- Научную новизну представляет и сама тема работы, и круг вопросов, поставленных в ней, и интерпретация многих источников, многие из которых впервые в отечественной историографии вводятся в научный оборот, анализ их в свете сформулированных задач, и общие выводы. Представленное диссертационное исследование является одной из первых в отечественной историографии работ, посвященных комплексному изучению духовного наследия «последних римлян», наиболее репрезентативных позднеантичных латинских авторов от Сидония Аполлинария до Григория Великого. Научная новизна исследования заключается также в том, что в ходе работы удалось выйти за рамки традиционного понимания континуитета и дисконтинуитета в культуре, обратив внимание на то, что континуитет не носит характер прямого и непосредственного усвоения, он предполагает переструктурирование и трансформацию культурного материала предшествующей эпохи, делает его «своим», переплавляя порой до внешней неузнаваемости в сочетании с элементами «современной», т.е. существующей в настоящем времени, культуры, которая в свою очередь является становящимся феноменом. В работе доказывается, что своим творчеством «последние римляне» решали задачу, поставленную их временем, которое было одним из узловых пунктов исторического развития, требовавшим синтеза прошлого и интуиции будущего. Под их пером элементы античного знания и политической философии превращаются в строительный материал для новой системы мышления, новой культуры. Они не только охвачены предчувствием этого будущего, но и реально помогают ему взрасти не на вытоптанном поле, но на ниве, подготовленной к посеву сложной духовной работой многих поколений. При анализе исторического сознания новизна заключается в исследовании констант, формирующихся в переходной культуре, которым предстояло стать основаниями нарождающейся средневековой культуры. В этом контексте рассматриваются судьбы риторической традиции, формирование нового образа короля и королевской власти в столкновении с устоявшимися античными моделями и образцами трактовки образа идеального правителя, трансформацию христианства и его роль в создании нового культурного и политического пространства, христианского мира, ставшего основой будущей Европы; попытки создания «универсальных моделей» этого мира и идеальных человеческих типов для него. Показывается, какую роль в процессе становления будущей средневековой Европы играет преемственность, какими путями она может осуществляться. И, в конечном счете, как традиция становится одним из важнейших механизмов формирования европейской культуры, особенно ее ценностных ориентаций. В ходе исследования выявляется, что в многочисленных риторических сочинениях преднамеренно - и при этом с достаточно четкой идейно-смысловой нагрузкой - использовались совершенно определенные «знаковые» стереотипы, т.е. позднеримская риторика являлась хранилищем того, что французы именуют «mémoire culturelle» («памятью культуры»), - хранилищем, в котором, помимо всего прочего, нашли себе место (и откуда могли быть почерпнуты для какого-либо иного использования) характерные для римского культурно-политического пространства социально-культурные коды, обусловленные в том числе и теми формами социально-политического менталитета, которые проявлялись в критических откликах на события политической жизни и составляли (в своей совокупности) политическую культуры интеллектуальной элиты римской сенаторской аристократии.
- Новизна диссертационного исследования состоит также в постановке проблемы понимания империи не только как определенного типа государственного устройства, но как особого типа организации исторического пространства, его смысла; попытки реализации важнейшей культурной интенции человеческой истории - ее универсализма; империи как горизонта политических, цивилизационных и культурных коммуникаций. Выявлены процессы, определяющие распад империи и существование имперского пространства «после империи». В работе подчеркивается, что процесс «translatio imperii» гораздо более сложный, чем передача власти или филиация государственной формы. Это непрекращающееся воспроизведение исторического смысла, универсализма, воплощенного в империи. Это, в частности, доказывается тем, что Римская империя на протяжении всей постримской истории продолжала оставаться важной составной частью фона развития и смыслового горизонта европейской, а в значительной степени и мировой цивилизации.
- Уже само рассмотрение творческого наследия позднеримских интеллектуалов с современных исследовательских позиций обладает значительной научной новизной и актуальностью, тем более что изучение их произведений и связанного с ними круга источников вносит вклад в современное научное решение общетеоретической и конкретно-исторической проблемы, связанной с историей власти, ее институтов и государственной традиции в Европе, ибо рассматриваемый период является в этом отношении одним из ключевых.
1.Шкаренков П.П. Королевская власть в Остготской Италии по «Variae» Кассиодора: миф, образ, реальность / П.П. Шкаренков. М.: РГГУ, 2003. 140 с. (7,5 п.л.)
2.Шкаренков П.П. Римская традиция в варварском мире. Флавий Кассиодор и его эпоха. / П.П. Шкаренков. М.: РГГУ, 2004. 270 с. (18,5 п.л.)
Публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК:
3.Шкаренков П.П. Римская империя в «эпоху упадка»: между мифом и реальностью / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. 2004. № 2. С. 5–35 (2 п.л.)
4.Шкаренков П.П. Translatio imperii: Флавий Кассиодор и римская традиция в Остготской Италии / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. 2005. № 2. С. 5–22 (1 п.л.)
