2. Сформированная в середине прошлого века система норм, предусматривающих ответственность за совершение должностных преступлений, не соответствует изменившемуся характеру функционирования российского государства. Переход от распределительной экономики к рынку обусловил развитие новых отношений государственных организаций с субъектами предпринимательской деятельности. Наряду с ранее доминировавшими методами убеждения и принуждения при осуществлении государственных функций получил распространение и активно используется метод договорного регулирования. Его реализация не обеспечена эффективной уголовно-правовой охраной, о чем свидетельствует ежегодное снижение количества лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности, на фоне роста незаконных бюджетных трат. Необходимы новые уголовно-правовые средства борьбы с коррупционными отношениями и привлечения к ответственности выгодоприобретателей от коррупции.
3. В уголовном законе учтены не все сферы осуществления современным государством своих функций, а также актуальные процессы передачи отдельных государственных функций аккредитованным негосударственным организациям и экспертам. Наряду с указанными в УК РФ должностными лицами государственные функции фактически осуществляют:
- лица, выполняющие управленческие функции в государственных предприятиях и акционерных обществах, решающих общезначимые задачи и реализующих экономическую функцию государства;
- нотариусы частной практики, совершающие предусмотренные законодательными актами нотариальные действия, выполняющие функцию защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- преподаватели негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, уполномоченных выдавать документ об образовании и осуществляющих образовательную функцию государства;
- эксперты, аккредитованные на выполнение отдельных государственных функций (выдача заключений о соответствии закону деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области защиты прав потребителей, охраны труда, соблюдения санитарных требований; технический осмотр транспортных средств; проведение исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, антикоррупционной экспертизы и т. д.). Государственная аккредитация физических и юридических лиц правомочным на то органом является официальным правовым основанием для исполнения государственных функций в области аккредитации.
4. Под осуществлением субъектами должностных преступлений организационно-распорядительных функций в настоящее время понимаются два разных вида деятельности: первый - руководство подчиненными, второй - принятие решений, влекущих юридические последствия для лиц, которые обратились за государственными услугами. Последние полномочия фактически являются регистрационно-экспертными и осуществляются в целях обеспечения баланса интересов таких лиц с интересами других граждан, общества и государства. Наряду с должностными лицами государственных органов и учреждений регистрационно-экспертные полномочия имеют сотрудники негосударственных организаций, привлекаемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления отдельных государственных функций.
5. В изменяющихся политических и экономических условиях должностными лицами должны быть признаны лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие регистрационно-экспертные, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также лица, аккредитованные на осуществление отдельных государственных функций.
6. Всем признакам самостоятельного должностного преступления отвечает уклонение должностного лица от осуществления государственных функций. Необходимо установить уголовную ответственность за неисполнение должностным лицом своих обязанностей или уклонение от реализации своих полномочий, которое выразилось в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
В отличие от халатности (ст. 293 УК РФ), где субъект предвидит только возможность наступления общественно опасных последствий, уклоняющееся от осуществления государственных функций должностное лицо осознает, что права и законные интересы личности, общества или государства существенно нарушаются самим фактом невыполнения им своих обязанностей или уклонения от использования полномочий. При совершении халатности, как и любого другого неосторожного преступления, имеющего материальный состав, деяние создает угрозу наступления общественно опасных последствий. Уклонение должностного лица от реализации государственных функций не угрожает, а непосредственно нарушает законные интересы потерпевших, поэтому соответствующий состав должен быть формальным.
7. Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями неточно отражает механизм причинения данным посягательством вреда интересам личности, общества, государства. Соответствующий состав должен быть формальным. В должностном злоупотреблении использование полномочий вопреки интересам службы характеризует способ преступления, избираемый виновным и состоящий в принятии решения, которое непосредственно создает юридические последствия. Существенное нарушение законных интересов личности, общества и государства при злоупотреблении должностными полномочиями происходит в момент совершения деяния и является его характеристикой.
8. Из части 1 ст. 285 УК РФ следует исключить указание на корыстную или иную личную заинтересованность как на подлежащий установлению мотив злоупотребления должностными полномочиями. Данный признак является избыточным. Иные мотивы порождали бы противоречие между общественно одобряемыми внутренними побуждениями субъекта и вызванным ими служебным поведением, заведомо существенно нарушающим интересы личности, общества и государства. Корыстная или иная личная заинтересованность отсутствует у должностного лица в случае незаконного использования им своих полномочий в обстановке крайней необходимости, т.е. для предотвращения более тяжкого вреда правоохраняемым интересам.
