Научная тема: «АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. определены теоретические подходы к исследованию адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде (антропологический подход обеспечивает исследование адаптации в аспекте психического развития человека и позволяет выделить в адаптационном процессе ведущие механизмы и факторы присвоения человеком объективных общественных форм, условий жизнедеятельности и избирательного превращения их в средства его собственного развития и преобразования окружающей действительности; системный подход обеспечивает исследование адаптации как многоуровневого процесса, особенности протекания которого обусловлены совокупностью факторов и условий, образующих сложную систему; субъектный подход обеспечивает исследование личности как субъекта адаптации, активность которого обусловлена внутриличностными детерминантами и проявляется в адекватном характере отражения изменений в социокультурной среде, в их оценке, в оценке собственных возможностей и способностей, в корректировке или смене ценностей-целей, в выборе адаптивной модели поведения);
  2. конкретизировано научное представление об адаптации школьника к образовательной среде как подсистеме социокультурной среды (суть конкретизации заключается в том, что адаптация осмыслена как непрерывный процесс взаимодействия школьника с образовательной средой, обеспечиваемый совокупностью социальных, культурных и специальных психолого-педагогических условий становления личности, содействующий присвоению школьником объективных общественных форм, условий жизнедеятельности при избирательном превращении их в средства его собственного развития, выявляющий устойчивое индивидуально-субъективное переживание эмоционального неблагополучия в школе, источником которого является превосходство требований образовательной среды над личностными возможностями школьника);
  3. раскрыто содержание понятия «адаптация школьника в критические периоды развития к образовательной среде» [многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития, детерминированный объективными (смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений) и субъективными (совокупность качеств личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов ее структуры) факторами и содействующий формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие];
  4. выявлены показатели и критерии адаптированности школьников к образовательной среде, с помощью которых определяются уровни адаптации: критериями деятельностного показателя являются учебная активность и успева­емость; критериями коммуникативного показателя являются благоприятный социометрический статус в коллективе сверстников, эмоциональная удовлетворенность своим положением в системе межличностных отношений в коллективе сверстников, эмоционально положительное отношение к учителю, значимость общения с ним; критериями эмоционально-поведенческого показателя являются оптимальный уровень школьной тревожности и адекватность поведения требованиям образовательной среды; уровни адаптации (полная адаптация, неполная адаптация, затрудненная адаптация скрытого характера, затрудненная адаптация открытого характера, дезадаптация);
  5. определены группы факторов адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде: группы: факторы успешности адаптации, факторы риска дезадаптации, факторы дезадаптации (группа факторов успешности адаптации в период кризиса 6-7 лет: эмоциональная привлекательность учителя, успешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, эмоциональная зрелость, ответственность, умственное развитие; в период кризиса 11-12 лет: успешность социальных контактов со сверстниками, уверенность в себе, самоконтроль эмоций и поведения; в период кризиса 15-16 лет: эмоциональная привлекательность родителей, успешность социальных контактов со сверстниками, уверенность в себе, положительное самоотношение личности, экстраверсия, самодостаточность личности. Группа факторов риска дезадаптации в период кризиса 6-7 лет: тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, социальная стрессированность, эмоциональная реактивность, эмоциональная незрелость, подверженность чувствам; в период кризиса 11-12 лет: тревожность в ситуациях межличностного взаимодействия, неуверенность в себе, фрустрированность личности, самооценочная тревожность; в период кризиса 15-16 лет: неуспешность социальных контактов со сверстниками, тревожность в ситуациях школьного и межличностного взаимодействия, неуверенность в себе, самооценочная тревожность и невыраженность самодостаточности личности. Группа факторов дезадаптации в период кризиса 6-7 лет: дезадаптивное поведение, эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, умственное развитие; в период кризиса 11-12 лет: дезадаптивное поведение, значимость общения со сверстниками при неуспешности социальных контактов с ними, тревожность и агрессивность по отношению к взрослым; в период кризиса 15-16 лет: дезадаптивное поведение, эмоциональная непривлекательность учителя, индивидуализм);
