- Диссертант на основе комплексного подхода рассмотрел и обосновал, что политическое многообразие как объективный социально-политический феномен непосредственно связан с формированием и реализацией разнообразных политических интересов различных социальных групп. Исходя из этого выявлено, что политическое многообразие способствует обеспечению на практике конституционных прав и свобод граждан, оптимизации деятельности политических партий, гармонизации функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти, регулированию отношений Федерации и её субъектов в сфере совместного ведения и разграничении предметов ведения и полномочий между органами публичной власти всех уровней.
- Рассматривая конституционные принципы как нормы, официально закрепляющие политические ценности, политические институты, механизмы государственно-правового ассемблирования общественных связей и отношений государственной власти и институтов гражданского общества, исследователь установил, что политологический подход к пониманию конституционного принципа политического многообразия в Российской Федерации окончательно не оформился, что является главной проблемой его реализации в политической практике.
- Определяя «политический интерес» как осознанную потребность субъектов политических отношений по достижению разнокачественных целей в политических процессах и действиях, конечной целью которых является завладение политической властью или получение возможности оказывать на неё влияние, автор устанавливает, что именно различия в политических интересах социальных групп и являются необходимым основанием материализации принципа политического многообразия.
- Анализируя подходы к исследованию принципа политического многообразия в зарубежной и отечественной науке, диссертант установил, что большинство современных учёных признают идею политического многообразия и прерогативу государства во внедрении её в деятельность субъектов политики. Однако, большинство исследований, касающихся различных аспектов данного феномена, явно неполны, непоследовательны и, в известной степени, априорны. В обществознании России термин «политическое многообразие» долгое время относился к разряду категорий политической идеологии, в результате чего в настоящий момент принцип политического многообразия не имеет достаточной научной разработанности.
- В результате комплексного рассмотрения политико-правовой основы осуществления политического многообразия в России, установлено, что реализация данного принципа, закреплённого в Конституции РФ, не ограничивается только его прямым использованием, а осуществляется посредством более конкретных нормативно-правовых предписаний, зафиксированных в федеральном и региональном законодательстве, а также в нормативных и правовых актах муниципальных органов власти.
- На основе изучения документов, регламентирующих обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, докторант показал, что прогрессирует тенденция по минимизации роли и компетенции регионов в процессе обеспечения безопасности федеративного государства. Однако исследование показывает, что сегодня необходимо принятие единой, в определённой степени стандартизированной модели региональной безопасности с учётом специфики каждого отдельно взятого региона.
- Автором доказано, что современные политические партии в Российской Федерации не являются в полной мере посредниками между государством и гражданским обществом. Этому не способствует формирующаяся в России многопартийность, которая не является реальным фактором политики и не отвечает принципу политического многообразия как действенного механизма, стимулирующего власть в интересах населения через конкуренцию в политической практике.
- В рамках политологического подхода соискателем проанализирована система государственного управления и отмечается, что в условиях демократических процессов, данное управление можно именовать как «полисубъектное» - особый вид социального управления в демократическом государстве, рассчитанное на тесное взаимодействие социально-политических субъектов при наделении их необходимым объёмом политико-правовых полномочий. При этом ни государство, ни отдельно взятые социальные группы не должны и не могут обладать политической властью без согласия и участия народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. В Российской Федерации полисубъектное управление, способствующее созданию нормальных условий согласованного функционирования всех ветвей и уровней власти, находится на стадии формирования.
- В процессе исследования установлено, что в мировой практике не существует универсальной избирательной системы: господствующая элита любого государства всегда ориентирована на выбор той модели избирательной системы, которая принесёт ей преимущества на выборах и в реализации её собственных политических интересов. Существующая в Российской Федерации избирательная система не способствует в должной степени развитию политического многообразия, поскольку её основное назначение - самовоспроизводство власти, ограничение многопартийности и возможное регулирование плюрализма позиций и взглядов.
- Проанализировав деятельность государства в аспекте разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти, автор доказал, что на современном этапе становления российской государственности сохраняются нерешённые социально-политические проблемы федеративных отношений, вызванные незавершённостью процесса разграничения полномочий по предметам совместного ведения; несовершенством модели бюджетного федерализма.
- В диссертационной работе обосновано, что для реализации политического многообразия в Российской Федерации, в выработке государственной этнонациональной политики, учитывающей разнообразные и многочисленные интересы этнонациональных сообществ, непосредственное участие должны принимать различные субъекты социально-политических отношений, непосредственными участниками данного процесса должны выступать сами нации и этнические общности.
- Докторантом обосновано, что процесс конвергенции политической элиты в России имеет как позитивные, опирающиеся на реализацию политического многообразия, так и негативные, связанные с желанием федерального Центра укрепление политической вертикали власти, моменты.
1.Старостенко К.В. Конституционно-политическое многообразие: сущность и проблемы реализации в Российской Федерации / Моно-графия. – Издательский Дом Р. Асланова «Юридический Центр», «Юридический Центр-Пресс», 2008. - 18,5 п.л.
