- Разработана авторская концептуальная модель психического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям.
- Теоретически и экспериментально обоснована уникальность живого детского движения как культурно детерминированной развивающейся формы двигательного поведения ребенка.
- Известная психологическая метафора «живое движение» (Н.А. Бернштейн, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеева и др.) получила конкретное теоретико-экспериментальное обоснование.
- Уточнена структура живого детского движения, основу которой составляет интегральный психический образ, включающий когнитивный, чувственный и эмоциональный компоненты.
- Впервые разработан новый развивающий подход к обучению движениям детей дошкольного возраста «Азбука живого движения», основанный на руководстве развернутой ориентировочной деятельностью ребенка, направленной на формирование в сознании интегрального психического образа изучаемого движения. Программа прошла апробацию в дошкольных образовательных учреждениях Москвы, Тулы и Тульской области для детей с различным состоянием физического и психического здоровья.
- Полученные результаты углубляют накопленные в психологии знания о психосоматическом единстве развивающегося человека. Впервые установлена взаимосвязь интегральных показателей, характеризующих развитие основных движений, и психических процессов, образующих центральные линии психического развития детей в дошкольном возрасте.
- В работе получили дальнейшее развитие идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития ребенка. Впервые теоретически и экспериментально доказано, что направленность процесса обучения движениям на формирование интегрального психического образа изучаемого двигательного образца стимулирует психомоторное и общее психическое развитие ребенка.
- В ходе исследования получили дальнейшее развитие идеи П.Ф. Лесгафта и Л.А. Орбели о развитии движений как о переходе генерализованных, примитивных двигательных форм к дифференцированным формам двигательных действий.
- Развитие представлений о живом детском движения как культурно детерминированной развивающейся форме двигательного поведения ребенка обогащают знания о человеке как о целостной самоорганизующейся психологической системе, обладающей собственными средствами организации самодвижения, саморазвития.
1. Родин, Ю.И. От произвольного движения к свободному действию / Ю.И. Родин // Известия ТГУ. - Серия «Психология». - Вып. 3 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Ту-ла: Изд-во ТулГУ, 2003. – С. 75–82.
2. Родин, Ю.И. Построение живого движения как процесс познания и реализации дошкольниками своих психофизиологических возможностей [Текст] / Ю.И. Ро-дин // Известия ТулГУ. - Серия «Психология». - Вып. 4 / Под ред. Е.Е. Сапого-вой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – С. 86–103.
3. Родин, Ю.И. Осознание телесности в процессе построения живого движения как условие активизации мыслительной деятельности дошкольников / Ю.И. Ро-дин // Известия ТулГУ. - Серия «Психология». - Вып. 5 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. – С. 93–110.
4. Родин, Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе по-строения живого движения (статья) // Известия ТулГУ. - Серия «Психология». - Вып. 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во ТулГу, 2006. – С. 86–102.
5. Родин, Ю.И. Психологическое строение двигательного действия / Ю.И. Родин // Известия ТулГУ. - Серия «Психология». - Вып. 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Ту-ла: Изд-во ТулГу, 2006. – С. 103–118.
6. Родин, Ю.И.Проблема телесности в теории и практике физического воспитания / Ю.И. Родин // Известия ТулГУ. - Серия «Физическая культура». - Вып. 1. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – С. 204–209.
7. Родин, Ю.И. Деятельностный подход в изучении двигательного поведения че-ловека / Ю.И. Родин // Известия ТулГУ. - Серия «Физическая культура». - Вып. 1. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – С. 209–214.
8. Родин, Ю.И. Анализ сложившейся системы физического воспитания дошколь-ников с позиции культурно-исторической парадигмы / Ю.И. Родин // Известия ТулГУ. - Серия «Психология».- Вып.7 / Под ред.Е.Е. Сапоговой.–Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.– С.153–163.
9. Родин, Ю.И. Интеграция механизмов умственной и двигательной деятельности в процессе построения живого движения / Ю.И. Родин // Известия ТулГУ. - Серия «Психология». - Вып. 7 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – С. 71–77.
