Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ САМОРАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИИ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Определены теоретико-методологические основания, принципы изучения саморазвития в профессии как способности человека к творческой самореализации, самопроектированию жизнедеятельности, проявляющейся в выборе стратегий на основе определенных ценностей в условиях развивающейся системы «человек - профессия - общество».
  2. На основе теоретического анализа из проблемного поля профессионализации, профессионального, личностно-профессионального развития выделено в качестве самостоятельного объекта исследования саморазвитие человека в профессии.
  3. Определены психологические особенности стратегий саморазвития в профессии как способа конструирования человеком собственного профессионального пути на основе определенных ценностей.
  4. Обоснованы теоретические положения, позволяющие объяснить психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии как разрешение ценностных противоречий в процессе ценностно-ориентационной деятельности человека.
  5. Предложена концептуальная модель, которая раскрывает психологический механизм разрешения ценностных противоречий при выборе стратегий саморазвития в профессии, объясняет проявление признаков этих стратегий, а также выделение критериев для определения уровней саморазвития в профессии: самоорганизации, преобразования, неопределенности.
  6. Выявлены психологические основания выбора, признаки стратегий саморазвития в профессии, его уровни на разных стадиях профессионализации, в зависимости от типа профессиональной деятельности.
  7. Разработана психологическая технология актуализации рефлексивной позиции развивающегося профессионала, доказана ее эффективность при организации психологического сопровождении выбора стратегий саморазвития в профессии.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Минюрова, С. А. Саморазвитие человека в профессии [Текст] : моногра-фия / С. А. Минюрова. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 290 с. – 13,96 п.л. (Личное участие 100%).

2.Минюрова, С. А. Психология саморазвития человека в профессии [Текст] : монография / С. А. Минюрова. – Москва : Компания Спутник +, 2008. – 298 с. – 18,62 п.л. (Личное участие 100%).

Учебно-методические пособия

3.Минюрова, С. А. Дневник работы практического психолога с педагогиче-ским коллективом школы [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996. – 61 с. – 4,0 п.л. (Личное участие 100%).

4.Минюрова, С. А. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 152 с. – 9,3 п.л. (Личное участие 100%).

5.Минюрова, С. А. Самопознание и саморазвитие [Текст] : учеб.-метод. по-собие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 60 с. – 4,0 п.л. (Личное уча-стие 100%).

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ

6.Минюрова, С. А. Особенности проспективной идентичности выпускни-ков вуза [Текст] / С. А. Минюрова, Л. Л, Плеханова // Образование и наука. – 2005. – № 5. – С. 100-111. – 0,8 п.л. (Личное участие 50%).

7.Минюрова, С. А. Личностно-профессиональное саморазвитие как порож-дающая субъекта деятельность [Текст] / С. А. Минюрова // Образование и нау-ка. – 2006. – № 2. – С. 95-104. – 0,8 п.л. (Личное участие 100%).

8.Минюрова, С. А. Креативность как ресурс личностно-профессионального саморазвития субъекта [Текст] / С. А. Минюрова // Образование и наука. – 2006. – № 3. – С. 70-77. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

9.Минюрова, С. А. Субъектно-деятельностный подход как методологиче-ская основа изучения исследовательской компетентности субъекта [Текст] / А. С. Минюрова, А. М. Скотникова // Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 65-72. – 0,8 п.л. (Личное участие 50%).

10.Минюрова, С. А. Особенности проспективной идентичности в ситуации жизненного самоопределения выпускников вуза [Текст] / С. А. Минюрова, Л. Л. Плеханова // Вопр. психологии. – 2007. – № 3. – С. 52-58. – 0,7 п.л. (Личное участие –50%).

11.Минюрова, С. А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития [Текст] / С. А. Минюрова // Образование и наука. – 2007. –№ 5. – С. 81-91. – 0,8 п.л. (Личное участие 100%).

12.Минюрова, С. А. Психотехнология актуализации рефлексивной позиции развивающегося профессионала [Текст] / С. А. Минюрова // Образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 69-75. – 0,8 п.л. (Личное участие 100%).

