Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»
Специальность: 19.00.04
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Впервые на основе синтеза знаний о психосоматических расстройствах, полученных в разных традициях клинической психологии, сформулировано понятие психосоматического фенотипа, определена его многокомпонентная структура и закономерности формирования в процессе саногенного или патогенного психосоматического развития.
  2. Впервые на основе разработанной модели патогенного психосоматического фенотипа проведено комплексное клинико-психологическое исследование факторов психосоматических расстройств у детей и подростков, в результате, которого изучены и описаны материнские, семейные, личностные и межличностные факторы и механизмы психосоматических расстройств.
  3. Получены новые данные о факторах перинатального риска при их рассмотрении с позиций влияния на формирование первичной системы отношений ребенка и его поведенческих реакций преодоления.
  4. Впервые проведено популяционное исследование структуры психосоматических расстройств у детей и подростков городов Дальневосточного региона (Хабаровска и Владивостока).
  5. Получены новые данные об участии пренатальных и интранатальных факторов риска в патогенном психосоматическом развитии у детей младенческого и раннего возраста, позволяющие предполагать влияние указанных факторов на развитие личности ребенка в последующем.
  6. Новое представление о механизме участия в патогенном психосоматическом развитии нарушений пространственных представлений и стратегии оптико-пространственной деятельности дают результаты нейропсихологического исследования часто болеющих детей младшего школьного возраста.
  7. Впервые самооценка рассматривается в связи с пространственными представлениями и Я-функциями личности как механизм психосоматического развития. Особенности психосоматического взаимодействия рассматриваются как выражение через психосоматический симптом определенного отношения к себе и  значимому другому.
  8. Сформулированы основные принципы, задачи, этапы и организационная форма психолого-медико-педагогической помощи на основе комплексной психотерапии психосоматических расстройств детей и подростков в условиях специализированного центра охраны психосоматического здоровья.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК МО и науки РФ

1.Кравцова Н.А. Роль детско-родительских отношений в формировании психосоматических нарушений у детей и подростков (динамическая модель психосоматического дизонтогенеза)./Н.А.Кравцова//Сибирский психологический журнал. -2005. - №22. – С. 13 - 18.

2.Катасонова А.В.. Особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста./А.В. Катасонова, Н.А. Кравцова //Сибирский психологический журнал. - 2005. - №22. –С.25- 27

3.Кравцова Н.А. Психологические аспекты нарушений половой дифференцировки у детей. /Н.А. Кравцова, Ю.А.Кравцов, Ф.Ф. Антоненко //Тихоокеанский медицинский журнал – 2005.- № 3. – С.61-63.

4.Кравцова Н.А. Сравнительный анализ методологических аспектов клинической психологии и психиатрии. /Н.А. Кравцова //Тихоокеанский медицинский журнал –2006.- № 2.- С.86-89.

5.Кравцова Н.А. Теоретико-методологические аспекты оказания психологической помощи детям и подросткам, страдающим психосоматическими расстройствами./Н.А. Кравцова //Сибирский психологический журнал. - 2007.- №26. - С.120-125

6.Катасонова А.В. Развитие высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста. /А.В. Катасонова, Н.А. Кравцова, Ю.Г. Потребич. //Сибирский психологический журнал.-2008.-№28 – с. 81-84.

7.Кравцова Н.А. Технология супервизии в подготовке клинических психологов в медицинском вузе./Н.А.Кравцова //Сибирский психологический журнал.-2008.-№30. – С.30-32

8.Потребич Ю.Г. Эмоциональное развитие детей младенческого и раннего возраста в зависимости от способа родовспоможения. /Ю.Г. Потребич, Н.А. Кравцова, А.В. Катасонова //Сибирский психологический журнал. -2009. -№32. – С. 71-73

9.Кадыров Р.В. Особенности отношения ко времени профессиональных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. /Р.В. Кадыров, Н.А.Кравцова //Сибирский психологический журнал. -2009. -№32. – 11-17

Коллективные монографии

10.Медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях.- /Ю.В. Каминский, В.П. Башкиров, Г.А. Заяц, И.Б.,Королев, Н.А. Кравцова и др. /Под общей редакцией Ю.В. Каминского. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2004.- Глава 9, С. 199-214.

11.Гуманитарные проблемы современности: человек и общество/. Н.А. Антипанова, Л.Н. Бабулина, Г.В. Залевский, Н.А. Кравцова и др./По общей редакцией С.С. Чернова. – Книга 3. – Новосибирск: ЦРНС. – Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. – 358 с. Раздел 9.2. – С.307-322

Учебное пособие с грифом УМО МЗСР РФ

12.Избранные вопросы клинической психологии: в 3-х т. Т.2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. /редактор тома Н.А. кравцова - Владивосток: Медицина ДВ, 2008 -272 с.