10. Родин, Ю.И. Моделирование двигательной деятельности детей дошкольного возраста в игре / Ю.И. Родин // Известия ТулГУ. - Серия «Психология». - Вып. 7 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – С. 77–85.
Монографии и главы в коллективных монографиях и учебно-методических пособиях
11. Родин, Ю.И. Психическое развитие дошкольников в процессе построения жи-вого движения: монография / Ю.И. Родин. – Тула: ИЦ ТГПУ им. Л.Н.Толстого.– 2007.– 206 с.
12. Родин, Ю.И. Развитие движений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития [Текст] / Ю.И. Родин // Мониторинг эмоционально-личностного, интеллектуального и физического развития детей с ограниченными возможностями тульского региона: монография / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Ту-ла: ИЦ ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2008. – С. 102 – 117.
13. Родин, Ю.И. Программа по физическому воспитанию детей старшего дошко-льного возраста / Ю.И. Родин, В.П. Аксенов.– Тула: Изд-во ТГПУ им.Л.Н. Тол-стого, 1998.–50 с.
14. Родин, Ю.И. Определение и оценка физического и двигательного развития де-тей дошкольного возраста: методические рекомендации / Ю.И. Родин, Е.А. Роди-на. – Тула: Изд. центр Тульского государственного университета, 2004. – 41 с.
15. Родин, Ю.И. Диагностика физического и психического развития детей дошко-льного возраста: методические рекомендации / Ю.И. Родин. – Тула: издательский центр ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2007. – 65 с.
16. Родин, Ю.И. Азбука живого движения: практическое руководство по физиче-скому воспитанию детей дошкольного возраста / Ю.И. Родин. – М: Издательство «Спутник+». – 2008. – 146 с.
17. Родин, Ю.И. Игры и упражнения на прогулке: развитие движений у детей до-школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Ю.И. Родин, О.В. Гусева, В.А. Домникова. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – 46 с.
Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных,
научно-практических конференций
18. Родин, Ю.И. Оптимизация физического воспитания детей дошкольного воз-раста / Ю.И. Родин // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию А.В. Запорожца и 40-летию со дня основания института дошкольного вос-питания. – М.: 2000. – С. 210–211.
19. Родин, Ю.И. Обучение двигательным действиям детей дошкольного возраста / Ю.И. Родин, Л.С. Савинкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тула: 2000. – С. 118–119.
20. Родин, Ю.И. Обучение двигательным действиям как процесс становления че-ловека субъектом культуры / Ю.И. Родин // Актуальные проблемы культуры здо-ровья: материалы научно-практической конференции с международным участи-ем. – Воронеж, 2002. – С. 289–292.
21. Родин, Ю.И. Обучение двигательным действиям как культуротворческий про-цесс / Ю.И. Родин // Физическая культура и спорт в жизни общества и человека: материалы международной научно-практической конференции. – Тула, 2002. С. 85–88.
22. Родин, Ю.И. Физическое воспитание как процесс развития двигательной дея-тельности детей дошкольного возраста / Ю.И. Родин // Актуальные проблемы пе-дагогики и психологии детства: материалы международной научно-практической конференции. – Могилев, 2003. – С. 87–89.
23. Родин, Ю.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста как процесс построения живого движения / Ю.И. Родин // Психолог в детском саду. – 2003. – № 4. – С. 61–81.
24. Родин, Ю.И. Моделирование сюжетно-ролевой игры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю.И. Родин, М.В. Сидорова // Физиче-ская культура и личность: материалы Всероссийской научно-практической кон-ференции. – Оренбург, 2004. – С. 119–122.
25. Родин, Ю.И. Физическое воспитание детей 6-7 лет с общим недоразвитием ре-чи / Ю.И. Родин, О.А. Таловирко // Физическая культура и спорт в современной системе образования: Материалы V научно-практ. конференции. – Самара: Изда-тельство Самарского гос. пед. университета, 2004. – С. 20 – 24.