13.Минюрова, С. А. Модель стратегий саморазвития человека в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Вестн. ун-та Российской академии образования. – 2008. – № 5. – С. 96-99. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

Научные статьи

14.Минюрова, С. А. Феномен социальной поддержки и базовые межлично-стные потребности человека [Текст] / С. А. Минюрова, Т. З. Шуманская // Пас-хи. Психолог. журн. – 1998. – № 1. – С. 108-117. – 0,7 п.л. (Личное участие 70%).

15.Минюрова, С. А. Разработка и апробация диагностической методики для отбора на профессию психолога [Текст] С. А. Минюрова, Н. В. Кучембаева // Пасхи. Психолог. журн. – 1998. – № 2. – С. 145-157. – 0,9 п.л. (Личное участие 70%).

16.Минюрова, С. А. Психологические детерминанты поиска нового жиз-ненного пути [Текст] / С. А. Минюрова, М. Н. Рудная // Пасхи. Психолог. журн. – 2000. – № 2. – С. 64-74. – 0,9 п.л. (Личное участие 70%).

17.Минюрова, С. А. Содержательные и динамические компоненты смысло-вого переживания [Текст] / С. А. Минюрова // Психологические проблемы раз-вития и существования человека в современном мире : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – С. 48-62. – 0,9 п.л. (Личное участие 100%).

18.Минюрова, С. А. К проблеме развития понятия «переживание» в психо-логии [Текст] / С. А. Минюрова // Психолингвистические аспекты изучения ре-чевой деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – С. 32-44. – 0,8 п.л. (Личное участие 100%).

19.Минюрова, С. А. Психологические характеристики субъекта деятельно-сти студентов, имеющих различный опыт работы [Текст] / С. А. Минюрова, Е. Н. Саночкина // Пасхи. Психолог. журн. – 2004. – № 1. – С. 56-66. – 0,8 п.л. (Личное участие 70%).

20.Минюрова, С. А. Профессиональный маргинализм как психологическое явление [Текст] / С. А. Минюрова // Психологические проблемы развития и су-ществования человека в современном мире : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 128-134. – 0,4 п.л. (Личное участие 100%).

21.Минюрова, С. А. Психологические механизмы личностно-профессионального саморазвития [Текст] / С. А. Минюрова // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 77-88. – 0,9 п.л. (Личное участие 100%).

22.Минюрова, С. А. Внутренняя деятельность выбора в ситуации профес-сионального самоопределения [Текст] / С. А. Минюрова, О. В. Овчинникова // Пасхи. Психолог. журн. – 2005. –№ 1. – С. 87-110. – 0,9 п.л. (Личное участие 50%).

23.Минюрова, С. А. Креативность как ресурс саморазвития профессионала [Текст] / С. А. Минюрова // Психологические проблемы развития и существо-вания человека в современном мире : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Ека-теринбург, 2006. – С. 72-82. – 0,9 п.л. (Личное участие 100%).

24.Минюрова, С. А. Профессиональный маргинализм в сфере высшего об-разования [Текст] / С. А. Минюрова //Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч. конф., Екатеринбург, 27-29 марта 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т ; Уральское изд-во, 2007. – С. 147- 149. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

25.Минюрова, С. А. Психологические основания стратегий преобразования человеком себя в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Психологические про-блемы развития и существования человека в современном мире : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 8-17. – 0,9 п.л. (Личное участие 100%).

26.Минюрова, С. А. Модель стратегий личностно-профессионального са-моразвития [Текст] / С. А. Минюрова // Психолингвистические аспекты изуче-ния речевой деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 132-143. – 0,8 п.л. (Личное участие 100%).

27.Минюрова, С. А. Личностно-профессиональное саморазвитие как внут-ренняя деятельность человека [Текст] / С. А. Минюрова // Психологическое со-провождение образования: современное состояние и перспективы : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 5-9. – 0,5 п.л. (Личное участие 100%).