9. Действия должностного лица, которые могут быть совершены им только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, не представляют собой явный выход за пределы должностных полномочий. Превышая должностные полномочия, виновный выходит за пределы предоставленных ему прав, а не за пределы «оснований и условий их реализации». Признаки однозначного и безусловного выхода должностного лица за пределы предоставленных ему прав содержатся в действиях, относящихся к полномочиям другого должностного лица, в решении, которое может быть принято только коллегиально или по согласованию с другими лицами, а также в поступках, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить. Использование должностным лицом своих прав, которые могут быть им реализованы только при наличии особых обстоятельств, следует квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями.
10. Коррупционное преступление - это общественно опасное деяние участника коррупционных отношений, складывающихся между должностными и иными лицами в целях извлечения незаконной имущественной и иной выгоды в результате использования должностными лицами своих полномочий или положения вопреки интересам личности, общества и государства. К признакам коррупционного преступления, наряду с обязательным участием в нем специального субъекта - должностного лица, использующего свои полномочия или положение, и корыстной направленностью его действий, следует отнести необходимое соучастие.
Уголовный закон должен обеспечить:
- пресечение объединения должностных лиц и бизнесменов в целях совершения коррупционных преступлений;
- криминализацию действий выгодоприобретателей от должностных преступлений;
- предупреждение организованных форм коррупции, развитие которых делает причинение вреда функционированию государства согласованным и системным.
Необходимо дополнить УК РФ главой «Коррупционные преступления», в которой следует предусмотреть ответственность не только за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, незаконное участие в предпринимательской деятельности, но и за коррупционную сделку, коррупционное обогащение, организацию, руководство и участие в коррупционной организации.
11. Коррупционная сделка посягает на осуществление государственных функций методом договорного регулирования. Объективная сторона данного преступления выражается в использовании должностными лицами и иными субъектами административно-хозяйственных полномочий при заключении договора, причиняющего крупный ущерб государству или государственной организации. Состав коррупционной сделки предполагает необходимое соучастие и создает основание для привлечения к уголовной ответственности не только должностного лица, злоупотребляющего своими полномочиями, но и его контрагента. Субъекты коррупционной сделки осознают ее ущербность для нормального функционирования государства, поэтому мотив совершения преступления для квалификации не должен иметь значения.
12. Необходимо установить уголовную ответственность за коррупционное (незаконное) обогащение. Существенными признаками такого преступления могут выступить деяние в форме невыполнения должностным лицом юридической обязанности предоставления сведений о доходах или расходах и обстановка, в которой оно совершается, состоящая в превышении активов должностного лица над законными в размере, превышающем общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд.
13. Коррупционные отношения вытесняют нормальное социальное взаимодействие при осуществлении государственных функций и являются базой для наиболее опасных должностных преступлений. При этом инициаторы и реальные выгодоприобретатели от коррупционных отношений в конкретных посягательствах могут не участвовать. Необходимо установить уголовную ответственность за создание коррупционной организации в целях извлечения ее членами незаконной имущественной выгоды путем использования входящими в состав организации должностными лицами своих полномочий или положения, а равно за руководство такой организацией. Во второй части предлагаемой статьи следует предусмотреть ответственность за участие в коррупционной организации или совершаемых ею преступлениях, а в третьей - за использование должностным лицом своих полномочий, положения или авторитета занимаемой должности в интересах коррупционной организации.
14. Пресечение должностных злоупотреблений при осуществлении функции уголовного преследования должно обеспечивать его обязательность и обоснованность. Социально обусловлено установление в ст. 299 УК РФ уголовной ответственности за заведомо незаконное уголовное преследование, а в ст. 300 УК РФ - за невыполнение обязанности уголовного преследования. Первое состоит не только в заведомо необоснованном привлечении лица в качестве обвиняемого, но и в заведомо безосновательном возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, привлечении его в качестве подозреваемого, вынесении обвинительного акта и обвинительного заключения, а также в поддержании государственного обвинения в суде. Невыполнение обязанности уголовного преследования, кроме деяний, уже указанных в ст. 300 УК РФ, выражается в непринятии уполномоченным должностным лицом при обнаружении признаков преступления мер к установлению соответствующего события, виновных в его совершении лиц и заведомо необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела.