26. Родин, Ю.И. Осознание детьми дошкольного возраста своей телесности в про-цессе физического воспитания / Ю.И. Родин // Развивающийся человек в про-странстве культуры: психология гуманитарного знания Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции. – Тула, 2004. – С. 50–55.
27. Родин, Ю.И. Модель физического воспитания «Азбука живого движения» как процесс содействия психофизическому развитию дошкольников / Ю.И. Родин // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилей-ной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запо-рожца. – М.: Центр «Школьная книга», 2005. – С. 154–155.
28. Родин, Ю.И.Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольно-го возраста в процессе моделирования игровой деятельности / Ю.И. Родин, М.В. Сидорова// Медико-биологические аспекты физического воспитания и спор-та: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – С.67 – 70.
29. Родин, Ю.И. Условия психического развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / Ю.И. Родин // Психология перед вызовом бу-дущего: материалы научной конференции, приуроченной к 40-летию факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. – Москва, 2006. – С. 125–126.
30. Родин, Ю.И. Психическое развитие дошкольников в процессе обучения двига-тельным действиям / Ю.И. Родин // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: материалы Второй Всероссийской на-учно-практической конференции. – Казань, 2006. – С. 191–194.
31. Родин, Ю.И. Физическое воспитание как культурный социогенез телесности человека / Ю.И. Родин // Здоровье, физическое развитие и образование: состоя-ние, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2006. – С. 125– 127 с.
32. Родин, Ю.И. Игра – основной метод и средство обучения двигательным дей-ствиям детей младшего дошкольного возраста / Ю.И. Родин, В.Н. Валуева // До-школьное детство: наука – практике. Международная научно-практическая кон-ференция, посвященная 25-летию кафедры педагогики детства и семьи (4-5 ок-тября 2006 г.): Материалы конф. / Под. Ред. Е.А. Носовой, М.Н. Дедулевич – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. – С. 63-65.
33. Родин, Ю.И. Влияние задержки психического развития на становление двига-тельной сферы детей младшего дошкольного возраста / Ю.И. Родин, Г.В. Приказ-чик, С.В. Петровичева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и прак-тики: материалы IV международной научно-практической конференции. – Став-рополь, 2007. – С. 320-322.
34. Родин, Ю.И. Концепция психического развития дошкольников в процессе по-строения живого движения / Ю.И. Родин // Психосфера. Сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ. Выпуск первый / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – С. 52–65.
35. Rodin, Y. Zywy ruch jako rzeczywestosc psychologiczna / Y. Rodin // Pierwsza coroczna miedzynarodowa psychologiczno-pedagogiczna konferencja. - W: Studia Psychologiczno-pedagogiczne (Polska), 2-3 Grudnia, 2005 r.Tom I. Wyd. WSA, Bielsko-Biala 2007, s. 56-60.
36. Родин, Ю.И. Вариативность как принцип обучения двигательным действиям / Ю.И. Родин // Инновационные процессы в физическом воспитании и спорте: Сборник материалов всерос. науч.-практ. конф. посвященной 30-летию факульте-та физической культуры Тульского государственного педагогического университе-та им. Л.Н. Толстого: В 2-х т. / Под ред. И.М. Туревского. – Тула: Изд-во Тул.гос.пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. – Т.1. – С. 90-95.
37. Родин, Ю.И. Развитие движений у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития / Ю.И. Родин, О.А. Таловирко, О.А. Французова // Физическая культура и спорт: Интеграция науки и практики: Материалы V научно-практической конференции. – Ставрополь, 2008. – С. 200 – 203.
38. Родин, Ю.И. Становление детского движения как феномен культурного со-циогенеза / Ю.И. Родин // Психосфера. Сборник научных трудов кафедры психо-логии ТулГУ. Выпуск второй / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. С. 139 – 146.
39. Родин, Ю.И. Диагностика и коррекция нарушений в развитии двигательной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.И. Родин // Человек в современном социуме: культура, этнос, гендер. Сборник материалов междунар. научой. конф.: В 2-х т. / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2008. С. 90-95.