- впервые разработана научно-обоснованная комплексная концепция половых различий в становлении характера подростка, включающая модель, структуру, функции, детерминанты становления данного психологического образования;
- предложено авторское определение характера как психологического образования личности, которое имеет определённый набор черт, сформированных на основе объективных предпосылок, обусловленных биологическим полом (эволюционно сложившимся строением мозга, анатомо-физиологическими особенностями, основными функциями пола; формально-динамическими задатками) и подкрепляемых социальными влияниями (соответствующей социализацией, воспитанием на основе социальных стереотипов, семейной и школьной ситуации развития);
- на основе комплексного исследования половых различий в характере подростка впервые выявлена структура характера подростка, его функции, особенности половой идентичности, типология, что вносит существенный вклад в представления педагогической психологии о характере подростка;
- впервые выделены критерии разработки типологии характеров подростков, которые различаются у девочек и мальчиков: у подростков-мальчиков такими критериями выступают доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностей, а у подростков-девочек - поведенческая активность, социальная адаптированность и выраженность ценностей;
- показано, что дифференциация обучения по полу оказывает неодинаковое влияние на становление характера мальчиков и девочек и обуславливает половые различия в характере подростков;
- введено новое понятие «синдром черт характера, обусловленный полом», который включает определенные черты, характеризующие поведение и деятельность подростков и их типологию;
- впервые выявлено взаимодействие детерминант характера подростка, которое приводит к соединению личности и характера, что способствует ядерной эгоцентричной центрации подростка на себе и формированию его половой идентичности.
1. Половые различия в характере подростка. Омск: Издательский дом «Наука», 2006. 228 с.
2. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика. Омск: ОмГПУ, 2009. 256 с.
Статьи в ведущих научных изданиях, определённых ВАК
3. Филатова А.Ф. Концепция половых различий в становлении характера детей и подростков // Омский научный вестник. 2006. № 5. С.278-282.
4. Филатова А.Ф. Типологии характера в отечественных психолого-педагогических исследованиях // Омский научный вестник. 2006. № 6. С.227-230.
5. Филатова А.Ф. Современное образование и развитие школьника-подростка как субъекта учебной деятельности // Интеграция образования. 2006. № 2 (43). С.148-152.
6. Филатова А.Ф. Психопатические черты в характере подростка как предпосылка криминального поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2 (26). С.81-83.
7. Филатова А.Ф. Идеи психоанализа в концепции становления половой идентичности и половых различий в характере детей и подростков // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 6. С.141-147.
8. Филатова А.Ф. Учёт половых различий подростков в образовательном процессе // Социальная политика и социология. 2007. № 1 (33). С.69-78.
9. Филатова А.Ф. Концепция становления половой идентичности и половых различий в характере детей и подростков // Вестник Московского государственного университета. Серия «Психологические науки». 2007. № 3. С.151-154.
10. Филатова А.Ф. К вопросу о половом воспитании подростков // Вестник Московского государственного университета. Серия «Психологические науки». 2007. № 4. С.89-90.
Научные статьи и тезисы докладов
11. Филатова А.Ф. Культурно-исторический подход в формирующей и коррекционной работе с подростками // Культурно-исторический подход в развитии гуманитарных наук и образования: Тезисы Международной конференции, посвящённой 100-летию Л.С.Выготского. М., 1996. С.164-165.
12. Филатова А.Ф. Построение на психодиагностической основе коррекционной и развивающей работы с подростками // Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде. Проблемы и перспективы. Материалы областной научно-практической конференции. Омск, 1998. С.72-75.
13. Филатова А.Ф. Актуальные проблемы работы с подростками и их родителями // Актуальные проблемы высшего гуманитарного образования и воспитания в Сибири: Сборник научных трудов. Омск, 2002. С.146-152.
14. Филатова А.Ф. Личностная регуляция мышления у подростков разного пола // Творческое наследие А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения). Тезисы докладов научной конференции. М., 2003. С. 121-124.
15. Филатова А.Ф., Шихалева М.С. Взаимодействие психологической службы и классных руководителей в современной школе // Социальная работа молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: Материалы V региональной научно-практической студенческой конференции ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2003. С.76-78.
16. Филатова А.Ф. Половозрастные особенности толерантности у студентов-психологов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Т. 8. Санкт-Петербург, 2003. С. 42-44.