15. Необходимо отграничивать заведомо незаконное задержание подозреваемого как специальный вид злоупотребления должностными полномочиями от физического захвата лица, совершившего преступление. Посягательства, предусмотренные ч. 1 ст. 301 УК РФ, являются оконченными не после фактического ограничения свободы задерживаемого, а с момента составления уполномоченным должностным лицом протокола задержания. Объективная сторона незаконного задержания выражается в принятии субъектом заведомо необоснованного решения о применении меры процессуального принуждения, порождающего юридические последствия для потерпевших.
16. Принуждение к даче показаний и фальсификация доказательств по уголовному делу представляют собой преступления, совершаемые в обстановке осуществления государственной функции уголовного преследования. Подобные действия должностных лиц не выражаются в незаконных властных решениях, поэтому принять участие в выполнении объективной стороны данных преступлений могут и не должностные лица.
1. Борков В. Н. О получении взятки за общее попустительство и покровительство по службе // Уголовное право. — 2003. — № 3. — С. 7–9 (0,4 п. л.).
2. Борков В. Н. Провокация взятки или допустимый оперативный эксперимент // Уголовное право. — 2004. — № 1. — С. 14–16 (0,4 п. л.).
3. Борков В. Н. О необходимости криминализации поборов // Уголовное право. — 2004. — № 3. — С. 9–12 (0,4 п. л.).
4. Борков В. Н. Уголовно-правовое значение использования должностных полномочий и их превышения // Уголовное право. — 2005. — № 2. — С. 11–14 (0,4 п. л.).
5. Борков В. Н. О дифференциации ответственности должностных лиц и управленцев коммерческих организаций // Уголовное право. — 2005. — № 5. — С. 12–15 (0,4 п. л.).
6. Кальницкий В. В., Борков В. Н. О необходимом соисполнительстве при принуждении к даче показаний «другими лицами» // Уголовное право. — 2006. — № 3. — С. 26–30 (0,5 п. л., авторство не разделено).
7. Борков В. Н. Система норм УК РФ о посягательствах на установленный порядок осуществления публичной власти // Российский юридический журнал. — 2006. — № 4. — С. 138–145 (0,6 п. л.).
8. Борков В. Н. Денежное содержание чиновника как детерминанта минимальной суммы взятки // Уголовное право. — 2006. — № 6. — С. 11–14 (0,5 п. л.).
9. Борков В. Н. Преступления против военной службы как посягательства на государственную власть // Военное право [Электронное научное издание. Регистрационный номер Эл № 77-4305 от 16 января 2001 г. Номер госрегистрации в научно-техническом центре «Информрегистр» 0421000099]. — 2006. URL : http ://www.voennoepravo.ru/node/1907.
10. Борков В. Н. Проблемы криминализации коррупционного обогащения в России // Уголовное право. — 2007. — № 2. — С. 27–31 (0,5 п. л.).
11. Борков В. Н. Недостатки конструкции состава должностного злоупотребления как причина проблем правоприменения // Уголовное право. —2007. — № 4. — С. 11–14 (0,5 п. л.).
12. Борков В. Н. О сфере служебного поведения должностного лица, за которое может быть получена взятка // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2007. — № 4. — С. 93–100 (0,6 п. л.).
13. Борков В. Н. Как избежать аналогии при квалификации корыстных должностных преступлений // Уголовное право. — 2008. — № 1. — С. 18–22 (0,5 п. л.).
14. Борков В. Н. Проблемы уголовно-правовой охраны интересов власти // Российский юридический журнал. — 2008. — № 3. — С. 78–83 (0,5 п. л.).
15. Борков В. Н. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ // Уголовное право. — 2008. — № 3. — С. 19–24 (0,5 п. л.).
16. Борков В. Н. Актуальные вопросы применения нормы о служебном подлоге // Уголовное право. — 2008. — № 5. — С. 8–13 (0,5 п. л.).
17. Борков В. Н. Сложность квалификации фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ) // Уголовное право. — 2009. — № 2. — С. 16–22 (0,5 п. л.).
18. Борков В. Н. Существенность нарушения правоохраняемых интересов при квалификации должностного злоупотребления // Уголовное право. — 2009. — № 6. — С. 8–13 (0,6 п. л.).
19. Борков В. Н. Установление личной заинтересованности в посягательствах на публичные интересы // Уголовное право. — 2010. — № 3. — С. 27–31 (0,6 п. л.).
