Научная тема: «ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 09.00.11.
Год: 2015
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развитие феномена инвалидности прослеживается через духовно-церковный, государственно-административный и частно-благотворительный подходы к пониманию инвалидности, которые на том или ином этапе исторического развития сосуществовали, доминировали, развивались, сменяя друг друга, приобретая социально-интегративный характер.
  2. Инвалидность - это специфический социальный феномен, отражающий дисфункциональные нарушения многообразных общественных отношений в системе «инвалид-социум», характеризующийся отклонением от нормы в здоровье, ограничением жизнедеятельности личности в конкретном пространственно-временном континууме, а также наличием особых мировосприятия, миропонимания, социальных институтов, инакового поведения, требующий создания специальных медицинских, психологических и социальных условий.
  3. Феномен инвалидности обусловлен воздействием совокупности объективных детерминант (каузальной и функциональной составляющей) а также субъективных детерминант (индивидуально-психологической общественно-групповой составляющей), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
  4. Содержание феномена инвалидности в деятельностно-методологическом ключе включает в себя анализ обусловленных конкретно-исторически и культурно-цивилизационно взаимосвязанных атрибутов: в элементном аспекте - субъекты, объект и взаимосвязи между ними; в функциональном аспекте - функции и средства; в аспекте сфер общественной жизни - бытийность инвалидности по основным сферам общественной жизни через социальные институты.
  5. Философия независимой жизни как социально-философская концепция есть совокупность теоретических взглядов на формирование, обеспечение самостоятельного бытия инвалидов, определение их места в обществе, выступая теоретико-целевым обоснованием и методологической установкой практической деятельности инвалидов, их организаций по адаптации и интеграции людей с инвалидностью в современном социуме.
  6. Существование и развитие инвалидности как социального явления и социального института детерминировано возникновением и разрешением как внешних (между феноменом инвалидности, его элементами и социумом в целом), так и внутренних (внутри самой структурной организации инвалидности как системного образования) противоречий на социальном, государственном, институционально-групповом и личностном уровнях. Выявленные и проанализированные противоречия носят по преимуществу дезорганизующий характер как в отношении стабильности и устойчивости всей социальной системы, так и собственно социального института инвалидности.
  7. Взаимоотношения в системе «инвалидность - российское общество» подвержены взаимозависимым вызовам и угрозам: если общество и государство выступают субъектом отчуждения инвалидов, то они представляют угрозу для лиц с ограниченными возможностями, в то же время в соответствии с причинно-следственной цепью событий это является вызовом самому обществу, его сферам и социальным институтам; если субъектом отчуждения от общества является инвалидное сообщество (что проявляется в форме самоизоляции), то это опасность инвалидам, которая впоследствии может угрожать и самому социуму. Обе противоречивые тенденции существуют, действуют в единстве и взаимопереплетении, при этом решающие усилия в решении данной проблемы должны принадлежать обществу и его социальным институтам.
  8. Интеграция инвалидов в общество, в настоящее время имеющая благодаря социальному прогрессу больше возможностей для реализации, зависит от усилий как общества, так и самих инвалидов (при доминантной роли общества и государственных институтов), носит диалектический процессуальный характер, требует учета обстоятельств и исторического времени, специфики развития социума на его конкретных этапах и способна фундироваться на следующих принципах: принципе конструирования социальной системы «все для всех», принципе доступности, принципе соразмерности социальной активности инвалидов их возможностям, принципе социального единения, принципе включенного сопровождения.
  9. Будущее российского общества в целом будет обусловливаться в определенном смысле степенью задействования потенциала инвалидов в интересах социума, перспективы развития которого могут прослеживаться в онтологическом аспекте через тенденцию усиления интеграционных процессов инвалидов в российское общество; в антропологическом аспекте - тенденцию увеличения воздействия научно-технического прогресса на инвалидов; в социальном аспекте - тенденцию роста социальной активности инвалидов; в ценностно-гуманистическом аспекте - через тенденции: изменения ценностных ориентаций инвалидов; «понимающего» гуманизма в отношении инвалидов; формирования культуры инвалидности; в семиотическом аспекте - тенденцию расширения дискурса инвалидности от изоляции в направлении формирования социально интегрированных систем.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Баринова Г.В. Феномен инвалидности в России (социально-философский анализ). – М. – Бургас: МИИТ, Информа принт, 2014. – 181 с. ISBN 978-954-8468-92-3 ББК 87.6 (22,5 п.л.)

2.Баринова Г.В. Инвалидность как социальное явление современной России. – Саратов: Наука, 2015. – 189 с. ISBN 978-5-9999-2366-0 ББК 87.6 (10,98 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

3.Баринова Г.В. Ранняя комплексная психолого-медико-педагогическая помощь детям и семьям // Дефектология. – 2003. – № 4. – С.87 – 88.

