Научная тема: «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Специальность: 12.00.08
Год: 2015
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Определено, что под уголовной политикой Российской Федерации в области охраны финансов как самостоятельным видом (направлением) российской уголовной политики следует понимать выработанную на научной основе, направленную на обеспечение финансовой безопасности систему принципов, политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального характера, которые реализуются в деятельности уполномоченных органов государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества по противодействию преступности, а также минимизации и возмещению причиненного вреда. Уголовная политика в области охраны финансов предопределяется сложившимися национальными и международными условиями и стандартами борьбы с преступностью в финансовой сфере и выражается в создании системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и финансового права и их последующей реализации.

2. Предложено авторское определение финансовой безопасности как необходимого уровня национальной безопасности в финансовой сфере, то есть состояния стабильности (устойчивости) и защищенности национальных финансов и финансовых институтов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающего развитие экономики и достижение жизненно важных целей личности, общества и государства, которое должно обеспечиваться государством не только совокупностью мер экономического, социального, идеологического, политического характера, но также и уголовно-политическими мерами как реакцией на наиболее опасные угрозы.

3. Результаты анализа уголовно-правовой ситуации в сфере охраны финансовых отношений свидетельствуют о том, что действующее уголовное законодательство как базовый элемент уголовной политики Российской Федерации проходит этап трансформации в связи с изменением социально-экономической и политической обстановки. В связи с этим уголовно-правовая ситуация в сфере охраны финансовых отношений характеризуется:

  • разнонаправленностью в области криминализации / декриминализации: установление уголовной ответственности с последующим изменением данных норм в сторону «смягчения». В этом тренде прослеживается идея не только гуманизации и либерализации, но и дифференциации уголовного законодательства. При этом существует необходимость корректировки уголовно-правовых норм в целях своевременности ответа на вновь возникающие угрозы финансовой безопасности (то есть достижения должного соответствия между нормативно установленными запретами на совершение общественно опасных деяний и фактически существующими деяниями) и большей согласованности с иными нормами уголовного права, нормами финансового и административного права, а также оптимизации практики их применения;
  • постепенной и поэтапной либерализацией и гуманизацией в области пе-нализации / депенализации, проявлением которых можно назвать: закрепление в УК РФ и применение специальных оснований освобождения от уголовной ответственности за совершение финансовых преступлений; закрепление в УК РФ и применение в качестве наказания альтернативных лишению свободы мер, носящих восстановительный, а не карательный характер; существенное снижение количества и доли осужденных к лишению свободы;
  • поддержкой обществом принимаемых государством мер, направленных именно на криминализацию деяний в области охраны финансов (в особенности коррупционного характера);
  • изменениями в системе правоохранительных и контролирующих органов, направленными на совершенствование механизма противодействия финансовой преступности путем решения имеющихся проблем организационно-управленческого характера.

4. Сделан вывод о том, что под финансовой преступностью (преступностью в сфере обеспечения финансовой безопасности) следует понимать: общественно опасное социально-правовое явление, представляющее собой совокупность противоправных посягательств на динамично развивающиеся финансовые отношения, возникающее в результате существования конфликта по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

5. Определено, что основными критериями криминализации деяний в финансовой сфере с учетом специфики охраняемых уголовным законом общественных отношений следует признать:

  • общественную опасность - при этом ущерб для финансовой системы или ее отдельных элементов от криминализируемого деяния должен быть значительнее ущерба от применения уголовного наказания;
  • возможность точного определения криминализируемого деяния в нормах как уголовного, так и административного и финансового права (в целях дифференциации видов ответственности и разграничения составов преступлений и правонарушений);
  • невозможность предотвратить их с помощью иных правовых средств (иных финансово-правовых или административно-правовых запретов);
  • возможность закрепления составообразующих признаков подобных деяний таким образом, чтобы они могли быть установлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
  • достаточную массовость явления, при условии, что оно не является деянием небольшой тяжести.

6. Предложена авторская дефиниция финансового преступления как виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, посягающего на относительно обособленные регламентированные правом экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе осуществления которых происходит планомерное распределение и перераспределение валового общественного продукта и части национального дохода и контроль за удовлетворением потребностей общества.

