- Определены сущностные характеристики профессионального сознания учителя: профессиональная активность; способность к профессиональной рефлексии, способность к предвосхищению и планированию своих действий, деятельности, к постановке и достижению профессиональных целей; педагогическая направленность; знаковость; эмоциональность, как способность постижения эмоционального состояния своего и другого человека, способность соучавствовать в эмоциональной жизни ученика на уровне сопереживания и развития; профессиональное самосознание, включающее знание о себе как о специалисте, эмоционально-ценностное отношение к себе, осознание необходимости профессионального саморазвития.
- Установлены факторы (внешние и внутренние) и условия, детерминирующие становление и развитие профессионального сознания личности будущего педагога как субъекта деятельности.
- Определены психологические критерии для диагностики уровня развития профессионально-педагогического сознания, позволяющие выявить динамику, осуществить мониторинг формирования профессионального сознания студентов педвуза.
- Впервые раскрыта взаимосвязь основных структурных компонентов профессионального сознания будущего учителя (профессиональные знания, профессиональные качества личности, уровень педагогических способностей, потребности, профессиональная мотивация, ценности и ценностные ориентации) и психологических механизмов (механизм педагогической установки, механизм профессиональной рефлексии, механизм целеполагания, механизм профессиональной адаптации, механизм действия профессиональной самооценки); изучена связь психологических механизмов между собой и с отдельными подструктурами профессионального сознания студентов-педагогов на различных этапах профессионального образования.
- Впервые выявлено, что развитие профессионального сознания будущего учителя детерминируется иерархической системой психологических механизмов, продуктивно влияющей на его становление и развитие на вузовском этапе профессионализации, в которой базовым механизмом выступает механизм педагогической установки и связанные с ним механизмы профессиональной рефлексии, целеполагания, профессиональной адаптации и профессиональной самооценки.
1.Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – Челябинск, 2006. – 511 с. (35 п.л.). (Монография)
2.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущих педагогов: теория и практика становления [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – М., 2004. – 184 с. (11,5 п.л.). (Монография)
3.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание как фактор готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие по специальному курсу [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – М.: ГНО «Прометей», 2005. - 104 с. (6,5 п.л.).
4.Гуслякова Н.И. Психолого-педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие [Текст]/ Н.И. Гуслякова, В.Ф. Жеребкина, Л.М.Лапшина.– Челябинск, 2005. – 202 с. (авторский вклад – 4,2 п.л.).
5.Гуслякова Н.И. История психологии: Рекомендовано УМО Мин-ва образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – Челябинск, 2004. – 61 с. (3,8 п.л.).
6.Гуслякова Н.И. Учебно-методические рекомендации по педагогической практике (психологический аспект) для студентов заочного отделения по специальности «Психология» [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Р.Н. Павленко. – Челябинск, 2004. – 62 с. (авторский вклад – 3 п.л.).
Статьи в ведущих научных рецензируемых изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией.
7.Гуслякова Н.И. О психологических механизмах становления профессионального сознания будущего учителя [Текст]/Н.И. Гуслякова // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С. 152 – 161 (1,4 п.л.).
8.Гуслякова Н.И. Экспериментальное исследование влияния психологических механизмов на развитие профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. – № 4.– С. 45 – 70 . – (1,5 п.л).
9.Гуслякова Н.И. Психологические механизмы развития профессионального педагогического сознания [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №1. – С. 61 – 63 (0,4 п.л.).
10.Гуслякова Н.И. Психологическая сущность и структура профессионального сознания будущего педагога [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №4. – С.66 – 69 (0,4 п.л.).
11.Гуслякова Н.И. Современные подходы к исследованию профессионального педагогического сознания [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Преподаватель XXI век. – 2008. – №2. – С. 176–181 (0,7 п.л.).
12.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущего учителя и психологические механизмы его развития [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №5. – С.38–40 (0,5 п.л.).
13.Гуслякова Н.И. Профессионально-педагогическое сознание: психологическое исследование феномена [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №6.– С.36–43 (0,5 п.л.)
14.Гуслякова Н.И. Педагогическая установка и ее роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Т.И. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №6. – С.44–51 (авторский вклад – 0,25 п.л.).
Научные статьи.
15.Гуслякова Н.И. Влияние механизма адаптации на развитие профессионального сознания будущего учителя [Текст] / Н.И. Гуслякова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. / Науч. ред. Д.З. Шибкова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 85 – 90. (0,4 п.л.)
16.Гуслякова Н.И. Механизмы становления и развития профессионального сознания будущих педагогов [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2006. – Выпуск 10. – С. 137 – 149. (1,4 п.л).
17.Гуслякова Н.И. Психологический климат студенческой группы и его влияние на формирование профессионально важных качеств личности будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Сборник научных трудов.– М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 117-138. (1 п.л.)