4.Баринова Г.В. Проблема интеграции в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 9. – С. 43 – 47.

5.Баринова Г.В. Социализация личности с ограниченными возможностями в системе российского образования // Педагогическое образование и наука.– 2011. – № 2. – С. 44 – 51.

6.Баринова Г.В. Философско-правовой аспект феномена инвалидности // Право и государство: теория и практика. – 2011. – № 11(83). – 49 – 52.

7.Баринова Г.В. Должное и сущее в образовании инвалидов // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 3. – С. 17 – 22.

8.Баринова Г.В. Инвалид в российском социуме: специфика противоречий // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 4. – С. 38 – 44.

9.Баринова Г.В. Противоречия инвалидности: философско-правовой аспект // Право и образование. – 2014. – № 9. – С. 104 – 111.

10.Баринова Г.В. Образование граждан с инвалидностью: специфика потребностей и возможности их удовлетворения // Alma Mater. – 2014. – № 12. – С. 19 – 23.

11.Баринова Г.В. Инвалид и транспорт: проблемы детерминации // Наука и техника транспорта. – 2014. – № 4. – С.96 – 101.

12.Баринова Г.В. К вопросу о противоречиях в рефлексии феномена инвалидности // Вестник ТвГУ/ Серия «Философия». – 2014. – № 3. – С. 118-125.

13.Баринова Г.В. Доступная среда для инвалидов: проблемы и пути решения в российском обществе // Вестник ТвГУ / Серия «Философия». – 2014. – № 4. – С. 51 – 62.

14.Баринова Г.В. Содержание инвалидности: рефлексивный анализ // Дискуссия: политематический журнал научных публикаций. – 2015. – № 2(54). – С. 14-19.

15.Баринова Г.В. Социальное отчуждение инвалидов как вызов российскому обществу // Управление мегаполисом: научно-теоретический аналитический журнал. – М.: Контент-Пресс, 2015. – № 1 (43). – С. 94-96.

16.Баринова Г.В. Инвалидность как социальное явление в аспекте каузальной детерминации // Глобальный научный потенциал. – 2015. – №3(48). – С. 50 – 55.

17.Баринова Г.В. Инвалидность как вызов российскому обществу // Вестник ТвГУ / Серия «Философия». – 2015. – № 1. – С. 94 –100.

18.Баринова Г.В. Феномен военной инвалидности в философско-историческом дискурсе / Армия и общество / «Должны служить пожизненным и тихим для раненых воинов пристанищем» // Военно-исторический журнал. – 2015. – № 9. – С. 55 – 60.

Научные статьи и тезисы, опубликованные в иных изданиях:

19.Баринова Г.В. Анализ результатов комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей // Директор школы. – М.: Сентябрь, 2000. – № 4. – С. 88 – 89.

20.Баринова Г.В., Канаева С.А. Опыт работы кабинета БОС (биологической обратной связи) в нашем городе // Здоровье России. БОС – здравоохранение, образование, социальная защита / Сб. ЗАО «Биосвязь», под ред. А.А. Сметанкина. – СПб. – 2000. – С. 22.

21.Баринова Г.В. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей // Современная семья: проблемы и перспективы развития / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: изд-во Тверского государственного технического университета, 2001. – С.87 – 89.

22.Баринова Г.В. Семья и медико-психолого-педагогические аспекты образования детей // Семья в России: история и современность / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: изд-во Тверского государственного технического университета, 2001. – С.11 – 13.

23.Баринова Г.В. Система комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье и детям // Царскосельские чтение: научно-теоретическая межвузовская конференция с ме ждународным участием / Материалы конференции под общей ред. профессора В.Н. Скворцова. – СПб., 2001. – С.16 – 17.

24.Баринова Г.В. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии // Проблемы интеграции в современном образовании / Научные труды международной научно-практической конференции «Проблемы интеграции в современном образовании». – Самара: Ис-торико-просветительское общество, 2001. – С.363 – 367.

25.Баринова Г.В., Гайдукова О.В. Организация ранней комплексной диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Здоровое детство, счастливое материнство, семейное благополучие / Материалы научно-практической конференции. – Новокуйбышевск: Комитет по вопросам семьи, материнства и детства администрации города, 2002. – С. 92 – 95.

26.Баринова Г.В. Психолого-медико-педагогические центры в системе ранней диагностики и сопровождения детей с отклонениями в развитии // Детская речь: норма и патология. Материалы регионального научно-практического семинара. – Самара, 2002. – С.18 – 20.

27.Баринова Г.В., Нагорнова Н.М. Создание модели работы с семьей и детьми раннего возраста // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. IV Всероссийский конгресс по перинатальной и пренатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием «Через интеграцию наук – к сохранению репродуктивного здоровья семьи». – М.: Капитель-П, М., 2003. – C. 162 – 164.