7. Классификация преступлений, посягающих на финансовые отношения (финансовые преступления), исходя из содержания конкретных финансовых отношений, которые являются непосредственным объектом преступления по следующим группам:

  • преступления, посягающие на финансовые отношения по формированию бюджетных доходов: преступления, связанные с уплатой налогов, сборов и таможенных платежей (ст. 170, 194, 198, 199, 199, 199 УК РФ); преступления, связанные с незаконным оборотом акцизных и специальных марок, а также подлежащих маркировке товаров и продукции (ч. 5-6 ст. 171, ч. 3 ст. 325, ст. 327, ст. 200 УК РФ);
  • преступления, посягающие на финансовые отношения в области государственных расходов и страхования: преступления в сфере осуществления государственных расходов (ст. 159, 285, 285 УК РФ), преступления в области государственного кредита и страхования (ст. 159, ч. 2 ст. 176 УК РФ);
  • преступления, посягающие на финансовые отношения в области банковской деятельности и валютно-денежного обращения: преступления в банковской сфере (ст. 172, 172 УК РФ); преступления в области эмиссии, денежного обращения и расчетов (ст. 186, 187 УК РФ); преступления, посягающие на валютные отношения (ст. 193, 193, 200 УК РФ).

8. Аргументировано, что взаимодействие публично-правовых регулятивных норм финансового права и охранительных норм уголовного и административного права образует межотраслевые связи, формами закрепления которых в конструкциях норм уголовного закона, устанавливающих ответственность за посягательства на финансовые отношения, являются бланкетные диспозиции и бланкетные признаки.

9. Определено, что совершенствование уголовной политики в области охраны финансов должно выстраиваться в едином комплексе мер по обеспечению финансовой безопасности с учетом национальных интересов и установленных внутренних и внешних угроз. Непосредственно уголовная политика в области охраны финансов, исходя из ее форм, может быть оптимизирована путем совершенствования:

  • концептуальных теоретических основ уголовной политики в области охраны финансов, содержащих совокупность базовых идей и принципов, посредством проведения междисциплинарных научных и экспертных исследований данной проблемы и более четкого определения приоритетной и перспективной тематики;
  • правовых основ, направленных на реализацию целей и задач уголовной политики в области охраны финансов и обеспечивающих законность уголовно-политических решений, и порядка управления реализацией уголовной политики в области охраны финансов посредством разработки и принятия в соответствии с требованиями юридико-технического и антикоррупционного характера законодательных и иных директивных актов стратегического характера, а также ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов субъектов уголовной политики в сфере оптимизации уголовной ответственности и системы субъектов противодействия финансовым преступлениям;
  • непосредственного правоприменения (управления правоприменением) в сфере реализации задач уголовной политики в области охраны финансов, характеризующегося правомерным поведением в сфере реализации уголовной политики и управления деятельностью по применению норм, обеспечивающих борьбу с финансовой преступностью, путем выработки единых общих подходов (наиболее эффективных средств достижения поставленных целей) в правоприменительной деятельности;
  • деятельности по формированию общественного мнения, поддерживающего уголовную политику государства в области охраны финансов, которая должна осуществляться не только в рамках монологически управляемых процессов (пропаганда сознательного негативного отношения к финансовым преступлениям, а также доведение до населения информации о невыгодности и нецелесообразности преступного поведения), но и посредством диалогически управляемых процессов (формирование общественного мнения на основании полученной населением от власти информации о реализации уголовно-политических мер и учет общественного мнения в процессе развития уголовной политики).

10. Аргументировано, что на данном этапе развития российского общества и правовой системы введение института уголовной ответственности юридических лиц за совершение противоправных деяний, посягающих на финансовые отношения, нецелесообразно в связи с наличием в существующей системе юридической ответственности реально действующих институтов административной, финансовой (бюджетной, налоговой, таможенной) и гражданско-правовой ответственности, которые могут достаточно эффективно применяться к юридическим лицам, связанным с совершением деликтов в финансовой сфере, а также устоявшимся в уголовном праве фундаментальным подходом, связанным с пониманием вины как категории неразрывно связанной с психическим отношением человека к деянию. При этом возможное введение уголовной ответственности юридических лиц может привести лишь к краху действующей устоявшейся системы юридической ответственности и уголовного законодательства, так как повлечет коренную переработку иных институтов уголовного права, начиная непосредственно от понятия преступления и заканчивая соучастием, стадиями совершения преступления, обстоятельствами, исключающими преступность деяния, и др.