28.Минюрова, С. А. Психологические детерминанты выбора карьеры как характеристики личностно-профессионального саморазвития человека [Текст] / С. А. Минюрова // Психологическое сопровождение образования: современное состояние и перспективы : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 9-18. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

29.Минюрова, С. А. Саморазвитие как преобразующая деятельность субъ-екта [Текст] / С. А. Минюрова // Психология развивающегося профессиональ-но-образовательного пространства человека: коллективная монография / под ред. Э. Ф. Зеера. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. – 239 с. – С. 113-129. (Личное участие 100%).

30.Минюрова, С. А. Стратегии личностно-профессионального саморазви-тия [Текст] / С. А. Минюрова // Современные гуманитарные исследования. – 2008. – № 2. – С. 258-265. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

31.Минюрова, С. А. Психотехнология сопровождения саморазвития чело-века в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Психология обучения. – 2008. – № 5. – С. 85-93. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

32.Минюрова, С. А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития [Текст] С. А. Минюрова // Журн. практич. психолога. – 2008. – № 2. – С. 97-107. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

33.Минюрова, С. А. Психологические детерминанты выбора карьеры как характеристики саморазвития человека в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 5. – С. 61-67. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

Тезисы научных докладов

34.Минюрова, С. А. К проблеме формирования личностной идентичности [Текст] / С. А. Минюрова // Актуальные проблемы социальной психологии. – Кострома, 1991. – C 56-58. – 0,2 п.л. (Личное участие 100%).

35.Минюрова, С. А. Развитие профессиональной рефлексии педагога [Текст] / С. А. Минюрова // Новые технологии в работе школьного практиче-ского психолога: теория и реальность : материалы городского науч.-практ. се-минара 5 декабря 1996 г. / Екатеринбург : Дом учителя, 1997. – Вып. 8. – С. 28-30. – 0,2 п.л. (Личное участие 100%).

36.Минюрова, С. А. Психологическое образование как поддерживающая среда [Текст] / С. А. Минюрова // Развивающаяся психология – основа гумани-зации образования. Российское психологическое общество. – М., 1998. –C. 134-135. – 0,2 п.л. (Личное участие 100%).

37.Минюрова, С. А. Проекты повышения педагогической компетенции: со-циально-психологический анализ [Текст] / С. А. Минюрова // Практическая психология 98. Ежегодник. Том 1 : материалы регион. науч.-практ. конф. 30 марта – 3 апреля 1998 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998. – С. 103-106. – 0,4 п.л. (Личное участие 100%).

38.Минюрова, С. А. Проекты повышения педагогической компетенции как поддерживающая среда [Текст] / С. А. Минюрова // Международное универси-тетское сотрудничество в области образования, науки и культуры в Уральском регионе : материалы конф. 27–30 апреля 1998 г. г. Екатеринбург. – Екатерин-бург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. – С. 125-128. – 0,4 п.л. (Личное участие 100%).

39.Минюрова, С. А. Потребность в безопасности: психологическое образо-вание как ресурс личностного роста [Текст] / С. А. Минюрова // Наука и обра-зование в стратегии национальной безопасности и регионального развития : ма-териалы науч. конф. – Екатеринбург : Урал. гум. ин-т, 1999. –С. 65-77. – 0,7 п.л. (Личное участие 100%).

40.Минюрова, С. А. Мониторинговое исследование развития социально-психологической адаптивности будущих юристов в условиях психологического тренинга [Текст] / С. А. Минюрова // Педагогика и право: грани взаимодейст-вия : материалы науч.-практ. конф. (6 октября 2001 г.). – Екатеринбург : УрЮИ МВД России, 2001. – С. 75-77. – 0,4 п.л. (Личное участие 100%).

41.Минюрова, С. А. Профессиональная принадлежность и психологический возраст как детерминанты развития образа мира человека [Текст] / С. А. Миню-рова, Э. М. Гафарова // Практическая психология 2001. Ежегодник. Том V : ма-териалы регион. науч.-практ. конф. 28 – 30 марта 2002 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – С. 151-157. – 0,4 п.л. (Личное уча-стие 50%).