  6. раскрыта психологическая сущность понятия «затрудненная адаптация школьника в критические периоды развития к образовательной среде» [дисгармоничное психологическое состояние, зафиксированное сознанием школьника в определенный момент времени интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта, обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры личности (когнитивного, эмоционально-волевого, ком­му­ни­кативно-поведенческого), характеризующее личностно-функциональ­ную незрелость школьника и выступающее в качестве регулятивной функции его адаптации к новой социальной ситуации развития];
  7. определены особенности затрудненной адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде (у школьников 6-7 лет: тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональная возбудимость и неустойчивость в сочетании со слабо развитым самоконтролем; у школьников 11-12 лет: тревожность в ситуациях взаимодействия со сверстниками, эмоциональная возбудимость и повышенная нервная напряженность в сочетании с неустойчиво выраженным самоконтролем; у школьников 15-16 лет: тревожность в ситуациях межличностного взаимодействия, тревожность в оценке своих возможностей и способностей, чувствительность к оценкам окружающих и зависимость от группы);
  8. выявлен различный характер протекания затрудненной адаптации у школьников в критические периоды развития к образовательной среде (скрытый и открытый); протекание затрудненной адаптации наиболее выражено у школьников 11-12 лет; у школьников с затрудненной адаптацией скрытого характера тревожность как индикатор стресса в ситуациях школьного взаимодействия обусловлена такими качествами личности, как робость и гипотимия, а у школьников с затрудненной адаптацией открытого характера - объективными трудностями в учебной деятельности, общении со сверстниками и особенностями самооценки; выявлены различия по эмоционально-волевому и коммуникативно-поведенческому компонентам структуры личности у школьников 11-12 лет с открытым и скрытым характером протекания затрудненной адаптации (школьников с затрудненной адаптацией скрытого характера отличают повышенная нервная напряженность с преобладанием пониженного настроения; школьников с затрудненной адаптацией открытого характера отличают эмоциональная неустойчивость, нерешительность, жесткость по отношению к окружающим);
  9. выявлены теоретические подходы, реализация которых в деятельности психолога и педагога обеспечивает адаптацию школьников в критические периоды развития к образовательной среде (сущность данных подходов заключается в следующем: ценностный подход ориентирует на целенаправленное приобщение школьника к ценностям общества, на формирование у него ценностных ориентаций, мотивирующих поведение в настоящее время, адекватное требованиям образовательной среды как подсистемы социокультурной среды, и программирующих будущее поведение; личностно-ориентированный подход - на помощь школьнику в осознании себя как личности, в выявлении и раскрытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения; диалогический подход - на установление педагогически целесообразных взаимоотношений, на преобразование позиций участников образовательного процесса в личностно равноправные, на проблематизацию взаимодействия и регулирование процесса взаимодействия средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля в условиях диалога; рефлексивный подход - на организацию деятельности школьника по осмыслению личностного опыта, самого себя, другого человека во взаимодействии, ситуации взаимодействия через анализ своей деятельности и своих возможностей как субъекта деятельности и общения);
  10. обоснована и разработана концептуальная структурно-функциональная модель адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде, включающая цель (профилактика факторов риска дезадаптации); подходы (ценностный, личностно-ориентированный, диалогический и рефлексивный), обеспечивающие адаптацию школьников на основе актуализации их субъектной позиции в решении адаптационных проблем; организационно-психо­логические и психологические условия адаптации; виды деятельности психолога с субъектами образовательного процесса (просветительско-стимулирующая и коррекционно-развивающая); направления совместной деятельности психолога и педагога (мониторинг адаптации, психолого-педагогический консилиум, реализация индивидуальных программ адаптации); показатели адаптированности (деятельностный, коммуникативный, эмоционально-поведенческий) и прогнозируемый результат (адаптированность школьников к образовательной среде);
  11. определены организационно-психологические (выявление факторов риска дезадаптации и внутриличностных детерминант адаптационного процесса, повышение психолого-педагогической компетентности учителей и родителей в решении адаптационных проблем школьников, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ адаптации) и психологические (актуализация субъектной позиции школьников в решении адаптационных проблем, формирование у них позитивного отношения к себе как субъекту учебной деятельности, социально приемлемых способов выражения эмоциональных состояний, навыков их самоконтроля и саморегуляции, а также уверенности в себе, развитие навыков конструктивного взаимодействия в системе значимых отношений) условия адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде.
Список опубликованных работ
Научные монографии и главы в коллективных научных монографиях