11. Сделан вывод о возможности в сложившихся условиях установления ответственности за совершение уголовных проступков, под которыми понимается специфический вид правонарушения, характеризующийся относительно невысоким уровнем общественной опасности, предполагающий пониженный по сравнению с преступлением режим ответственности (сокращение сроков давности привлечения к ответственности, неприменение отдельных видов наказания, сокращение сроков наказания, связанных с лишением или ограничением свободы). К их числу могли бы быть отнесены не представляющие высокой общественной опасности финансовые преступления небольшой тяжести, а также деяния, признаваемые малозначительными.

12. Обоснованы и предложены конкретные рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства:

12.1 В связи с тем, что используемое в названиях и диспозициях статей 198 и 199 УК РФ понятие «уклонение от уплаты налогов и (или) сборов» указывает не на результат преступного поведения, а на процесс его осуществления, и не охватывает весь спектр отношений, возникающих в связи с совершением ряда деяний в налоговой сфере, которые в силу их распространенности приобрели характер общественно опасных, в целях унификации уголовного и налогового законодательства в части разграничения смежных составов преступлений и налоговых правонарушений следует использовать понятие «неуплата налогов и (или) сборов» и отказаться от описания конкретных способов совершения преступлений непосредственно в диспозиции статей УК РФ.

12.2 Учитывая, что преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, заключается именно в неперечислении налоговым агентом удержанных налогов, в целях оптимизации конструкции состава следует исключить из диспозиции указанной статьи такие избыточные признаки объективной стороны как «неисполнение обязанностей по исчислению и удержанию налогов и (или) сборов».

12.3 В связи с тем, что неисполнение обязанностей налогового агента фактически носит групповой характер, что представляет повышенную общественную опасность, в ч. 2 ст. 199 УК РФ необходимо внести такой квалифицирующий признак, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

12.4 Так как в ст. 199 УК РФ в качестве субъекта преступления предусмотрены только лишь собственники или руководители организации, иные лица, выполняющие управленческие функции в этой организации, и индивидуальные предприниматели, но при этом описанные в диспозиции деяния могут совершить и иные категории физических лиц, из названия и текста диспозиции следует исключить указание на специального субъекта преступления.

12.5 Исходя из того, что способ установления крупного и особо крупного размера в статьях 198, 199, 199 УК РФ в зависимости от масштабов деятельности физического лица или организации не соответствует установленному в ст. 4 УК РФ принципу равенства всех граждан перед законом независимо от имущественного статуса, в примечаниях к статьям 198 и 199 УК РФ следует исключить указание на определение крупного и особо крупного размера в зависимости от процентной доли в общей сумме налога, подлежащего уплате.

12.6 В целях устранения пробела в праве в п. 2 Примечания к ст. 199 УК РФ необходимо учесть в полном объеме положения ст. 199 УК РФ в части указания на вменение лицу неисполнения обязанностей налогового агента.

12.7 В связи с тем, что в ч. 2 ст. 172 УК РФ в качестве квалифицирующего признака не выступает причинение ущерба гражданам, организациям или государству в особо крупном размере, несмотря на то, что в основном составе причинение ущерба гражданам, организациям или государству в крупном размере является обязательным признаком, необходимо дополнить ч. 2 ст. 172 УК РФ таким квалифицирующим признаком.

12.8 Учитывая изменения в законодательстве, регулирующем оборот алкогольной и табачной продукции, из названия и текста статей 325 и 327 УК РФ необходимо исключить указание на «знаки соответствия» и «знаки соответствия, защищенные от подделок».

