- предложены пути индивидуализации развития субъектности за счет механизмов рефлексии и саморефлексии познавательных стратегий под руководством и при поддержке учителей;
- раскрыта взаимосвязь понятий «индивидуализация обучения» и «личностно ориентированное образование»;
- разработана авторская концепция личностно ориентированного образования, ядром которой выступает учет личностного опыта во всех его сферах, особенно познавательной, а ее реализация предполагает осуществление продуктивной рефлексии индивидуальных познавательных стратегий в соотношении с продуктивной рефлексией нормативных, для которой осуществлено проектирование адекватной внутрисубъектной образовательной технологии, обеспечивающей системное согласование уровней индивидуального опыта ученика и обучения;
- введен новый вид познавательных оперативно-процессуальных актов (познавательные стратегии), раскрыта их дефиниция, обосновано их самостоятельное место в индивидуальном интеллектуальном опыте ученика, предложены методы их исследования и классификация;
- показана взаимосвязь познавательных стратегий с другими структурами познавательного опыта - в частности, уточняется, что комплекс смежных познавательных стратегий обеспечивает формирование способностей, а стратегии, в свою очередь, динамически связывают интеллектуальные действия и операции различных познавательных процессов, при устойчивом закреплении которых в деятельности обеспечивается формирование индивидуальных стилей;
- предложена классификация интеллектуальных актов (чувственного и логического познания, метакогнитивных, аналитико-синтетических) для анализа познавательных стратегий, на основе которых обобщены значимые различия в организации успешных и неуспешных познавательных стратегий, влияющие на успешность получения образовательного результата;раскрыты возможности обогащения различных образовательных концепций и технологий за счет развития познавательных стратегий (индивидуальных, универсальных, нормативных);
- впервые описан ряд индивидуальных познавательных стратегий школьников - общеучебных и специальных;
- осуществлен констатирующий эксперимент по изучению познавательных стратегий как психологического явления, в ходе которого изучен количественный и качественный состав и свойства ряда индивидуальных общеучебных и специальных (предметных) познавательных стратегий в различных возрастных периодах учащихся и их влияние на успешность получения образовательных результатов и успеваемость;
- впервые осуществлены эксперименты по формированию соответствующих стратегий, которые экспериментально доказывают, что целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников приводит к развитию мотивации, направленной на обучение, рефлексивной деятельности, умений управления своим учением, повышению психологической комфортности обучения, и, кроме того, формирование общеучебных познавательных стратегий приводит к развитию познавательных способностей, аналитико-синтетической деятельности, а специальных - к развитию предметных умений, интересу к предметной области, более глубокой включенности учеников в процесс учения, изменению отношения учеников к ошибкам и промахам, в результате чего создается атмосфера взаимной поддержки и продуктивное взаимодействие с педагогом;
- в рамках формирующих экспериментов раскрыта преемственность в развитии познавательных стратегий и показаны пути усовершенствования и оптимизации нормативных познавательных стратегий на основе обобщения успешных индивидуальных познавательных стратегий;
- в эмпирических исследованиях доказывается, что самостоятельное выявление и развитие индивидуальных познавательных стратегий детьми развивает рефлексию во взаимосвязи с самоорганизацией и формированием управленческих умений, что оказывается ключевым для развития субъектной позиции ученика в образовательном процессе, выстраивания траектории его индивидуального развития, самоорганизации, саморазвития и самообразования.
1.Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 432 с. (13,5 п.л.)
2.Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007. - 527 с. (16,5 п.л.)
Учебные пособия
3.Плигин, А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова?: учебно-методическое пособие / А.А. Плигин. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 28 с. (1 п.л.)
4.Плигин, А.А. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. Now let´s play English / А.А. Плигин, И.М. Максименко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 266 с. (23,8 п.л.), (авт. вклад 50%)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
5.Плигин, А.А. Учить младших школьников учиться / А.А. Плигин // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 33-37. (0,6 п.л.)
6.Плигин, А.А. Познавательные стратегии в организации школьного образования и развитие личности школьников / А.А. Плигин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 159-173. (1,2 п.л.)
7.Плигин, А.А. Образовательная технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников / А.А. Плигин / Химия в школе. - 2008. - №1. - С. 27-31. (0,3 п.л.)
8.Плигин, А.А. Развитие умений учиться / А.А. Плигин // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 32-34. (0,2 п.л.)