42.Минюрова, С. А. Методика «Коллаж»: исследование психологических особенностей картины мира человека [Текст] / С. А. Минюрова // Практическая психология 2001. Ежегодник. Том V : материалы регион. науч.-практ. конф. 28 – 30 марта 2002 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – С. 208-214. – 0,4 п.л. (Личное участие 100%).

43.Минюрова, С. А. Смысл жизни и акме – к проблеме субъективного мира человека [Текст] / С. А. Минюрова // Современные проблемы смысла жизни и акме : материалы VI–VII симпозиумов ПИ РАО. –М. ; Самара, 2002. – С. 145-147. – 0,4 п.л. (Личное участие 100%).

44.Минюрова, С. А. Психологические компоненты смыслового пережива-ния [Текст] / С. А. Минюрова // Ежегодник Российского психологического об-щество : материалы III всерос. съезда психологов. 25–28 июня 2003 г. В 8 т. – СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2003. – Т. 5. – С. 401-405. – 0,3 п.л. (Личное участие 100%).

45.Минюрова, С. А. К проблеме профессионального развития субъекта [Текст] / С. А. Минюрова // Практическая психология 2005. Ежегодник. Том VIII : материалы регион. науч.-практ. конф. 1 – 2 апреля 2005 г., г. Екатерин-бург / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 73-79. – 0,6 п.л. (Личное участие 100%).

46.Минюрова, С. А. Личностно-профессиональное саморазвитие как пред-мет психологического исследования [Текст] / С. А. Минюрова // Практическая психология 2006. Ежегодник. Том IX : материалы регион. науч.-практ. конф. 29 марта – 1 апреля 2006 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – С. 82-88. – 0,6 п.л. (Личное участие 100%).

47.Минюрова, С. А. Особенности саморегуляции учащихся на стадии про-фессионального самоопределения в условиях сельских и городских школ [Текст] / С. А. Минюрова, Ю. Б. Иликеева // Психология карьеры : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 11-16. – 0,4 п.л. (Личное участие 50%).

48.Минюрова, С. А. Карьерные ориентации студентов [Текст] / С. А. Ми-нюрова, И. А. Белькова // Психология карьеры : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 27-30. – 0,2 п.л. (Личное участие 50%).

49.Минюрова, С. А. Динамика профессионального образа в процессе обу-чения в вузе [Текст] / С. А. Минюрова, К. М. Насонова // Психология карьеры : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 42-45. – 0,2 п.л. (Личное участие 50%).

50.Минюрова, С. А. Психология стратегий преобразования человеком себя в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Ученые записки кафедры теоретиче-ской и экспериментальной психологии Российского государственного профес-сионально-педагогического. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. – Вып. 2. – С. 9-57. – 3,2 п.л. (Личное участие 100%).

51.Минюрова, С. А. Психотехнология актуализации рефлексивной позиции развивающегося профессионала [Текст] / С. А. Минюрова // Дружининские чтения : материалы 7-й всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 24 – 26 апреля 2008 г. / Мин-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию РФ ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. Дела ; Соц.-пед. ф-т ; Ин-т психологии РАН ; Студ. психолог. о-во СПФ СГУТиКД. – Сочи : СГУТиКД, 2008. – Т. 2. – С. 91-94. – 0,3 п.л. (Личное участие 100%).

52.Минюрова, С. А. Акмеологическая технология актуализации саморазви-тия человека в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста (к 70-летию со дня ро-ждения профессора А.М. Зимичева) : материалы межвузовской науч.-практ. конф., г. С-Петербург, 24 апреля 2008 г. / Санкт-Петербургская акмеологиче-ская академия. – СПб., 2008. – С. 209-212. – 0,3 п.л. (Личное участие 100%).

53.Минюрова, С. А. Психологические основания стратегий проявления ин-дивидуальности в профессии [Текст] / С. А. Минюрова // Психология индиви-дуальности : материалы II всерос. конф., г. Москва, 12-14 нояб. 2008 г. / отв. ред. А. К. Болотова ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики ; Рос. гуманитарный науч. фонд. – М. : ГУ ВШЭ, 2008. – С. 152-154. – 0,3 п.л. (Личное участие 100%).