- создана психосемиотическая концепция креативности, позволяющая разрабатывать производные модели ее диагностики и развития;
- обосновано представление о возможности диагностировать уровень креативности личности посредством психосемиотического анализа созданных ею продуктов творчества;
- выявлены, охарактеризованы и эмпирически верифицированы семантические и синтаксические маркеры креативности в текстах, осуществлена стандартизация методики психосемиотического анализа текста для диагностики вербальной креативности;
- обосновано положение о камертонной культуре как ядерном структурном образовании;
- обосновано представление об образовательном пространстве как вторичной семиотической системе; описаны ее семантические, прагматические и синтаксические характеристики;
- разработано представление о последовательном гомоморфизме структур культуры и образовательного пространства;
- выявлены особенности взаимосвязи креативности с нравственными характеристиками личности;
- доказано, что образовательное пространство, моделируемое в соответствии с принципом инкультурации, способствует развитию креативности школьников и обусловливает положительную динамику их индивидуально - психологических характеристик.
1. Кыштымова И.М. Динамика креативности школьников (теория и практи-ка) : моногр. / И.М. Кыштымова. – Иркутск : ИГПУ, 2000. – 245 с. (15,2 п.л).
2. Кыштымова И.М. Креативность : содержание, развитие, диагностика : мо-ногр. / И.М. Кыштымова.– 2-е изд., испр.– Иркутск : БГУЭП, 2002.– 217 с. (13,7 п.л).
3. Кыштымова И.М. Методы диагностики творческих способностей челове-ка : метод. пособие / И.М. Кыштымова. – Иркутск : ИГПУ, 2003.– 84 с. (5,3 п.л.)
4. Кыштымова И.М. Индивидуальный образ: введение в психосемиотику имиджа : моногр / И.М. Кыштымова. – Иркутск : БГУЭП, 2006. – 189 с. (12 п.л.)
5. Кыштымова И.М. Психосемиотика креативности : моногр. / И.М. Кыш-тымова– Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. – 579 с. (34,6 п.л.)
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК
6. Кыштымова И.М. Влияние психосемиотических особенностей образова-тельного пространства на семантическую оценку метафорического текста школьниками // Вестник Иркутского Государственного Технического универ-ситета. – 2005. – Т.2, № 3 (23). – С. 90–96. (1 п.л.).
7. Кыштымова И.М. Исследование представлений старшеклассников о Ро-дине методом психосемиотического анализа вербальных текстов // Философия образования. – 2006. – Спец. вып. 2. – С. 343–349. (0,75 п.л.).
8. Кыштымова И.М. Диагностика креативности методом психосемиотиче-ского анализа текста : гендерный аспект // Вестник Бурятского университета. Сер. 10 : Психология. – Улан-Удэ, 2006. – Вып.3. – С. 297–307. (0,6 п.л.).
9. Кыштымова И.М. Диагностика креативности старшеклассников методом психосемиотического анализа их сочинений: «гармонический центр» как пси-ходиагностический критерий // Известия Уральского отделения РАО. Образо-вание и наука. – Екатеринбург, 2006. – № 6 (42). – С. 83–92. (1 п.л.).
10. Кыштымова И.М. Интеграция методов обучения и психокоррекции на занятиях со школьниками: культурно-исторический контекст // Интеграция об-разования. – 2007. – № 1 (46). – С. 15–22. (0,8 п.л.). – (Решение о публикации принято в 2006 г.).
11. Кыштымова И.М. Исследование уровня смыслового развития личности старшеклассников посредством анализа школьных сочинений // Сибирский пе-дагогический журнал. – 2007. – № 3. – С. 141–152. (1 п.л.).
12. Кыштымова И.М. Влияние психосемиотической модели образователь-ного пространства на развитие личности школьника // Наука и школа. – 2007. –№ 3. – С. 3–6. (0,8 п.л.).
13. Кыштымова И.М. Эстетическая обусловленность особенностей психо-логического влияния телекоммуникационного семиозиса на подростков // Си-бирский педагогический журнал. – 2007. – № 6. – С. 257–270. (0,9 п.л.).
14. Кыштымова И.М. Диагностические возможности авторского текста // Вестник университета / Государственный университет управления. – 2007. – № 6. – С. 127–130. (0,8 п.л.).