9.Плигин, А.А. Образование для ученика и для педагога / А.А. Плигин // Народное образование. - 2008. - №2. - С. 191-197. (0,6 п.л.)
10.Плигин, А.А. Обеспечение развития и саморазвития школьников в образовательном процессе / А.А. Плигин // Акмеология. - 2008. - №2. - С. 92-100. (0,6 п.л.)
11.Плигин, А.А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий на уроках английского языка / А.А. Плигин // Иностранные языки в школе. - 2008. - №3. - С. 12-19. (0,8 п.л.)
12.Плигин, А.А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников / А.А. Плигин // Мир образования - образование в мире. - 2008. - №2. - С. 246-252. (0,3 п.л.)
13.Плигин, А.А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий на уроках русского языка / А.А. Плигин // Русский язык в школе. - 2008. - №6. - С. 13-18. (0,5 п.л.)
14.Плигин, А.А. Чему и как учить - классика и современность / А.А. Плигин // Народное образование. - 2008. - №8. - С. 175-183. (0,6 п.л.)
15.Плигин, А.А. Умение учиться и познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №8. - С. 81-85. (0,2 п.л.)
16.Плигин, А.А. Разработка внутрисубъектных образовательных программ / А.А. Плигин // Мир психологии. - 2008. - №4. - С. 169-178. (0,7 п.л.)
Научные статьи и тезисы
17.Плигин, А.А. Обучение учителя личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания / А.А. Плигин // "Педагогическое образование для ХХI века": сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: 1994. - С. 120-122. (0,2 п.л.)
18.Плигин, А.А. "Что?" и "Как?" на уроках литературы / А.А. Плигин, М.А. Павлова // Народное образование. - 1996. - №9. - С. 90-94. (0,4 п.л.), (авт. вклад 85%)
19.Плигин, А.А. Личностно ориентированная технология обучения как средство гуманитаризации профессионально-педагогической подготовки учителя / А.А. Плигин // Проблемы качества и гуманитаризации столичного и зарубежного образования. - М.: МИПКРО, 1996. - С. 34-35. (0,2 п.л.)
20.Плигин, А.А. Учет био-социальных особенностей школьников в процессе обучения / А.А. Плигин // Наука и школа. - 1997. - №2. - С. 22-27. (0,5 п.л.)
21.Плигин, А.А. Концептуальные подходы к разработке личностно ориентированной технологии обучения к русскому языку в школе / А.А. Плигин // Вестник практической психологии. - 1997. - №3. - С. 51-74. (0,8 п.л.)
22.Плигин, А.А. Системное управление школой в модели личностно ориентированного образования / А.А. Плигин // Построение модели личностно ориентированной школы. - М.: 2001. - С. 42-59. (0,8 п.л.)
23.Плигин, А.А. Многофункциональный психологический мониторинг как способ определения инновационных резервов школы / А.А. Плигин, Е.Б. Серегина // Вып. 3, часть 1. - М.: МИПКРО, 2001. - С. 56-61. - (Учитель-мастер) (0,3 п.л.), (авт. вклад 70%)
24.Плигин, А.А. Стратегии обучения - основные компоненты личностно ориентированного образования / А.А. Плигин // Личностно ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г. Г. - М.: 2002. - С. 20-32. (0,6 п.л.)
25.Плигин, А.А. Новые подходы к обучению литературе / А.А. Плигин // Личностно ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г.Г. - М.: 2002. - С. 32-54. (0,5 п.л.)
26.Плигин, А.А. Исследование субъектного опыта учащихся / А.А. Плигин, А.В. Герасимов // Личностно ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г.Г. - М.: МИОО, 2002. - С. 61-75. (0,6 п.л.), (авт. вклад 50%)
27.Плигин, А.А. Выявление и развитие познавательных стратегий учащихся / А.А. Плигин // Изучение личности ученика: сборник научно-методических материалов из опыта работы педагогов-экспериментаторов школ Южного учебного округа г. Москвы. - М.: 2003. - С.70-85. (0,5 п.л.)
28.Плигин, А.А. Развитие познавательных стратегий учащихся / А.А. Плигин // Одаренный ребенок. - 2004. - №3. - С. 70-75. (0,5 п.л.)
29.Плигин, А.А. Психологическая поддержка деятельности педагога в рамках личностно ориентированной образовательной модели / А.А. Плигин // Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса: материалы научно-практической конференции. - М.: 2005. - С. 99-102. (0,2 п.л.)