12.9 В целях унификации бюджетного (ст. 306.4 БК РФ), административного (ст. 14.14 КоАП РФ) и уголовного законодательства следует в названиях и диспозициях статей 285 и 285 УК РФ слова «расходование» заменить на «использование»; в ст. 285 УК РФ признак «уведомление о бюджетных ассигнованиях» должен быть заменен на ныне актуальный «казначейское уведомление», а «смета доходов и расходов» на «бюджетная смета». Также следует отметить, что законодатель, распространяя содержащиеся в примечании к ст. 285 УК РФ предписания на случаи нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов, упоминает лишь о сумме бюджетных средств. Соответственно, необходимо в примечании к ст. 285 УК РФ слова «бюджетных средств» заменить на слова «бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов».

12.10 В целях устранения несоответствия бюджетного и уголовного законодательства в тексте ч. 2 ст. 176 УК РФ понятие «государственный целевой кредит» следует заменить на «бюджетный кредит».

12.11 Учитывая, что диспозиция ст. 187 УК РФ к числу предметов преступления не относит такой вид банковских карт, как предоплаченные карты, следует дополнить название и текст диспозиции ст. 187 УК РФ указанием на предоплаченные карты как предмет преступления либо заменить словосочетание «поддельных кредитных либо расчетных карт» на родовой признак «банковских карт».

12.12 В связи с прекращением с 1 января 2015 г. деятельности Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и в целях приведения в соответствие уголовно-правовой и международно-правовой норм из текста ст. 200 УК РФ может быть исключено словосочетание «в рамках ЕврАзЭС».

Список опубликованных работ
а) монографии

1.Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. – М.: Изд-во «Буквовед», 2006. 168 с. – 10,5 п.л.

2.Нудель С.Л. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы в системе обеспечения экономической безопасности России. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2011. 200 с. – 12,5 п.л.

б) статьи, опубликованные в российских рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук

3. Нудель С.Л. К вопросу о квалификации нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1. С. 177-181. – 0,5 п.л.

4.Нудель С.Л. Проблемы квалификации сокрытия денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов // Российский следователь. 2009. № 11. С. 23-26. – 0,5 п.л.

5.Нудель С.Л. Проблемы привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Административное право и процесс. 2009. № 2. С. 16-18. – 0,4 п.л.

6.Нудель С.Л. Проблемы уголовной ответственности за изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование // Адвокат. 2009. № 12. С. 26-32. – 0,5 п.л.

7.Нудель С.Л. Вопросы квалификации умышленного занижения размеров платежей за землю // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. № 6. С. 194-196. – 0,4 п.л.

8.Нудель С.Л. О проблемах уголовной ответственности за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 1. С. 86-90. – 0,5 п.л.

9.Нудель С.Л. Незаконный отказ в созыве или уклонении от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг: проблемы квалификации // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 4 (17). С. 153-158. – 0,5 п.л.

10.Нудель С.Л. Финансовая безопасность и основные направления ее обеспечения // Финансовое право. 2011. № 8. С. 14-16. – 0,3 п.л.

11.Нудель С.Л. О субъекте ответственности за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений // Административное право и процесс. 2011. № 12. С. 20-22. – 0,4 п.л.

12.Нудель С.Л. Манипулирование рынком: уголовно-правовая характеристика // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1 (44). С. 14-19. – 0,6 п.л.

13.Нудель С.Л. Проблемы ответственности за нецелевое расходование (использование) бюджетных средств // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 3 (24). С. 179-190. – 0,7 п.л.

14.Нудель С.Л. Уголовно-правовые средства обеспечения финансовой безопасности // Научный портал МВД России. 2012. № 4 (20). С. 12-18. – 0,6 п.л.

15.Нудель С.Л. Особенности квалификации мошенничества в сфере кредитования // Российский следователь. 2013. № 13. С. 18-21. – 0,6 п.л.

16.Нудель С.Л. Понятие и принципы уголовной политики Российской Федерации в области финансов // Право и образование. 2014. № 6. С. 136-148. – 0,8 п.л.

17.Нудель С.Л. Формы уголовной политики Российской Федерации в области финансов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 2 (37). С. 13-18. – 0,7 п.л.

18.Нудель С.Л. Общая характеристика уголовно-правовой ситуации в сфере охраны финансовых отношений // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 1 (32). С. 87-92. – 0,7 п.л.

