Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА»
Специальность: 19.00.07
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Определены сущностные характеристики профессионального сознания учителя: профессиональная активность; способность к профессиональной рефлексии, способность к предвосхищению и планированию своих действий, деятельности, к постановке и достижению профессиональных целей; педагогическая направленность; знаковость; эмоциональность, как способность постижения эмоционального состояния своего и другого человека, способность соучавствовать в эмоциональной жизни ученика на уровне сопереживания и развития; профессиональное самосознание, включающее знание о себе как о специалисте, эмоционально-ценностное отношение к себе, осознание необходимости профессионального саморазвития.
  2. Установлены факторы (внешние и внутренние) и условия,  детерминирующие становление и развитие  профессионального сознания личности будущего педагога как субъекта деятельности.
  3. Определены психологические критерии для диагностики уровня развития  профессионально-педагогического сознания, позволяющие выявить динамику, осуществить мониторинг формирования  профессионального сознания студентов педвуза.
  4. Впервые раскрыта взаимосвязь основных структурных компонентов профессионального сознания будущего учителя (профессиональные знания, профессиональные качества личности, уровень педагогических способностей, потребности, профессиональная мотивация, ценности и ценностные ориентации) и психологических механизмов (механизм педагогической установки, механизм профессиональной рефлексии, механизм целеполагания, механизм профессиональной адаптации, механизм действия профессиональной  самооценки); изучена связь психологических механизмов между собой и с отдельными подструктурами профессионального сознания  студентов-педагогов на различных этапах профессионального образования.
  5. Впервые выявлено, что развитие профессионального сознания будущего учителя детерминируется иерархической системой психологических механизмов, продуктивно влияющей на его становление и развитие на вузовском этапе профессионализации,  в которой базовым механизмом выступает механизм  педагогической установки и связанные с ним механизмы профессиональной рефлексии, целеполагания, профессиональной адаптации и  профессиональной самооценки.
Список опубликованных работ
Монографии и учебно-методические материалы

1.Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – Челябинск, 2006. – 511 с. (35 п.л.). (Монография)

2.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущих педагогов: теория и практика становления [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – М., 2004. – 184 с. (11,5 п.л.). (Монография)

3.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание как фактор готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие по специальному курсу [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – М.: ГНО «Прометей», 2005. - 104 с. (6,5 п.л.).

4.Гуслякова Н.И. Психолого-педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие [Текст]/ Н.И. Гуслякова, В.Ф. Жеребкина, Л.М.Лапшина.– Челябинск, 2005. – 202 с. (авторский вклад – 4,2 п.л.).

5.Гуслякова Н.И. История психологии: Рекомендовано УМО Мин-ва образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия [Текст]/ Н.И. Гуслякова. – Челябинск, 2004. – 61 с. (3,8 п.л.).

6.Гуслякова Н.И. Учебно-методические рекомендации по педагогической практике (психологический аспект) для студентов заочного отделения по специальности «Психология» [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Р.Н. Павленко. – Челябинск, 2004. – 62 с. (авторский вклад – 3 п.л.).

Статьи в ведущих научных рецензируемых изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией.

7.Гуслякова Н.И. О психологических механизмах становления профессионального сознания будущего учителя [Текст]/Н.И. Гуслякова // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С. 152 – 161 (1,4 п.л.).

8.Гуслякова Н.И. Экспериментальное исследование влияния психологических механизмов на развитие профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. – № 4.– С. 45 – 70 . – (1,5 п.л).

9.Гуслякова Н.И. Психологические механизмы развития профессионального педагогического сознания [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – №1. – С. 61 – 63 (0,4 п.л.).

10.Гуслякова Н.И. Психологическая сущность и структура профессионального сознания будущего педагога [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №4. – С.66 – 69 (0,4 п.л.).

11.Гуслякова Н.И. Современные подходы к исследованию профессионального педагогического сознания [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Преподаватель XXI век. – 2008. – №2. – С. 176–181 (0,7 п.л.).

12.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание будущего учителя и психологические механизмы его развития [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №5. – С.38–40 (0,5 п.л.).

13.Гуслякова Н.И. Профессионально-педагогическое сознание: психологическое исследование феномена [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №6.– С.36–43 (0,5 п.л.)

14.Гуслякова Н.И. Педагогическая установка и ее роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Т.И. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – №6. – С.44–51 (авторский вклад – 0,25 п.л.).

Научные статьи.

15.Гуслякова Н.И. Влияние механизма адаптации на развитие профессионального сознания будущего учителя [Текст] / Н.И. Гуслякова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. / Науч. ред. Д.З. Шибкова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 85 – 90. (0,4 п.л.)

16.Гуслякова Н.И. Механизмы становления и развития профессионального сознания будущих педагогов [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2006. – Выпуск 10. – С. 137 – 149. (1,4 п.л).

17.Гуслякова Н.И. Психологический климат студенческой группы и его влияние на формирование профессионально важных качеств личности будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Сборник научных трудов.– М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 117-138. (1 п.л.)

