- Раскрыта сущность «самодержавия» как важной категории политической науки со сложной социально-политической природой, представляющей тип суверенного государства; форму власти в лице главы государства и социально-политических институтов, направленную на укрепление целостности государства и общества на основах централизации политической власти. Ключевыми категориями самодержавия являлись суверенность и легитимность, опирающиеся на патриархальную традицию наследования высшей власти и на доверие народа данной форме правления, закрепленной юридически. Самодержавие, имея диалектический характер, было представлено тремя основными типами: самодержавной соборностью, самодержавным абсолютизмом и парламентским самодержавием. Оно является более широким понятием, чем самовластие и единовластие. По содержанию они близки, но не тождественны. Самовластие и единовластие выражают собой сущность абсолютизации высшей светской или духовной власти. Главной особенностью самодержавия стала «многоукладность» его власти, сочетающей монархическую модель с аристократическими и демократическими институтами управления, позволяющими сохранять культурно-политическую автономию национальных окраин.
- Раскрыта сущность категории «соборность», включающей в себя три главных аспекта: религиозный (торжество духовно-нравственных начал над прагматико-индивидуалистическими), философский (целое выше и важнее частного) и социальный (социально-политическое единство государства и общества, светской и духовной власти). Как общественно-политическое явление соборность на территории России существовала в виде прямой (вече, совет, сельский сход, казачий круг) и представительной демократии (земства, Освящённые и Земские соборы, Советы народных депутатов).
- Раскрыта сущность категории «самодержавная соборность», представляющая собой институциональное и нормативно-идеологическое совмещение «самодержавия» и «соборности».
- Выработана авторская классификация политических доктрин российского самодержавия в контексте развития отечественной политической науки, определена их теоретическая сущность, установлена взаимосвязь между динамикой общественно-политического развития и укреплением российского государства.
- На этом основании выявлены ведущие доктрины российского самодержавия, которые соответствовали четырём этапам развития отечественной политической теории: религиозно-фундаменталистскому, философско-религиозному, философско-этическому и научно-рационалистическому этапам.
- Выявлены мировоззренческие основы, происхождение и процесс формирования оборонительно-согласительной и оборонительно-мобилизационной политических доктрин, оказавших решающее влияние на генезис политической доктрины самодержавной соборности.
- Доказано, что утверждение доктрины самодержавной соборности характеризовалось острой идеологической борьбой между сторонниками теории «Москва - третий Рим», ориентирующей российскую власть на сближение с политической культурой Европы, и последователями теории «Россия - второй Израиль», представлявшими Россию как на «воскресшее» царство Израиль, непосредственно связанное с «промыслом Божьим».
- Выявлено качественное отличие самодержавной соборности как демонстрации социально-политического единства государственной власти и общества от парламентской монархии, допускающей политическую конкуренцию и борьбу за власть. На этом основании сделан вывод о том, что победа сторонников доктрины Думской монархии стала одной из причин февральской революции 1917 г.
- Раскрыты истоки формирования идеологии старообрядчества, повлиявшей на генезис религиозно-политических доктрин «поповства» и «беспоповства», направленных на сохранение духовно-нравственных основ православного Возрождения и представляющих собой дискурс-защиту эндогенно-экзогенного типа модернизации российской власти. Однако, если доктрина «поповства» выражала позиции самодержавной соборности, доктрина «беспоповства» признавала лишь принцип соборности.
- Доказано, что политические доктрины самодержавия выступали как фактор целостности российской государственности, построенной на соблюдении принципа «многоукладности», включающего в себя монархическую власть (единоначалие), аристократическую власть (Боярская дума, Сенат и Синод) и демократическую власть (вече, Земский собор, Освящённый и Поместный собор, земства, Государственная дума, Советы, казачий круг, сельский сход).Обосновано положение о том, что истоки и эволюцию политических доктрин самодержавия следует понимать как перманентно развивающийся дискурс-конфликт, отражающий три основных направления модернизации российской государственности, представленных эндогенным (соборно-вечевая власть), эндогенно-экзогенным (самодержавно-соборная власть) и экзогенным (самодержавный абсолютизм, Думская монархия) типами. В этой связи, доказана позиция, согласно которой институциональная и идеологическая подсистемы России не могли оказать решающего влияния на зарождение доктрины абсолютизма, поскольку в основе православных и национальных представлений о власти лежала идея соборности.
- Выявлено, что политика как особая сфера в российской политической истории стала рассматриваться лишь в XVII-XVIII вв. Она трактовалась как средство достижения определённых целей в обществе; как область взаимоотношений различных социальных слоёв с государством и между ними; как некое общественное пространство воздействий и отношений, на основе и по причине которых возникает сфера политической жизни.
- Доказано, что эволюция и дискредитация российского самодержавия стали одной из основ зарождения и становления нового конституционно-политического строя, прошедшего сложный путь модернизации через культ партийного вождя и принцип соборности, представленный Советами. В основе современного политического дискурса, затрагивающего проблему самодержавия, лежит идеологический конфликт «западников» и «самобытников», начало которого относится к XVII в.
