Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (1958- 2006 гг.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии представлено комплексное исследование проблемы государственной политики и практики развития гражданского образования в Российской Федерации в 1958 - 2006 гг.
  2. В диссертации обоснован вывод о том, что государственная политика в сфере гражданского образования выстраивалась в соответствии с задачами развития страны, т.к. гражданское образование воспринималось властными структурами как важный фактор стабильности и успешности функционирования государственной системы.
  3. Введение в научный оборот архивных документов позволило выявить закономерность изменения стратегии государственной политики от состояния системы гражданского образования.
  4. С привлечением широкого круга источников, в исследовании обоснованы основные направления и этапы деятельности партийно-государствен­ных структур по выработке стратегических ориентиров в развитии гражданского образования. Сделан вывод о том, что вектор теоретических изысканий определялся общегосударственными задачами, решаемыми на том или ином этапе развития страны. Разработки партийных теоретиков служили основанием для формирования концепта гражданского образования, транслируемого в социальное пространство.
  5. В исследовании выявлены причины, которые обусловили механизмы, методы деятельности органов государственного управления в решении проблем как становления, так и создания условий для оптимального функционирования системы гражданского образования в условиях средней и высшей школы.
  6. В диссертации охарактеризована специфика реализации основных направлений государственной политики в области гражданского образования учреждениями дополнительного профессионального образования РФ в 1958- 2006 гг.; выявлена взаимосвязь и взаимозависимость организации их деятельности и практики развития гражданского образования в условиях средней школы.
  7. Впервые проведен сравнительный анализ роли и функций общественных организаций на различных этапах развития страны, характера их взаимодействия с органами государственного управления в контексте решения проблем гражданского образования.
  8. В работе дана оценка изменениям образовательного законодательства в СССР, Российской Федерации как важному фактору стабильности развития гражданского образования учащейся молодежи и работников образования.
  9. В диссертации выявлены и описаны тенденции и противоречия практики гражданского образования в условиях реформирования общеобразовательной и профессиональной школы 1980-х - 1990-х гг.; исследованы причины и последствия кризиса государственной политики, повлекшего распад централизованной системы гражданского образования, сложившейся в СССР.
  10. В работе представлен комплекс факторов, характеризующих кризис государственной политики в сфере гражданского образования, в том числе: дефицит гражданско-правовых знаний и навыков в обществе, противоречия между потребностями рынка труда и деятельностью образовательных учреждений, экстраполяции зарубежного опыта организации гражданского образования на отечественную практику, передача полномочий органов государственного управления в сфере гражданского образования на региональный уровень и др.
  11. Сделан вывод о том, что современная государственная политика в области гражданского образования создает пространство вариативности, которое заполняют структуры развивающегося гражданского общества. На систему повышения квалификации педагогов и общественные организации возлагаются значительные функции по созданию, экспертированию системы гражданского образования населения. Перспективным является консолидация деятельности общественных институтов по реализации наиболее результативных направлений их взаимодействия с органами государственного управления. Анализ результатов, механизмов и характера их деятельности позволили сделать вывод о наличии оснований для развития системы гражданского образования в Российской Федерации.
Список опубликованных работ
1. Григорьева, Н. А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ – ХХI веков: из истории государственной политики/ Н. А. Григорьева // Преподаватель ХХI век. – 2007. – № 1. С. 74 80 (0,5 п. л.).

2. Григорьева, Н. А. Государственные приоритеты по развитию гражданского образования в системе повышения квалификации педагогов (1958-2006 гг.) / Н. А. Григорьева // Наука и школа. – 2008. – № 3. С. 18-20 (0,4 п. л.).

3. Григорьева, Н. А. Взаимодействие органов государственного уп¬равления и общественных организаций в контексте развития гражданского образования (1958-2006 годы) / Н. А. Григорьева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – Саратов. – 2008. – № 1 (20). С. 99-102 (0,4 п. л.).

4. Григорьева, Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в современной России: тенденции и противоречия/ Н.А.Григорьева// Научные проблемы гуманитарных исследований.- Пятигорск.- 2008. Выпуск 5. С.19-24 (0,5 п.л.).

5. Григорьева, Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в СССР: противоречия реформы 1984-1988 гг./ Н. А. Григорьева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – Саратов. – 2008. – № 4. С.159-162 (0,4 п. л.).

6. Григорьева, Н. А. История государственной политики в области гражданского образования в России: вопросы динамики приоритетов/ Н.А.Григорьева// Научные проблемы гуманитарных исследований.- Пятигорск.-2008. Выпуск 10. С.9-15 (0,5 п.л.).