5.Шкаренков П.П. Flavii Cassiodori vita ac iter: ритор и риторическая традиция на рубеже античности и средневековья / П.П. Шкаренков // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 9. С. 83–102 (1,1 п.л.)
6.Шкаренков П.П. Картина мира и риторический нарратив в сочинениях латинских авторов поздней античности и раннего средневековья / П.П. Шкаренков // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 9. С. 227–253 (1,5 п.л.)
7.Шкаренков П.П. «Римский миф» на рубеже эпох: историческая память и риторический нарратив / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. 2008. № 1. С. 20–30 (0,7 п.л.)
8.Шкаренков П.П. Падение Римской империи: стереотипы историографии и новое прочтение источников / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. 2008. № 1. С. 233–239 (0,5 п.л.)
9.Шкаренков П.П. Theodericus rex genitus в концепции королевской власти Эннодия: риторико-стилистическая стратегия и национальная идеология / П.П. Шкаренков // Диалог со временем. 2008. № 25.1. С. 353–376 (1,2 п.л.)
10.Шкаренков П.П. «Variae» Кассиодора – памятник переходной эпохи / П.П. Шкаренков // Диалог со временем. 2008. № 25.2. С. 305–342 (2 п.л.)
11.Шкаренков П.П. Римская традиция образа идеального правителя в Остготской Италии / П.П. Шкаренков // Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 157–172 (1,2 п.л.)
12.Шкаренков П.П. «Vita Epiphani» Эннодия: риторический дискурс и фор-ми¬рование символического образа власти в остготской Италии / П.П. Шка-ренков // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 12. С. 81–114 (1,5 п.л.)
13.Кассиодор. Variae (фрагменты) / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания П.П. Шкаренкова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 12. С. 231–252 (1,2 п.л.)
14.Шкаренков П.П. Образ идеального правителя в латинской риторической традиции II–V в. / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. 2008. № 2. С. 5–16 (0,9 п.л.)
Статьи:
15.Шкаренков П.П. Римский сенат по письмам Квинта Аврелия Симмаха / П.П. Шкаренков // Власть, человек, общество в античном мире: Сб. научных трудов / ИВИ РАН. М., 1997. С. 285–295 (0,6 п.л.)
16.Шкаренков П.П. Письма Симмаха как историко-культурный феномен / П.П. Шкаренков // Текст в гуманитарном знании: Сб. научных статей / РГГУ. М., 1997. С. 36–46 (0,5 п.л.)
17.Шкаренков П.П. Квинт Аврелий Симмах: риторика и политика / П.П. Шкаренков // Вопросы истории. 1999. № 7. С. 154–159 (0,5 п.л.)
18.Шкаренков П.П. «Variae» Кассиодора в контексте позднеантичной интеллектуальной культуры / П.П. Шкаренков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории: Вып. 2 / ИВИ РАН. М., 2000. С. 95–109 (1,1 п.л.)
19.Шкаренков П.П. Историческая реальность и ее риторическое воспроизведение в поздней античности (на примере посланий Квинта Аврелия Симмаха) / П.П. Шкаренков // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования / РГГУ. 2000. № 8/9. С. 142–145 (0,5 п.л.)
20.Шкаренков П.П. «Variae» Кассиодора в зеркале риторики: к вопросу о рефлексии стиля в позднеримской риторической традиции / П.П. Шкаренков // Парадигмы: Сб. научных работ / ТГУ. Тверь, 2000. С. 6–15 (0,6 п.л.)
21.Шкаренков П.П. Флавий Кассиодор в зеркале риторики (на примере «Variae») / П.П. Шкаренков // Зеркало истории: Личность в истории: Сб. статей. Вып. 4 / РГГУ. М., 2000. С. 9–19 (0,6 п.л.)
22.Шкаренков П.П. Римский сенат и сенаторская аристократия в Остготской Италии / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. 2001. № 2. С. 45–63 (1,2 п.л.)
23.Шкаренков П.П. Римский аристократ «эпохи упадка»: Квинт Аврелий Симмах / П.П. Шкаренков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 6 / ИВИ РАН. М., 2001. С. 220–241 (1,5 п.л.)
24.Шкаренков П.П. Античный город в «Variae» Кассиодора: риторический образ и исторический нарратив / П.П. Шкаренков // Историческое знание и интеллектуальная культура: Материалы научной конференции. Москва, 4–6 декабря 2001 г. / ИВИ РАН. М., 2001. С. 171–175 (0,25 п.л.)
25.Шкаренков П.П. Rex Theodericus princeps: формирование концепции королевской власти в Остготской Италии / П.П. Шкаренков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7 / ИВИ РАН. М., 2001. С. 184–206 (1,5 п.л.)
26.Шкаренков П.П. Флавий Кассиодор: римский сенатор в эпоху крушения Империи / П.П. Шкаренков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 8 / ИВИ РАН. М., 2002. С. 391–407 (1 п.л.)
