Научная тема: «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Специальность: 19.00.10
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. вводится и теоретически определяется содержание понятия интегрированного психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. На основе анализа исследований в области возрастной, педагогической и коррекционной психологии разработана структура этого целостного образования с выделением в ней системообразующих компонентов, представляющих центральные сферы психики детей (психомоторного, интеллектуального, эмоционального, социально-личностного, их субъектной организации);
  2. вводится и теоретически определяется содержание понятия структурно-динамической системы музыкального воздействия. На основе анализа исследований в области теории музыки, музыкальной психологии выделены иерархические уровни музыкального воздействия на личность;
  3. разработаны теоретические, организационно-технологические и содержательные основы модели интегрированного психического развития детей с ЗПР средствами структурно-динамической системы музыкального воздействия;
  4. теоретически обоснована и структурирована психологическая система диагностического изучения основных компонентов интегрированного психического развития детей с ЗПР: 1)определены критерии оценки уровня сформированности психомоторного, интеллектуального, эмоционального, социально-личностного развития детей в направлении от оптимальным образом реализованных возрастных возможностей до абсолютной несформированности этих сфер; 2)разработано конкретное содержание критериально ориентированных диагностических методик, позволяющих выявить специфические особенности основных компонентов интегрированного психического развития детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми;
  5. в ходе экспериментальной апробации диагностического комплекса выявлены и систематизированы индивидуальные и типичные особенности сформированности основных компонентов интегрированного психического развития у старших дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
  6. обоснована эффективность использования  структурно-динамической системы музыкального воздействия в преодолении недостатков психомоторного, интеллектуального, эмоционального, личностного развития детей с ЗПР, затрудняющих их вхождение в социум;
  7. показана роль специально организованной «музыкально развивающей среды» как условия развития субъектной активности ребенка и оптимизации его психического развития;
  8. разработан и внедрен в практику подготовки будущих дефектологов и психологов учебный курс «Психология музыкального воздействия на личность», обеспечивающий теоретическую и практическую компетентность использования психологических возможностей музыки в будущей профессиональной деятельности;
  9. созданы и апробированы вариабельные музыкальные программы, направленные на оптимизацию разных сторон психики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Шутова, Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: монография / Н.В.Шутова; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н.Новгород, 2000. – 126 с. (8 п.л.).

2.Шутова, Н.В. Физиология высшей нервной деятельности и психология / Н.В.Шутова, А.А.Касьян, С.В.Куревина и др.// Идеология и наука. (дискуссии советских ученых середины ХХ века): коллективная монография. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – Авторский текст глава 4, с. 168-178 (0,7 п.л.).

3.Шутова, Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей средствами музыкального воздействия: монография / Н.В.Шутова; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, Нижегородский государственный педагогический университет. – Москва-Н.Новгород, 2008. – 225 с. (14 п.л.).

Учебно-методические пособия,методические рекомендации, программы:

4.Шутова, Н.В. О музыкальном воздействии на обучаемость: учебное пособие / Н.В.Шутова, И.В.Петривняя, А.А.Шавенков и др. // Интегративно-интенсивное обучение как путь развития сознания. –Н.Новгород, 1993. – Авторский текст глава 6, с. 116-141 (1,6 п.л.).

5.Шутова, Н.В. Влияние музыкального воздействия на продуктивность выполнения учебного задания детьми дошкольного возраста: методические рекомендации в помощь практическим работникам / Н.В.Шутова. – Н.Новгород, 1995. – 32 с. (2 п.л.).

6.Шутова, Н.В. Использование музыкально-коррекционных игр-тренингов в развитии воображения дошкольников: методические рекомендации в помощь практическим работникам / Н.В.Шутова. – Н.Новгород, 1996. – 36 с.(2,3 п.л.).

7.Шутова, Н.В. Психология музыкального воздействия: учебно-методическое пособие / Н.В.Шутова. – Н.Новгород, 1998. – 27 с. (1,7 п.л.).

8.Шутова, Н.В. Диагностика тревожности и пути ее коррекции у детей средствами музыкального воздействия: программа и методические рекомендации для студентов / Н.В.Шутова. – Н.Новгород, 1998. – 43 с. (2,7 п.л.).