20. Бавсун М. В., Борков В. Н. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа или распоряжения // Уголовное право. — 2010. — № 6. — С. 11–16 (0,5 п. л., авторство не разделено).
21. Борков В. Н. Право на безответственность // Вестник Омского университета. — 2011. — № 1. — С. 220–221 (0,2 п. л.).
22. Борков В. Н. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество : проблемы применения // Уголовное право. — 2011. — № 4. — С. 9–14 (0,6 п. л.).
23. Борков В. Н., Бавсун М. В., Николаев К. Д. Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере : критический анализ // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2011. — № 4. — С. 12–16 (0,5 п. л., авторство не разделено).
24. Борков В. Н. Развитие уголовно-правовых мер разрешения обостряющегося противоречия между государством и коррупцией // Актуальные проблемы экономики и права. — 2011. — № 4. — С. 22–26 (0,4 п. л.).
25. Борков В. Н. Незаконное обогащение : преступление без деяния? // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2011. — № 6. — С. 161–169 (0,5 п. л.).
26. Борков В. Н. О необходимости криминализации участия в коррупционной сделке и организации коррупционной группы // Российский юридический журнал. — 2012. — № 2. — С. 91–97 (0,5 п. л.).
27. Борков В. Н., Векленко В. В. Уголовно-правовая охрана государственных функций с учетом коррупционных угроз // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2012. — № 2. — С. 11–15 (0,6 п. л., авторство не разделено).
28. Борков В. Н. Незаконное поведение за взятку : неопределенность закона и разъяснения Верховного Суда // Уголовное право. — 2012. — № 4. — С. 13–16 (0,4 п. л.).
29. Борков В. Н. Должностные преступления и административные правонарушения : два уровня охраны // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2013. — № 2. — С. 62–67 (0,5 п. л.).
30. Борков В. Н. Модификация функций государства и уголовный закон // Вестник Омского университета. — 2013. — № 3. — С. 196–199 (0,3 п. л.).
31. Борков В. Н. Проблемы уяснения содержания действия (бездействия), за которые может быть получена взятка // Уголовное право. — 2013. — № 5. — С. 36–38 (0,3 п. л.).
32. Борков В. Н. Основные признаки должностной халатности (ст. 293 УК РФ) // Вестник Омского университета. — 2014. — № 1. — С. 185– 189 (0,3 п. л.).
33. Борков В. Н. Верховный Суд Российской Федерации решил не путать взятку с подарком // Современное право. — 2014. — № 1. — С. 107–110 (0,4 п. л.).
34. Борков В. Н. Отграничение халатности от умышленных должностных преступлений // Современное право. — 2014. — № 10. — C. 105–109 (0,4 п. л.).
35. Борков В. Н. Криминализация коррупционного обогащения как логическое продолжение контроля над доходами и расходами должностных лиц // Вопросы управления. — 2014. — № 6. — С. 214–222 (0,6 п. л.).
36. Борков В. Н., Векленко В. В. Уголовная ответственность участников коррупционной организации // Российский следователь. — 2014. — № 24. — С. 25–29 (0,4 п. л.).
37. Борков В. Н. Квалификация провокационно-подстрекательских действий сотрудников правоохранительных органов // Уголовное право. — 2015. — № 1. — С. 16–21 (0,5 п. л.).
Монографии, учебные пособия
38. Борков В. Н. Квалификация получения взятки : учебное пособие. — Омск : Омская академия МВД России, 2005. — 82 с. (5 п. л.).
39. Борков В. Н., Векленко С. В. Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления : учебное пособие. — Омск : Омская академия МВД России, 2007. — 243 с. (16 п. л., авторство не разделено).
40. Борков В. Н., Салева Н. Н. Уголовно-правовая характеристика взяточничества : вопросы теории и судебной практики : учебное пособие. — Омск : Омский юридический институт, 2008. — 80 с. (4,7 п. л., авторство не разделено).
41. Борков В. Н. Должностные преступления : квалификация, система и содержание уголовно-правовых запретов : монография. — Омск : Омская академия МВД России, 2010. — 272 с. (17 п. л.).
42. Борков В. Н. Преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами правоохранительных органов : монография. — Омск : Омская академия МВД России, 2012. — 126 с. (7,3 п. л.).
43. Борков В. Н. Уголовно-правовое противодействие коррупции : монография. — Омск : Омская академия МВД России, 2014. — 172 с. (10 п. л.).