15. Кыштымова И.М. Анализ текста как метод диагностики креативности: значение категории «интертекстуальность» // Вестник Тамбовского универси-тета. Сер. Гуманитарные науки. – 2007. – № 10 (54). – С. 133–138. (0,75 п.л.).
16. Кыштымова И.М. Профессиональная подготовка практического психо-лога: культурный контекст // Профессиональное образование. Новые педагоги-ческие исследования. – 2007. – С. 99–101. (0, 3 п.л.).
17. Кыштымова И.М. Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «время» // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 26. – С. 50–54. (0,7 п.л.).
18. Кыштымова И.М. Формирование имиджа будущего учителя // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 11. – С. 73–75. (0,3 п.л.).
19. Кыштымова И.М. Методологические основания понимания креативно-сти как реализации личностного смысла средствами культуры // Вестник Мос-ковского Государственного областного университета. Сер. Психологические науки. – 2007. – № 4. – С. 36– 47. (0,8 п.л.).
20. Кыштымова И.М. Философские основания семиотического анализа ав-торского вербального текста как средства психологической диагностики // Фи-лософия образования. – 2008. – № 1 (22). – С. 134–143. (0,9 п.л.).
21. Кыштымова И.М. «Словом можно спасти…» // Воспитание школьни-ка. – 2008. – № 2. – С. 63–64. (0,2 п.л.)
22. Кыштымова И.М. Психосемиотическая методика диагностики вербаль-ной креативности // Психологический журнал. – Т.29, № 6. – 2008. – С. 57–67. (0,9 п.л.).
23. Кыштымова И.М. Научные представления о креативности // Вестник Бурятского университета. Психология, социальная работа. Вып.5 – Улан-Удэ, 2009. – С. 6–14. (0,9 п.л.).
Научные статьи и тезисы докладов.
24. Кыштымова И.М. Проблема эволюции духовного мира ребенка в усло-виях изучения литературы по авторской программе // Новая школа. – 1995. – № 1. – С. 119–122. (0,3 п.л.).
25. Кыштымова И.М. Способы изменения структуры школьного урока с целью повышения креативности у детей // Подготовка специалиста начального образования ХХI в. : матер. Междунар. науч.-практ. конф., февр. 1998 г. – Ир-кутск, 1998. – С. 70–73. (0,3 п.л.).
26. Кыштымова И.М. Некоторые аспекты организации экспериментальной работы по внедрению в учебный процесс психолого-педагогических техноло-гий / И. М. Кыштымова, Т. А. Винобер // Обучение и развитие: психолого-педагогические технологии развития творческих способностей учащихся : сб. ст. – Иркутск, 1999. – С. 1–17. (0,7 п.л.). – (50% личного участия).
27. Кыштымова И.М. Принцип подражания как проблема организации учебного процесса // Региональный аспект в содержании и формах образова-ния : матер. науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы разви-тия», 11 – 14 окт. 1991 г. – Иркутск, 1999. – С. 10–14. (0,3 п.л.).
28. Кыштымова И.М. Способы развития эстетического отношения как пси-хологической основы способностей к художественному творчеству в условиях учебного процесса в средней школе // Проблемы учебного процесса в иннова-ционных школах : сб. науч. тр. – Иркутск, 1999. – С. 110–117. (0,5 п.л).
29. Кыштымова И.М. Некоторые аспекты организации формирующего эксперимента по развитию креативности // Психолого-педагогические пробле-мы одаренности: теория и практика : докл. Междунар. конф., 15–17 дек. 1999 г. – Иркутск, 1999. – Кн. 2. – С. 10–16. (0,4 п.л.).
30. Кыштымова И.М. Явление «отвергаемости» ребенка в школе. Причины и коррекция // Социально-психологические аспекты образования : межвуз. сб. науч. тр. – Иркутск, 1999. – С. 80–83. (0,2 п.л.).
31. Кыштымова И.М. Об авторской технологии обучения, направленной на развитие креативности, в контексте проблемы гуманизации школы // Сборник научно-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. – Ир-кутск, 1999. – С. 64–72. (0,5 п.л.).
32. Кыштымова И.М. Развитие креативности школьников в условиях экс-периментальной модели учебного процесса. // Автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. – Иркутск, 2000. – 19 с. (1,2 п.л.).
