Научная тема: «ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩИЙ РЕСУРС СЕМЬИ: ОНТОЛОГИЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Впервые проблемы семьи рассмотрены с точки зрения ресурсной проблематики, разработаны теоретико-методологические основы исследования личностно - развивающих ресурсов семьи. На основе системного анализа развития психологического знания в сфере семейного функционирования выделены основные этапы оформления психологии семьи и показано, что ресурсный подход является закономерным шагом развития данной проблематики.
  2. Новым является определение личностно - развивающих ресурсов семьи в качестве сложного психологического феномена, объединяющего  ресурсы супружеских и детско-родительских отношений, позитивно влияющих на личность и способствующих ее  развитию. Изучение супружеских отношений с позиций заложенных в них личностно - развивающих ресурсов позволило содержательно раскрыть особенности их эмоциональной, когнитивной и эмоциональной составляющей, а также конкретизировать, с точки зрения ресурсного состояния, кризисные для брака события - деструктивные супружеские конфликты, супружескую неверность и бракоразводные действия.
  3. Рассмотрение детско-родительских отношений с позиций ресурсного подхода впервые позволило экспериментально выявить их основные ресурсные константы - ресурсы родительской любви, личностных достижений, безопасности и ожидания будущего, а также особенности вариативности уровня их востребованности у отцов и матерей, у родителей из полных и неполных семьей, из малодетных и многодетных семей, городских и сельских семей, успешных на личностном уровне и не успешных, имеющих педагогическое и техническое образование.
  4. Новым является введение принципа единства личностно - развивающих ресурсов супружеских и детско-родительских отношений в пространстве  семьи. Данный принцип позволил выделить два основных типа личностно - развивающих ресурсов семьи - ресурсы адаптации и ресурсы социализации. Впервые был раскрыт характер влияния на развитие личности ее доминантной ориентации на отдельный тип ресурсов семьи как с точки зрения позитивного, так и с точки зрения негативного эффекта.
  5. Впервые были конкретизированы особенности изменения  психической ресурсности семьи под влиянием таких кризисных для нее событий как деструктивные конфликты, супружеская неверность и распад семьи.
  6. Впервые проведен целостный анализ этнокультурного пространства как реальности развития личности; была выделены и охарактеризованы факторы ресурсности данного пространства и обозначены причины ее снижения в современной социальной среде. Новым является также анализ практики психологической помощи семье и ее членам с точки зрения возможности актуализации заложенных в ней личностно - развивающих ресурсов и предложена компенсационная концепция восполнения не доминантного типа ресурсов семьи как способ решения проблем эффективного развития личности в семейном окружении. Новизной обладают разработанные подходы и принципы психологического проектирования личностно-развивающих ресурсов семьи.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

1.Ткаченко И.В.Формирование психологически здоровой семьи в системе образования [текст] /Ткаченко И.В. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2007.- № 6(32), с.224-226.- 0,7п.л.

2.Ткаченко И.В. Развитие личности в пространстве супружества [текст] /Ткаченко И.В. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008.-№ 6(44), с.136-139.- 0,5 п.л.

3.Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс детстко-родительских отношений [текст] /Ткаченко И.В. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008 №8(46),с.130-134. - 0,7п.л.

4.Ткаченко И.В. Семейные ресурсы личностного развития родителей [текст] /Ткаченко И.В.// Известия ВГПУ (Волгоградский государственный педагогический университет) - Волгоград, 2008,№9(33),с.39-43.- 0,7п.л.

5.Ткаченко И.В. Влияние кризисных событий в семье на востребованность личностью развивающих семейных ресурсов [текст] /Ткаченко И.В. // Вестник университета (Государственный университет управления), №9(47).- М., 2008. С.157-161.- 0,6п.л.

6.Ткаченко И.В. Психологический ресурс в контексте исследования семьи//

Вестник университета (Государственный университет управления). - № 10.-

М.,2008, с.150-154. - 0,6п.л.

7.Ткаченко И.В. Условия и средства гармонизации личностно развивающих ресурсов семьи [текст] /Ткаченко И.В. // Вестник ПГЛУ (Пятигорский государственный лингвистический университет , ПГЛУ, 2008 №4, с.312-317.- 0,8п.л.