Статьи и тезисы
44. Борков В. Н. О некоторых вопросах ответственности за взяточничество // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : межвуз. сб. науч. тр. адъюнктов, соискателей, слушателей. — Омск : Омский юридический институт МВД России, 1998. — Вып. 3. — С. 101–107 (0,4 п. л.).
45. Борков В. Н. Толкование субъективной стороны получения взятки // Научный вестник Омского юридического института МВД России. — 1999. — № 1. — С. 23–24 (0,3 п. л.).
46. Борков В. Н. О некоторых вопросах квалификации получения взятки // Реализация норм права : межвуз. сб. науч. тр. — Омск : Омский государственный университет, 1999. — Вып. 2. — С. 137–144 (0,5 п. л.).
47. Борков В. Н. «Благодарность» или взятка : исторический подход к решению вопроса об уголовной противоправности заранее не обусловленной взятки // Законодательство и практика. — 2000. — № 1. — С. 42–48 (0,9 п. л.).
48. Борков В. Н. Содержание объекта получения взятки // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : межвуз. сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. — Омск : Омская академия МВД России, 2000. — Вып. 5. — С. 51–64 (0,6 п. л.).
49. Борков В. Н. Вымогательство взятки // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2000. — № 2. — С. 51–52 (0,3 п. л.).
50. Борков В. Н. Системное представление об общественной опасности в процессе квалификации взяточничества // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : межвуз. сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. — Омск : Омская академия МВД России, 2000. — Вып. 6. — С. 83–93 (0,6 п. л.).
51. Борков В. Н. Содержание предмета взятки // Проблемы государства и права : сб. науч. раб. / под ред. Е. Л. Невзгодиной. — Омск : Омский государственный университет, 2001. — Вып. 4. — С. 247–256 (0,6 п. л.).
52. Борков В. Н. Получение взятки организованной группой // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2001. — № 1. — С. 11–13 (0,2 п. л.).
53. Борков В. Н. Отграничение получения взятки от иных должностных преступлений // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : межвуз. сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. — Омск : Омская академия МВД России, 2001. — Вып. 7. — С. 71–82 (0,4 п. л.).
54. Борков В. Н. Обзор практики квалификации судами Омской области уголовных дел о взяточничестве // Законодательство и практика. — 2001. — № 2. — С. 55–60 (0,5 п. л.).
55. Борков В. Н. Содержание объекта получения взятки // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2002. — № 1. — С. 10–12 (0,2 п. л.).
56. Борков В. Н. Получение взятки за незаконные действия // Законодательство и практика. — 2002. — № 1. — С. 34–37 (0,5 п. л.).
57. Борков В. Н. О соотношении основных видов должностных преступлений // Законодательство и практика. — 2003. — № 2. — С. 16–19 (0,4 п. л.).
58. Борков В. Н. Изменения и дополнения в УК привели к либерализации ответственности за должностные преступления // Новая редакция Уголовного кодекса России : попытка теоретического осмысления : мат-лы межвуз. науч. конф. Омск : Омская академия МВД России, 2004. — С. 64–70 (0,4 п. л.).
59. Борков В. Н. Причинение вреда интересам государственной власти и службы злоупотреблением должностными полномочиями // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2004. — № 1. — С. 25–26 (0,3 п. л.).
60. Борков В. Н. Провокация взятки или допустимый оперативный эксперимент // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2004. — № 2. — С. 42–43 (0,2 п. л.).
61. Борков В. Н. Комментарий к изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162 ФЗ, в части ответственности за должностные преступления // Законодательство и практика. — 2004. — № 1. — С. 5–8 (0,4 п. л.).
62. Борков В. Н. Превышение должностных полномочий // Законодательство и практика. — 2005. — № 1. — С. 42–45 (0,5 п. л.).
63. Борков В. Н. О превышении должностных полномочий в форме служебного подлога // Уголовное право и современность : межвуз. сб. науч. тр. — Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 2005. — Вып. 9. — С. 175–182 (0,45 п. л.).
64. Борков В. Н. Решение о помещении лица в психиатрический стационар является властным // Медицина и право : сб. мат-лов регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. П. Клейменов. — Омск : Омский государственный университет, 2005. — С. 35–38 (0,3 п. л.).