18.Гуслякова Н.И. Личностные особенности развития эмоциональной сферы в студенческом возрасте [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Сборник научных трудов.– М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 99 – 117 (0,81 п.л.).

19.Гуслякова Н.И. Педагогические традиции в профессионально-творческом становлении будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Е.А. Киселева // Известия Академии педагогических и социальных наук. –2005 – Выпуск 9. – С.314 – 320 (авторский вклад – 0,5 п.л.)

20.Гуслякова Н.И. Педагогическая рефлексия как эффективный механизм формирования профессионального сознания будущего учителя[Текст]/ Н.И. Гуслякова // Психологическая подготовка в педагогическом вузе: проблемы и подходы к ее решению. - Челябинск, 2004. – С. 106 – 118 (0,8 п.л.).

21.Гуслякова Н.И. Динамика аффективной подструктуры профессионального сознания студентов – педагогов[Текст]/ Н.И. Гуслякова // Ежегодник российского психологического общества: Материалы III – го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 2. – СПб., 2003.– С. 525 – 529 (0,4 п.л.).

22.Гуслякова Н.И. Механизм психической адаптации и его роль в становлении профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: Материалы II регион. науч. конф.– Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. – С. 273 – 281 (0,5 п.л.).

23.Гуслякова Н.И. Ценностные ориентации студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Механизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагогических кадров. – Екатеринбург, 2001.– С. 77–80 (0,3 п.л.).

24.Гуслякова Н.И. Развитие профессионального сознания у студентов естественно-технологического факультета [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ. – Челябинск, 2001. – С. 48–63 (0,5 п.л.).

25.Гуслякова Н.И. Iдеали i цiнностнi орiентацii пiдростаючого поколiння [Текст]/ Н.И.Гуслякова // Рiдна школа, 1993, №8, – C. 11–14 (0, 45 п.л.).

26.Гуслякова Н.И. О совершенствовании психологической подготовки студентов педвузов [Текст] // Учитель и общество: опыт, проблемы, поиски. – Измаил: ИГПИ, 1990. – С.197–199 (0,3 п.л.).

27.Гуслякова Н.И. Опыт использования некоторых активных приемов обучения в психологической подготовке студентов педвуза [Текст]/ Н.И.Гуслякова // Применение активных форм и методов в преподавании психолого-педагогических дисциплин. – Измаил: ИГПИ, 1991. – C.82–83 (0,2 п.л.).

28.Гуслякова Н.И. К вопросу о гуманизации учебно-воспитательного процесса [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Наука. Виховання. Екологiя: Зб. наукових працi. – Измаил – Галац, 1993. – C.71–73 (0,3 п.л.).

29.Гуслякова Н.И. Решение конфликтных педагогических ситуаций как средство повышения практической психологической подготовки студентов вузов [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Методика вузовского преподавания: Челябинск, 1998. – C. 142–144 (0, 3 п.л).

30.Гуслякова Н.И. О подготовке будущего учителя в русле идей Л.С. Выготского [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Наука, культура и образование России накануне третьего тысячелетия. – Челябинск, 1997. – C.15–17 (0,3 п.л.).

31.Гуслякова Н.И. О совершенствовании психологической подготовки учителя в свете новых образовательных стандартов [Текст]/Н.И. Гуслякова // Методика вузовского обучения. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1997. – C.53–55 (0,3 п.л.).

32.Гуслякова Н.И. О категории «профессиональное сознание» [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Вестник ЧГПУ. Серия 8. Начальное образование. – Челябинск, 1998. - №1. – C. 61–63 (0,3 п.л.).

33.Гуслякова Н.И. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна [Текст]/ Н.И. Гуслякова, Е.В. Мельник // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ.– Челябинск, 2001. – С. 69–73 (авторский вклад – 0,3 п.л.).

34.Гуслякова Н.И. Некоторые психологические аспекты экологического образования будущих учителей [Текст]/Н.И. Гуслякова // Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун - та, 2001. – С. 41–45 (0,31 п.л.).

35.Гуслякова Н.И. Некоторые подходы к определению профессионально-педагогического сознания [Текст]/Н.И. Гуслякова// Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и научных работников ЧГПУ за 2002 год. – Челябинск, 2003. – С. 27 – 29 (0,3 п.л.).

36.Гуслякова Н.И. Психологический аспект проблемы адаптации студентов педвузов на этапе вхождения в профессию [Текст]/ Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая// Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2004. – С. 52– 54 (0,2 п.л.; авторство не разделено).

37.Гуслякова Н.И. Некоторые итоги исследования адаптации студентов на этапе вхождения в профессию [Текст]/ Н.И. Гуслякова, И.П. Ордина, Ю.А. Рокицкая // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: Сб. научных трудов. – Выпуск № 4. – М.: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – С. 123 – 126 (0,2 п.л.; авторство не разделено).

