- Впервые исследование самоидентичности в психологии выведено за пределы структурно-функционального ее понимания и объяснения.
- Раскрыты существенные характеристики и механизмы самоидентичности как процессуально-динамического явления в системно-антропологическом подходе. Самоидентичность показана: 1)как присущий открытой системе (человеку) процесс идентификации, обеспечивающий устойчивость (изменчивость и преемственность) Я в потоке перманентных трансформаций, обусловленных саморазвитием системы; 2)как особый вариант внутренней диагностики «самобытия» (С.Л. Франк), в лице которого безграничное физическое пространство-время выступает в конкретной (индивидуальной) форме пространственно-временной развертки многомерного жизненного мира человека; 3)как проявление эффекта транстемпоральности, включающего в себя готовность встречи человека с будущим, которое в определенной мере уже присутствует в настоящем и заявляет о себе смыслами и ценностями, конституирующими факт соответствия определенных секторов жизненного мира человека его потребностям и возможностям в точках объективации направления саморазвития системы; 4)как совокупность темпоральных проявлений, возникающих в результате критических трансформаций жизненного мира, сигнализирующих человеку о возможной (или реально существующей) деформации (потери) идентичности; 5)как механизм обеспечения устойчивости человека в пространстве не зависящих от него внешних и внутренних возмущений, а также на стадиях переходов в различные режимы самоосуществления, например от репродуктивно-адаптивного к продуктивно-сверхадаптивному (Э.В. Галажинский).
- Выход в новое концептуальное пространство позволил расширить методическую базу феноменологического метода в психологии, а именно: 1)метод феноменологической интерпретации, за счет введения в него транстемпоральных отношений, позволил объединить различные источники получения данных (рефлексивные описания, саморефлексия исследователя, общекультурные тексты, творческие продукты) в одну систему; 2)благодаря введению транстемпоральности как характеристики процессов саморазвития психологических систем стало возможно объединение методов экзистенциального, культурно-исторического и системно-исторического анализа, что, в свою очередь, позволило заменить ориентацию на получение списка тем структурного описания описанием самобытия в тенденциях его становления, представленных в категориях конкретного опыта (опыта интенциональной синхронизации времен).
1.Лукьянов О.В..Прагматика психологического исследования // Вестник Томского государственного университета. № 286, 2005. Серия Психология. – С. 20–32.
2.Лукьянов О.В., Карпунькина Т.Н. Современность – культура одиночества. // Вестник Томского государственного университета. № 286, 2005. – С. 97–105.
3.Лукьянов О.В. Принцип транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский психологический журнал. Томск, ТГУ, 2007. № 25. – С. 59–66.
4.Лукьянов О.В. Актуальность изучения транстемпоральных аспектов социального и психологического опыта // Вестник Томского государственного университета. № 298 2007. – С. 179–186.
5.Лукьянов О.В. Экзистенциальный анализ и природа времени. Транстемпоральный характер экзистенциального опыта // Вестник Томского государственного университета. № 299. 2007. – С. 164–171.
6.Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. Томск, ТГУ. 2008. № 29 (25 сентября). – С. 41-47.
7.Лукьянов О.В. Транстемпоральная супервизия // Сибирский психол. журн. Томск, ТГУ. 2008. - № 30. С. 33-37
8.Лукьянов О.В., Клочко В.Е. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестник Томского государственного университета № 324. 2009. – С.333–337.
В прочих изданиях:
9.Лукьянов О.В. Можно не скучать. Введение в экзистенциальное образование // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып. 6. ИПК, Новокузнецк, 2002. – С. 72–80.
10.Лукьянов О.В., Антонович Л.Г. Личность – время идентичности. Надкультурный личностный опыт. //Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 182–192.
11.Лукьянов О.В. Образование как высшая форма отдыха. Постулаты экзистенциальной дидактики // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып. 7. ИПК, Новокузнецк, 2007. – С. 46–60.
12.Лукьянов О.В. Экзистенциальная терапия – время остановки // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т.I. / Сост. Ю. Абакумова-Кочюнене. Бирштонас – Вильнюс, 2003. – С. 51 – 68.
13.Лукьянов О.В. Растерянность – экзистенциальный опыт в образовании // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Вып. 1/2003 (2 – 3) сентябрь 2003. – С. 20–43.
14.Лукьянов О.В. Экзистенциальная социотерапия и проблема спасения от одиночества // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т.I. / Сост. Ю. Абакумова-Кочюнене. Бирштонас – Вильнюс, 2003. – С. 161–189.
15.Лукьянов О.В., Чичкова Г.В. Экзистенциальная традиция – юмор под покровом ума. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Вып. 1/2004 (4) апрель 2004. – С. 72–104.
16.Лукьянов О.В. Быть во времени – это просто ждать и знать чего ждешь // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Вып. 2/2004 (5) сентябрь 2004. –С. 83–88.
17.Лукьянов О.В. Кредит будущего. Прагматика экзистенциального праксиса. 2-ая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – С. 130–136.
18.Лукьянов О.В. Смысл феноменологического подхода в образовании – возвращение права на самовыражение и риск нового тоталитаризма. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Изд-во ТГУ, 2005. – С. 451–474.
19.Лукьянов О.В. Транстемпоральный принцип успешности психологической практики // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. №2. Серия Общественные науки. Приложение. Ростов-На-Дону, 2006. – С. 101–112.
20.Лукьянов О.В. Готовность быть. Предположения о транстемопральности опыта озабоченности настоящим // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Вып. 1/2006 (8) апрель 2006. – С. 125–143.
21.Лукьянов О.В. Морфологический анализ тел времени в экзистенциальных праксисах // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Вып. 1/2007, (10) апрель 2007. – С. 89–104.
22.Лукьянов О.В. Психологические практики и перформансная коммуникация. / Коммуникативное измерение в психологической антропологии: Коллективная монография. Под науч. ред. В.И. Кабрина. – Томск: изд-во «Иван Федоров», 2007. – с. 169 – 187.
23.Лукьянов О.В. Мнемотехника экзистенциального опыта // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Вып. 1/2008, (12) апрель 2008. – С. 143–151.
Монографии:
24. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 212 с.
25. Лукьянов О.В. Готовность быть. Введение в транстемпоральную психологию. М.: Смысл, 2009. – 231 с.
26. Лукьянов О.В.,. Дремов С.В. Динамика идентичности в образовательном опыте (в соавторстве с и др.) // Поиск идентичности – экзистенциальный опыт в образовании. Томск: Изд-во «Спринт», 2001.