65. Борков В. Н. О содержании видового объекта должностных преступлений // Учение об объекте преступления : тенденции и перспективы развития : сб. науч. тр. — Омск: Омская академия МВД России, 2005. — С. 120–127 (0,5 п. л.).
66. Борков В. Н. Незаконное участие в предпринимательской деятельности // Совершенствование практики применения уголовного законодательства сотрудниками ОВД : сб. ст. — Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2005. — С. 23–28 (0,4 п. л.).
67. Борков В. Н., Векленко С. В. О новых основаниях уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями по расходованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Правовая защита частных и публичных интересов : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / отв. редактор Б. И. Ровный : в 3 ч. — Челябинск : Челябинский государственный университет, 2006. — Ч. 1. — С. 45–49. (0,5 п. л., авторство не разделено).
68. Борков В. Н. О предпосылках восстановления уголовной ответственности за халатность в сфере судопроизводства // Соотношение досудебного и судебного производства : вопросы права, процесса и криминалистики : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2006. — С. 90–96 (0,4 п. л.).
69. Борков В. Н. Признаки субъекта должностных преступлений // Законодательство и практика. — 2006. — № 1. — С. 14–19 (0,6 п. л.).
70. Борков В. Н. Действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия, в диспозиции получения взятки // Уголовный закон : проблемы теоретического моделирования и применения : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / отв. за вып. П. Н. Путилов. — Омск : Омская академия МВД России, 2006. — С. 69–74 (0,4 п. л.).
71. Борков В. Н. Преступления против военной службы в системе посягательств на государственную власть // Военно-юридический журнал. — 2006. — № 11. — С. 12–17 (0,6 п. л.).
72. Борков В. Н., Векленко С. В. Сравнительный анализ регламентации ответственности за должностные преступления в РФ и РК // Современная уголовно-правовая политика в Республике Казахстан и проблемы правового воспитания : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Караганда : Карагандинский юридический институт МВД Республики Казахстан, 2007. — Т. 1. — С. 49–58 (0,65 п. л., авторство не разделено).
73. Борков В. Н. Об особом способе хищений, совершаемых должностными лицами // Десять лет действия Уголовного кодекса Российской Федерации : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2007. — С. 53–56 (0,2 п. л.).
74. Борков В. Н. Квалификация общих видов должностных преступлений (ст. ст. 285, 286, 293 УК РФ) // Законодательство и практика. — 2007. — № 2. — С. 20–25 (0,9 п. л.).
75. Борков В. Н. Предпосылки криминализации незаконного обогащения в России // Современная уголовно-правовая политика в Республике Казахстан и проблемы правового воспитания : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Караганда : Карагандинский юридический институт МВД Республики Казахстан, 2007. — Т. 1. — С. 117–126 (0,5 п. л.).
76. Борков В. Н. Определение ответственности за хищение путем злоупотребления административно-хозяйственными полномочиями // Уголовный процесс. — 2007. — № 4. — С. 8–12 (0,5 п. л.).
77. Борков В. Н. Заведомо незаконное процессуальное принуждение как разновидность должностного злоупотребления // Международные юридические чтения : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2007. — С. 15–22 (0,4 п. л.).
78. Борков В. Н. Особенности установления признаков субъекта должностных преступлений и формирования уголовно-правовых запретов на их совершение в Российской Федерации и Республике Казахстан // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2007. — № 2. — С. 11–16 (0,6 п. л.).
79. Борков В. Н. Заведомо незаконные задержание и заключение под стражу как специальные виды должностного злоупотребления // Уголовный процесс. — 2007. — № 6. — С. 52–56 (0,5 п. л.).
80. Борков В. Н. О существенных отличиях трех общих видов должностных преступлений // Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью : сб. науч. тр. / под ред. А. Л. Репецкой. — Иркутск : Байкальский государственный университет экономики и права, 2007. — Вып. 4. — Ч. 1. — С. 52–70 (1,1 п. л.).
81. Борков В. Н. Об укреплении авторитета власти уголовно-правовыми средствами // 10 лет Уголовному кодексу и Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан : достижения и перспективы : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Караганда : Карагандинский юридический институт МВД Республики Казахстан, 2007. — Т. 1. — С. 157–164 (0,55 п. л.).
82. Борков В. Н. Привлечение к ответственности за невыполнение обязанности уголовного преследования // Уголовный процесс. — 2008. — № 2. — С. 27–31 (0,5 п. л.).
