- Концепция социальной морали Ж.-Ж. Руссо, основанная на ценностях «свободы», «совести», «разумного порядка», являлась не только дальнейшим развитием естественно-правовых и договорных концепций эпохи Нового времени, но содержала в себе существенный компонент новизны в том, что была осознанно направлена на изменение действительности. Ее конкретное воплощение в государстве предполагалось благодаря заключению особого по своему характеру общественного соглашения, в силу которого с необходимостью возникнет, по словам Руссо, новый «моральный и политический организм».
- Понятия системообразующих терминов концепции Руссо «свобода», «совесть», «разумный порядок» и некоторые другие изменялись и развивались на всем протяжении творческого пути Руссо. Выражение «свобода» изначально употреблялось им в значении «независимость личности», затем в значении «свобода творчества» писателя в эпоху Просвещения и, наконец, в значении «нравственная свобода» личности и «политическая свобода» гражданина. Понятие нравственная автономия личности («совесть») приобрело значение «нравственное общение» членов общества, а идея «разумного порядка» устройства мира, в котором гарантировано счастье индивида, трансформировалась в идею «разумного устройства общества», которое призвано его обеспечить. Таким образом, в развитии семантики названных понятий прослеживается переход от размышлений о жизненных ценностях и приоритетах личности к размышлениям о социальной морали.
- Изменения в содержании названных понятий отразили процесс интеграции Руссо в социокультурную среду Просвещения в период его «материальной, нравственной и интеллектуальной реформы» (1749 - 1762). В творческом развитии Руссо выделено два этапа. До «реформы», как моралист, он обращал внимание на противоречие между социальными ценностями его времени и ценностями индивидуального существования. Источниками его размышлений стали личный опыт и знакомство с произведениями французских моралистов от Паскаля до Вовенарга. В период «реформы», обнаруживая конфликт между представлениями интеллектуальной элиты Просвещения о ценностях бытия человека и представлением о них в сознании общества его времени, Руссо поставил перед собой задачу, как писатель и политический мыслитель, найти пути его решения. Обращаясь к учениям современников как к источникам, он выработал собственные представления о социальной морали и ценностях, на которых она основана: безусловный характер свободы индивида, гуманные отношения между людьми (принцип «совести»), «разумный порядок» нравственных отношений в обществе как гарантия счастья человека.
- Общественный идеал Руссо - особая концепция, возникшая на основе синтеза размышлений, источником которых стал конфликт ценностных представлений в сознании общества его времени. В отличие от «утопии», он не отрицал действительность, а вырастал из ее анализа и был связан с нею формированием ценностных представлений личности его создателя. Его проекты политических преобразований явились попыткой исследования (на примере институтов Корсики, Женевы, Польши) политических механизмов, с помощью которых возможно приблизить эти государства к идеалу социальной морали. В их характеристике нашел свое отражение философский дуализм Руссо, в центре внимания которого оказалась проблема соответствия организации институтов уровню нравственного и гражданского сознания граждан. К числу этих механизмов он относил «общую волю» как воплощение ценностных ориентиров в сознании граждан, равенство их политических и имущественных прав, народный суверенитет (политическая свобода граждан, реализованная через разделение и баланс законодательной и исполнительной власти), обмирщение религиозной морали в форме «гражданской религии».
- Истоки концепции общественного идеала Руссо нельзя свести к одной единственной доминанте его мысли, например, к преимущественному влиянию его личного (экзистенциального), социального или интеллектуального опыта. На протяжении творческого пути эти источники сочетались в его мыслительном процессе, оказывая различное по силе влияние на него.
1. Занин С. В. Теория общественного договора в эпоху Нового времени. - Самара: Издательство «НВФ. СМС», 1999. - 110 с. (7, 25 п. л.)
2. Занин С. В. Общественный идеал Ж.-Ж. Руссо и французское Просвещение XVIII в. – СПб: «Санкт-Петербургский госуниверситет» - «Издательский дом «Мир», 2007. - 536 с. (33, 5 п. л.)
Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК:
3.Занин С. В. Учение Ж.-Ж. Руссо о ценностях и его политические взгляды // Известия Самарского научного центра РАН / Отв. ред. академик РАН В. П. Шорин. - 2008 - Т. 10 (26). - № 4 (октябрь-декабрь) - С. 1167 – 1171. - 0,4 п. л.
4.Занин С. В. (в соавторстве с А. А. Бельцером). Проблема «социальной морали» во французском Просвещении 50-х-60-х гг. XVIII в. // Известия Самарского научного центра РАН / Отв. ред. академик РАН В. П. Шорин. - 2008 - Т. 10 (26). - № 4 (октябрь-декабрь) - С. 1172 – 1180. - 0,5/0,8 п.л.
5.Занин С. В. Ж.-Ж. Руссо и французские просветители на рубеже 40-х-50-х гг. XVIII в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. «Филология. Востоковедение. Журналистика». – 2008 - Вып. 1. - Часть II. (Сентябрь). - С. 30-39. – 0,5 п. л.
6.Занин С. В. Идеал «демократической монархии» во французском Просвещении начала 50-х гг. XVIII в. // Актуальные проблемы российского права / Отв. ред. академик РАН О. Е. Кутафин. - 2008 - № 1 (6) январь - С. 18-24. – 0,5 п. л.
7.Занин С. В. Роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»: Утопия Кларана // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. «Филология. Востоковедение. Журналистика». – 2007 - Вып. 4. - Часть. II (декабрь). – С. 16-24. – 0,6 п. л.