19.Нудель С.Л. Основные направления оптимизации уголовной политики Российской Федерации в области финансов // Научный портал МВД России. 2015. № 1 (29). С. 21-28. – 1 п.л.

в) научные статьи, опубликованные в иных изданиях

20.Нудель С.Л., Попов О.В. Особенности квалификации налоговых преступлений / Материалы IV научно-практической конференции – Дистанционное образование: правовое и информационное обеспечение. – Белгород: БФ СГИ, 2001. С. 133-140. – 0,3 п.л.

21.Нудель С.Л., Попов О.В. Ответственность за налоговые преступления: история вопроса / Материалы IV научно-практической конференции – Дистанционное образование: правовое и информационное обеспечение. – Белгород: БФ СГИ, 2001. С. 125-133. – 0,3 п.л.

22.Нудель С.Л. Общественная опасность налоговых преступлений / Материалы V научно-практической конференции – Дистанционное образование: опыт и перспективы. Часть II. – Белгород: БФ СГИ, 2001. С. 41-43. – 0,25 п.л.

23.Нудель С.Л. Основания освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления / Сборник работ аспирантов и соискателей СГУ. Выпуск 4. Экономика. Юриспруденция. – М.: СГИ, 2002. С. 85-89. – 0,25 п.л.

24.Нудель С.Л. Уголовно-правовая характеристика ст. 198 УК РФ / Сборник работ аспирантов и соискателей СГУ. Выпуск 4. Экономика. Юриспруденция. – М.: СГИ, 2002. С. 89-95. – 0,3 п.л.

25.Нудель С.Л. К вопросу об освобождении от уголовной ответственности за налоговые преступления / 10 лет первой Российской дистанционной технологии в образовании: материалы международной конференции. – Белгород: БФ СГИ, 2002. С. 89-91. – 0,25 п.л.

26.Нудель С.Л. Система субъектов предупреждения налоговой преступности / 10 лет первой Российской дистанционной технологии в образовании: материалы международной конференции. – Белгород: БФ СГИ, 2002. С. 91-94. – 0,25 п.л.

27.Нудель С.Л. Система мер по профилактике и предупреждению налоговых преступлений / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение». – Белгород: Белгородский юридический институт МВД РФ, 2003. С. 185-189. – 0,25 п.л.

28.Нудель С.Л. Состояние, уровень и динамика совершения налоговых преступлений по Российской Федерации и в Белгородской области / Сборник научных работ студентов и аспирантов Белгородской области. Выпуск 3. Посвящается 50-летию образования Белгородской области (1954 год). – Белгород: Управление по делам молодежи Белгородской области, Союз учащихся, студентов и аспирантов Белгородской области, 2004. С. 76-87. – 0,5 п.л.

29.Нудель С.Л. Борьба с налоговыми и иными экономическими преступлениями в США / Белгородский филиал СГА. Сборник научных трудов. – Белгород, 2005. С. 48-54. – 0,3 п.л.

30.Нудель С.Л. Уголовно-правовой анализ неисполнения обязанностей налогового агента / Белгородский филиал СГА. Сборник научных трудов. – Белгород, 2005. С. 54-60. – 0,3 п.л.

31.Нудель С.Л. Политические и социально-экономические криминогенные детерминанты налоговых преступлений // Научная мысль Кавказа. 2006. № 4. С. 31-34. – 0,3 п.л.

32.Нудель С.Л. О содержании понятия «уголовная политика» / Уголовная политика РФ в сфере противодействия наркотизации общества: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию Белгородского государственного университета / отв. ред. Е.Е. Тонков. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. С. 202-207. – 0,3 п.л.

33.Нудель С.Л. Вопросы квалификации уголовно-наказуемого уклонения от уплаты налогов и (или) сборов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2007. № 2. С. 117-124. – 0,5 п.л.

34.Нудель С.Л., Нудель Е.Л. Криминологическая характеристика личности налогового преступника // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2008. № 4, вып. 3. С. 102-109. – 0,6 п.л.