83. Борков В. Н. Закономерности формирования и дисбаланс системы уголовно-правовых запретов на совершение должностных преступлений // Административное и муниципальное право. — 2008. — № 3. — С. 9–15 (0,75 п. л.).
84. Борков В. Н., Векленко С. В. Поведение должностного лица как основание получения взятки // Совершенствование уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и криминологических мер борьбы с преступностью : cб. ст. — Вологда : Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2008. — С. 8–17 (0,6 п. л.).
85. Борков В. Н., Салева Н. Н. Проблемы установления предмета взятки // Уголовный закон : проблемы теоретического моделирования и правоприменения : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Омск : Омский юридический институт, 2008. — С. 144–151 (0,5 п. л.).
86. Борков В. Н. Статью 300 Уголовного кодекса Российской Федерации нужно привести в соответствие с содержанием охраняемых правоотношений // Уголовный закон : проблемы теоретического моделирования и правоприменения : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2008. — С. 151–157 (0,5 п. л.).
87. Борков В. Н. Ограничение на профессиональную деятельность в системе предупреждения должностных преступлений // Пенитенциарный контроль и проблемы предупреждения рецидивной преступности : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / отв. за вып. А. А. Урусов. — Омск : Омская академия МВД России, 2008. — С. 115–121 (0,5 п. л.).
88. Борков В. Н. Признаки коррупционности // Приоритетные направления развития правового государства : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. П. Колесовой. — Барнаул : Алтайская академия экономики и права, 2008. — С. 119–120 (0,2 п. л.).
89. Борков В. Н. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности следует рассматривать как преступную деятельность // Международные юридические чтения : мат-лы науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2008. — Ч. IV. — C. 26–33 (0,4 п. л.).
90. Борков В. Н. Нарушение законных прав и интересов личности, общества и государства как сущность должностного злоупотребления (ст. 285 УК РФ) // Вестник Омского университета. — 2008. — № 2. — С. 69–72 (0,4 п. л.).
91. Борков В. Н. Роль нормы о незаконном участии в предпринимательской деятельности в системе предупреждения коррупции // Междунар. юридические чтения : мат-лы ежегод. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2009. — Ч. III. — С. 9–10 (0,3 п. л.).
92. Борков В. Н. Об оптимизации уголовно-правового запрета на злоупотребление при расходовании бюджетных средств // Уголовный закон: проблемы теоретического моделирования и правоприменения : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2009. — С. 94–100 (0,3 п. л.).
93. Борков В. Н., Векленко С. В. Соотношение вынесения заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ) с другими должностными преступлениями // Вопросы правовой теории и практики : сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Векленко. — Омск : Омская академия МВД России, 2009. — С. 144–150 (0,4 п. л., авторство не разделено).
94. Борков В. Н. Предпосылки формирования трех рубежей уголовно-правового предупреждения коррупции // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2009. — № 4. — С. 16–20 (0,5 п. л.).
95. Борков В. Н. Наряду с коррупционерами уголовную ответственность должны нести потребители коррупционных услуг // Вестник Воронежского института МВД России. — 2009. — № 4. — С. 25–31 (0,6 п. л.).
96. Борков В. Н. Квалификация халатности (ст. 293 УК РФ) // Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан : мат-лы Между-нар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / отв. ред. С. Е. Еркенов, И. Ш. Борчашвили, Ю. М. Антонян, С. В. Гирько. — Караганда : Карагандинский юридический институт МВД Республики Казахстан, 2009. — Т. 1. — С. 146–148 (0,3 п. л.).
97. Борков В. Н. Отграничение должностных преступлений от смежных административных правонарушений и дисциплинарных проступков // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе : тезисы докладов и сообщений Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию Омской академии МВД России. — Омск : Омская академия МВД России, 2010. — С. 11–15 (0,4 п. л.).
98. Борков В. Н. О новых подходах к конструированию запретов на совершение коррупционных преступлений // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу» [Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-41478 от 28 июля 2010 г.]. — 2010. — № 1. URL : http://electronic.ruzh.org (0,6 п. л.).
99. Борков В. Н. Значение мотива при криминализации должностных злоупотреблений // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики в Российской Федерации : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2010. — С. 15–18 (0,2 п. л.).
100. Борков В. Н. Предупреждение коррупции на основании ее косвенных признаков // Проблемы правоприменения в современной России : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / отв. ред. М. П. Клейменов, М. С. Фокин. — Омск : Омский государственный университет, 2010. — С. 306–312 (0,4 п. л.).