38.Гуслякова Н.И. К проблеме формирования профессионального сознания у будущих педагогов [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2005. – С. 117 – 119. (0,3 п.л.)

Тезисы научных докладов

39.Гуслякова Н.И. Творческое использование идей Н.К. Крупской в формировании готовности будущих педагогов к учительскому труду [Текст]/ Б.А. Богуславская, Н.И. Гуслякова, Н.В. Кичук // Творческое наследие Н.К. Крупской и современная школа: Тезисы докл. и сообщ.- Горловка, 1989.– С.27–29 (авторский вклад – 0,1 п.л.).

40.Гуслякова Н.И. Морально-психологический климат производственного коллектива как условие активизации человеческого фактора [Текст]/Б.А. Богуславская, Н.И. Гуслякова, З.С. Сепчева // Социологические исследования и социальные технологии.: Тез. докл. на респуб. науч. практической конф. – Кировоград, 1989 (авторский вклад – 0,1 п.л.).

41.Гуслякова Н.И. Використання активних форм навчання як засiб удосконалення психологiчноi пiдготовки майбутнiх вчiтелiв [Текст]// Соцiально-психологiчнi проблеми професiйноi пiдготовки майбутнього вчителя. – Киiв: КГПИ, 1992. – C.83–84 (0,2 п.л.).

42.Гуслякова Н.И. К вопросу о профессионализации психологической подготовки будущих учителей [Текст]// Актуальные проблемы обучения в педагогическом вузе: Материалы науч.- практ. конф. – Измаил: ИГПИ, 1993. – C.44–45 (0,2 п.л.).

43.Гуслякова Н.И. Генетические предпосылки коммуникативных способностей учителя [Текст]/Б.А. Богуславская, Н.И. Гуслякова, З.С. Сепчева // Антропологическая психология и гипнология в профессиональной подготовке и оздоровлении человека. – Майкоп, 1992. – C.13–14 (авторский вклад – 0,1 п.л.).

44.Гуслякова Н.И. Вдосконалення самостiйной роботи студентiв як умова пiдготовки вчiтелiв у сiстемi заочного навчання [Текст]// Психолого-педагогiчнi дiяльностi студентiв. – Вiнниця, 1992. – C.13–14 (0,2 п.л.).

45.Гуслякова Н.И. До питання вiдображення загальнолюдских цiнностеi в уявi сучасних школярiв[Текст]/ Н.И. Гуслякова. – Ровно, 1992. – C. 201–202 (0,2 п.л.).

46.Гуслякова Н.И. К вопросу о психодиагностической функции школьного учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Материалы научно-практической конференции «Iсторiя i сучаснiсть педагогiчной освiти в Украiнi». – Глухов, 1994. – С.24–26. (0,2 п.л.).

47.Гуслякова Н.И. О рефлексивном отношении к собственной деятельности у студентов педвузов [Текст] / Н.И. Гуслякова// Дидактические аспекты педагогического взаимодействия в школе и вузе. – Измаил, 1994. – C.19–21(0,2 п.л.).

48.Гуслякова Н.И. Некоторые вопросы подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания школьников[Текст] /Н.И. Гуслякова // Виховання екологичной культури. – Одесса, 1995. – C.18–19 (0,2 п.л.).

49.Гуслякова Н.И. К проблеме формирования психологических понятий [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Методология и методы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин - та, 1995. – C.62–63 (0,2 п.л.).

50.Гуслякова Н.И. К проблеме экологического сознания студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова// Проблемы экологического образования Челябинской области: материалы конференции / Науч. ред. В.В. Латюшин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун - та, 1999. – C.124–125 (0,2 п.л.).

51.Гуслякова Н.И. Профессиональное сознание как один из факторов повышения качества подготовки будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Магнитогорск, 2001. – С. 188–189 (0,2 п.л.).

52.Гуслякова Н.И. О психологических механизмах формирования профессионального сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Психолого-педагогические исследования в системе образования. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун - та, 2001. – С. 10–11 (0,2 п.л.).

53.Гуслякова Н.И. К обоснованию исследования проблемы психологических механизмов профессионального сознания студентов педвуза [Текст]/ Н.И. Гуслякова // Педагогический процесс в поликультурной школе. Сб. научных трудов. – М. - Чебоксары: Изд. – во НАНИ ЧР, 2002. – С. 97 – 98 (0,2 п.л.).

54.Гуслякова Н.И. О проблеме психологических механизмов профессионально-педагогического сознания будущего учителя [Текст]/ Н.И. Гуслякова //А. Р. Лурия и психология 21 века: Вторая международная конференция, посвященная 100 – летию со дня рождения А.Р. Лурия. Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. – М., 2002. – С. 42 – 43 (0,2 п.л.).

55.Гуслякова Н.И. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей к диалогическому общению [Текст]/ Н.И. Гуслякова, В.Ф. Жеребкина // Психология общения 2003: социокультурный анализ. – Ростов-на-Д., 2003.– С. 91 – 92 (авторский вклад – 0,2 п.л.).