- осуществлена концептуализация самостоятельного научно-исследовательского направления изучения способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью;
- предложено новое понимание межличностного взаимодействия как формы проявления активности личности, сутью которой являются процессы самоизменения, интериоризации, экстериоризации «Я», обмена личностными смыслами, саморазвития, саморегуляции и самоорганизации;
- предложено новое понимание категории «продуктивность» межличностного взаимодействия, как характеристики, определяющей направленность процессов интериоризации - экстериоризации «Я», обмена личностными смыслами, самоизменения и саморазвития на формирование новых социально значимых психических образований субъекта;
- предложено новое психологическое содержание понятия «способности к продуктивному межличностному взаимодействию»;
- получены новые данные об особенностях структуры и содержания мотивационного процесса в контексте межличностного взаимодействия подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью;
- впервые определены особенности структурных образований самосознания как свойств личности, обусловливающих способности к продуктивному межличностному взаимодействию;
- получены новые данные о механизмах влияния отражённых образов и личностных смыслов значимых Других на процессы самоопределения, самораскрытия и самоизменения изучаемой категории подростков и юношей.
1.Печерский, В.Г. Межличностное взаимодействие подростков и юношей с психическим недоразвитием /В.Г.Печерский. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006. – 226 с. (14 п.л.).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
2.Печерский, В.Г. Межличностное взаимодействие подростков и юношества в контексте проблем социальной адаптации и интеграции в обществе /В.Г.Печерский // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова. – 2005. – №6.– С. 80–85. (0,5 п.л.).
3.Печерский, В.Г. Содержательные и функциональные особенности социализации лиц с психическим недоразвитием /В.Г.Печерский //Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2005. – №4. – С. 98–105. (0,6 п.л.).
4.Печерский, В.Г. Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности /В.Г.Печерский //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2005. – №11.– С. 102–110. (0,5 п.л.).
5.Печерский, В.Г. Коммуникативная активность подростков с интеллектуальным недоразвитием в контексте проблем продуктивного межличностного взаимодействия / В.Г.Печерский, А.В.Печерский // Дефектология. – 2006. –№ 3.– С. 46–52 (0,5 п.л. в соавт. – 50% личного участия).
6.Печерский, В.Г. Продуктивное межличностное взаимодействие подростков и юношей в контексте адаптационных процессов в изменяющейся социокультурной среде /В.Г.Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2006. – №3. – С. 91–98 (0,5 п.л.).
7.Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью /В.Г.Печерский // Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 3–10. (0,7 п.л.).
8.Печерский, В.Г. Интраиндивидуальный контекст межличностного взаимодействия подростков и юношества с психическим недоразвитием / В.Г.Печерский //Вестник Тамбовского университета. Серия: «Гуманитарные науки». – Тамбов , 2008. – Вып. 5 (61). – С. 354–362. (1,2 п.л.).
9.Печерский, В.Г. Способности к продуктивному межличностному взаимодействию в контексте процессов саморазвития подростков и юношества с лёгкой умственной отсталостью / В.Г.Печерский //Вестник Тамбовского университета. Серия: «Гуманитарные науки». – Тамбов , 2008. – Вып. 6 (62). – С. 280–286. (1,0 п.л.).
Международные и всероссийские сборники научных трудов
10.Печерский, В.Г. Особенности самооценки умственно отсталых учащихся /В.Г.Печерский // Педагогика сотрудничества: проблемы образования и воспитания молодёжи. Международный сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во СГУ, 1992. – С. 104–106 (0,2 п.л.).
11.Печерский, В.Г. Некоторые аспекты изучения эмоционального «Я» подростков с интеллектуальной недостаточностью /В.Г.Печерский //Бюллетень международной академии психологических наук.– Саратов-Ярославль: Изд-во СГУ, 2000. – Выпуск IX. – С. 231–237 (0,45 п.л.).
12.Печерский, В.Г. Образ «Я» подростков с интеллектуальной недостаточностью /В.Г.Печерский // Вопросы социальной психологии личности: всероссийский сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во СГУ, 2000. – С. 127–137 (0,65 п.л.).
13.Печерский, В.Г. Особенности развития автономности у подростков с нарушенным интеллектом /В.Г.Печерский //Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Всероссийский сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во СГУ, 2001. – С. 52–58 (0,45 п.л.).
