагогическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Образование. Общество. Человек: материалы международной научно-практической конференции «Чтения Ушинского» /Отв. ред.─ Ярославль: ЯГПУ, 1998.─С. 43─46 (0,3 п.л.).

37. Бочкарева, О.В. Диалогическая природа игровой и музыкально-эстетической деятельности [Текст] / О.В.Бочкарева // Тезисы докладов научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей ярославской области.─ Ярославль: 1999.─ С.3 (0,1 п.л.).

38. Бочкарева, О.В. Музыковедческие аспекты тематизма программы Д.Б.Кабалевского [Текст] / О.В.Бочкарева // 25 лет системе музыкального образования, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского.─ Материалы областной научно-практической конференции / Ред.А.В.Плохов. ─ Ярославль, 2000.─ С.14─18 (0,4 п.л.).

39. Бочкарева, О.В. Диалог как способ творческого мышления будущих учителей музыки [Текст] / О.В.Бочкарева // Алмазовские чтения / Отв. ред. И.А.Бродова.─ Ярославль: ЯТИ, 2000.─ С. 105-106 (0,2 п.л.).

40. Бочкарева, О.В. Художественный диалог на уроке музыки в малокомплектной сельской школе [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие личности сельского школьника: материалы традиционных педагогических чтений, посвященных К.Д.Ушинскому / Отв. ред. Л.В.Байбородова.─ ЯГПУ, 2000.─ С.88─89 (0,2 п.л.).

41. Бочкарева, О.В. Духовная природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: материалы 1-ой междун.межвуз.науч.-практ. конф. / Ред. Н.В.Панкевич.─ Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001.─ Т.1.- С.105─106 (0,2 п.л.).

42. Бочкарева, О.В. Между-личностный диалог как ведущий метод в педагогике театрального вуза [Текст] / О.В.Бочкарева // Музыкальное искусство в системе мастерства актера (вопросы теории, методики, исполнительства) / Ред.-сост. И.А. Бродова.─ Ярославль: Ремдер, 2001.─ С.6─17 (0,8 п.л.).

43. Бочкарева, О.В. Специфика решения художественно-коммуникативных задач на уроке музыки в малокомплектной сельской школе [Текст] / О.В.Бочкарева // Подготовка и работа учителем сельской школы: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Л.В.Байбородова.─ Ярославль: ЯГПУ, 2001.─ С.108─110 (0,3 п.л.).

44. Бочкарева, О.В. Взаимосвязь этического и эстетического в музыкально-педагогическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Нравственное воспитание: материалы традиционных педагогических чтений, посвященных К.Д.Ушинскому / Отв.ред.М.И.Рожков.─ Ярославль: ЯГПУ, 2001.─ С.37─39 (0,3 п.л.).

45. Бочкарева, О.В. Диалогическая модель музыкального мышления [Текст] / О.В.Бочкарева // Ребенок и современное общество: материалы конференции «Чтения Ушинского» / Отв. ред. Н.Н.Иванов. - Ярославль: ЯГПУ, 2002.─ С.81─83 (0,2 п.л.).

46. Бочкарева, О.В. Творческая природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: сборник статей научно-практической конференции / Под ред. Г.К. Селевко, М.Д.Солдатенковой, С.А.Томчук.─ Ярославль: ИРО.─ 2003.─ С.95─100 (0,5 п.л.).

47. Бочкарева, О.В. Творческие возможности музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Современные проблемы дошкольного и начального образования: материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ / Отв. ред. Н.Н.Иванов, 2004.─ С.133─138 (0,4 п.л.).

48. Бочкарева, О.В. Интонационная природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Педагогический вестник /Отв. ред. В.В.Афанасьев. - Ярославль: ЯГПУ, 2004.─ С.123─130 (0,7 п.л.).

49. Бочкарева, О.В. Нравственно-эстетические возможности музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В. Бочкарева, Л.Ф.Спирин // Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: межвузовский сб. науч.тр.; Отв. ред. З.В. Румянцева.─ Кострома: КГПУ, 2001.─ С.13─19 (0,5 п.л.).

50. Бочкарева, О.В. Интерпретация музыкального образа как диалог творческих личностей [Текст] / О.В.Бочкарева // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: материалы межд. науч. конф. «Алмазовские чтения» / Под ред. И.А.Бродовой, Т.С.Злотниковой и др. ─ Ярославль: Ремдер, 2005.─ С.448─454 (0,5 п.л.).

51. Бочкарева, О.В. Теоретические аспекты рассмотрения диалогического взаимодействия «композитор» ─ «исполнитель» ─ «слушатель» [Текст] / О.В.Бочкарева // Музыкальное образование в новом тысячелетии: материалы обл. науч.-практ. конф./ Отв. ред. О.М.Фалетрова. ─Ярославль: ЯГПУ, 2004.─С.31─36 (0,4 п.л.).

52. Бочкарева, О.В. Музыкально-педагогический диалог как средство развития личности [Текст] / О.В.Бочкарева // Дошкольное и начальное образование: методология и методика: материалы межд. конф. «Чтения Ушинского» /Отв. ред. Н.Н.Иванов.─ Ярославль: ЯГПУ, 2005. ─ С.215─221 (0,5 п.л.)

53. Бочкарева, О.В. Диалогическая направленность педагогического анализа [Текст] / О.В.Бочкарева // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: материалы межд. науч. конф. : в 2─х т. / Под ред. М.И. Рожкова.─ Ярославль: ЯГПУ, 2005. ─ Т.1.─ С.73─75 (0,4 п.л.).

54. Бочкарева, О.В. Влияние музыкально-педагогического диалога на самосознание личности [Текст] / О.В.Бочкарева // Ребенок – источник и критерий жизни: образование и воспитание: материалы межд. науч. конф. «Чтения Ушинского» / Отв. ред. Н.Н.Иванов. ─ Ярославль: ЯГПУ, 2006. ─ С.95─102 (0,6 п.л.).

55. Бочкарева, О.В. Диалог в контексте гуманизации образования [Текст] / О.В.Бочкарева // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Н.Белкина.─ Ярославль: ЯГПУ, 2006. ─ С.59─63 (0,6 п.л.).

56. Бочкарева, О.В. Диалогическая природа музыкально-художественного творчества [Текст]/ О.В.Бочкарева // Свет разума: материалы межд. конф. «Чтения Ушинского» пед. ф-та. / Отв. ред. Н.Н.Иванов. ─ Ярославль: ЯГПУ. ─ 2007.─ С. 185─195 (0,7 п.л.).

57. Бочкарева, О.В. Условия эффективного проведения дидактического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы межд. конф. «Чтения Ушинского» в 2 ч./ Отв. ред. М.И.Рожков. ─ Ярославль: Изд-во ЯГПУ. ─ 2007. ─ Ч.2.- С. 281-289 (0,7 п.л.).

58. Бочкарева, О.В. Актуализация ценностно-смысловой позиции студентов в дидактическом диалоге [Текст]/ О.В.Бочкарева // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: материалы науч. конф. / Ред. М.И.Рожков.- Яр.: Изд-во «Литера».- 2008.- С. 63 – 65 (0,2 п.л.).