18.Гуслякова Н.И. Личностные особенности развития эмоциональной сферы в студенческом возрасте [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Сборник научных трудов.– М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 99 – 117 (0,81 п.л.).
19.Гуслякова Н.И. Педагогические традиции в профессионально-творческом становлении будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Е.А. Киселева // Известия Академии педагогических и социальных наук. –2005 – Выпуск 9. – С.314 – 320 (авторский вклад – 0,5 п.л.)
20.Гуслякова Н.И. Педагогическая рефлексия как эффективный механизм формирования профессионального сознания будущего учителя[Текст]/ Н.И. Гуслякова // Психологическая подготовка в педагогическом вузе: проблемы и подходы к ее решению. - Челябинск, 2004. – С. 106 – 118 (0,8 п.л.).
21.Гуслякова Н.И. Динамика аффективной подструктуры профессионального сознания студентов – педагогов[Текст]/ Н.И. Гуслякова // Ежегодник российского психологического общества: Материалы III – го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 2. – СПб., 2003.– С. 525 – 529 (0,4 п.л.).
22.Гуслякова Н.И. Механизм психической адаптации и его роль в становлении профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: Материалы II регион. науч. конф.– Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. – С. 273 – 281 (0,5 п.л.).
23.Гуслякова Н.И. Ценностные ориентации студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Механизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагогических кадров. – Екатеринбург, 2001.– С. 77–80 (0,3 п.л.).
24.Гуслякова Н.И. Развитие профессионального сознания у студентов естественно-технологического факультета [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ. – Челябинск, 2001. – С. 48–63 (0,5 п.л.).
25.Гуслякова Н.И. Iдеали i цiнностнi орiентацii пiдростаючого поколiння [Текст]/ Н.И.Гуслякова // Рiдна школа, 1993, №8, – C. 11–14 (0, 45 п.л.).
26.Гуслякова Н.И. О совершенствовании психологической подготовки студентов педвузов [Текст] // Учитель и общество: опыт, проблемы, поиски. – Измаил: ИГПИ, 1990. – С.197–199 (0,3 п.л.).
27.Гуслякова Н.И. Опыт использования некоторых активных приемов обучения в психологической подготовке студентов педвуза [Текст]/ Н.И.Гуслякова // Применение активных форм и методов в преподавании психолого-педагогических дисциплин. – Измаил: ИГПИ, 1991. – C.82–83 (0,2 п.л.).
28.Гуслякова Н.И. К вопросу о гуманизации учебно-воспитательного процесса [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Наука. Виховання. Екологiя: Зб. наукових працi. – Измаил – Галац, 1993. – C.71–73 (0,3 п.л.).
29.Гуслякова Н.И. Решение конфликтных педагогических ситуаций как средство повышения практической психологической подготовки студентов вузов [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Методика вузовского преподавания: Челябинск, 1998. – C. 142–144 (0, 3 п.л).
30.Гуслякова Н.И. О подготовке будущего учителя в русле идей Л.С. Выготского [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Наука, культура и образование России накануне третьего тысячелетия. – Челябинск, 1997. – C.15–17 (0,3 п.л.).
31.Гуслякова Н.И. О совершенствовании психологической подготовки учителя в свете новых образовательных стандартов [Текст]/Н.И. Гуслякова // Методика вузовского обучения. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1997. – C.53–55 (0,3 п.л.).
32.Гуслякова Н.И. О категории «профессиональное сознание» [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник ЧГПУ. Серия 8. Начальное образование. – Челябинск, 1998. - №1. – C. 61–63 (0,3 п.л.).
33.Гуслякова Н.И. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Е.В. Мельник // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ.– Челябинск, 2001. – С. 69–73 (авторский вклад – 0,3 п.л.).
34.Гуслякова Н.И. Некоторые психологические аспекты экологического образования будущих учителей [Текст]/Н.И. Гуслякова // Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун - та, 2001. – С. 41–45 (0,31 п.л.).
35.Гуслякова Н.И. Некоторые подходы к определению профессионально-педагогического сознания [Текст]/Н.И. Гуслякова// Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и научных работников ЧГПУ за 2002 год. – Челябинск, 2003. – С. 27 – 29 (0,3 п.л.).
36.Гуслякова Н.И. Психологический аспект проблемы адаптации студентов педвузов на этапе вхождения в профессию [Текст]/ Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая// Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2004. – С. 52– 54 (0,2 п.л.; авторство не разделено).
37.Гуслякова Н.И. Некоторые итоги исследования адаптации студентов на этапе вхождения в профессию [Текст]/ Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: Сб. научных трудов. – Выпуск № 4. – М.: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – С. 123 – 126 (0,2 п.л.; авторство не разделено).