2.Сальников Е.В., Старостенко А.М., Старостенко К.В. и др. Методо-логия изучения местного самоуправления в контексте конституци-онного и политического многообразия / Методология гуманитарных дисциплин и правопознание: Монография. – Орел: ОрЮИ МВД Рос-сии, 2005. – 163 с. (авт. вклад - 1 п.л.)
3.Старостенко К.В., Башкунов А.А. Социально-политическая безопас-ность регионов Российской Федерации: состояние и угрозы / Моно-графия. – Орел: Издательство ОРАГС, 2007. – 11 п.л. (авт. вклад - 5,7 п.л.)
4.Старостенко К.В. Политическое многообразие: пути реализации и ограничение в Российской Федерации / Монография. – Орел: изд-во Орел ГАУ, 2008 – 15,5. п.л.
Учебные и учебно-методические пособия
5.Старостенко К.В. Национальная безопасность / Учебно-методическое пособие. Орел: Издательство ОРАГС, 2003. - 7,75 п.л.
6.Старостенко К.В. Политическое многообразие в России: необходи-мость и проблема многопартийности // Учебно-методическое посо-бие для самостоятельной работы студентов / Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора А.А. Мерцалова, доктора философских наук, профессора А.М. Старостенко. Орел: Изд-во ОРАГС. 2004. 468с. (авт. вклад - 0,7 п.л.)
7.Старостенко К.В. Культурная компетентность: проблемы нацио-нальной политики и политического многообразия // Государствен-ное и муниципальное управление. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Под общей редакцией док-тора экономических наук, профессора А.А. Мерцалова, доктора фи-лософских наук, профессора А.М. Старостенко. Орел: Изд-во ОРАГС. 2004. 468с. (авт. вклад - 0,9 п.л.)
8.Старостенко К.В. Политология: Учебное пособие / Под ред. К.В. Старостенко – Орел: изд-во Орел ГАУ, 2005. – 18,4 п.л.
9.Старостенко К.В. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» / Учебно-методическое пособие - Орел: Издательство ОРАГС, 2006. - 5,75 п.л.
Статьи в периодических изданиях, входящих в перечень ВАК РФ, для публикации научных работ
10.Старостенко К.В. Политическое многообразие как фактор оптими-зации модернизации // Научные ведомости Белгородского государ-ственного университета. – 2007. - № 8 (39). Вып. 4. - С. 145-149. (0,6 п.л.)
11.Старостенко К.В. Проблема выборов в контексте политического многообразия в Российской Федерации // Власть. - 2008. - № 3. - С. 9-12. (0,8 п.л.)
12.Старостенко К.В. Альтернативные выборы – основа реализации кон-ституционного принципа политического многообразия // Актуаль-ные проблемы российского права. - 2008г. - № 3 (8) - С. 49-56. (0,5 п.л.).
13.Старостенко К.В.Обеспечение безопасности государства в условиях полисубъектного управления // Федерализм. – 2008. - № 1. - С. 27-36. (0,8 п.л.)
14.Старостенко К.В. Политическое многообразие в условиях современ-ной модернизации России // Вестник Тамбовского университета. Се-рия Гуманитарные науки. Тамбов. 2008. Вып 2. (58) С. 466-472. (0,5 п.л.)
15.Старостенко К.В. Полисубъектное управление: взаимоотношение государства и гражданского общества // Среднерусский вестник об-щественных наук. – 2009. - № 3. (0,7 п.л.)
16.Старостенко К.В. Плюрализм: некоторые проблемы теории // Право и политика. - 2009. (0,7 п.л.) – в печати.
Статьи и тезисы
17.Старостенко К.В. Политический риск как объективный феномен ре-формационных процессов. Политическая стабильность общества в условиях реформ // Материалы «круглого стола» 20.05.98г. – Орел: Изд-во ОРАГС, 1998. (0,2 п.л.).
18.Старостенко К.В. Политический риск как условие эффективности модернизационных процессов в России // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX- XXI веков. Мате-риалы международной научно-теоретической конференции 13-15 мая 1998г. Орел: Орел ГТУ, 1998. (0,2 п.л.).
19.Старостенко К.В. Политический риск: проблемы моделирования // Социально-экономические и политические процессы в условиях корректировки курса реформ в регионах центра России (в оценках и проблемах молодежи). Материалы межвузовской конференции уче-ных (25.06.99). Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. (0,3 п.л.).
20.Старостенко К.В. Политический менталитет // Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государ-ственности. Международная научная конференция. Орел ГТУ. Орел: типография ОрелГТУ, 2000. (0,2 п.л.).
21.Старостенко К.В. Политический риск и проблемы ментального мышления государственных служащих // Научно-популярный жур-нал «Образование и общество» № 1(7). 2000г. (0,5 п.л.).
22.Старостенко К.В. Риск: проблемы конструктивного мышления // Международная конференция «Fundamental and applied technological problems of machine building» 28-30 September 2000. - (0,1 п.л.).