30.Плигин, А.А. Сущность модели личностно ориентированного образования / А.А. Плигин // Из опыта построения модели личностно ориентированного образования школы № 507 / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004. - С. 6-10. (0,3 п.л.)
31.Плигин, А.А. Исследование и развитие познавательных стратегий учащихся / А.А. Плигин // Из опыта построения модели личностно ориентированного образования школы № 507 / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004. - С. 11-18. (0,5 п.л.)
32.Плигин, А.А. Как выявленные познавательные стратегии учащихся превратить в образовательные технологии / А.А. Плигин // Из опыта построения модели личностно ориентированного образования школы № 507 / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004. - С. 18-29. (0,6 п.л.)
33.Плигин, А.А. Теоретические основы исследования познавательных стратегий школьников / А.А. Плигин // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. - С. 9-31. (0,8 п.л.)
34.Плигин, А.А. Методы выявления и развития познавательных стратегий школьников / А.А. Плигин // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. - С. 31-42. (0,3 п.л.)
35.Плигин, А.А. Моделирование образовательной технологии по развитию познавательных стратегий школьников / А.А. Плигин // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. - С. 42-49. (0,2 п.л.)
36.Плигин, А.А. Метафора как способ пояснения важного учебного содержания и передачи познавательной стратегии / А.А. Плигин // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. - С. 49-65. (0, 6 п.л.)
37.Плигин, А.А. Изучение и развитие познавательных стратегий учащихся как основа личностно ориентированной образовательной парадигмы / А.А. Плигин // Смирновские чтения: материалы 4-й международной конференции. - М.: 2003. - с. 258. (0,1 п.л.)
38.Плигин, А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях / А.А. Плигин // Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях / Под ред. А.А. Плигина. - М.: Генжер, 2006. - С. 37-61. (0,9 п.л.)
39.Плигин, А.А. Развитие понятийного мышления школьников / А.А. Плигин // Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2007. - C. 33-50. (0,5 п.л.)
40.Плигин, А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно ориентированного образования / А.А. Плигин // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4 (14). - С. 47-55. (0,8 п.л.)
41.Плигин, А.А. Пути обновления школьного образования и технология целенаправленного развития познавательных стратегий / А.А. Плигин // Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2007. - C. 9-32. (1,8 п.л.)
42.Плигин, А.А. Логические уровни организации личностного опыта школьников и моделирование образовательной технологии / А.А. Плигин // Очерки системной педагогики: сборник научных трудов / Под ред. Р.А. Лачашвили. - М.: Сентябрь, 2008. - С. 265-272. (0,7 п.л.)
43.Плигин, А.А. Роль психологического анализа учебной деятельности и познавательных стратегий в развитии личности учеников в построении личностно ориентированной школы / А.А. Плигин // Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2008. - C. 8-24. (0,6 п.л.)
44.Плигин, А.А. Познавательные стратегии, управление учебной деятельностью и личностное развитие школьника / А.А. Плигин // Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2008. - C. 25-37. (0,5 п.л.)
45.Плигин, А.А. Личностное развитие ученика и диагностика обучения / А.А. Плигин // Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2008. - C. 38-46. (0,4 п.л.)
46.Плигин, А.А. Образовательная технология и обучение педагогов основам ее проектирования / А.А. Плигин // Школьные технологии. - 2008. - №2. - С. 9-16. (0,6 п.л.)
47.Плигин, А.А. Вариативность обучающего стиля учителя как условие реализации личностно ориентированного образования / А.А. Плигин // Актуальные проблемы психологического знания. - 2008. - №3. - С. 82-97. (0,8 п.л.)
48.Плигин, А.А. Разработка внутрисубъектной дидактики и основ построения личностно ориентированной образовательной модели через развитие познавательных стратегий школьников / А.А. Плигин / Актуальные проблемы психологического знания. - 2008. - №3. - С. 97-113. (0,9 п.л.)
49.Плигин, А.А. Развитие познавательных способностей ученика через познавательные стратегии / А.А. Плигин // Развитие познавательных способностей школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. А.А. Плигина. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2008. - С. 66-80. (0,5 п.л.)
50.Плигин, А.А. От индивидуализации обучения к личностно ориентированному образованию / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №2. - С. 20-30. (0,5 п.л.)
51.Плигин, А.А. Развитие познавательных стратегий школьников и обеспечение траектории их личностного развития в образовательном процессе / А.А. Плигин // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. -№4. - С. 20-32. (0,5 п.л.)
52.Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №5. - С. 4-20. (0,7 п.л.)