- теоретически обосновано образное содержание профессионального становления студентов, результативно интегрирующееся в профессиональной идентичности и являющееся ее структурообразующим элементом;
- идентичность определяется и описывается как одухотворенная личностно-значимыми смыслами, ощущениями, эмоциями и отношениями композиция тождественного и отличного, репрезентируемая в художественном воображении, действии и взаимодействии, создающая надпространственный и надвременной уровни преображенной художественностью субъекта реальности;
- осуществлен сравнительный анализ и обнаружена аналогичность детерминант, содержания и формирования идентичности и художественного образа;
- выделены и обоснованы внутренние и внешние свойства художественного творчества как психолого-педагогического средства становления профессиональной, личностной и социальной идентичности субъекта, способствующего ситуативному, инструментальному и парадигмальному самоопределению студентов в профессиональной деятельности гуманитарного направления;
- обнаружены различия в статусах и содержании идентичности студентов с разным уровнем художественно-творческой актуализации;
- впервые психологически обосновывается, разрабатывается и экспериментально апробируется технология художественного поля самоактуализации (его модель, принципы, параметры), включенная в образовательный процесс гуманитарных вузов в трех авторских формах: рефлексодрамы, интерактивных выставок, арт-лабораторий;
- получено экспериментальное обоснование эффективности включения художественного творчества в образовательное пространство гуманитарных вузов как психолого-педагогического инструмента становления субъектности студентов на всех этапах профессионального становления.
1.Лопаткова, И. В. Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности «Кладоискатели» (в соавторстве с коллективом Дома творчества детей и юношества г. Сергиев Посад) / И.В.Лопаткова. – М. – 1996. – С. 165. – (авт. вклад 90%).
2.Лопаткова, И. В. Художественно-творческий метод проектирования конструктивного восприятия и поведения в конфликтах. Монография / И.В.Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2005. – 90 с. - 3,8 п.л.
3.Лопаткова, И. В. Арт-терапевтическая работа с проблемами самосознания / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2005. – 43 с. - 1,83 п.л.
4.Лопаткова, И. В. Психологический театр. Монография / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2008. – 48 с. – 3 п.л.
5.Лопаткова, И. В.Художественное поле самоактуализации и коммуникации как фактор становления идентичности / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2008. – 160 с. ISBN 978-5-902509-26-4 -16 п.л.
6.Лопаткова, И. В. Художественно – творческая среда и становление идентичности: теория, образование, психологический театр / И. В. Лопаткова. – Сергиев Посад: СПГИ, 2008. – 160с. ISBN 978-5-902509-28-8 -16 п.л.
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК
7.Лопаткова, И. В. Проектирование конструктивного восприятия и взаимодействия в межличностных конфликтах: художественно – творческий метод/ И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). №8.- М.: ГУУ, 2006. – С. 97 – 101. – 0,4 п.л.
8.Лопаткова, И. В. Художественно – творческое поле формирования толерантности к конфликтам / И. В. Лопаткова // Вестник Московского государственного университета дизайна и технологии. – 2006. -№ 8 (7). – С. 48-56. – 0,4 п.л.
9.Лопаткова, И. В. Имидж, как социально – личностный продукт, демонстрируемый художественный образ «Я» / И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). №1.- М.: ГУУ, 2007. – С. 75 – 78. – 0,3 п.л.
10.Лопаткова, И. В. Художественный метод достижения толерантности в конфликтном взаимодействии /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). - № 6.- М.: ГУУ, 2007. – С. 145 -147. – 0,4 п.л.
11.Лопаткова, И. В. Взаимосвязь идентичности и способности к имиджированию, как социально ориентированной художественно – творческой деятельности /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 8. -М.: ГУУ, 2008. – С. 93 - 96 – 0,4 п.л.
12.Лопаткова, И. В. Художественный метод проектирования психолого – педагогических условий становления профессиональной идентичности студентов гуманитарных вузов /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 10.- М.: ГУУ, 2008. – С. 70 – 73. – 0,4 п.л.
