Научная тема: «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Описан функциональный репертуар АП на уровнях операции, действия и деятельности. Доказано, что функциональный потенциал АП развивается от разделенного с другим коммуникативного действия по созданию рассказа об изолированном событии к интериоризированным формам внутреннего полилога на основе соотнесения разновременных воспоминаний о себе (разновременных я) в целях саморегуляции и далее к экзистенциальному осмыслению «картины пройденного жизненного пути».
  2. Определена роль АП в качестве базиса развития основных механизмов, обеспечивающих самосознание личности в социокультурном пространстве ее бытия (экзистенциальные функции АП: установление интервалов самоидентичности личности, самопознание, осознание личной уникальности, историческая и культурная самоотенесенность, временная интеграция личности). Конструирование личностью истории своей жизни, периодизация этапов жизненного пути, рефлексия ключевых моментов развития и создание концепта собственной судьбы выделяется в особый вид деятельности, которая обеспечивается многоуровневым строением культурно опосредствованной АП, что является конкретизацией механизмов действия принципа активности, разрабатываемого в отечественной психологии.
  3. Существенным вкладом в развитие идей культурно-исторического подхода является стратегия междисциплинарного изучения взаимосвязи этапов инновационного развития культурных средств как основы социальных практик и процессов преобразования индивидуальной и коллективной форм АП. Проведен эволюционно-генетический анализ истории фотографии как единого процесса развития культуры и психики человека (возникновения не существовавших ранее потребностей, видов деятельности, общения, форм познания и самопознания).
  4. Анализ системно организованных психологических и социальных последствий освоения изменяющегося в истории культурного средства выявил новые формы взаимозависимости процессов социализации и индивидуализации личности, что определяет новые траектории системного развития ВПФ. На примере фотографии, автопортрета и личного имени прослежены причины изменения культурного средства, придание ему символических свойств, выявлено направление совершенствования ВПФ как «нарастание степеней свободы» при овладении полифункциональным культурным средством. Предлагаемый подход позволяет по-новому понять взаимосвязь иерархически организованных процессов социокультурной детерминации психического развития человека в условиях инновационно изменяющегося мира.
  5. При изучении детерминации индивидуальных типов АП со стороны физиологических предпосылок эмпирически установлена теоретически предсказанная Л.С. Выготским закономерность взаимосвязи биологического и социального, свойственная природе ВПФ: в период своего становления АП опирается на имеющиеся особенности нервной системы (прямое соответствие), для зрелой личности АП становится средством, при помощи которого происходит компенсация природных ограничений произвольной регуляции. Возрастная динамика АП отличается от динамики других мнемических систем: в пожилом возрасте возрастает произвольность регуляции процесса воспроизведения АВ. Определены психофизиологические детерминанты индивидуальной специфики строения и функционирования АП.
  6. Принципиально важно включение в концепцию индивидуальной АП исторического компонента, необходимого для самоопределения личности в культурно-историческом пространстве, и установление соотношения психологического благополучия и степени представленности в АП исторического контекста бытия личности.
  7. Проведен сопоставительный анализ авторской концепции АП с позицией когнитивного и феноменологического подходов. Представлена системная теоретическая и эмпирическая аргументация, обосновывающая правомерность выделения АП в качестве самостоятельной подсистемы долговременной памяти Обосновано принципиальное преимущество общенаучной методологии культурно-исторического подхода для разработки концепции АП.
  8. Разработан и апробирован новый методический инструментарий для комплексного решения исследовательских, диагностических и психотехнических (психокоррекционных) задач: методики «Линия жизни», «Материк памяти», «Метафорический образ судьбы», «Автограф памяти», «Мемошахматы», «Родом из детства», «Расписание жизни», «Работа над ошибками прошлого», «Метрика судьбы», «Гений места», «Память семьи», «Библиотечный день», «Гетерархия», «Ментальная фотография», «Сущностный коллаж» (создана компьютерная версия комплекса «Ландшафт памяти - Автобиографическая мнемотерапия», состоящая из 16 модулей).
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (12):

1.Нуркова, В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования / В.В. Нуркова // Психологический журнал. -1996.- Т. 17. №2. - С. 16–29 (1 п.л.).

2.Нуркова, В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования / В.В. Нуркова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1996.- №1.- С. 58–59 (0.1 п.л.).

3.Нуркова, В.В. Проблема истинности автобиографических воспоминаний в процессе судопроизводства / В.В. Нуркова // Психологический журнал. -1998.- Т. 19. №5.- С. 15–30 (1 п.л.).

4.Нуркова, В.В. Методы исследования автобиографической памяти / В.В. Нуркова // Вестник Университета Российской Академии Образования. -1999. - №2. - С.11–31 (1 п.л.).

5.Нуркова, В.В. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) / В.В. Нуркова, Д.М. Бернштейн, Э.Ф. Лофтус // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. №1. - С. 67–74 (1 п.л./ 0.33 п.л.).

6.Нуркова, В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации / В.В. Нуркова, К.Н. Василевская // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С. 93–102 (1 п.л./ 0.5 п.л.).

7.Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В.В. Нуркова // Мир психологии. - 2004. - №2. - С. 77–87 (1 п.л.).

8.Нуркова, В.В. Автобиографическая память: «Сгущения» в субъективной картине прошлого / В.В. Нуркова, О.В. Митина, Е.В. Янченко) // Психологический журнал. –2005.- Т.26. №2. - С. 22–32 (1 п.л./ 0.5 п.л.).

9.Нуркова, В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода / В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология. - 2008.- №1. - С.17–25 (1 п.л.).

10.Нуркова, В.В. Эффект зависимости феноменологических характеристик мнемического образа от мотивационно-смысловой динамики деятельности / В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология. - 2009. - №2. - С.72-84 (1 п.л.).