Монографии и учебно-методическая литература:

8.Ткаченко И.В. Развитие психологического пола у детей младшего школьного возраста (автореф. дисс. … кандидата психологических наук) - Ставрополь, 1999. – 24 с.- 1,5п.л.

9.Ткаченко И.В. Особенности развития полосферы в младшем школьном возрасте (монография) / Ткаченко И.В. //Деп. в ИТИП РАО 20.08.2004, № 17-04. – 100 с.- 6,3п.л.

10.Ткаченко И.В.Основы семейного психологического консультирования /Ткаченко И.В. // Учебно-методическое пособие – Армавир: РИЦ АГПУ, 2004.-184с.- 11,5п.л.

11.Ткаченко И.В.Основы психологии семьи /Ткаченко И.В. //Учебно-методическое пособие – Армавир: РИЦ АГПУ, 2004.- 159с.- 9,9п.л.

12.Психология семьи с основами семейного консультирования: Учебно-методическое пособие /Ткаченко И.В. // Ставрополь:ООО «Базис», 2006,-240с.- 14,5п.л.

13.Ткаченко И.В.Психология семейных отношений /Ткаченко И.В. // Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного образования – Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.-160с.- 9,6п.л.

14.Ткаченко И.В.Психология семьи /Ткаченко И.В. // Учебно-методическое пособие – Армавир: РИЦ АГПУ, 2007.-235с.- 14,5п.л.

15.Ткаченко И.В.Практикум по основам психологии семьи и семейного консультирования /Ткаченко И.В. // Учебное пособие. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2007.-168с-10,5п.л.

16.Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология[Текст] :монография /И.В. Ткаченко.-М.:Изд-во «Кредо»,2008,-278с.- 16,05п.л.

17.Ткаченко И.В.Феноменология ресурсности детско-родительских отношений/Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография/ [В.М. Адров, Н.А. Адрова, Т.В. Альшанская , др.Ткаченко И.В.]; под общ. Ред. О. И. Кирикова.-Книга 18-Воронеж: ВГПУ, 2008, с.165.-181-авт.1п.л.

18.Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения: ресурсный подход[Текст] :монография /И.В. Ткаченко.-М.:ООО «ЦИУМиНЛ»,2008,-244с.- 15,1п.л.

Статьи в журналах и сборниках

19.Ткаченко И.В. Роль полового воспитания в социализации личности / Ткаченко И.В. // Развитие социально-культурной сферы Кубани: Сборник тезисов докладов третьей краевой научно-практической конференции молодых ученых и педагогов. - Армавир. Изд-во АГПИ, 1996. – С. 126.- 0,1п.л.

20.Ткаченко И.В. Половые различия младших школьников / Ткаченко И.В. // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов, докладов внутривузовской научной конференции. – Армавир: Изд-во АГПИ 1996. – С. 35-36.-0,2п.л.

21.Ткаченко И.В. Представления младших школьников о психологическом поле / Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов IV годичного собрания Южного отделения РАО и XVI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов Н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. Часть I. – С. 139-140.-0,2п.л.

22.Ткаченко И.В. Возможности развития половой сферы младших школьников/ Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов V -годичного собрания Южного отделения РАО и XVII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов-н/Д: Изд-во РТПУ, 1998. Ч-1. - С.171.-0,1п.л.

23.Ткаченко И.В. Формирование психологического пола средствами фольклора / Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов V -годичного собрания Южного отделения РАО и XVTX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов-н/Д: Изд-во РТПУ, 1998. 4-1. – С. 172-173.- 0,2п.л.

24.Ткаченко И.В. Полоролевое развитие личности / Ткаченко И.В. // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: научные труды. - Армавир: Изд-во АГПИ, 1998. - С. 77. -0,1п.л.

25.Ткаченко И.В. Развитие психологического пола в младшем школьном возрасте / Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VI -годичного собрания Южного отделения РАО и XVIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. — Ростов-н/Д: Изд-во РТПУ, 1999. 4-1. - С. 44-45. .- 0,2п.л.