17. Филатова А.Ф. Студенчество: Половозрастные особенности характера // Профессиональная, правовая и духовная культура в подготовке специалиста и формировании личности: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А.И.Барановского. Омск, 2003. С.48-52.
18. Нарушение норм взрослого мира как механизм половозрастной самоидентификации в подростковом возрасте // Социальная работа молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: Материалы Шестой региональной научно-практической студенческой конференции ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2004. С.121-125.
19. Филатова А.Ф., Корбмахер Е.В., Филатов А.Ф. Изучение рефлексов у новорожденных разного пола // Социальная работа молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: Материалы Шестой региональной научно-практической студенческой конференции ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2004. С.125-129.
20. Филатова А.Ф. Сотрудничество школьных психологов и учителей предметников в формировании и коррекции характера подростка // Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса: Сборник научных статей / Под общей редакцией М.Г.Ковтунович и С.Б.Малых. Ч. 1. М., 2004. С.218-224.
21. Филатова А.Ф. Сотрудничество школьных психологов и учителей предметников в формировании и коррекции характера подростка // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования: Аннотированный каталог докладов Международной научно-практической Интернет-конференции. http://conf.мgppu.ru/ М., 2004. С.55.
22. Филатова А.Ф. Социализация современной молодёжи: половозрастной аспект // Социализация молодёжи в условиях развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. Новосибирск, 2004. С.30-34.
23. Филатова А.Ф. Особенности характера деловой женщины // Социально-психологические проблемы развивающихся организаций: Материалы городской научно-практической конференции. Омск, 2004. С.96-98.
24. Филатова А.Ф. Социально-психологические причины, условия и предпосылки возникновения асоциальных подростковых групп: половозрастной аспект // Уличная социальная работа: теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень, 2004. С.30-34.
25. Филатова А.Ф. Идеи К.Д.Ушинского в современных подходах формирования характера детей и подростков//Педагогические идеи К.Д.Ушинского и модернизация современного начального образования (к 180-летию К.Д.Ушинского (1824-1870)): Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004. С.152-153.
26. Филатова А.Ф. Бытие мужчины и женщины в контексте мифов, стереотипов и современной реальности // Бытие и язык: Сборник статей на материалах международной конференции. Новосибирск, 2004. С.143-149.
27. Филатова А.Ф. Половые различия в характере и личности студентов // Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С.102-103.
28. Филатова А.Ф. Мифы и реальность о семье, гендере и андрогинности // Человек в пространстве мифов: Материалы Межрегиональной конференции / Отв. ред. проф. А.С.Шаров. Омск, 2004. С.103-110.
29. Филатова А.Ф. Социализация детей разного пола в семье и школе // Вестник Омского университета. 2004. Выпуск 3 (33). С.104-107.
30. Филатова А.Ф. Особенности современной семьи // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2004. № 11 (23). С.2.
31. Филатова А.Ф. К вопросу о влиянии телесной организации на личность // Человек в контексте эпохи: Материалы региональной научной конференции, посвящённой 85-летию М.Е.Бударина. Омск, 2005. С.246-250.
32. Филатова А.Ф. Исследование формирования ценностей у современных подростков // Молодёжь и ценности современного российского общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Гл. ред. проф. В.И.Разумов. Омск, 2005. С.334-338.
33. Филатова А.Ф. Изучение формирования половой и профессиональной идентичности у студентов-психологов 1 курса // Учёные записки. Вып. 1. Психология, педагогика: Материалы научно-методической сессии «Наука в Столичном гуманитарном институте: итоги и перспективы». М., 2005. С.67-68.
34. Филатова А.Ф. Развитие школьника подростка как субъекта учебной деятельности в теории и практике современного образования // Наука образования: Сборник научных статей. Выпуск 23 / Отв. ред. проф. Н.В.Чекалёва. Омск, 2005. С.284-289.
35. Филатова А.Ф. Подросток в современной России и педагогические идеи о воспитании И.А.Ильина // Русский экономический Вестник: Научно-публицистический журнал. Спец. выпуск № 5. Материалы 1V Международных Ильинских научно-богословских чтений: «Иван Ильин и современная Россия». Ч.1. Екатеринбург, 2006. С.330-345.