1. Литвиненко, Н.В. Становление «Образа Я» / Н.В. Литвиненко // Реализация ценностного подхода в педагогике школы : монография / под ред. д.п.н., проф. А.В. Кирьяковой. – М. : Владос, 2000. – С. 79–105 (1,12 п.л.).

2. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников при пе-реходе из начальной в основную школу : монография / Н.В. Литвинен¬ко. – М. : Сфе-ра, 2006. – 141 с. (8,8 п.л.).

3. Литвиненко, Н.В. Особенности социально-психологической адаптации млад-ших подростков / Н.В. Литвиненко // Педагогика: семья – школа – общество : моно-графия / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 6. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – С. 173–186 (0,88 п.л.).

4. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литвинен¬ко // Педагогика: семья – школа – общество : монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 7. – Во-ронеж : ВГПУ, 2006. – С. 303–317 (0,94 п.л.).

5. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в кри-тические периоды развития (индивидуально-типологический подход) : монография / Н.В. Литвиненко. – М. : Сфера, 2007. – 350 с. (21,9 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации

основных положений докторской диссертации

6. Литвиненко, Н.В. Теоретико-методологические основы исследования соци-ально-психологической адаптации в критические периоды развития / Н.В. Лит¬виненко // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии». – Самара, 2006. – № 1. – С. 169–176 (0,73 п.л.).

7. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н.В. Литвинен¬ко // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург, 2006. – № 10. – С. 122–127 (0,56 п.л.).

8. Литвиненко, Н.В. Теоретические и практические аспекты социально-психологической адаптации младших подростков / Н.В. Литвиненко // Вестник Челя-бинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2006. – № 2. – С. 53–63 (0,55 п.л.).

9. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адаптации первоклассников / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского государственного уни-верситета. Спец. выпуск «Наука и образование: проблемы и перспективы». – Орен-бург, 2006. – № 11, ч. 2. – С. 414–422 (0,6 п.л.).

10. Литвиненко, Н.В. Индивидуально-типологический подход к исследованию социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Ак-туальные проблемы психологии». – Самара, 2006. – № 3. – С. 90–97 (0,73 п.л.).

11. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адап-тации младших подростков / Н.В. Литвиненко // Вестник Челябинского государ¬ственного педагогического университета. – Челябинск, 2006. – № 6, ч. 3. – С. 112–121 (0,6 п.л.).

12. Литвиненко, Н.В. Динамические особенности социально-психологи¬ческой адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литви¬ненко // Соци-ально-гуманитарные знания. – 2006. – № 10. – С. 321–327 (0,43 п.л.).

13. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адап-тации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия Волгоград-ского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2007. – № 1. – С. 35–38 (0,35 п.л.).

14. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подрост-ков: индивидуально-личностный подход / Н.В. Литвиненко // Наука и школа. – 2007. – № 5. – С. 52–55 (0,35 п.л.).

Учебные пособия

15. Литвиненко, Н.В. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко; Мин-во образования и науки РФ. – Оренбург : ОГПУ, 2005. – 96 с. (5,54 п.л.).

16. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли : учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031200 «Пе-дагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова; Мин-во образования и науки РФ. – 2-е изд., исправл. – Оренбург : ОГПУ, 2005. – 124 с. (авт. 3,58 п.л.).

17. Литвиненко, Н.В. Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста: за-рубежный опыт : учеб. пособие-хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Литвиненко; Российская академия образования. Южно-Уральский образователь-ный центр. – Оренбург : ОГПУ, 2006. – 244 с. (14,09 п.л.).

18. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подрост-ков: диагностика, профилактика, коррекция : науч.-метод. пособие / Н.В. Литвиненко, В.А. Маликова. – Оренбург : РЦРО, 2007. – 173 с. (авт. 5,4 п.л.).

19. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация старших школьни-ков: диагностика, профилактика, коррекция : науч.-метод. пособие / Н.В. Литвиненко, М.Б. Чижкова. – Оренбург : РЦРО, 2008. – 242 с. (авт. 7,6 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в международных, российских

и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках

20. Литвиненко, Н.В. Диагностика затрудненной адаптации у младших школьни-ков / Н.В. Литвиненко // Сборник трудов молодых ученых Оренбургского государ¬ственного педагогического института. – Оренбург : ОГПИ, 1994. – С. 16–19 (0,18 п.л.).

21. Литвиненко, Н.В. Диагностика ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности у младших школьников / Н.В. Литвиненко // Научные труды молодых ученых Оренбургского государственного педагогического института. – Оренбург : ОГПИ, 1996. – С. 219–227 (0,49 п.л.).

22. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация младших школьников как предмет исследования / Н.В. Литвиненко // Научные труды молодых ученых Оренбургского государственного педагогического института. – Орен¬бург : ОГПИ, 1996. – С. 3–12 (0,63 п.л.).

23. Литвиненко, Н.В. Особенности структуры личности школьников с затруд-ненной адаптацией в переходный период из начальной в среднюю школу / Н.В. Литвиненко // Научные труды молодых ученых ОГПИ, 1997. Психолого-педагогические науки. – Оренбург : ОГПИ, 1997. – С. 193–203 (0,56 п.л.).

24. Литвиненко, Н.В. Валеологические аспекты затрудненной адаптации при пе-реходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Актуальные вопросы ва-леологии в образовании. – Оренбург : ООИПКРО, 1997. – С. 25–29 (0,25 п.л.).

25. Литвиненко, Н.В. Особенности мотивационно-ценностного отношения школьников с затрудненной адаптацией к учебно-познавательной деятельно-сти / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – Оренбург, 1998. – 3 (9). Гуманитарные науки. – С. 92–99 (0,43 п.л.).

26. Литвиненко, Н.В. Аффективно-поведенческий аспект затрудненной адапта-ции школьников / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского государственного педа-гогического университета. – Оренбург, 1999. – 4 (14). Гуманитарные науки. – С. 86–96 (0,6 п.л.).

27. Литвиненко, Н.В. Индивидуально-личностные особенности младших подро-стков с различным уровнем адаптации / Н.В. Литвиненко // Педагогический журнал. – Оренбург, 2005. – № 3 (16). – С. 25–33 (0,5 п.л.).

28. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в кри-тические периоды развития: постановка проблемы / Н.В. Литвиненко // Научное обо-зрение. – 2006. – № 2. – С. 192–196 (0,5 п.л.).

Материалы конференций

29. Литвиненко, Н.В. Гуманизация образования как фактор развития творческого потенциала личности школьника / Н.В. Литвиненко // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика : материалы Республи-канской конф. – Оренбург : Южный Урал, 1993. – C. 390–391 (0,1 п.л.).

30. Литвиненко, Н.В. Преобразование позиции младшего школьника на основе ценностной переориентации в условиях дезадаптации / Н.В. Литвиненко // Материалы XVIII преподавательской и XXXVI студенческой науч.-практ. конф. Гуманитарные секции. – Оренбург : ОГПИ, 1994. – С. 12–13 (0,1 п.л.).

31. Литвиненко, Н.В. Адаптация как социально-психологический и педагогиче-ский феномен / Н.В. Литвиненко // Материалы XXI преподавательской и XXXIX сту-денческой науч.-практ. конф. – Оренбург : ОГПУ, 1997. – С. 61–63 (0,18 п.л.).

32. Литвиненко, Н.В. Тренинг общения преодоления затрудненной адаптации для младших подростков / Н.В. Литвиненко // Непрерывное педагогическое образование на пороге XXI века : материалы науч.-метод. конф. – Оренбург, 1998. – С. 49–50 (0,1 п.л.).

33. Литвиненко, Н.В. Теоретические подходы к изучению адапта-ции / Н.В. Литвиненко // Адаптация студентов к условиям обучения в педагогическом колледже : материалы науч.-метод. конф. Ч. II. – Оренбург : Оренбургский педагоги-ческий колледж №1, 1998. – С. 12–13 (0,1 п.л.).

34. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация школьников и преемственность обучения при переходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Антро-пологический подход в начальном образовании : материалы Региональной науч.-практ. конф. в г. Бугуруслане Оренбургской области (21–22 апреля 1999 г.). – Орен-бург : ИПКРО, 1999. – С. 45–47 (0,18 п.л.).

35. Литвиненко, Н.В. Изучение процесса адаптации при переходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Материалы науч.-практ. конф. «80 лет высшему образованию Оренбуржья» (14–15 октября 1999 г.). Ч. I. Психолого-педагогические секции. – Оренбург : ОГПУ, 1999. – С. 152–154 (0,12 п.л.).

36. Литвиненко, Н.В. Специализированная программа-тренинг преодоления за-трудненной адаптации для младших подростков / Н.В. Литвиненко // Десять лет фа-культету педагогики и методики начального образования : материалы Юбилейной на-уч.-практ. конф. (27–31 марта 2000 г.). – Оренбург : ОГПУ, 2000. – С. 36–46 (0,62 п.л.).