13.Лопаткова, И. В. Исследование возможностей художественно – творческой среды в становлении и расширении образного содержания идентичности студентов гуманитарных вузов /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 11.– М.: ГУУ, 2008.– С. 111 – 114. – 0,4 п.л.
14.Лопаткова, И. В. Интерактивная художественная выставка, как инновационная психотехнология расширения образного содержания профессиональной идентичности студентов психологов / И. В. Лопаткова – Новые технологии в обучении. / Кол. авт. - К.: Институт инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, 2009. - Вып. 59. – С. 59 – 65. - 0,5 п.л.
15.Лопаткова, И. В. Теоретико-методологические проблемы включения художественного творчества в процесс и содержание профессионального становления студентов /И.В. Лопаткова // Вестник университета (Государственный университет управления). № 20.– М.: ГУУ, 2009.– С. 91 – 97. – 0,3 п.л.
Учебно-методические пособия, комплексы
16.Лопаткова, И. В. Психология творчества. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. – 2003. – 24 с. – 1,12 п.л.
17.Лопаткова, И. В. Конфликтология. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. - 2003. – 24 с. – 1,12 п.л.
18.Лопаткова, И. В. Психология деловых отношений. Учебная программа и методические рекомендации для студентов экономического и юридического факультетов / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ.- 2003. – 20 с. – 1,1 п.л.
19.Лопаткова, И. В. Креативная имиджелогия. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии, экономического и юридического факультетов / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. – 2003. – 19 с. – 1 п.л.
20.Лопаткова, И. В. Арт- терапия. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. – 2004. – 24 с. – 1,12 п.л.
21.Лопаткова, И. В. Креативная имиджелогия. Учебно – методическое пособие с электронным приложением / И.В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. – 2005. – 280 с. - 16,8 п.л.
22.Лопаткова, И. В. Психология самосознания. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. - 2008 – 24 с. – 1,12 п.л.
23.Лопаткова, И. В. Психология творчества. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. - 2008 – 24 с. – 1,12 п.л.
24.Лопаткова, И. В. Психология конфликта. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. - 2008 – 24 с. – 1,12 п.л.
25.Лопаткова, И. В. Креативная имиджелогия. Учебно – методический комплекс для студентов экономического и юридического факультетов / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. – 2008. – 19 с. – 1 п.л.
26.Лопаткова, И. В. Арт- терапия. Учебно – методический комплекс для студентов факультета психологии / И. В. Лопаткова – Сергиев Посад: СПГИ. – 2008. – 24 с. – 1,12 п.л.
27.Лопаткова, И. В. Креативная имиджелогия / И. В. Лопаткова – Талдом: Филиал СПГИ в г. Талдом. – 2007. – 280 с. – 16,8 п.л.
Статьи, тезисы к докладам.
28.Лопаткова, И. В. О возможностях художественного творчества в актуализации Я – концепции / И. В. Лопаткова // Сборник материалов четвертой международной научной конференции «Актуальные проблемы науки и современное состояние развития российского общества» - М. - 2002. – С. 25 – 27. - 0,25 п.л.
29.Лопаткова, И. В. О возможностях художественного творчества в решении проблем подготовки студентов гуманитарных вузов к профессиональной деятельности / И. В. Лопаткова // Духовность. – Сергиев Посад: СПГИ. - 2003. - № 4. – 0,5 п.л.
30.Лопаткова, И. В. Возможности художественного творчества в оптимизации адаптации студентов к обучению в вузе / И. В. Лопаткова // Сборник материалов Российской научно – практической конференции «Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности». – Ярославль. – 2003. – С. 218 – 221 . - 0,5 п.л.
31.Лопаткова, И. В. Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности. Автореферат / И. В. Лопаткова. – Тверь: ТГУ. – 2003. - 1,75 п.л.
32.Лопаткова, И. В. Возможности художественно – творческой деятельности в продуцировании и актуализации Я – концепции / И. В. Лопаткова // Сборник научно – исследовательских трудов профессорско – преподавательского состава, аспирантов и студентов СПГИ. – Сергиев Посад: СПГИ. – 2003. - С. 14-22. – 0,7 п.л.