36. Филатова А.Ф. Формирование половой идентичности и социальная ситуация развития подростков в современной России // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: Сборник научных статей/ Под ред. Л.Н.Антилоговой, В.Л.Малашенковой. Омск, 2006. С.109-120.
37. Филатова А.Ф., Филатов В.И. Социальная ситуация развития подростка и детская субкультура в современной России // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Спец. выпуск 1 (33). С. 345-356.
38. Филатова А.Ф. К вопросу о профессиональной и половой идентичности в личной биографии студентов // Развитие человека в современном мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под науч. ред. О.А.Белобрыкиной. Новосибирск, 2006. С. 219-222.
39. Филатова А.Ф. К вопросу о формировании ценностей у современных подростков // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Ч.2. Омск, 2006. С. 91-95.
40. Филатова А.Ф. Особенности социализации мальчиков и девочек в семье // Современная семья: состояние, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции / Под ред. М.И.Кошеновой и В.М.Физикова. Омск, 2006. С.84-89.
41. Филатова А.Ф., Дмитриева Н.А. К вопросу об адаптации подростков к обучению в Омском кадетском корпусе // Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: Материалы 7-й и 8-й научно-практических конференций ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2006. С.56-61.
42. Филатова А.Ф. Студенчество: основные характеристики, типологии, половозрастные особенности характера, психологические проблемы и противоречия // Современные проблемы учебных заведений региона в образовательном процессе: Материалы Международной учебно-методической конференции. Омск, 2006. С.74-78.
43. Филатова А.Ф. Трансформация подростковой субкультуры и проблемы воспитания и образования в условиях современного общества потребления // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы III научно-практической конференции. Т.1. М., 2006. С.271-273.
44. Филатова А.Ф. Половая дифференциация и развитие отношений мальчиков и девочек подростков в современных социокультурных условиях // Социокультурные проблемы современной молодёжи: Материалы Международной научно-практической конференции / Под науч. ред. Н.Я.Большуновой, О.А.Шамшиковой. Ч.2. Новосибирск, 2006. С.336-374.
45. Филатова А.Ф. «Пол» и «гендер»: генезис терминологии и методологического аппарата исследований // Феномен развития в науках о человеке: сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под ред. проф. А.С.Мещеряковой и О.В.Красновой. Пенза, 2006. С.113-115.
46. Филатова А.Ф. Деятельность читателя юношеской библиотеки в контексте половозрастных различий // Журнал Международного института чтения. Секция «Психология и педагогика чтения» / Ред.-сост. И.В.Усачёва. М., 2006. № 4. С.46-47.
47. Филатова А.Ф. Психология половых различий и гендерная психология // Вестник Омского университета. 2007. №1 (43). С.125-130.
48. Филатова А.Ф. Характеристика половых различий в образовательном процессе // Совершенствование технологий обеспечения качества образования: Международная научно-методическая конференция: сборник статей / Под общ. ред. проф. Н.У.Казачуна. Омск, 2007. С.197-198.
49. Филатова А.Ф. Психотерапевтические аспекты учебно-воспитательного процесса // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века: Материалы II Международной научно-практической конференции. Кисловодск, 2007. С.398-400.
50. Филатова А.Ф. К вопросу о понятиях «пол» и «гендер» // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы Девятой региональной научно-практической конференции ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2007. С.33-38.
51. Филатова А.Ф. Учёт половых различий в профессиональной подготовке специалистов // Психология и педагогика современного образования в России: сборник статей II Международной научно-практической конференции / Под ред. проф. В.В.Сохранова и проф. Л.М.Дубового. Пенза, 2007. С.44-46.
52. Филатова А.Ф. Социальная ситуация развития и особенности социализации подростков в условиях современного российского общества // Социальные процессы: проблемы и перспективы. Материалы 1 заочной международной научно-практической конференции ОмГУ им. Ф.М.Достоевского. Омск, 2007. С.233-241.
53. Филатова А.Ф. Актуальные проблемы полоролевого воспитания подростков // Альманах современной науки и образования: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. Тамбов, 2007, № 5 (5). С. 233-235.
54. Филатова А.Ф. Характерологические и личностные факторы, способствующие формированию синдрома выгорания // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2007 г. / Под ред. Ю.П.Поварёнкова. Ярославль, 2007. С.308-310.