- Обосновано положение о том, что дальнейшее реформирование России должно идти эндогенно-экзогенным путём политической модернизации при гармоничном развитии и тесной взаимосвязи парламентских и соборных начал управления. Подобный путь в большей степени будет способствовать инновационному развитию демократических преобразований в России и эффективному решению возникших трудностей. Он поможет преодолеть коммуникационную отсталость в диалоге между властью и обществом в пользу накопления общественного капитала доверия, добиваясь политического консенсуса, идущего через постоянные гражданские консультации на всех уровнях власти.
1. Асонов Н. В. Политические доктрины российского самодержавия и их модернизация. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 18,6 п.л.
2. Асонов Н. В. Эволюция доктрин политической модернизации Московской Руси. М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 19,2 п.л.
3. Асонов Н. В. Эволюция социально-политических представлений в Домонгольской Руси. М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 8,5 п.л.
II. Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендуемых Перечнем ВАК
4. Асонов Н. В. Становление и реализация ведущих политических доктрин Московской Руси // Социально-гуманитарные знания. № 2. 2009. – 0,5 п.л.
5. Асонов Н. В. Развитие идеи самодержавия в политической мысли русского зарубежья // Социология власти. № 3. 2009. – 0,5 п.л.
6. Асонов Н. В. Политические доктрины российского самодержавия как фактор целостности национального государства // Власть. № 3. 2009. – 0,4 п.л.
7. Асонов Н. В. Соборность как концепт новых представлений о самодержавном правлении после свержения в России монархии // Власть. № 6. 2009. – 0,4 п.л.
8. Асонов Н. В. Современные теории самодержавия и соборности // Государственная служба. № 4. 2009. – 0,4 п.л.
9. Асонов Н. В. Россия и Запад: что нам ждать от XXI века? // Власть. №4. 2008. – 0,4 п.л.
10. Асонов Н. В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. № 7. 2008. – 0,4 п.л.
11. Асонов Н. В. Философско-религиозные основы российских доктрин самодержавной власти // Власть. № 12. 2008. – 0,4 п.л.
12. Асонов Н. В. «Второй Израиль» или «Третий Рим»? // Государственная служба. № 6. 2008. – 0,5 п.л.
III. Иные статьи
13. Асонов Н. В. Теория официальной народности в контексте современного политического дискурса / Вестник РУДН. Сер. 6. История России. № 5. 2009. – 0,5 п.л.
14. Асонов Н. В. Исихазм и становление в России политической доктрины самодержавия / Вестник РУДН. Сер. 6. История России. № 5. 2008. – 0,5 п.л.
15. Асонов Н. В. Парадигмы социально-политических идей в России в конце XVII в. / Вестник Московского университета МВД России. № 2. 2005. – 0,5 п.л.
16. Асонов Н. В. К вопросу об отражении проблем общественно-политической жизни России на рубеже XVII-XVIII вв. в социально-политических взглядах / Сборник научных статей РАГС при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2004. – 0,7 п.л. (В соавторстве, в т. ч. 0,5 п.л. автора).
17. Асонов Н. В. Россия, Антихрист и демократия / Армагеддон. Актуальные проблемы истории, философии, культуры. Кн. 14. М., 2004. – 0,5 п.л.
18. Асонов Н. В. Этнофобия в свете идеологии православного патриотизма / Сборник статей научно-практической конференции. М.: Изд-во МГУС, 2004.- 0,5 п.л.
19. Асонов Н. В. Человек между двух полюсов / Актуальные проблемы методологии и истории культуры. Сборник научных статей. Вып. 2. Смоленск-Москва: Изд-во МГУС, 2001.- 0,5 п.л.
20. Асонов Н. В. Эсхатологические ожидания и начало перерождения Киевской Руси в Русь Святую / Армагеддон. Актуальные проблемы истории, философии, культуры. Кн. 3. М., 1999. – 0,5 п.л.
21. Асонов Н. В. Древнерусский «эсхатологический патриотизма» и военная неудача под Нарвой / Старообрядчество: история, культура и современность. Вып. 7. М., 1999.- 0,5 п.л.
22. Асонов Н. В. Политическое управление в модернизированной философии исихазма / Сборник научных статей РАГС при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 1998. – 0,5 п.л.
23. Асонов Н. В. Между Западом и Востоком. К вопросу о роли Дмитрия Донского в процессе объединения Руси / Россия: идеи и люди. Сборник научных статей. Вып. 3. М.: Изд-во ГАСБУ, 1998.- 0,5 п.л.
24. Асонов Н. В. Социальные движения на Руси и становление Российского централизованного государства / Проблемы отечественной истории. Сборник статей. Вып. 3. М.: Изд-во РАГС, 1995. – 1 п.л.