33.Лопаткова, И. В. Восприятие конфликта в художественном образе / И. В. Лопаткова // Сборник материалов по итогам научно – исследовательской деятельности профессорско – преподавательского состава, аспирантов и студентов СПГИ. – Сергиев Посад: СПГИ. – 2004. - С.3 - 8. – 0,5 п.л.
34.Лопаткова, И. В. К вопросу об особенностях творческого восприятия / И. В. Лопаткова // Сборник материалов по итогам научно – исследовательской деятельности профессорско – преподавательского состава, аспирантов и студентов СПГИ. – Сергиев Посад: СПГИ. – 2004. - С.8 - 13. – 0,5 п.л.
35.Лопаткова, И. В. Творческие технологии в образовании / И. В. Лопаткова // Духовность. Журнал гуманитарных исследований. Книга 7. – Сергиев Посад: СПГИ. – 2004. – С. 195 – 207. – 0,7 п.л.
36.Лопаткова, И. В. Из опыта создания интерактивной лекции «Психосемиотический тетраэдр – структура образа» / И. В. Лопаткова //Сборник материалов научно – практической конференции «Информационные технологии в образовательном процессе СПГИ». - Сергиев Посад: СПГИ . – 2005. - С. 37 – 41. – 0,5 п.л.
37.Лопаткова, И. В. «Я – творец профессионального процесса». О возможностях художественного творчества в решении проблем подготовки студентов гуманитарных вузов к профессиональной деятельности/ И. В. Лопаткова //Учитель. Профессиональный педагогический журнал - М. – 2005. - С. 70 – 73. – 0,4 п.л.
38.Лопаткова, И. В. Художественный метод оптимизации профессионального становления и развития личности / И. В. Лопаткова // Духовность. Журнал гуманитарных исследований. Книга 8. – Сергиев Посад: СПГИ. – 2006. – С. 190 – 2005. – 0,8 п.л.
39.Лопаткова, И.В. Художественный метод оптимизации процессов формирования профидентичности и образа Я – профессиональное / И. В. Лопаткова // Сборник материалов межвузовской научно – практической конференции «Профессионально – личностные аспекты деятельности психолога». - Сергиев Посад: СПГИ. – 2006. – С. 3 – 12. – 0,6 п.л.
40.Лопаткова, И. В. Идентичность в контексте образа / И. В. Лопаткова // Сборник материалов межвузовской конференции «Актуальные проблемы современной психологии: идентичность и толерантность». - Сергиев Посад: СПГИ. – 2008. – С. 3 – 9. – 0,5 п.л.
41.Лопаткова, И. В. Возможности художественного поля самоактуализации и коммуникации в динамике образного содержания идентичности /И. В. Лопаткова // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. – 2008. - №3. – С. 72 – 82. – 0,7п.л.
42.Лопаткова, И. В. Взаимосвязь личностной идентичности и художественно - творческого воображения студентов гуманитарных вузов / И. В. Лопаткова //Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. – 2008. - №2 (7). – С.83 – 89. – 0,7п.л.
43.Лопаткова, И. В. Художественно – творческая среда как фактор достижения толерантности в кризисные периоды становления идентичности / И. В. Лопаткова //Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. – 2008. -№4 (9) – С.60 – 67. – 0,7п.л.
44.Лопаткова, И. В. Психологический театр, как образовательная технология развития профессиональной идентичности студентов факультета психологии / И.В. Лопаткова // Проблемы совершенствования качества образования в вузе: Сборник материалов научно-практической конференции. – Орехово-Зуево. - 2009. – С.154 – 160. – 0,6 п.л.
45.Лопаткова, И. В. Художественно-творческая среда как фактор развития профессиональной идентичности студентов гуманитарных вузов / И. В. Лопаткова //Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных изменений. – Ч.2. –М.: МОСА. – 2009. – С. 269 – 273. – 0,4 п.л.
46.Лопаткова, И.В. Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов-гуманитариев / И.В. Лопаткова // Материалы международной конференции «Глобализация образования: психолого-педагогический аспект». - Сергиев Посад: СПГИ. – 2009. – С. 3 – 12. – 0,5 п.л.