101. Борков В. Н. Экономическая деятельность и интересы коммерческих организаций должны охраняться в рамках одной главы // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 62-й годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав человека, г. Уфа, 8 декабря 2010 года : в 4 ч. / под общ. ред. Р. В. Нигматуллина. — Уфа : Уфимский юридический институт МВД России, 2011. — Ч. 4. — С. 32–38 (0,7 п. л.).
102. Борков В. Н. Может ли спортсмен быть коррупционером? // Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере спорта : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — Омск : Омская академия МВД России, 2011. — С. 70–73 (0,3 п. л.).
103. Борков В. Н. Практика применения нормы о фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ) : проблемы и пути их решения // Законодательство и практика. — 2011. — № 1. — С. 20–22 (0,35 п. л.).
104. Борков В. Н. Нужно оптимизировать уголовно-правовую охрану расходования бюджетных средств // Проблемы правоприменения в современной России : сб. мат-лов науч.-практ. конф. — Омск : Омский государственный университет, 2011. — С. 80–85 (0,5 п. л.).
105. Борков В. Н. Уголовно-правовая охрана отношений по поводу применения полицией мер государственного принуждения // Полиция — новый институт современной государственной правоохранительной системы : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. за вып. С. М. Андреев. — Омск : Омская академия МВД России, 2012. — С. 133–134 (0,3 п. л.).
106. Борков В. Н. Уголовно-правовая охрана безопасности государства от организованных форм коррупции // Правовые и организационные меры противодействия коррупции : сб. мат-лов межвуз. науч.-практ. конф. — Хабаровск : Дальневосточный юридический институт МВД России, 2012. — С. 60–66 (0,4 п. л.).
107. Борков В. Н. Уголовно-правовая охрана государственных функций // Проблемы правоприменения в современной России : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / отв. ред. : М. П. Клейменов, М. С. Фокин. — Омск : Омский государственный университет, 2012. — С. 113–117 (0,4 п. л.).
108. Борков В. Н. Объективные критерии отграничения злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) от их превышения (ст. 286 УК РФ) // Законодательство и практика. — 2012. — № 1. — С. 16–19 (0,5 п. л.).
109. Борков В. Н. Уголовно-правовое обеспечение государственной функции противодействия коррупции // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики Российской Федерации : мат-лы Меж-дунар. науч.-практ. конф. — Омск : Омский юридический институт, 2012. — С. 51–56 (0,4 п. л.).
110. Борков В. Н. Модернизация норм о коррупционных преступлениях с учетом изменившейся сущности государства // Диалектика противодействия коррупции : мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. — Казань : Институт экономики, управления и права, 2012. — С. 19–23 (0,4 п. л.).
111. Борков В. Н. Модификация функций государства и уголовный закон // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : мат-лы. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Б. Басовой, К. А. Волкова. — Хабаровск : Юрист, 2013. — С. 19–24 (0,3 п. л.).
112. Борков В. Н., Николаев К. Д. Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве : законодательная регламентация и судебная практика // Законодательство и практика. — 2013. — № 2. — С. 31–34 (0,5 п. л., авторство не разделено).
113. Борков В. Н. Разграничение халатности и злоупотребления должностными полномочиями // Законодательство и практика. — 2014. — № 1. — С. 39–42 (0,4 п. л.).
114. Борков В. Н. Криминализация коррупционного обогащения как логическое продолжение контроля над доходами и расходами должностных лиц // Деятельность органов государственной власти по противодействию организованной преступности и коррупции : мат-лы VI междунар. науч.-практ. интернет-конф. — Екатеринбург : Уральский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, 2014. — С. 23–31 (0,6 п. л.).
115. Борков В. Н. Квалификация получения взятки, совершенного при отягчающих обстоятельствах // Законодательство и практика. — 2014. — № 2. — С. 6–8 (0,4 п. л.).
116. Борков В. Н. Уголовно-правовой элемент государственной политики в сфере противодействия коррупции //Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции : сб. тр. Всерос. науч. конф. / отв. ред. В. Н. Руденко. — Екатеринбург : Институт философии и права Уральского отделения РАН, 2014. — С. 252–261 (0,6 п. л.).
117. Борков В. Н. Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) неточно отражает механизм причинения вреда // Библиотека уголовного права и криминологии. — 2015. — № 1. — С. 14–31 (0,6 п. л.).