7. Григорьева, Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в СССР: вехи реформирования средней и высшей школы в 1958- 84 гг./ Н.А.Григорьева// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика».- Белгород.-2008. Выпуск 8. №17 (57). С.119-125 (0,5 п.л.).

Монографии

8. Григорьева, Н. А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958-2006 гг.) / Н. А. Григорьева. – М.: АПКиППРО, 2007. — 248 с. (15,5 п. л.).

9. Григорьева, Н. А. Гражданское образование в России: государственная политика и социальные инициативы / Н. А. Григорьева, И. Л. Яцу¬кова. – М.: АПКиППРО, 2008. – 140 с. (8,75 п. л. Авторский вклад – 60 %).

Статьи

10. Григорьева, Н. А. Правовое образование в современной школе: от модели к реализации / Н. А. Григорьева // Пути развития российской юридической науки и образования в ХХI веке: докл. науч.-прак¬т. конф. – Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2001. С. 244 246 (0,4 п. л.)

11. Григорьева, Н. А. Ценностная функция школьной истории: от идеи к реализации / Н. А. Григорьева // История России: на перекрестке мнений: материалы II межвузовских исторических чтений, посвященных памяти проф. Б. С. Абалихина. – Волгоград: Перемена, 2001. С. 190 193 (0,4 п. л.).

12. Григорьева, Н. А. Социализация личности в условиях современного гуманитарного образования / Н. А. Григорьева // Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне: сб. матер. и научн. Ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. – Волгоград: Перемена, 2001. С. 188 193 (0,5 п. л.).

13. Григорьева, Н. А. Правовое обучение в российской школе: проблемы и перспективы / Н. А. Григорьева // Проблемы эффективности юридического образования: матер. науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВРОМСЮ, 2002. С. 50 55 (0,4 п. л.).

14. Григорьева, Н. А. Правовое образование в современной школе: цели, содержание, технологии / Н. А. Григорьева // Вопросы права и социологии. Выпуск 6. – Волгоград: Изд-во ВРОМСЮ, 2002. С. 89 93 (0,4 п. л.).

15. Григорьева, Н. А. Личность в истории: ценностные основания деятельности / Н. А. Григорьева // Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков: матер. Всерос. науч. конф. – Санкт-Петербург: Нестор, 2002. С. 8 11 (0,4 п. л.).

16. Григорьева, Н. А. Школьная история в условиях реформирования российского образования / Н. А. Григорьева // Повышение квалификации и переподготовка работников образования: теория и практика: сб. статей по материалам науч.-практ. конф. ВГИПКРО, 2001-2002 гг. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003. С. 92 97 (0,5 п. л.).

17. Григорьева, Н. А. Основные направления модернизации зарубежного и российского образования (сравнительный анализ) / Н. А. Гри¬горьева// Россия, Запад и Восток: история взаимоотношений: матер. XXIX Всерос. заочной науч. конф. – Санкт-Петербург: Нестор, 2003. С. 206 209 (0,4 п. л.).

18. Григорьева, Н. А. Правовое образование в российской школе: некоторые пути реализации / Н. А. Григорьева // Образовательное право и правовое образование: теоретические и практические аспекты обеспечения единого правового пространства: материалы 2-й межрегион. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. С.38-41 (0,4 п. л.).

19. Григорьева, Н. А. Детерминанты социализации личности в современном гуманитарном образовании / Н. А. Григорьева // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: матер. междунар. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 104 108 (0,5 п. л.).

20. Григорьева, Н. А. Социализация личности и современное гуманитарное образование: этические аспекты / Н. А. Григорьева // Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ЦЧКИ, 2003. С. 338 345 (0,6 п. л.).

21. Григорьева, Н. А. Развитие гражданского самосознания в условиях гуманитарной образовательной среды / Н. А. Григорьева // Гражданское воспитание в современной России: традиции и новации: матер. регион. науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. С. 74 78 (0,4 п. л.).

22. Григорьева, Н. А. Реструктуризация гражданского образования в контексте российской образовательной политики начала ХХI века / Н. А. Григорьева // Реструктуризация образования в регионе: научные ос¬новы, пилотные проекты, потенциал повышения квалификации кадров: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. С.76- 88 (1,0 п. л.).