26.Ткаченко И.В. Роль УНТ в формировании половой идентификации младших школьников/ Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XVIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов-н/Д: Изд-во РТПУ, 1999. 4-1. - С. 108-109. - 0,2п.л.

27.Ткаченко И.В. Представления младших школьников об эталонах мужественности и женственности / Ткаченко И.В.// Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: научные труды. - Армавир: Изд-во АГПИ, 1999. - С. 87-89.- 0,25п.л.

28.Ткаченко И.В. Сказки и формирование представления о гендерных ролях / Ткаченко И.В.// Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: научные труды. - Армавир: Изд-во АГПИ. 2001. - С. 193.-0,1п.л.

29.Ткаченко И.В. Семья как главный фактор половой социализации / Ткаченко И.В.// Социально-педагогическая работа в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Армавир: Издательский центр, АГПИ, 2002. - С. 135. -0,1п.л.

30.Ткаченко И.В. Роль учителя в формировании психологического пола/ Ткаченко И.В.// Социально-педагогическая работа в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Армавир: Издательский центр, АГПИ, 2002. - С. 134. -0,1п.л.

31.Ткаченко И.В. Дифференциальная социализация / Ткаченко И.В.// Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: научные труды. - Армавир: Изд-во АГПИ, 2002. – С. 87-88. - 0,2п.л.

32.Ткаченко И.В. Гендерная сегрегация / Ткаченко И.В.// Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов. Вып. 9 – Армавир: Издательский центр АГПИ, 2003. - С.58. -0,1п.л.

33.Ткаченко И.В. Андрогиния / Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Тезисы докладов X Годичного собрания Южного отделения РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2003. Ч.I. - С. 254. -0,1п.л.

34.Ткаченко И.В. Проблема полового воспитания в начальных классах /Ткаченко И.В.// Проблемы воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях и высшей школе и пути их решения: Тезисы докладов региональной научно практической конференции. - Армавир: Издательский центр АГПИ, 2003. - С.75-76. - 0,2п.л.

35.Ткаченко И.В. Школа как центр психолого-педагогического просвещения родителей / Ткаченко И.В.// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х1 Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХIII психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д, Изд-во РГПУ, 2004. - Часть 1. – 98-99. - 0,2п.л.

36.Ткаченко И.В. Лично-развивающие возможности семьи/ Ткаченко И.В.// Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов. Выпуск 10.- Армавир, Изд. Центр, 2004. – С. 56-57. - 0,2п.л.

37.Ткаченко И.В. Программа и тренинг гендерного развития детей младшего школьного возраста / Ткаченко И.В.// «Школьный психолог»: Еженедельная методическая газета для педагогов-психологов. - М.: Изд. Дом «Первое сентября». - 2004.- №14. – С. 9-24.-1п.л.

38.Ткаченко И.В. Психологические особенности социальной работы с семьей /Ткаченко И.В.// Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов. Выпуск 10.- Армавир, Изд. Центр,2005 г., с 57-58. - 0,2п.л.

39.Ткаченко И.В. Депривация как социальная детерминанта деформаций эмоциональной сферы детей сирот /Ткаченко И.В.//Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства по поддержке детей-сирот: Материалы второй региональной научно-практической конференции. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2005.,с 77-81.- 0,5п.л.

40.Ткаченко И.В.Проблема значимости изучения психологии семьи в системе педагогического образования /Ткаченко И.В.//Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтений Юга России.-Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 2006. Часть 1; с.279-280.-0,2п.л.

41.Ткаченко И.В.Проблема влияния семьи на характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми /Ткаченко И.В.//Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона:Тезисы докладов XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтений Юга России.- Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 2006. Часть 1; с.142-144.- 0,25п.л.

42.Ткаченко И.В.Роль учителя начальных классов в формировании гендерных отношений /Ткаченко И.В.//Гендерное образование в подготовке учителя: материалы Всероссийской конференции( с международным участием)5-8 июня г. Томск: Изд. ТГПУ, 2006, с.156-160.- 0,3п.л.