37. Литвиненко, Н.В. Проблема затрудненной адаптации школьников при пере-ходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия – Германия : материалы Международной науч.-практ. конф. (20–21 апреля 2000 г.). Ч. I. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – С. 258–264 (0,38 п.л.).

38. Литвиненко, Н.В. Вариативная модель образовательно-воспита¬тельного ком-плекса «Школа радости» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия – Германия : материалы Международной науч.-практ. конф. (20–21 апреля 2000 г.). Ч. II. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – С. 189–194 (авт. 0,2 п.л.).

39. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация младших подростков: критерии и показатели / Н.В. Литвиненко // Материалы XXIV преподавательской и XLII студен-ческой науч.-практ. конф. ОГПУ (4–5 апреля 2002 г.). Секции факультета педагогики и методики начального образования. – Оренбург : ОГПУ, 2002. – С. 8–12 (0,25 п.л.).

40. Литвиненко, Н.В. Теоретические аспекты процесса адаптации-дезадаптации школьников / Н.В. Литвиненко // Материалы XXV преподавательской и XLIII студен-ческой науч.-практ. конф. ОГПУ. – Оренбург : ОГПУ, 2003. – С. 216–227 (0,75 п.л.).

41. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация школьников и педагогические ус-ловия ее преодоления / Н.В. Литвиненко // Дошкольник и младший школьник в сис-теме образования : материалы Международной науч.-практ. конф. (7–8 апреля 2004 г.). – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 199–203 (0,3 п.л.)

42. Литвиненко, Н.В. Особенности школьников с затрудненной адаптаци-ей / Н.В. Литвиненко // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : материалы XXVI преподавательской науч.-практ. конф. ОГПУ (7–8 апр. 2004 г.). Ч. 8. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – С. 212–219 (0,46 п.л.).

43. Литвиненко, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации школьников как фактор социализации / Н.В. Литвиненко // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы : сб. ст. Международной науч.-практ. конф. (Оренбург, 26–27 мая 2004 г.) / отв. ред. В.Г. Рындак. – Оренбург : ОГПУ, 2004. Ч. II. – С. 201–208 (0,4 п.л.).

44. Литвиненко, Н.В. Психологическая поддержка школьников с затрудненной адаптацией при переходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Про-блемы и перспективы начального образования в современной России : сб. материалов Юбилейной международной науч.-практ. конф. (Самара, 23–24 сент. 2004 г.) / науч. ред. О.М. Буранок / отв. ред. Н.Г. Кочетова, Т.А. Чичканова. Ч. II. – Самара : Офорт ; СГПУ, 2004. – С. 43–48 (0,35 п.л.).

45. Литвиненко, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации школьников / Н.В. Литвиненко // Профессиональная компетентность учителя началь-ных классов в условиях личностно-ориентированного образования : материалы Все-российской науч.-практ. конф. (2–3 ноября 2004 г.). – Архангельск : Поморский ун-т, 2004. – C. 114–117 (0,23 п.л.).

46. Литвиненко, Н.В. Интерес в структуре мотивации школьников с различным уровнем адаптации / Н.В. Литвиненко // Система дошкольного и начального образо-вания: пути развития: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (5–6 апреля 2005 г.) / под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.И. Вергелес (Герценовские чтения). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 164–168 (0,25 п.л.).

47. Литвиненко, Н.В. Ориентация школьников на познание как ценность при пе-реходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности : материалы Все-российской науч.-практ. конф. (Ульяновск, 17–18 мая 2005 г.). – Ульяновск : УлГПУ, 2005. – С. 77–81 (0,23 п.л.).

48. Литвиненко, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших под-ростков с затрудненной адаптацией / Н.В. Литвиненко // Психологическое и социаль-но-педагогическое сопровождение детей и молодежи : материалы Международной науч. конф. (6–8 декабря 2005 г.). В 2 т. Т. 2. – Ярославль : ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005. – С. 6–7 (0,13 п.л.).