Статьи

13.Кравцова Н.А., Психосоматические проблемы социальной дезадаптации детей. /Н.А.Кравцова, И.А.Шувалова, Р.И. Цветкова //Информационный Бюллетень комитета образования и науки администрации Хабаровского Края.-1997.-№7.-С.34-38.

14.Кравцова Н.А. Девиантное поведение детей и подростков: причины, основные типы и формы, направления психопрофилактики./Н.А. Кравцова //Психолого-педагогический журнал. - 1999. - №2. - С.10-17.

15.Кравцова Н.А. Суицидальное поведение детей и подростков. /Н.А.Кравцова //Психолого-педагогический журнал. - 1999. - №3. - С. 15-19.

16.Кречко Е.П. Психореабилитация женщины в период беременности и родов./Е.П. Кречко, Н.А. Кравцова, А.В. Катасонова, В.Н. Пятанова //Реабилитология. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М.:Изд-во ГОУ ВПО РГМУ Росздрава,2005. –С.193-195.

17.Катасонова А.В. Направления психореабилитационной работы психолога с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью. /А.В. Катасонова, Д.С.Гончар, Н.А. Кравцова //Реабилитология. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М.:Изд-во ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, 2005. – С.84-87.

18.Кравцова Н.А. Методологические основы психотерапии детей и подростков с психосоматическими расстройствами. /Н.А. Кравцова//Материалы Первой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии». Сборник статей. – Владивосток, 2007. –С.133-138

19.Кравцова Н.А. Биопсихосоционоэтическая модель человека и болезни как методологическая основа клинической психологии. /Н.А. Кравцова //Материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии». Сборник статей. – Владивосток, 2008. – С.17-21

20.Кравцова Н.А. Интегративная психотерапия детей и подростков, страдающих психосоматическими расстройствами./Н.А. Кравцова //Психотерапия.-2009.- №1. – С.38-43

21.Кравцова Н.А Структура личности у мальчиков-подростков с малыми формами нарушения половой дифференцировки. /Н.А. Кравцова, А.Ю.Кравцова, Р.В. Кадыров, Ю.А.Кравцов. //Сибирский вестник психиатрии и наркологии.-2009. - №2 (53) – с.53-56.

Материалы научных конференций

22.Кравцова Н.А. О работе центра психосоматического здоровья. /Н.А. Кравцова //Материалы международной Научно-практической конференции «Молодежь и планирование семьи».- Хабаровск,1994.-С.16-19

23.Кравцова Н.А. Роль семейной психотерапии в профилактике сексуальных девиаций подростков./Н.А. Кравцова //Материалы международной Научно-практической конференции «Подростки: сексуальная культура и репродуктивное здоровье» -Хабаровск, 1995.-С. 16-19.

24.Кравцова Н.А. Направления психопрофилактики психосоматических нарушений у детей и подростков./Н.А. Кравцова //Материалы Азиатско-Тихоокеанского международного Конгресса психологов. - Хабаровск, 1998.-С.45-47.

25.Кравцова Н.А. Актуальные проблемы социализации детей и подростков в условиях современного кризиса в России./Н.А. Кравцова //Материалы Всероссийского Совещания-семинара «Гуманистическая педагогика социально-психологическая адаптация в условиях образовательного учреждения».- Хабаровск, 1999.Ч.1.-С.26-28.

26.Кравцова Н.А., Медико-психологическое сопровождение гуманистической педагогики. Н.А. Кравцова, И.А.Шувалова, Р.И.Цветкова. //Материалы Всероссийского совещания-семинара «Гуманистическая педагогика: социально-психологическая адаптация в условиях образовательного учреждения».- Хабаровск,1999.Ч.1..- С.22-23.

27.Петрова С.А., Динамика психоневрологического статуса у детей под влиянием направленной психокоррекции. /С.А. Петрова, Л.В. Максимчук, Н.А. Кравцова // Сборник материалов Русско-японского медицинского симпозиума.- Хабаровск,1999.-С.227.

28.Кравцова Н.А., Перспективы развития клинической психологии на Дальнем Востоке. /Н.А. Кравцова, Н.Д.Белокобыльский, И.Г.Ульянов //Современные аспекты охраны психического здоровья. Сборник материалов международной научно-практической конференции. /По ред. Акад. РАМН В.Я Семке - Владивосток: Дальнаука, 2004 - с.69-72.

29.Кравцова Н.А. Конфликт идентичности как онкогенный фактор. /Н.А. Кравцова //Материалы Российско-Американского научно-практического семинара «Социально-психологическая реабилитация детей с онкогематологическими заболеваниями и их семей».- Владивосток,2004. – С.30-33.

30.Крукович Е.В Анализ некоторых показателей нервно-психического здоровья подростков./Е.В. Крукович, Н.А. Кравцова //Психическое здоровье населения дальнего Востока. Третьи Яцковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. /По ред. Акад. РАМН В.Я Семке, проф. И.Г. Ульянова. – Томск, Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. -292 с. С.130-132.