43.Ткаченко И.В.Роль учителя в формировании семейной культуры младших школьников /Ткаченко И.В.//Воспитание и образование в современной школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых/ Под общ. ред.О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Изд. КузГПА, 2006, с.192-195.- 0,3п.л.

44.Ткаченко И.В.Проблема влияния неблагополучной семьи на личность ребенка /Ткаченко И.В.//Материалы Региональной научно-практической конференция в г. Волгограде. Изд. В ГПУ, 2006, с. 198-203.- 0,4п.л.

45.Ткаченко И.В.Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с семьей /Ткаченко И.В.//Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля2006, СПб/Под общ. ред. И.А. Хоменко -Изд. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, 2006, с. 204-207.- 0,3п.л.

46.Ткаченко И.В.Психологические условия изменения негативных эмоциональных состояний у детей-сирот /Ткаченко И.В.// Разработка системы подготовки социальных педагогов к работе с детьми-сиротами и опекунскими семьями: Материалы третьей региональной научно-практической конференции. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006, , с. 121-125.- 0,4п.л.

47.Ткаченко И.В.Профилактика психологического неблагополучия семьи /Ткаченко И.В. //Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года:В 3 т.-Москва-Ростов-на Дону. Изд. «Кредо», 2007, с.138-139.- 0,2п.л.

48.Ткаченко И.В.Диагностика как направление психологической помощи семье /Ткаченко И.В. //Образование и семья: проблемы диагностики. Материалы Международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2007 года, Санк-Петербург. Под общ.ред И.А. Хоменко-СПБ., 2007 г., с.101-106. -0,4п.л.

49.Ткаченко И.В.Влияние семьи на развитие личных отношений ее субъектов /Ткаченко И.В. //Психология: образ российской науки в начале XXI века. Симпозиум XIII Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру 8-12 октября 2007.-Пятигорск:ПГЛУ, 2007, с.180-183.- 0,3п.л.

50.Ткаченко И.В. Ткаченко И.В.Психология семейных отношений в повторном браке /Ткаченко И.В. //Материалы третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи». В 2-частях. Ч.2 (2)/ Под общ. Ред. к.псх. н. Лидерса А.Г.-М., 2007, с.350-362.- 0,9п.л.

51.Ткаченко И.В. Ткаченко И.В.Влияние семьи на самореализацию личности /Ткаченко И.В. // Самореализация личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3 т.-Тольятти: ТГУ, Гуманитарный институт, 2007.-Т.1: Современные проблемы развития личности, с.221-226.- 0,5п.л.

52.Ткаченко И.В.Семейное неблагополучие как фактор отклоняющегося поведения ребенка /Ткаченко И.В. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения» 19-20 октября-Краснодар, 2007, с. 153-158.- 0,5п.л.

53.Ткаченко И.В.Развитие позитивных взаимоотношений подростков в полиэтнической среде/Ткаченко И.В. // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика. Материалы Международной конференции-Ижевск, 2007, с.109-113.- 0,5п.л.

54.Ткаченко И.В.Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в работе с семьей /Ткаченко И.В. //Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы Материалы международной научной конференции: В 2 ч.-Саратов: «Научная книга», 2007.-Ч.2, с.234-238. -0,5п.л.

55.Ткаченко И.В.Гендерные стереотипы и их влияние на жизнь человека /Ткаченко И.В. //Гендерное образование в подготовке учителя: Материалы Всероссийской конференции (с международным участием), г. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007, с.160-171.- 0,6п.л.

56.Ткаченко И.В.Терапия супружеских отношений как фактор психологического здоровья семьи, имеющей ребенка-инвалида /Ткаченко И.В. //Актуальные проблемы семейного воспитания детей-инвалидов. Материалы Международной научно-практической конференции.-Орел, 2007, с. 152-155.- 0,4п.л.

57.Ткаченко И.В. Оказание психотерапевтической помощи семье в ситуации развода/Ткаченко И.В. // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции/ сост.: Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова.- Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007, с. 132.-136.- 0,6п.л.

58.Ткаченко И.В. Влияние межличностных отношений в семье на соперничество детей /Ткаченко И.В. //Личность: культура и образование: материалы 52-ой научно-методической конференции преподавателей и студентов-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007, с.179-183.- 0,5п.л.