35.Нудель С.Л. Проблемы квалификации сокрытия денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов / Институциональная система государства: проблемы формирования и перспективы развития: сб. научных статей по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 8-9 июня 2007 г.): в 2 т. Т. II / под ред. проф. Е.Е. Тонкова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. С. 61-68. – 0,7 п.л.

36.Нудель С.Л. Преступления в сфере экономической деятельности по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года и Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года / Проблемы противодействия преступности в России и Украине: сб. материалов Международного круглого стола, посвященного 15-летию принятия Конституции РФ 1993 г. и 15-летию основания юридического факультета БелГУ (23 мая 2008 г.) / отв. ред. Архип-цев Н.И. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. С. 27-39. – 0,7 п.л.

37.Нудель С.Л. «Экономическая деятельность», как правовая категория и как компонент нормативной системы уголовного законодательства Российской Федерации / Конституция Российской Федерации 15 лет спустя: теория и практика: материалы межрегиональной научно-практической конференции (24 апреля 2009 г.). – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2009. С. 140-145. – 0,3 п.л.

38.Нудель С.Л. К вопросу о содержании правовой категории «экономическая деятельность» / «От гражданского общества – к правовому государству»: Тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции (24 апреля 2009 г.). – Харьков: Харьковский национальный университет им. В.Н. Карази-на, 2009. С. 55-59. – 0,3 п.л.

39.Нудель С.Л. Проблемы уголовной ответственности за похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок // Вестник ВЭГУ. 2009. № 5 (43). С. 71-81. – 0,4 п.л.

40.Нудель С.Л. О признаках объективной стороны фальшивомонетничества в уголовном праве России / Борьба с изготовлением или хранением с целью сбыта либо сбытом поддельных денежных знаков, ценных бумаг Беларуси, России и других государств: тез. докл. Межгос. науч.-практ. конф. (Минск, 20 но-яб. 2009 г.) / М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. С. 66-69. – 0,3 п.л.

41.Нудель С.Л. Незаконная банковская деятельность: проблемы квалификации / Российское законодательство в современных условиях. Материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Брянск, 9 октября 2009 г. В 2-х т. Т.2. / Отв. ред. канд. юрид. наук П.Н. Кириченко. – Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2009. С. 190-203. – 0,5 п.л.

42.Нудель С.Л. К вопросу об объекте и предмете похищения марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок // Российское право в Интернете. 2009. № 5. URL: http://www.rpi.msal.ru/prints/200905_41.htm. – 0,3 п.л.

43.Нудель С.Л. К вопросу об уголовной ответственности за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов // Банковское право. 2010. № 3. С. 34-38. – 0,5 п.л.

44.Нудель С.Л. Уголовно-правовые аспекты противодействия незаконной банковской деятельности / Государство, власть, управление и право: история и современность: материалы всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления, Ассоциация московских вузов. – М.: ГУУ, 2010. С. 161-169. – 0,7 п.л.

45.Нудель С.Л. Об особенностях освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений и возмещения причиненного ими ущерба / Преступность и общество: сборник научных трудов. – М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. С. 161-168. – 0,5 п.л.

46.Нудель С.Л., Маликов С.В. Преступность в моногородах: криминологический анализ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 2 (4). С. 42-52. – 0,8 п.л.

47.Нудель С.Л., Маликов С.В. Проблемы имплементации положений Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций / Правовое регулирование: исторический, теоретический и практический аспекты. Материалы всероссийской научной конференции (7-8 апреля 2011 года). – Владимир: ВГГУ, 2011. С. 96-98. – 0,3 п.л.

48.Нудель С.Л. О субъекте нарушения установленного порядка учета прав на ценные бумаги / Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: материалы VI Российского конгресса уголовного права (26-27 мая 2011 года). – М.: Проспект, 2011. С. 330-333. – 0,3 п.л.

49.Нудель С.Л. Об определении понятия «финансовая безопасность» / Ма-теріали II міжнародної науково-практичної конференції «Роль та місце ОВС у розбудові демократичної правової держави» 21 квітня 2011 р. – Одеса: ОДУВС, 2011. С. 269-270. – 0,25 п.л.