33. Кыштымова И.М. Психолого-педагогическая технология «Самоактуа-лизирующее обучение» // Реализация принципов самоактуализирующего обу-чения в учебном процессе : сб. ст. – Иркутск, 2000. – С. 4–23. (1,2 п.л.).
34. Кыштымова И.М. Гуманизация учебного процесса и технологии обуче-ния // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий : ма-тер. науч.-практ. конф., 21–22 нояб. 2001 г.– Иркутск, 2001.– С. 74-75. (0,1 п.л.).
35. Кыштымова И.М. Развитие креативности школьника // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика : матер. II Между-нар. конф. – Иркутск, 2001. – С. 174–178 (0,3 п.л.).
36. Кыштымова И.М. Значение категории времени в смысловом поле лич-ности (психологическая диагностика подростка по тексту) // Проблемы учебно-го процесса в иновационных школах : сб. науч. тр.- Иркутск, 2002. – С. 64–72. (0,6 п.л.).
37. Кыштымова И.М. Развитие личности с позиции психологии искусства / И.М. Кыштымова, Е.Ф. Трясунова // Психолого-педагогические особенности образовательного процесса в инновационных учебных заведениях : матер. Чет-вертой регион. науч.-практ. конф. – Иркутск, 2002. – С. 92–95. (0,2 п.л.). – (50% личного участия).
38. Кыштымова И.М. Стилистический контраст в контексте национальной психологии (опыт урока литературы) // Вестник Международного центра азиат-ский исследований. – 2002. – Вып. 11 : Народы России, Сибири и стран Восто-ка: история и современность : докл. Четвертой Междунар. научн. конф, 23–25 окт. 2002 г., кн. 3. – С. 285–291. (0,4 п.л.).
39. Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие в условиях школьного обучения, диагностика // Обдорована особiстость: пошук, розвиток, допомога : матерiали доповiдей та повiдомлень на Мiжнароднiй науково-практичнiй конференцIи. 17–19 жовтня 2002 р. – Киiв, 2002. – Вып. 3, ч. 2. – С. 92–96. (0,3 п.л.). – (Актуальнi проблемi психологii ; т. 6).
40. Кыштымова И.М. Креативная личность в контексте общественного развития // Построение гражданского общества: материалы Междунар. гума-нит. конгр. – Иркутск, 2002. – С. 90–91. (0,13 п.л.).
41. Кыштымова И.М. Истоки представлений о личностном смысле как зна-чимом компоненте креативности // Вестник Международного центра азиатских исследований. – 2002. – Вып. 8 : Диалог культур народов России, Сибири и стран Востока : докл. науч. конф. докторантов, аспирантов, молодых препода-вателей и исследователей гуманитарных кафедр. 25–26 апр. 2002 г., кн. 2. – С. 108 – 112. (0,3 п.л.).
42. Кыштымова И.М. Технология «Самоактуализирующее обучение» как способ развития социального интеллекта // Гражданское образование – путь в демократическое общество : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16–17 окт. 2001 г. – Иркутск, 2002. – С. 97–99. (0,2 п.л.).
43. Кыштымова И.М. Развитие креативности школьников // Ежегодник Российского общества психологов : материалы III Всероссийского съезда пси-хологов, 25–28 июня 2003 г. : в 8 т. – 2003. – Т. 4. – С. 592–596. (0,3 п.л.).
44. Кыштымова И.М. Исследование причин слабой школьной успеваемо-сти подростков с интеллектуальной одаренностью / И.М. Кыштымова, Е.В. Любимова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика : материалы III Междунар. конф., 8–10 окт. 2003 г. – Иркутск, 2003. – Кн. 1. – С. 172 – 177. – (50% личного участия).
45. Кыштымова И.М. Всяческое «да» психодиагностике школьной // В на-чале было слово. – 2003. – № 1. – С. 31–36. (0,4 п.л.).
46. Кыштымова И.М. Исследование психологического развития школьни-ков в системе православного воспитания // Проблемы учебного процесса в ин-новационных школах : сб. науч. тр. – Иркутск, 2003. – Вып.8. – С. 82–89 (0,4 п.л.).