59.Ткаченко И.В. Стресс и причины его возникновения в семье /Ткаченко И.В. //Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе. Материалы международной научно-практической конференции, -М., 2007, с. 136-139.- 0,4п.л.

60.Ткаченко И.В.Психологическое пространство семьи как детерминанта развития жизненных стилей личности, преодоление кризисов и противоречий /Ткаченко И.В. //Научно-практический журнал. Экономика, психология, сервиз: интеграция теории и практики.-Ставрополь, 2007, с. 54-59.- 0,9п.л.

61.Ткаченко И.В.Семья как значимое жизненное пространство личности /Ткаченко И.В. // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России.- Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 2007, с.107-110.- 0,3п.л.

62.Ткаченко И.В.Формирование представлений у студентов об особенностях пребрачного периода как фактор благополучия будущей семьи /Ткаченко И.В. // Неделя науки в АГПУ: Материалы научно-практической конференции.-Армавир: РИЦ АГПУ, 2007, с.114-117.- 0,4п.л.

63.Ткаченко И.В.Семья как пространство развития личности /Ткаченко И.В. // Социально-психологические проблемы современной семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (международным участием) 12-14 ноября, 2007, Армавир, Ч.2.-Армавир, РИЦ АГПУ, 2007, с.211-221.- 0,8п.л.

64.Ткаченко И.В. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития младших школьников /Ткаченко И.В. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - Москва, РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2007, № 4, с.16-36.-1,2п.л.

65.Ткаченко И.В. Учебная программа «Основы психологии семьи и семейного консультирования /Ткаченко И.В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - Москва, РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2008, № 1, с.3-36.-2п.л.

66.Ткаченко И.В.Проблема влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. XXVII психолого-педагогических чтений Юга России, 2008. Ч. II.-Ростов н/ Д.Изд. ИПО ПИЮФО, 2008. С 114-120.- 0,6п.л.

67.Ткаченко И.В.Личностно развивающий ресурс супружеских отношений/ Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. XXVII психолого-педагогических чтений Юга России, 2008. Ч. II.-Ростов н/ Д.Изд. ИПО ПИЮФО, 2008. Соавторы Котова И.Б., Канаркевич О.С., с. 41-49.- 0,6п.л

68.Ткаченко И.В.Толерантное отношение к семье, имеющей ребенка с проблемами развития/ Материалы Международной научно-практической конференции «Психологическая служба в системе образования».-Махачкала. Изд. ДГУ, 2008., с.357-361.- 0,6п.л.

69.Ткаченко И.В.Гендерная социализация ребенка в семье/Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»/ Под ред. И.А. Алешковского, П.Н. Костылева, А.И. Андреева. М.Изд. МГУ, 2008,с.116-118.- 0,12п.л.

70.Ткаченко И.В. Изучение семьи в современном психологическом пространстве /Ткаченко И.В. // Семья и личность проблемы взаимодействия: Международный сборник научных статей. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. - с. 282-293.- 0,8п.л.

71.Роль семьи в личностном развитии человека/ Ткаченко И.В. // Ежеквартальный научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия».-М., 2008-№ 2,с.52-62.- 0,7п.л.

72.Развитие основных подструктур полосферы на разных этапах онтогенеза// Современные проблемы психологии личности: теория и практика:Материалы Международной научно-практической конференция, посвященной 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны Божович,-М., Изд-воМПСИ;Воронеж,Изд-во НПО «МОДЭК»2008, с.45-51.- 0,6п.л.

73.Супружеские конфликты как причина возникновения семейного кризиса// Ананьевские чтения-2008.Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход. //Материалы научно-практической конференции Ананьевскиечтения-2008./Под ред. Л.А.Цветковой, Н.С.Хрусталевой .-СПб:. Издательство С.-Петербургского университета,2008 ,с.127-129. - 0,2п.л.

74.Личностно развивающие ресурсы родительства// Семейная политика на Кубани: содержание, проблемы, перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции.-Краснодар, 2008, с.185-191.- 0,3п.л.