9.Шутова, Н.В. Психодиагностика: учебная программа к курсу / Н.В.Шутова // Учебно-тематические планы и программы учебных курсов для студентов по специальности 020400 – «Психология» (квалификация: педагог-психолог). – Н.Новгород, 1999. – Ч.1. – С. 90-100 (9,8 п.л.; авторский текст 0,7 п.л.).

10.Шутова, Н.В. История психологии: учебно-методическое пособие / Н.В.Шутова. – Н.Новгород, 2002. – 52 с. (3,3 п.л.).

11.Шутова, Н.В. Методы диагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2002. – 52 с. (4,1 п.л.; 50% личного вклада).

12.Шутова, Н.В. Предмет и методы детской психологии: учебное пособие / Н.В.Шутова, Е.Е.Дмитриева, О.В.Суворова // Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. – Н.Новгород, 2004. – С. 5-7 (авторский текст 0,3 п.л.).

13.Шутова, Н.В. Методы психодиагностического исследования личности: методическое пособие / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2005. – 59 с. (3,7 п.л.; 50% личного вклада).

14.Шутова, Н.В. Введение в психодиагностику: краткий курс лекций / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2005. – 34 с. (2,1 п.л.; 50% личного вклада).

15.Шутова, Н.В. Психология музыкального воздействия на личность: учебно-методическое пособие / Н.В.Шутова, Е.Е.Дмитриева, И.А.Конева // Возрастная психология. – Н.Новгород, 2006. – С. 114-118 (0,4 п.л.).

16.Шутова, Н.В. Экспериментальное изучение влияния музыки на эмоциональное отношение к учебному заданию и продуктивность его выполнения у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В.Шутова, У.В.Ульенкова, Е.Е.Дмитриева и др. // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2007, с грифом МОРФ. Авторский текст глава 14, с. 275-284 (0,6 п.л.).

17.Шутова, Н.В. Психодиагностика в профессиональном консультировании: методическое пособие / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2007. – 72 с. (4,5 п.л.; 50% личного вклада).

Статьи в журналах:

18.Шутова, Н.В. Использование музыкального воздействия в обучении как путь развития сознания человека через обогащение бессознательного / Н.В.Шутова // Осознание бессознательного в процессе воспитания и обучения. – Н.Новгород, 1996. – С. 102-105 (0,4 п.л.).

19.Шутова, Н.В. Развитие ценностных ориентаций личности студентов средствами музыкального воздействия / Н.В.Шутова // Проблемы личности в психолого-педагогической подготовке специалистов в техническом вузе. – Н.Новгород, 1997. – С. 27-31 (0,3 п.л.).

20.Шутова, Н.В. Нетрадиционные средства обучения детей с ЗПР в свете культурно-исторической концепции Л.С. Выготского / Н.В.Шутова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 1997. – С. 67-70 (0,3 п.л.).

21.Шутова, Н.В. Становление и развитие психологического образования в педагогическом вузе / Н.В.Шутова // Вестник ППФ. – Н.Новгород, № 1. 1999. – С. 12-14 (0,3 п.л.).

22.Шутова, Н.В. Влияние музыкального воздействия на отношение детей с ЗПР к выполнению учебного задания / Н.В.Шутова // Шестилетние дети. Проблемы и исследования: межвузовский сборник. – Н.Новгород, 1998. – С. 178-188 (0,7 п.л.).

23.Шутова, Н.В. Влияние музыки на эмоциональное отношение обучающихся к учебной деятельности / Н.В.Шутова // Современные проблемы психолого-педагогических наук / Под ред. Е.Г. Осовского. –Саранск, 2001. – С. 93-101 (0,5 п.л.).

24.Шутова, Н.В. Проблема формирования ценностных ориентаций личности / Н.В.Шутова // Современная этика: российская реальность и прогнозы. – Казань, 2003. – С. 256-262 (0,5 п.л.).

25.Шутова, Н.В. Вклад профессора С.П.Василейского в подготовку научных кадров педагогического института / Н.В.Шутова // Проблемы формирования исторического сознания. – Н.Новгород, 2004. – С. 111-114 (0,3 п.л.).