50.Нудель С.Л., Исрафилов И.М., Маликов С.В. Преступность на транспорте: криминологическая характеристика // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 2 (52). С. 30-43. – 1,2 п.л.

51.Нудель С.Л. Особенности административной ответственности за манипулирование рынком / Проблемы правоприменительной практики в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности: материалы региональной научно-практической конференции 29 апреля 2011 года. – Белгород: РИО БелЮИ МВД России, 2011. С. 23-29. – 0,5 п.л.

52.Нудель С.Л. Об уголовной ответственности за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений / Проблемы развития современного уголовного законодательства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24 января 2012 г.) / Отв ред. Б.В. Яцеленко; РПА Минюста России. – М.: РПА Минюста России, 2012. С. 112-118. – 0,4 п.л.

53.Нудель С.Л. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений: проблема квалификации по признакам субъекта преступления / Теория и практика противодействия преступности: современные тенденции: тез. докл. Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Минск, 25 апр. 2012 г.) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь»; под ред. В.Б. Шабанова, Т.А. Кокориновой. – Минск: Акад. МВД, 2012. С. 161-164. – 0,25 п.л.

54.Нудель С.Л. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции: проблемы законодательной регламентации и квалификации / Проблемы права в современной России: сборник статей международной межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. С. 456-463. – 0,4 п.л.

55.Нудель С.Л. Преступления, связанные с незаконным оборотом акцизных марок и специальных марок, а также товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке акцизными и специальными марками: проблемы определения объекта и предмета / Уголовный Закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования: материалы всероссийского круглого стола, 27 апреля 2012, III выпуск / отв. ред. Р.А. Забавко; науч. ред. А.В. Федоров. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. С. 29-42. – 0,5 п.л.

56.Нудель С.Л. К вопросу об административной ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности / Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности ОВД: материалы региональной научно-практической конференции, 26 апреля 2012 г. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2012. С. 43-48. – 0,4 п.л.

57.Нудель С.Л. Охрана финансовых отношений в системе обеспечения национальной безопасности России / Современные проблемы уголовной политики: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 28 сент. 2012 г.: в II т. / под ред. А.Н. Ильяшенко. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2012. Т. II. С. 149-159. – 0,5 п.л.

58.Нудель С.Л. Проблемы квалификации мошенничества в сфере кредитования / Актуальные проблемы теории и практики противодействия преступности в современной России: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 27 февраля 2013 г.) / Под ред. В.П. Ревина. – М.: Изд-во СГУ, 2013. С. 290-302. – 0,7 п.л.

59.Нудель С.Л. О системе правовых средств охраны финансовых отношений / Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел: материалы регионального научно-практического семинара, 25апреля 2013 г. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2013. С. 22-28. – 0,4 п.л.

60.Нудель С.Л. Теоретические основания криминализации преступлений, посягающих на финансовые отношения / Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14 ноября 2013 г.). Ч. 3 (перспективы совершенствования). – М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета РФ, 2013. С. 164-168. – 0,33 п.л.

61.Нудель С.Л. О предмете мошенничества в сфере кредитования / Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона: сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 26 апреля 2013 г.) / Под ред. Ю.Е. Пудовочкина. – М.: РАП, 2014. С. 344-351. – 0,4 п.л.

62.Нудель С.Л. Некоторые проблемы возбуждения уголовных дел и освобождения от уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / Уголовный процесс: от прошлого к будущему: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 21 марта 2014 г.) Ч. 1. – М.: Академия Следственного комитета РФ, 2014. С. 228-232. – 0,33 п.л.

г) учебно- и научно-методические работы

63.Нудель С.Л. Преступления в сфере таможенного и налогового регулирования (учебно-практическое пособие) – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 76 с. – 4,75 п.л.

64.Нудель С.Л., Маликов С.В., Горенская Е.В., Исрафилов И.М. Преступность в сфере оборота нефти и нефтепродуктов: научно-практическое пособие. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. 60 с. – 3,75 п.л. (Б-ка криминолога).

65.Нудель С.Л. Квалификация преступлений, посягающих на финансовые отношения: научно-практическое пособие. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. 168 с. – 10,5 п.л. (Б-ка следователя и дознавателя).