23. Григорьева, Н. А. Гуманизация школьного исторического образования: проблемы и перспективы / Н. А. Григорьева // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации: матер. междунар. историко-педагогических чтений. – Екатеринбург, 2006. С. 480 486 (0, 5 п. л.).

24. Григорьева, Н. А. Государственная образовательная политика в условиях гражданского общества / Н. А. Григорьева // Res paedagogica. – Волгоград, 2007. – № 1. С. 78-88 (0,9 п. л.).

25. Григорьева, Н. А. Социокультурные основания образовательной политики в условиях становления гражданского общества / Н. А. Григорьева, Е. Ю. Болотова // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств – Электрон.журн. – М.: МГУКИ, 2006. – № гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http//www.e-culture.ru/-Articles/¬2006/¬Bolo¬to¬va_¬Grigoryeva.¬pdf, свободный. – Загл. с экрана (1 п. л. Авторский вклад – 50 %).

26. Григорьева, Н. А. Государственные стратегии развития гражданского образования в современной России / Н. А. Григорьева // Стратегия и пути развития национального образования в России: матер. межд. конф. – Кемерово, 2007. С. 130-137 (0,6 п. л.).

27. Григорьева, Н. А. Гражданское образование в контексте современной государственной политики: отечественный и международный опыт / Н. А. Григорьева // Молодежь и формирование гражданского общества в России: матер. Второй Общерос. науч.-практ. конф. – Волгоград, 2006. С. 657 665 (0,6 п. л.).

28. Григорьева, Н. А. Гражданское образование в современной России: проблемы государственного регулирования / Н. А. Григорьева // Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования: матер. регион. науч.-практ. конф. – Волгоград, 2007. С. 96-104 (0,6 п. л.).

29. Григорьева, Н. А. Человек в пространстве гражданского общества: историко-образовательный аспект / Н. А. Григорьева // Человек в современных философских концепциях: матер. межд. конф. – Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2007. Т. 2. С. 154-159 (0,4 п. л.).

30. Григорьева, Н. А. Становление концепции гражданского образования в условиях современного общества / Н. А. Григорьева // Среднее профессиональное образование. – Москва, 2007. – № 5. С. 52-56 (0,7 п. л.).

31. Григорьева, Н. А. Государственные стратегии образовательной деятельности в современном мире: из зарубежного и отечественного опыта / Н. А. Григорьева // Материалы III межрегиональных истор. чтений, посвященных памяти проф. Б. С. Абалихина, 2 3 марта 2006 г. – Волгоград: Перемена, 2007. С. 285-294 (0,7 п. л.).

32. Григорьева, Н. А. Гражданское образование в истории государственной политики / Н. А. Григорьева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: социально-экономические науки и искусство. – Волгоград, 2007. – № 3 (21). С. 81-86 (0,6 п. л.).

33. Григорьева, Н. А. Государственная образовательная политика в условиях становления гражданского общества: сравнительно-исторический аспект / Н. А. Григорьева // Стандарты и мониторинг в образовании. – Москва, 2007. – № 4. С. 25-31 (0,7 п. л.).

34. Григорьева, Н. А. Образовательная политика в условиях становления гражданского общества: проблемы коммуникации / Н. А. Григорьева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – Волгоград, 2007. – № 3. С. 62-74 (0,9 п. л.).

35. Григорьева, Н. А. Образовательная политика в современной России: проблемы модернизации / Н. А. Григорьева // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2007. – № 5. С. 67-69 (0,4 п. л.).

36. Григорьева, Н. А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в современной России / Н. А. Григорьева // Образование в России и регионе: история, традиции и новации: сб. науч. ст. – Волгоград: Перемена, 2007. С. 62-73 (0,9 п. л.).

37. Григорьева, Н. А. Образование в современной России: личность и социокультурная реальность / Н. А. Григорьева // Образование в России и регионе: история, традиции и новации: сб. науч. ст. – Волгоград: Перемена, 2007. С. 158 167 (0,7 п. л.).

38. Григорьева, Н. А. Государственная политика и практика развития системы патриотического воспитания в современной России / Н. А. Гри¬горьева // Идеи отечественной педагогики: история и современность: матер. межд. науч.-практ.конф. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. С. 123-129 (0,4 п. л.).

39. Григорьева, Н. А. Государственная образовательная политика: диалог власти и общества / Н. А. Григорьева // Молодежь и формирование гражданского общества в России: матер. Третьей Общерос. науч.-практ. конф. – Волгоград: ПринТерра, 2007. С. 152-155 (0,4 п. л.).