27.Шкаренков П.П. Германец – princeps rei publicae / П.П. Шкаренков // Диалог культур – культура диалога: Сб. научных статей / РГГУ. М., 2002. С. 201–223 (1,2 п.л.)
28.Шкаренков П.П. Риторический стиль и конструирование исторической реальности на рубеже античности и средневековья / П.П. Шкаренков // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. 2002. № 10. С. 24–31 (0,8 п.л.)
29.Шкаренков П.П. «Persuade et impera»: риторика власти и политическая эмблематика на рубеже античности и средних веков / П.П. Шкаренков // ХХ век и русская литература. Alba regina philologiae: Сборник научных трудов / РГГУ. М., 2002. С. 323–346 (1,1 п.л.)
30.Шкаренков П.П. Латинские риторические сочинения на рубеже античности и Средневековья: проблемы текстологического изучения / П.П. Шкаренков // Эдиционная практика и проблемы текстологии: Доклады и сообщения всероссийской конференции / РГГУ. М., 2002. С. 32–53 (1,3 п.л.)
31.Шкаренков П.П. Правовые основы королевской власти в Остготской Италии / П.П. Шкаренков // Правовое обеспечение устойчивого развития российского общества: Доклады и сообщения III международной, научно-прак¬тической конференции / РГГУ. М., 2003. С. 124–129 (0,25 п.л.)
32.Шкаренков П.П. «Translator temporis». Виктория Ивановна Уколова – человек, ученый, педагог / П.П. Шкаренков // Средние века / ИВИ РАН. Вып. 65. М., 2004. С. 174–198 (1,5 п.л.)
33.Шкаренков П.П. «Regnum nostrum imitatio vestra est»: Формирование политической концепции королевской власти на рубеже античности и средневековья / П.П. Шкаренков // Кентавр/Centaurus. Studia classica et mediaevalia. Вып. 1 / РГГУ. М., 2004. С. 81–109 (1,5 п.л.)
34.Шкаренков П.П. «Последние римляне»: Квинт Аврелий Симмах и Кассиодор Сенатор / П.П. Шкаренков // История через личность: Историческая биография сегодня / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2005. С. 607–640. (2,2 п.л.)
35.Шкаренков П.П. Риторический стиль и политическая мифология на рубеже античности и Средневековья / П.П. Шкаренков // Контрапункт: книга статей памяти Г.А. Белой / РГГУ. М., 2005. С. 342–356 (1 п.л.)
36.Шкаренков П.П. Письмо в поздней античности (на примере писем Квинта Аврелия Симмаха) / П.П. Шкаренков // Дискурсивность и художественность. К 60-летию В.И. Тюпы: Сборник научных трудов / РГГУ. М., 2005. С. 172–181 (0,5 п.л.)
37.Шкаренков П.П. Алтарь Победы: риторический дискурс и религиозно-политическая борьба в поздней Римской империи / П.П. Шкаренков // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования / РГГУ. 2005. № 12/13. С. 36–49 (1 п.л.)
38.Шкаренков П.П. Мифология исторической памяти на рубеже античности и средневековья / П.П. Шкаренков // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006. С. 138–179 (3 п.л.)
39.Шкаренков П.П. От pax romana к pax christiana. Религия и политика в культуре поздней Римской империи / П.П. Шкаренков // «…Лучших строк поводырь, проводник просвещения, лучший читатель!»: Книга памяти А.М. Зверева / РГГУ. М., 2006. С. 127–149 (1 п.л.)
40.Шкаренков П.П. Эволюция языка и стиля латинских авторов на рубеже Античности и Средневековья / П.П. Шкаренков // Филологический журнал. 2007. № 2. С. 144–160 (1 п.л.)
41.Шкаренков П.П. «Variae» Кассиодора как памятник переходной эпохи (язык, стиль и историческая память) / П.П. Шкаренков // В свете исторической поэтики…: Книга памяти Самсона Наумовича Бройтмана: статьи и воспоминания / РГГУ. М., 2008. С. 268–290 (1,3 п.л.)
42.Шкаренков П.П. Флавий Кассиодор: портрет на фоне эпохи / П.П. Шкаренков // Кентавр/Cen¬taurus. Studia classica et mediaevalia. Вып. 4 / РГГУ. М., 2008. С. 69–85 (1 п.л.)
43.Шкаренков П.П. Язык риторической мысли (к вопросу о трансформации латинского языка в поздней античности) / П.П. Шкаренков // Discipuli Magistro: К 80-летию Н.А. Федорова / РГГУ. М., 2008. С. 170–180 (0,5 п.л.)
44.Шкаренков П.П. Roma Aeterna: риторический образ «римского мифа» на рубеже времен / П.П. Шкаренков // Новый филологический вестник. 2008. № 1. С. 10–21 (0,7 п.л.)
45.Шкаренков П.П. Между риторикой, историей и политикой: образ короля и королевской власти в «Панегирике Теодориху» Эннодия / П.П. Шкаренков // Новый филологический вестник. 2008. № 2. С. 122–142 (1,2 п.л.)