14.Печерский, В.Г. Некоторые подходы к обеспечению личностно-ориентированного обучения учащихся коррекционной школы /В.Г.Печерский // Педагогика: межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во СГУ, 2002. – С. 226–229 (0,25 п.л.).
15.Печерский, В.Г. Проблема межличностного взаимодействия подростков и юношества в современном социальном пространстве /В.Г.Печерский // Человек. Общество. Среда обитания: международный сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2003. – С. 93–98 (0,35 п.л.).
16.Печерский, В.Г. Способности личности к продуктивному межличностному взаимодействию как психолого-педагогическая проблема. /В.Г.Печерский // Психология и экономика: всероссийский сборник научных трудов. №2. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2005. – С. 218–247 (1,75 п.л.).
17.Печерский, В.Г. Интраиндивидуальные характеристики межличностного взаимодействия подростков и юношества / В.Г.Печерский //Психология и экономика: всероссийский сборник научных трудов. №4. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006. – С. 228–258 (1,85 п.л.).
18.Печерский, В.Г. Моделирование индивидуальной образовательной среды в системе психолого-педагогической поддержки подростков и юношества с психическим недоразвитием /В.Г.Печерский // Проблемы гуманитарных наук: история и современность: альманах. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006. – С. 72–77 (0,5 п.л.).
19.Печерский, В.Г. Профилактика проявлений деструктивной агрессии в межличностном поведении подростков /В.Г.Печерский // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, инновации, образовательные технологии: международный сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во ИЦ «Наука», 2007. – С. 176–186 (0,75 п.л.).
20.Печерский, В.Г. Обоснование психолого-педагогических условий развития способностей подростков и юношей к продуктивному межличностному взаимодействию /В.Г.Печерский // Проблемы гуманитарных наук: история и современность. Альманах. Вып. 3. – Саратов: Изд-во СГСЭУ. 2007. – С. 69–75 (0,5 п.л.).
Материалы международных и всероссийских конференций
21.Печерский, В.Г. Личность дезадаптированного ребёнка. Проблемы развития и коррекции /В.Г.Печерский // О новых подходах к реабилитации детей, находящихся в состоянии школьной и социальной дезадаптации: материалы Всероссийского семинара-совещания. – Саратов, 1999. – С.22–27 (0,4 п.л.).
22.Печерский, В.Г. Особенности коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием /В.Г.Печерский // Материалы XIII Страховских чтений. – Саратов: Изд-во СГУ, 2004. – С. 287–297 (0,6 п.л.).
23.Печерский, В.Г. Проблемы социализации лиц с психическим недоразвитием в психолого-педагогических исследованиях /В.Г.Печерский //Человек и социум в трансформирующемся мире: материалы 1-й международной научно-практической конференции. – Саратов: СГСЭУ, 2005. – С. 151–171 (1,25 п.л.).
24.Печерский, В.Г. Индивидуализация локальной образовательной среды в системе психолого-педагогической поддержки подростков и юношества с психическим недоразвитием /В.Г.Печерский // Человек и социум в трансформирующемся мире. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. – Саратов: СГСЭУ, 2006. – С. 151–171 (1,25 п.л.).
25.Печерский, В.Г. Проблема формирования личностных смыслов в системе психолого-педагогической поддержки подростков и юношества с психическим недоразвитием /В.Г.Печерский // Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: материалы V международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2006. – С. 325–328 (0,5 п.л.).
26.Печерский, В.Г. Категория способности в контексте продуктивного межличностного взаимодействия / В.Г.Печерский // Проблемы психологической науки в вузе: материалы юбилейной международной научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во СГУ им. Н.Г.Чернышевского, 2006. – С. 117–122 (0,5 п.л.).
27.Печерский, В.Г. Моделирование психолого-педагогических условий развития способностей подростков и юношей к продуктивному межличностному взаимодействию /В.Г.Печерский // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Третья Всероссийская научно-практическая конференция. – Ярославль, 2007. – С. 82–86 (0,4 п.л.)
28.Печерский, В.Г. Теоретические подходы к изучению процесса адаптациогенеза подростков и юношества с психическим недоразвитием / В.Г.Печерский // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 2-й международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: СпбИУиП, 2007. – С. 55–61 (0,45 п.л.).
29.Печерский, В.Г. Развитие способностей подростков и юношества к продуктивному межличностному взаимодействию в системе психолого-педагогической поддержки / В.Г.Печерский // Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном вузе: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Анапа: МГГУ, 2007. – С. 26–31 (0,5 п.л.).