23.Старостенко К.В. Новая парадигма социального управления // Ре-формирование государственной службы и обновление кадровой по-литики в органах власти. Материалы заседания «Круглого стола» Орел: Изд-во ОРАГС. 2004. (0,3 п.л.).
24.Старостенко К.В. Политический риск: проблемы политико-правового популизма // Россия на пути к демократии и устойчивому развитию: характер общества и его способность к модернизации. Материалы международной научной конференции 1-3 апреля 2003 года. – Тула: Гриф и К, 2003. (0,1 п.л.).
25.Старостенко К.В. Экологическое образование: социокультурные ас-пекты и противоречия // Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития современного российского общества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. - Брянск. 2004. (0,3 п.л.).
26.Старостенко К.В. Демократия и проблемы полисубъектного управ-ления обществом // Институциональная эволюция политической системы России в условиях административной реформы. Материалы межрегиональной конференции молодых ученых «Институты госу-дарственного управления как ресурс общественного развития со-временной России» 27-28 апреля 2004г. Под общей редакцией Ва-сютин Ю.С. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2004.- (0,4 п.л.).
27.Старостенко К.В. Проблемы институциализации местного само-управления России в условиях политического многообразия // Соци-альное управление: теория и практика в современной России. Мате-риалы межрегиональной конференции молодых ученых «Институты государственного управления как ресурс общественного развития современной России (247-28 апреля 2004г.). Орел: Изд-во ОРАС. - 252с. (0,9 п.л.).
28.Старостенко К.В. Политическое многообразие в системе националь-ной безопасности // Национальная идея в контексте модернизации российского общества: Материалы международной научно-теоретической Интернет - конференции (ноябрь-декабрь 2004 г.) – Орел: ОрелГТУ 2005. (0,4п.л.).
29.Старостенко К.В. Культура, демократия и конфессиональное много-образие // Православная и отечественная культура: наука, образова-ние, искусство: Материалы VII Всероссийского образовательного форума, посвящённого памяти Свт. Феофана (Вышинского Затвор-ника) с участием Глинских чтений / Гл. научн. ред. Т.Г. Человенко. В 3-х т. Т. 1. Орёл: Изд-во ОРАГС, 2006. (0,5 п.л.).
30.Старостенко К.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Ментальность, общество, экономика: проблемы разви-тия России / Материалы международной научно-практической Ин-тернет-конференции (ноябрь-декабрь 2005г.) – Орел: ОрелГТУ, 2006. (0,4 п.л.).
31.Старостенко К.В. Духовный тоталитаризм: проблемы социальной динамики и национальной безопасности // Святоотечественное на-следие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России. Орел: Изд-во ОГУ, 2004. (0,5 п.л.).
32.Старостенко К.В. Инновационные модели государственного и му-ниципального управления в контексте политических и администра-тивных процессов в России / Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / Под общ. ред. Т.С. Болховити-ной – Брянск: БрФ ОРАГС, 2007. (0,4 п.л.).
33.Старостенко К.В. Полисубъектное управление обществом в контек-сте демократических транзитов // Наука, культура, общество. Науч-но-общественный журнал. - 2007. - № 1. - С. 93 - 96. (0,1 п.л ).
34.Старостенко К.В. Система выборов в Российской Федерации : огра-ничение политического многообразия // Научно-практический жур-нал «Общество и право» Отпечатано в редакционно-издательском отделе Краснодарского университета МВД России. - 1(19)/ 2008. (0,6 п.л.).
35.Старостенко К.В. Правовой плюрализм в условиях общесоциального прогресса российского общества // «Булгаковские чтения» II Меж-дународная научная конференция (памяти С.Н. Булгакова): сборник научных статей./ Под общ. Ред. Л.И. Пахарь.- Орел: ООО ПФ «Опе-ративная полиграфия». Изд-во ОГУ, 2008. (0,5 п.л.).
36.Старостенко К.В. Региональная проекция полисубъектного управле-ния // Настоящее и будущее регионов Центральной России: мате-риалы Всерос. научн. конф. Курск, 21-22 мая 2009г. / гл. ред. Е.А. Когай; отв. ред. А.В. Кузнецов и Ю.М. Пасовец. – Курск – Курск. гос. ун-т, 2009. (0,4 п.л.).
37.Старостенко К.В. Кадровый потенциал государственного управле-ния в условиях политического многообразия в Российской Федера-ции // Формирование и развитие человеческих ресурсов в условиях социальной трансформации современного общества. Сборник науч-ных трудов. – Орел: ОрелГТУ, 2009. (0,8 п.л.).
38.Старостенко К.В. Дифференциация регионов как угроза социально-политической стабильности России // Россия в XXI веке: стратегия развития регионов: материалы XI международной научно-практической конференции: ОрелГТУ (февраль-март 2009г.) – Орел: ОрелГТУ, 2009. – 300с. (0,5 п.л.).