38.Гуслякова Н.И. К проблеме формирования профессионального сознания у будущих педагогов [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2005. – С. 117 – 119. (0,3 п.л.)
Тезисы научных докладов
39.Гуслякова Н.И. Творческое использование идей Н.К. Крупской в формировании готовности будущих педагогов к учительскому труду [Текст]/ Б.А. Богуславская, Н.И. Гуслякова, Н.В. Кичук // Творческое наследие Н.К. Крупской и современная школа: Тезисы докл. и сообщ.- Горловка, 1989.– С.27–29 (авторский вклад – 0,1 п.л.).
40.Гуслякова Н.И. Морально-психологический климат производственного коллектива как условие активизации человеческого фактора [Текст]/Б.А. Богуславская, Н.И. Гуслякова, З.С. Сепчева // Социологические исследования и социальные технологии.: Тез. докл. на респуб. науч. практической конф. – Кировоград, 1989 (авторский вклад – 0,1 п.л.).
41.Гуслякова Н.И. Використання активних форм навчання як засiб удосконалення психологiчноi пiдготовки майбутнiх вчiтелiв [Текст]// Соцiально-психологiчнi проблеми професiйноi пiдготовки майбутнього вчителя. – Киiв: КГПИ, 1992. – C.83–84 (0,2 п.л.).
42.Гуслякова Н.И. К вопросу о профессионализации психологической подготовки будущих учителей [Текст]// Актуальные проблемы обучения в педагогическом вузе: Материалы науч.- практ. конф. – Измаил: ИГПИ, 1993. – C.44–45 (0,2 п.л.).
43.Гуслякова Н.И. Генетические предпосылки коммуникативных способностей учителя [Текст]/Б.А. Богуславская, Н.И. Гуслякова, З.С. Сепчева // Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека. – Майкоп, 1992. – C.13–14 (авторский вклад – 0,1 п.л.).
44.Гуслякова Н.И. Вдосконалення самостiйной роботи студентiв як умова пiдготовки вчiтелiв у сiстемi заочного навчання [Текст]// Психолого-педагогiчнi дiяльностi студентiв. – Вiнниця, 1992. – C.13–14 (0,2 п.л.).
45.Гуслякова Н.И. До питання вiдображення загальнолюдских цiнностеi в уявi сучасних школярiв[Текст]/ Н.И. Гуслякова. – Ровно, 1992. – C. 201–202 (0,2 п.л.).
46.Гуслякова Н.И. К вопросу о психодиагностической функции школьного учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Материалы научно-практической конференции «Iсторiя i сучаснiсть педагогiчной освiти в Украiнi». – Глухов, 1994. – С.24–26. (0,2 п.л.).
47.Гуслякова Н.И. О рефлексивном отношении к собственной деятельности у студентов педвузов [Текст] / Н.И. Гуслякова// Дидактические аспекты педагогического взаимодействия в школе и вузе. – Измаил, 1994. – C.19–21(0,2 п.л.).
48.Гуслякова Н.И. Некоторые вопросы подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания школьников[Текст] /Н.И. Гуслякова // Виховання екологичной культури. – Одесса, 1995. – C.18–19 (0,2 п.л.).
49.Гуслякова Н.И. К проблеме формирования психологических понятий [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Методология и методы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин - та, 1995. – C.62–63 (0,2 п.л.).
50.Гуслякова Н.И. К проблеме экологического сознания студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова// Проблемы экологического образования Челябинской области: материалы конференции / Науч. ред. В.В. Латюшин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун - та, 1999. – C.124–125 (0,2 п.л.).
51.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание как один из факторов повышения качества подготовки будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Магнитогорск, 2001. – С. 188–189 (0,2 п.л.).
52.Гуслякова Н.И. О психологических механизмах формирования профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Психолого-педагогические исследования в системе образования. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун - та, 2001. – С. 10–11 (0,2 п.л.).
53.Гуслякова Н.И. К обоснованию исследования проблемы психологических механизмов профессионального сознания студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Педагогический процесс в поликультурной школе. Сб. научных трудов. – М. - Чебоксары: Изд. – во НАНИ ЧР, 2002. – С. 97 – 98 (0,2 п.л.).
54.Гуслякова Н.И. О проблеме психологических механизмов профессионально-педагогического сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова //А. Р. Лурия и психология 21 века: Вторая международная конференция, посвященная 100 – летию со дня рождения А.Р. Лурия. Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. – М., 2002. – С. 42 – 43 (0,2 п.л.).
55.Гуслякова Н.И. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей к диалогическому общению [Текст]/ Н.И. Гуслякова, В.Ф. Жеребкина // Психология общения 2003: социокультурный анализ. – Ростов-на-Д., 2003.– С. 91 – 92 (авторский вклад – 0,2 п.л.).