49. Литвиненко, Н.В. Индивидуально-личностные особенности младших подро-стков как фактор взаимодействия с социумом / Н.В. Литвиненко // XX Мерлинские чтения: «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека» : мате-риалы Межрегиональной юбилейной науч.-практ. конф. (19–20 мая 2005 г.). В 3 ч. Ч. 1 / науч. ред. Б.А. Вяткин, отв. ред. А.А. Волочков. – Пермь : ПГПУ, 2005. – С. 263–270 (0,44 п.л.).

50. Литвиненко, Н.В. Тренинг социально-психологической адаптации младших подростков / Н.В. Литвиненко // Инновационные педагогические технологии: пер-спективы применения и развития : материалы Международной науч.-практ. конф. – Актобэ : АМПИ, 2005. – С. 185–189 (0,47 п.л.).

51. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адапта-ции младших подростков / Н.В. Литвиненко // Проблемы и перспективы начального и дошкольного образования и их профессионального обеспечения на современном эта-пе : сб. материалов Международной науч.-практ. конф. – Калуга : КГПУ им. К.Э. Циолков¬ского, 2006. – С. 132–136 (0,25 п.л.).

52. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адапта-ции старших школьников / Н.В. Литвиненко // Социальная педагогика: диалог теории и практики : материалы Международной науч.-практ. конф. / под ред. Т.А. Моро¬зовой-Дорофеевой, Н.П. Кириленко, Т.Н. Черняевой. – Саратов : Научная книга, 2006. – С. 88–91 (0,25 п.л.).

53. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптированность младших подростков как фактор преемственности образования / Н.В. Литвиненко // Актуальные проблемы модернизации российского образования : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (28 апреля 2006 г.). – Тверь: Твер. гос. тех. ун-т, 2006. – С. 69–73 (0,39 п.л.).

54. Литвиненко, Н.В. К вопросу о социально-психологической адаптации школь-ников в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций : материалы IV региональной науч.-практ. конф. (20–21 февраля 2006 г.). – Екатеринбург, 2006. – С. 479–482 (0,4 п.л.).

55. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адап-тации старшеклассников в период кризиса 15 лет / Н.В. Литвиненко // Современное образование и глобализация: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междуна-родной науч.-практ. конф. – Оренбург : Скорпион, 2007. – С. 45–50 (0,6 п.л.).

56. Литвиненко, Н.В. Исследование социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Вторые Калужские чтения: «Педагогика Н.К. Калугина – неиссякаемый источник общечеловеческих цен-ностей» : cб. ст. В 2 ч. Ч. I / под ред. А.В. Кирьяковой, Н.М. Киселева, С.А. Алешиной. – Оренбург : Оренбургский пед. колледж № 1, 2007. – С. 69–73 (0,4 п.л.).

Методические рекомендации, программы

57. Литвиненко, Н.В. Философия и история образования : метод. рек. для студ. заочного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 1999. – 55 с. (авт. 1,7 п.л.).

58. Литвиненко, Н.В. Философия и история образования : метод. рек. для студ. дневного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 1999. – 40 с. (авт. 1,28 п.л.).

59. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и история образова-ния» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – 24 с. (авт. 0,75 п.л.).

60. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Педагогические теории, си¬стемы, технологии». Теория воспитания / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Орен-бург : ОГПУ, 2000. – 28 с. (авт. 0,75 п.л.).

61. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Педагогические теории, си¬стемы, технологии». Дидактика / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург :

ОГПУ, 2000. – 28 с. (авт. 0,75 п.л.).

62. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Основы управления педагоги-ческими системами» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – 28 с. (авт. 0,75 п.л.).

63. Литвиненко, Н.В. Педагогика : программа к государственному экзамену по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова, Н.И. Усова. – Оренбург : ОГПУ, 2003. – 44 с. (авт. 0,63 п.л.).

64. Литвиненко, Н.В. Теория обучения (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 44 с. (авт. 0,85 п.л.).

65. Литвиненко, Н.В. Теория воспитания (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 44 с. (авт. 0,85 п.л.).

66. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 48 с. (авт. 1,35 п.л.).

67. Литвиненко, Н.В. Управление образовательными системами (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 40 с. (авт. 1,15 п.л.).

68. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли : метод. рек. для студ. заочного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 92 с. (авт. 2,66 п.л.).

69. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли : метод. рек. для студ. очного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 92 с. (авт. 2,66 п.л.).

70. Литвиненко, Н.В. Педагогика: программа к государственному экзамену по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова. – Оренбург : ОГПУ, 2006. – 28 с. (авт. 0,6 п.л.).