26.Шутова, Н.В. Возможности музыкального воздействия в духовно-нравственном развитии школьников / Н.В.Шутова // Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире». Государство и дети. – СПб, 2004. – С. 361-364 (0,3 п.л.).

27.Шутова, Н.В. Использование средств музыкального искусства в изучении и развитии детей с ЗПР / Н.В.Шутова // Специальная психология. № 2(2). 2004. – С. 48-51 (0,62 п.л.).

28.Шутова, Н.В. Использование музыкального искусства в интегративно-интенсивном курсе иностранного языка / Н.В.Шутова // Развитие субъектности студентов средствами учебно-профессиональной деятельности. – Киров, 2004. – С. 116-120 (0,4 п.л.).

29.Шутова, Н.В. Музыка как средство психомоторной коррекции детей с проблемами в развитии / Н.В.Шутова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Акмеология образования. Т. 12. №4. 2006. – С. 29-34 (0,7 п.л.).

30.Шутова, Н.В. О влиянии музыки на оптимизацию творческой деятельности обучающихся / Н.В.Шутова // Наука и школа. №4. 2007. – С. 35-37 (0,5 п.л.).

31.Шутова, Н.В. Психологические возможности использования музыки в образовании / Н.В.Шутова // Искусство и образование. №4(48). 2007. –С. 90-96 (0,5 п.л.).

32.Шутова, Н.В. Использование иерархической системы музыкального воздействия в психокоррекционной и развивающей работе с детьми / Н.В.Шутова // Приволжский Научный журнал. № 3. 2008. – С. 115-119 (0,5 п.л.).

33.Шутова, Н.В. Экспериментальное изучение влияния музыкального воздействия на оптимизацию интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н.В.Шутова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 4 – С. 138-141 (0,5 п.л.).

34.Шутова, Н.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами специально организованного музыкального воздействия / Н.В.Шутова // Материалы IV международной научно-практической конференции «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере». – Н.Новгород, 2008. – С 56-64 (0,5 п.л.).

35.Шутова, Н.В. Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность / Н.В.Шутова // Вестник СПГУ. № 1(11). 2009. – С. 170-175 ( 0,6 п.л.).

36.Шутова, Н.В. Особенности реакций на фрустрационные ситуации детей старшего дошкольного возраста с разными вариантами развития / Н.В.Шутова // Приволжский научный журнал. № 1. 2009. – С. 157-162 (0,6 п.л.).

Тезисы:

37.Шутова, Н.В. Психологические основы музыкального воздействия на личность как субъекта общения / Н.В.Шутова // Культура и мир: Восток-Запад. Тезисы докладов Международной конференции. –Н.Новгород, 1995. – С. 285-286 (0,1 п.л.).

38.Шутова, Н.В. Развитие личности студента средствами музыкального воздействия / Н.В.Шутова // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции «Проблема личности в психолого-педагогической подготовке специалиста в техническом вузе». –Н.Новгород, 1996. – С. 23-25 (0,25 п.л.).

39.Шутова, Н.В. К вопросу о повышении профессиональной компетентности будущих практических психологов средствами курса «Психодиагностика» / Н.В.Шутова // Диагностика функционирования педагогической системы высшей школы. Материалы научно-практической конференции. – Н.Новгород, 1998. – С. 147-149 (0,3 п.л.).

40.Шутова, Н.В. Роль искусства в формировании положительного культурного климата в студенческой среде / Н.В.Шутова // Обновление и вариативность профессиональной подготовки специалистов в области начального и дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2000. – С. 95-96 (0,1 п.л.).

41.Шутова, Н.В. Некоторые аспекты повышения психологической компетенции студентов / Н.В.Шутова // Тезисы докладов научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и общественные исследования». – Н.Новгород, 2000. – С. 46-47 (0,1 п.л.).

42.Шутова, Н.В. Музыкальные технологии в работе с детьми с задержкой психического развития / Н.В.Шутова // Материалы I Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы». – Н.Новгород, 2006. – С. 172-174 (0,2 п.л.)

43.Шутова Н.В. Ознакомление студентов с приемами и методами воздействия музыки на личность / Н.В.Шутова // Материалы XII Международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования». – Н.Новгород, 2007. – С. 113-114 (0,1).