55. Филатова А.Ф. К вопросу о соотношении понятий «личность» и «характер» // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2007. С.45-48.
56. Филатова А.Ф. Этический взгляд психолога на проблемы воспитания и образования в современном российском обществе // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып.12. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. С.И Орехов. Омск, 2007. С. 107- 112.
57. Филатова А.Ф. Проблемы полоролевого воспитания школьников-подростков и студентов в современных социокультурных условиях // Самореализация личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 3. Возрастные аспекты самореализации личности. Тольятти, 2007. С.180-183.
58. Филатова А.Ф. Влияние социально-экономических условий на социализацию подростков // Психология ХХI века. Актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. И.П.Шахова. Ч.1. М., 2007. С.105-107.
59. Филатова А.Ф., Луцкина Н.В. Гендерные особенности экономического сознания и отношения к деньгам старших подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы Десятой международной научно-практической конференции ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2008. С. 59-61.
60. Филатова А.Ф. Дмитриева Н.А. Ценностные ориентации кадет ОКК и их влияние на построение личностных и профессиональных планов // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы Дес международной научно-практической конференции ф-та психологии и педагогики ОмГПУ. Омск, 2008. С. 64-66.
61. Филатова А.Ф. Мальчики и девочки учатся по-разному: учёт половых различий в образовательном процессе // Проблемы социальной работы: теория и практика. Материалы II заочной научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2008. С. 289-299.
62. Филатова А.Ф. Учёт половых различий у студентов, как важный психологический аспект в подготовке специалистов // Проблемы качества подготовки специалистов в сфере высшего педагогического образования: Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ОмГПУ / Под ред. И.П.Геращенко. Омск, 2008. С.163-171.
63. Филатова А.Ф. Проблема изучения характера и его типологий в психологической науке // Психологические и педагогические вопросы социального становления человека: Сборник научных статей преподавателей и сотрудников ф-та психологии и педагогики / Под ред. И.А.Вишнякова, С.А.Маврина. Омск, 2009. С.117-126.
64. Филатова А.Ф. Личность подростка в современном образовательном пространстве // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: Сборник научных статей / Под ред Л.Н.Антилоговой, М.А.Ларионовой. Омск, 2009. С.73-84.
65. Filatova A.F. Boys and girls: sexual distinctions and their role in training and psychotherapy // The 5th World Congress for Psychotheray. Oktober 12-15, 2008. Beijing, China. Р. 415-416.
66. Filatova A.F., Allik J., Mottus R., Realo А., Pullmann Н., Trifonova А., McCrae R.R., Meshcheryakov B.G. How national character is constructed: personality traits attributed to the typical Russian // Psychological Journal of International University of Nature, Society and Human «Dubna», 2009, 1. Р.3-26.
Учебные пособия и программы
67. Филатова А.Ф., Дашкевич О.В. Характер подростка: Психодиагностика. Формирование. Коррекция: Учебное пособие по курсу «Психология развития человека» для студентов педвузов. Омск: ОмГПУ, 1998. 128 с.
68. Филатова А.Ф. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Методические рекомендации по курсу «Психология семьи» для студентов педвузов. Омск: ОмГПУ, 1998. 16 с.
69. Филатова А.Ф. Логинова Т.Г. Социально-психологический портрет выпускника профессиональной школы, проблемы адаптации на рынке труда. Методические рекомендации. Омск: Государственная служба занятости, 2001. 52 с.
70. Филатова А.Ф., Кужель Е.Н. Социально-психологический портрет участника боевых действий, проблемы профессиональной реабилитации. Методические рекомендации. Омск: Государственная служба занятости, 2001. 65 с.
71. Филатова А.Ф., Панина Е.В. Семья и семейные отношения: психодиагностика, формирование, коррекция. Учебно-методическое пособие для студентов по дисциплинам «Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». Омск: ОмГПУ, 2008. 96 с.
72. Филатова А.Ф. Программа курса «Психология семьи и семейного воспитания» для студентов ф-та психологии и педагогики. Омск: ОмГПУ, 2008. 24 с.
73. Филатова А.Ф. Психологическое сопровождение становления характера и половой идентичности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, психологов и студентов педвузов. Омск: ОмГПУ, 2009. 28 с.