47. Кыштымова И.М. Креативность: содержание и развитие // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления : (К 70-летию со дня рождения) : тез. докл. нучн. конф., 22–23 мая 2003 г. – М., 2003. – С. 161–163. (0,13 п.л.).
48. Кыштымова И.М., Якубовская Т.А. Условия формирования креативно-сти подростка // Учителя, ученики…: материалы регион. науч.-теорет. конф., посвящ. 90-летию В. И. Дулова.– Иркутск, 2003.– Кн. 2.– С. 153–157. (0,3 п.л.).
49. Кыштымова И.М. Психологические закономерности актуализации креативности подростков в контексте особенностей семейного воспитания // Проблемы учебного процесса в инновационных школах : сб. науч. тр. – Ир-кутск, 2004. – Вып. 9. – С. 117 – 126. (0,6 п.л.).
50. Кыштымова И.М. Развитие креативности методом текстового диалога // Международный институт чтения. – 2004. – Вып.2. : материалы 7-й между-народной конференции по психологии и педагогике чтения, посвященной 100-летним юбилеям П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева «Деятельност-ный и нейропсихологический подходы к изучению проблем чтения и письма», 29–31 марта 2003 г., Москва, ч. 1. – С. 75 – 78. (0,4 п.л).
51. Кыштымова И.М. Эстетические закономерности влияния телекомму-никационного семиозиса на агрессивность подростков // Естествознание и гу-манизм : сб.науч. работ. – Томск, 2004. – Том 1, № 3. – С. 90 – 91. (0,6 п.л.).
52. Кыштымова И.М. Анализ психосемиотической структуры вербального текста как средство диагностики креативности // Педагогические системы раз-вития творчества: Материалы 3-й Всероссийской науч.-практ.конф.- Екатерин-бург, 2004. Ч.1. С. 79-90 (0,8 п.л.)
53. Кыштымова И.М. Проблема воспитания патриотизма в контексте куль-турно-исторической психологии // Построение гражданского общества : мате-риалы Междунар. гуманит. конгр., 13-15 сент. 2004 г. – Иркутск, 2004. – Ч.1. –С. 67-72. (0,4 п.л).
54. Кыштымова И.М. Моделирование психосемиотического пространства с целью развития креативности школьников // Актуальные проблемы и перс-пективы научной и практической психологии : сб. тр. регион. науч.- практ. конф., посвящ. 10-летию фак. психол. ИГУ.– Иркутск, 2004.– С.94–97. (0,3 п.л.).
55. Кыштымова И.М. Гуманистические принципы развития творческой личности в контексте содержательных особенностей отечественной культуры // Вестник Иркутского педуниверситета, 2004. – Вып. 5. – С. 173–177. (0,4 п.л.).
56. Кыштымова И.М. Психосемиотическая обусловленность актуализации креативности // Байкальский психологический и педагогический журнал.- Ир-кутск. – 2004. – № 1. – С. 86–89. (0,5 п.л.).
57. Кыштымова И.М. Диагностика креативности методом психологическо-го анализа авторского текста // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр.- Кемерово, 2004. – Вып. 2. – С. 48–59 (0,6 п.л.).
58. Кыштымова И.М. Ф.М. Достоевский и современная психология // В на-чале было слово. – 2005. – № 4 (7). – С. 10-18. (0,6 п.л.).
59. Кыштымова И.М. Содержательные особенности отечественной культу-ры как необходимая концептуальная основа подготовки психолога // Психолог в организации : материалы регион. науч.- практ. конф. 27 апр. 2005 г. – Ир-кутск, 2005. – С. 36–39. (0,2 п.л.).
60. Кыштымова И.М. Психосемиотический анализ как средство диагно-стики креативности // Психология способностей: современное состояние и пер-спектива исследований : материалы науч. конф., посвященной памяти В.Н. Дружинина, 19–20 сент. 2005 г. – М., 2005. – С. 117–122. (0,3 п.л.).
61. Кыштымова И.М. «Словом можно спасти…» // В начале было слово. – 2005. – №2 (5). – С. 14–20. (0,4 п.л.).
62. Кыштымова И.М. Психосемиотический анализ сочинений как средство диагностики креативности школьников // Сибирский психологический жур-нал – 2005. – № 21. – С. 175–178. (0,5 п.л.).