11.Nourkova, V.V. The biography becomes autobiography: Distorting the subjective past / V.V. Nourkova, D.M. Bernstein, E.F. Loftus // The American Journal of Psychology. - 2004. - Vol. 117. № 1. - P. 65–80 (1 п.л./ 0.33 п.л.).

12. Nourkova, V.V. Altering traumatic memory / V.V. Nourkova, D.M. Bernstein, E.F. Loftus // Cognition and Emotion. - 2004. - №4. - Р. 575–585 (1 п.л./ 0.33 п.л.).

Монографии (2):

13.Нуркова, В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности / В.В. Нуркова. - М.: Изд-во Университета РАО, 2000. - 316 с. (20 п.л.).

14.Нуркова, В.В. Зеркало с памятью. Культурный феномен фотографии / В.В. Нуркова. - М.: РГГУ, 2006. - 287 с (15.5 п.л.).

Учебники и учебно-методические пособия (5):

15.Нуркова, В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях (учебно-методическое пособие) / В.В. Нуркова, В.Г. Безрогов, О.Е. Кошелева, Е.Ю. Мещеркина. - М.: Изд-во Университета РАО, 2001. – 87с. (5.5 п.л./0.7 п.л.).

16.Нуркова, В.В. Биографическое интервью (учебно-методическое пособие) / В.В. Нуркова, В.Г. Безрогов, О.Е. Кошелева, Е.Ю. Мещеркина. - М.: Изд-во Университета РАО, 2001. – 190 с. (9.5 п.л./2 п.л.).

17.Нуркова, В.В. Общая психология. Память: в 7 т. под ред. Б.С. Братуся. Т.3. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521000 – Психология и специальностям 020400 – Психология, 022700 – Клиническая психология (последующее издание: 2008). / В.В. Нуркова. - М.: Академия, 2006. – 318 с. (20 п.л.).

18.Нуркова, В.В. Психология: учебник для вузов. Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений (последующие издания: 2005, 2006, 2007) / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Юрайт, 2004. 484 с.( 30.5 п.л./ 28 п.л.).

19.Нуркова, В.В. Психология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высшее образование, 2008. - 548 с. (36 п.л./ 33.5 п.л.).

Статьи в других изданиях (13):

20.Нуркова, В.В. Историческое событие как факт автобиографической памяти / В.В. Нуркова // Воображаемое прошлое Америки (История как культурный конструкт): сб. работ. - М., 2001. - С. 20–34 (1 п.л.).

21.Нуркова, В.В. «Человек путешествующий». География и автобиография / В.В. Нуркова // Вестник исторической географии. - Москва; Смоленск: Ойкумена, 2001. - № 2. - С. 65–87 (1 п.л.).

22.Nourkova, V.V. Mental photograph as a method of autobiographical memory research / V.V. Nourkova // Constructive Memory / ed. B. Kokinov and W. Hirst.- Sofia, 2003. - Р. 252–263 (1 п.л.).

23.Nourkova, V.V. The use of fractal dimension calculation algorithm to determine the nature of autobiography memoirs / V.V. Nourkova, O.V. Mitina) // Proceedings of the Fifth International Conference on Complex Systems / editors Ali Minai, Yaneer. Boston: MA Bar-Yam, 2004. May 16–21. - Р. 912–924 (1 п.л. / 0.5 п.л.).

24.Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В.В. Нуркова // Ежегодник российского психологического общества. Специальный выпуск. М., 2005. - Т. 1. - С. 25–27 (0.1 п.л.).

25.Нуркова, В.В. Автопортрет как средство саморегуляции личности / В.В.Нуркова, О.И. Михайлова, Г.М. Назлоян // Журнал практического психолога. - 2005. - № 1. - С. 100–119 (0.6 п.л./ 0.4 п.л.).

26.Нуркова, В.В. Созидание прошлого. К вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии / В.В. Нуркова // Московский психотерапевтический журнал. - 2005.- № 1. - С. 73–89 (1 п.л.).

27.Нуркова, В.В. Корреспондентный подход в изучении памяти и проблема истинности воспоминаний / В.В. Нуркова, Д.М. Бернштейн // Ученые записки кафедры общей психологии Московского университета / под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. Вып. 2. - М.: Смысл, 2006. - С. 160–177 (1 п.л. /0.7 п.л.).

28.Нуркова, В.В. Фотография как «техника себя»: Анализ с позиций культурно-деятельностной психологии / В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. - М., 2007. - С. 70–80 (0.5 п.л.).

29.Нуркова, В.В. Доверчивая память: Как информация включается в систему автобиографических знаний / В.В. Нуркова // Когнитивные исследования: cб. науч. тр. / под ред. В.Д. Соловьева и Т.В. Черниговской. - М., 2008. - С. 87–102 (1 п.л.).

30.Nourkova, V.V. Imagination Inflation After a Change in Linguistic Context / V.V. Nourkova, D.M. Bernstein // Psychology in Russia. State of the Art / еds. Juri P. Zinchenko, Victor F. Petrenko. Moscow, 2008. Р. 197–211 (1 п.л./ 0.8 п.л.).

31.Нуркова, В.В. Переживание времени при актуализации автобиографического опыта: датировка, оценка длительности и темпоральная организация личного прошлого / В.В. Нуркова // Время пути: исследования и размышления / под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной, А.А. Кроника, Д.А. Леонтьева. Киев: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008.- С. 115–136 (1 п.л.).

32.Нуркова, В.В. История как личный опыт / В.В. Нуркова // Историческая психология и социология истории. - 2009. - №1. - С. 5–28 (1 п.л.).