8.Занин С. В. Руссо и естественно-правовая мысль эпохи Нового времени: проблема «природной общительности» человека // Lex Russica / Отв. ред. академик РАН О. Е. Кутафин. - 2007 - № 6 (декабрь) - С. 1033-1042. – 0,4 п. л.
9.Занин С. В. Теоретические источники и характер гипотезы о «естественном состоянии» у Ж.-Ж. Руссо // Известия Самарского научного центра РАН / Отв. ред. академик РАН В. П. Шорин - 2007 - Т. 9 (20) - № 2. (апрель-июнь) - С. 477-485. – 0,5 п. л.
10. Занин С. В. О генезисе общественно-политических взглядов Руссо // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы истории, археологии и этнографии» / Отв. ред. академик РАН В. П. Шорин - 2006 - С. 19-26. – 0,5 п. л.
11. Занин С. В. Эстетика и политика в век Просвещения // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Современные проблемы истории и философии» / / Отв. ред. академик РАН В. П. Шорин - 2002 - С. 101-112. – 1,0 п. л.
12. Занин С. В. Маркиз Мирабо о Екатерине II. Из фондов Национального архива Франции (предисловие, публикация и комментарий С.В. Занина) // Россия и Франция. Выпуск V / Отв. ред. П. П. Черкасов. – М.: «Наука», 2003 - С. 89-97. – 0,4 п. л.
13. Занин С. В. Идеи Руссо в России ХХ века // Россия и Франция. Выпуск V / Отв. ред. П. П. Черкасов. – М.: «Наука», 2003 - С. 219-244. – 1,0 п. л.
14. Занин С. В. Идеи Руссо в России XVIII- начала XIX в. // Россия и Франция. Выпуск IV / Отв. ред. П. П. Черкасов – М.: «Наука», 2001 - С. 8-26. – 1,5 п. л.
Публикации в сборниках и научных изданиях:
15. Занин С. В. Руссо // Российская энциклопедия культурологии. – М.: «РОССПЭН», 2007. - Т. 2. – 0,5 п. л.
16. Занин С. В. Вольтер // Российская энциклопедия культурологии. – М.: «РОССПЭН», 2007. - Т. 1 – 0,5 п. л.
17. Zanin S. Montesquieu, Rousseau et la religion civile // Montesquieu, l’état et la religion. Colloque de Sofia (7-8 octobre 2005) // Cahiers Montesquieu. Hors série – Paris – Sofia: «Восток-Запад», 2007 - Р. 186 - 212. - 0,75 п. л.
18. Zanin S. L’entremise du scepticisme // Scepticisme et Lumières. - Saint-Etienne, 2005. - Р. 134 – 156. – 1 п. л.
19. Zanin S. Essai sur l’idéal de droit et l’idéal politique dans la pensée russe au XIXe et pendant la première moitié du XXe s. // Revue de justice constitutionnelle est-européenne. Clermont-Ferrand. – 2004 - № 1 - Р. 117-138. – 1,25 п. л.
20. Занин С. В. «Гражданская религия» Ж.-Ж. Руссо // Французский ежегодник за 2004 г. – М.: «УРСС-Эдиториал», 2005 - С. 181 – 206. – 1,75 п. л.
21. Занин С. В. К вопросу об определении понятия «Общественный идеал» // Историко-археологические исследования. Вып. VI. – Самара: СГПИ, 2002 - С. 73 – 89. – 0,5 п. л.
22. Занин С. В. Ж.-Ж. Руссо – писатель // Сборник научных статей, посвященный 30-летию кафедры Зарубежной истории. - Самара: «Самарский университет», 2001 - С. 18 - 20 - 0,25 п. л.
23. Занин С. В. Запоздалая рецензия // Историография и история зарубежного мира в лицах. Межвузовский сборник научных статей - Самара: «Самарский университет», 2001 - С. 167 - 173 – 0,1 п. л.
24. Занин С. В. Людовик XV и французское общество XVIII в. // Историография и история зарубежного мира в лицах». Межвузовский сборник научных статей - Самара: «Самарский университет», 2001 - С. 57 - 83 – 1,25 п. л.
25. Занин С. В. Маркиз д’Аржанс и кризис культуры Просвещения в 40 - 50-х годах XVIII в. // Самарский исторический ежегодник за 1999 год. - Самара: «СамВен», 2000 - С. 128-133 – 0,5 п. л.
26. Занин С. В. Критики «Рассуждения о науках» Ж.-Ж. Руссо // Вестник университета Наяновой за 1999 год. - Самара: «СамВен», 2000 - С. 145-148 – 0,5 п. л.
27. Занин С. В. Творчество Ж.-Ж. Руссо в русской историографии конца XIX – начала ХХ в. // Вестник университета Наяновой за 1998 год. -Самара: «СамВен», 1999 - С. 104 – 113. – 0,5 п. л.
28. Занин С. В. Жан-Жак Руссо и «теория разделения властей» в эпоху Нового времени // Проблемы правовой и социальной политики в России. Межвузовский сборник научных статей. - Самара: СИПКРО, 1999 - С. 26 – 41. – 0,5 п. л.
29. Занин С. В. Проблема «единства» творчества Руссо в современной историографии Франции // Самарский исторический ежегодник за 1998 год. - Самара: «СамВен», 1999 - С. 81 – 102. – 1,25 п. л.
30. Занин С. В. Биография и автобиография Ж.-Ж. Руссо // История и историография зарубежного мира в лицах. Межвузовский сборник научных статей. - Самара: «Самарский университет», 1999 - С. 61 – 70. – 0,5 п. л.