63. Кыштымова И.М. Православная культура – как концептуальная основа организации образовательного пространства в российской школе // В начале было слово. – 2005. – №1 (4). – С. 10–19. (0,6 п.л.).
64. Кыштымова И.М. Отечественная культура и практическая психология: к проблеме методологического основания современной психокоррекции // Бай-кальский психологический и педагогический журнал. – 2005. – № 1/2. – С. 167 – 174. (0,7 п.л.).
65. Кыштымова И.М. Нравственная оценка психологической защиты «фантазирование» в художественном мире Ф.М. Достоевского – одно из усло-вий этической эффективности образовательного семиозиса // Достоевский и со-временность : материалы ХIХ Междунар. Старорусских чтений, 22-25 мая 2004 г. – Великий Новгород, 2005. – С. 128–141. (0,8 п.л.).
66. Кыштымова И.М. Особенности временной организации смыслового пространства у подростков, больных сахарным диабетом // Естествознание и гуманизм : сб. науч. работ. – Томск, 2005. – Т. 2., № 1. – С. 54–55. (0,6 п.л.).
67. Кыштымова И.М. Значение этического компонента в организации пси-хосемиотической структуры образовательного пространства // Проблемы учеб-ного процесса в инновационных школах : сб. науч. тр. – Иркутск, 2006. – Вып.2. – С. 92–102. (0,6 п.л.).
68. Кыштымова И.М. Понимание художественного текста школьниками как маркер их смыслового развития // Образ российской психологии в регионах страны и в мире : материалы междунар. Форума и школы молодых ученых ИП РАН, 24–28 сент. 2006 г. – М., 2006. – С. 258–263. (0,4 п.л.).
69. Кыштымова И.М. Психосемиотические основания создания инвиду-ального образа // Имиджелогия – 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга : материалы четвертого Междунар. симп. по имиджелогии, 19-20 сент. 2006 г. – М., 2006. – С. 155–160. (0,4 п.л.).
70. Кыштымова И.М. Психосемиотические закономерности моделирова-ния образовательного пространства с целью развития креативности школьни-ка // Дружининские чтения : материалы науч. конф., посвящ. памяти В. Н. Дру-жинина, 19-20 сент. 2006 г. – Сочи, 2006. – С. 71 – 74. (0,3 п.л.).
71. Кыштымова И.М. Научные подходы к развитию креативности // Педа-гогические системы развития творчества : материалы 6-й Междунар. научно-практ. конф.,10–12 дек. 2007 г. – Екатеринбург, 2007. – С. 109–118 (0,8 п.л.).
72. Кыштымова И.М. Психосемиотические основания создания и функ-ционирования индивидуального образа // Арт-маркетинг. – № 1. – М., 2007. – С. 18–23. (0,3 п.л.).
73. Кыштымова И.М. Текст как объект психологического анализа // Со-стояние и перспективы развития психологии в Восточно-Сибирском регионе : материалы межрегион. научно-практ. конф., посвящ. 15-летию фак. психол. ИГПУ. Иркутск, май 2007 г. – Иркутск, 2007. – С. 429–435. (0,5 п.л.).
74. Кыштымова И.М. Тема святости в повести Б.Зайцева «Сергий Радо-нежский» // Русская словесность.- 2007.- № 4.- С. 24 – 28. (0,4 п.л.)
75. Кыштымова И.М. Диагностика креативности посредством психосемио-тического анализа сочинений // Человек говорящий и пишущий : материалы научно - практ. конференции «Языковое бытие человека и этноса». Москва, 18 февраля 2008 г. – М., 2008. – С. 101– 106. (0,4 п.л.).
76. Кыштымова И.М. Как развивать креативность школьников (рекомен-дации учителю) // Психологическое сопровождение образовательного процесса в школе : сб. науч. тр. – Иркутск, 2008. – С. 50 – 54 (0,2 п.л.).
77. Кыштымова И.М. Психосемиотическая модель креативности // Лич-ность и деятельность педагога: история, традиции, инновации: материалы на-учно – практ. конференции, посв. 200-летию Я.А. Болдонова и 175-летию Н.С. Болдонова. Улан – Удэ, 30-31 октября 2008 г.- Улан – Удэ, 2008. С. 68 - 85 (1,1 п.л.).