28.Баринова Г.В. Особенности коммуникации детей раннего возраста с речевыми нарушениями // Интеграция детей с особыми нуждами / Материалы областной научно-практической конференции. – Самара: Перспектива, 2002. – С. 85 – 86.

29.Баринова Г.В. Родители – учителя своих детей / в соавт. Пятин В.Ф., Вознюк А.М., Березин И.И., Петрова Л.П. // Интеграция детей с особыми нуждами / Материалы областной научно-практической конференции. – Самара: Перспектива, 2002. – С.46 – 55.

30.Баринова Г.В. Система раннего комплексного сопровождения детей и семей // Современные тенденции специальной педагогики и психологии / Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 2003. – С. 59 – 62.

31.Баринова Г.В., Нагорнова Н.М. Организация раннего комплексного сопровождения ребенка и его семьи в г. Новокуйбышевске // Интеграция детей с особыми нуждами / Материалы областной научно-практической конференции. – Самара: Перспектива, 2003. – С.67 – 70.

32.Баринова Г.В. Использование потенциала семьи в системе коррекционно-го воздействия на ребенка // Логопед в детском саду. – 2004. – №1(1). – С.70-74.

33.Баринова Г.В. Проблемы детской и подростковой дезадаптации // Проблемы детской безнадзорности и родительской ответственности / Материалы научно-практической конференции. – Новокуйбышевск, 2005.

34.Баринова Г.В., Канаева С.А. Некоторые аспекты гипердинамических расстройств поведения и социальной дезадаптации детей // Проблемы детской безнадзорности и родительской ответственности / Материалы научно-практической конференции. – Новокуйбышевск, 2005.

35.Баринова Г.В. Программа психолого-педагогического и санитарного просвещения родителей «Кроха» // Детская речь: норма и патология : сб. материалов научно-практической конференции. – Самара, 2005.

36.Баринова Г.В. Некоторые аспекты интегрированного обучения детей с проблемами в развитии // Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: cб. материалов третьей международной научной конференции Европа и современная Россия. – Москва-Варшава, 2005.

37.Баринова Г.В. Творчество как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями// Сборник научных статей и материалов международной научно-практической конференции (Коломна, 22-23 мая 2007 года). – Коломна, КГПИ, 2007. С. 145-148.

38.Баринова Г.В. Модель системной комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями // Сборник материалов научно-практической конференции. – Владимир, 2007.

39.Баринова Г.В. Физическое и духовное здоровье детей как фактор гармоничного развития личности / Модернизация содержания, технологий обучения и воспитания: мировой опыт и проблемы: материалы международной научно-практической конференции. – Ыссык-Кульский гос. ун-т. Им. К. Тытыстанова. – Каракол, 2007. – С. 49 – 52.

40.Баринова Г.В. Формирование профессиональной компетентности педагога для работы с детьми-инвалидами в условиях реабилитационных центров: Материалы 1-ого педагогического конгресса «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы». – Москва, 2007 (19-21 декабря). – С. 112-117.

41.Баринова Г.В. Адаптивная физическая культура как фактор интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Забайкал. Гос.гум.-пед.ун-т. – Чита, 2007. – С. 157- 160.

42.Баринова Г.В., Орлова М.В. Некоторые аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ДЦП. – М.: МПГУ, 2007. – С. 24-27.

43.Баринова Г.В. Феномен инвалидности: философско-историческая рефлексия // Симбирский научный вестник. – 2011. – № 3(5). – 186 – 193.

44.Баринова Г.В. Проблема субъективности восприятия инвалидами своего положения в российском обществе // Симбирский научный вестник. – 2012. – № 4(10). – 165 – 168.

45.Баринова Г.В. Философская интерпретация инвалидности как социального феномена // «Всё, всё моё, что есть и прежде было…»: Сборник научных статей. – М.: АПКиППРО, 2012. – С. 128-136.

46.Баринова Г.В. Феномен инвалидности в контексте Отечественной войны 1812 года // «Недаром помнит вся Россия…»: международная научная конференция, посвященная 200-летию победы русского народа / Отечественная война 1812 года: история и современность: Сборник тезисов докладов международной научной конференции / под ред. проф. Е.И. Артамоновой, проф. С.Н. Климова – М.: Московский государственный университет путей сообщения. – 2012. – С. 12-20.

47.Баринова Г.В. Положение инвалидов в российском обществе: аксиологический аспект // Духовные ценности современного российского общества: материалы межвузовской научно-практической конференции (14 декабря 2012 г.) – Муром: Изд-во полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012. – С. 17-21.

48.Баринова Г.В. Инвалид и семья: основные формы отношений // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы Х Международной научной конференции, 10-24 ноября 2013, Париж – Лондон. – М.: МАН-ПО, 2013. – С. 150-154.