Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1924-2004 ГГ.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в Таджикистане с первых дней установления Советской власти было обусловлено общими тенденциями социально-политического, культурно-экономического характера, развитием педагогической науки и внутренней логикой теории и практики дошкольного образования. В качестве основных предпосылок становления и развития учреждений дошкольного образования и воспитания необходимо выделить следующие:
    • общественно-политические предпосылки, которые были направлены на построение нового общества под руководством партии и партийных организаций;
    • социально-педагогические условия - становление детских дошкольных учреждений как центров учебно-воспитательной работы, выделение дошкольной педагогики как неотъемлемого компонента и составной части образовательного пространства, изучение и обобщение опыта народной педагогики и великого духовного наследия классиков таджикско-персидской литературы, стратегия развития учреждений дошкольного образования в государственном масштабе.
  2. На процесс становления и развития детских дошкольных образовательных учреждений оказали влияние общественно-политические, социально-экономические и общественно-педагогические трансформации, происходившие в жизни советских людей, в том числе, граждан Таджикистана.
  3. Анализ историко-педагогической литературы показывает, что в дореволюционном Таджикистане система дошкольных образовательных учреждений из-за недостаточного уровня развития социально-экономической сферы в Средней Азии отставала, так как женщины не были привлечены к производительному труду и общественно-политической жизни общества.
  4. Процесс становления и развития дошкольных образовательных учреждений как структурная часть системы народного образования Таджикистана отражал требования социально-экономического развития страны, специфику происходивших изменений в жизни общества, особенно после приобретения государственной независимости.
  5. Реформирование дошкольных образовательных учреждений в процессе перехода от одного социально-экономического и политического строя к другому имеет свои специфические особенности. Они выражаются в поиске эффективных форм и методов управления, совершенствовании учебно-воспитательного процесса, внедрении новых технологий в обучении и воспитании детей, учете требований рыночных отношений в сфере образования.
  6. Профессиональной подготовкой специалистов для дошкольных образовательных учреждений занималось Министерство народного образования с учетом уровня потребностей этих учреждений на прохождение педагогических курсов в средних и высших педагогических заведениях, центрах повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров.
  7. Проводимые реформы в сфере образования отражают заказ общества, продиктованный потребностями дальнейшего развития по пути построения демократического, правового, светского, гражданского общества, укрепления мира и согласия, развития системы образования как приоритетной сферы в жизни общества.
Список опубликованных работ
Публикации в рецензируемых научных журналах из перечня ВАК Минобрнауки России:

1.Историческое развитие детских дошкольных учреждений // Вестник Таджикского национального университета, 2013, 3/7 (124), -С. 244- 247.

2.Совершенствование содержания воспитательной и учебно-методической деятельности дошкольных образовательных учреждений // Вестник РТСУ, 2014 №4 (43). –С. 292 – 297.

3.Особенности реформы системы дошкольных учреждений в Республике Таджикистан (90г.ХХ и начало ХХI вв.) // Вестник Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, 3 (58-2) 2014, - С. 224 – 229.

4.Формирование нормативно-правовых основ и учебно-методической базы дошкольных учреждений. Вестник Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, № 3/6 (121) 2013, - С. 291- 295.

5.Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Таджикистан // Вестник Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни. 3 (58-2), 2014. – С. 266-270.

6. Частные дошкольные учреждения- плод периода независимости // Вестник Таджикского национального университета, 2014, 3/8 (150) - С. 201-203.

7.Предпосылки становления и развития дошкольных образовательных учреждений // Вестник Таджикского национального университета, 2014. 2/3 (170). – С. 217-221.

8.Периодизация становления и развития дошкольных образовательных учреждений в Таджикистане // Вестник РТСУ № 1 /44.-2014. – С. 309-313.

9.Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений // Вестник Таджикского национального университета, 3/8 (150) 2014. – С. 301-305.

10.Динамика научно-методических и научно-исследовательских проблем дошкольного воспитания и образования в Таджикистане.( 1924 до 1945 гг) // Вестник Таджикского национального университета, № 3/2 (162), 2015. – С. 217-221.

11. Проблемы подготовки педагогических кадров и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений Таджикистана после Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) // Вестник Таджикского национального университета, 3/2 (262), 2015. -С. 283-287.

12.Состояние системы дошкольного образования в Республике Таджикистан в годы советской власти // Вестник Таджикского национального университета, №3/1 (158).2015. – С. 214-219.

13.Влияние общественно-политических и социально-экономических преобразований послевоенного периода на развитие системы образовательных дошкольных учреждений Таджикистана // Вестник Таджикского национального университета, №3/1 (158), 2015. - С. 268-273.

14.Этапы развития дошкольных воспитательных учреждений в Кулябском регионе // Вестник Таджикского национального университета, 3/3 (166), 2015. – С. 242-246.

15. Познавательно-экономическое воспитание детей дошкольного возраста // Вестник Таджикского национального университета, 3/3 (166), 2015. – С. 280-284.

16. Воспитание ребенка: от семьи до школы // Вестник Таджикского национального университета №3/4 (170)С.257-261, 2015

Монографии, учебники и брошюры:

17. История развития дошкольных учреждений Таджикистана, Душанбе, «Маориф», 2009, - 22 с.

18.Руководство для молодых и начинающих учителей. Душанбе, типография ТНУ,2012, (на тадж. языке). - 36с.

19.История и развитие системы дошкольных учреждений в Хатлонской области (1920-1980 гг.), Методическое пособие. Душанбе, типография ТНУ,2012, - 103с.

20.Дошкольная педагогика, ч.II – ( в соавторстве с Маджидовой Б.А.), Душанбе, «Ирфон»,2012 (на тадж. языке) - 313 с.

21.Основы общей психологии (учебник, в соавторстве, IХ-Х разделы Иззатова М. И.), Душанбе, « Империал- групп», 2012, - С. 137-170.

22.Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – Душанбе, «Нашри анвор», 2012. - 215 с.

23. Педагогические основы воспитания детей - Душанбе, «Эр-граф», 2013, -142 с.

24. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в Таджикистане - Душанбе, «Нашри анвор», 2014, - 348 с.

Статьи и тезисы в журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций

26.Некоторые вопросы семейного воспитания в произведениях писателей государства Саманидов / Материалы республиканской научно-практической конференции «Воспитание и обучение в саманидском государстве и его внедрение в педагогической практике», КТГУ,1998. - С. 24-25 .

27.Использование методов народной педагогики в процессе преподавания педагогических дисциплин /Материалы республиканской научно- методической конференции: «Совершенствование процесса обучения и воспитания гуманитарных дисциплин: Проблемы, рекомендации и предложения», КГУ им. Рудаки, 2001, - С. 40-43

28.Воспитание самосознания у детей дошкольного возраста / Материалы Республиканской конференции «Проблемы воспитания молодёжи на современном этапе», ТГПУ им. С.Айни, 2011, - С. 226-228.

29. Пропаганда профессий, ремесел и прославление трудящихся в творчестве Н. Хусрава./ Материалы Республиканской научной конференции, посвященной 1000- летию Н. Хусрава, КТГУ им. Носира Хусрава, 2003, - С. 45-47.

30.Место национальных традиций и обычаев в трудовом воспитании детей/ Материалы Международной научно- практической конференции «Роль народной педагогики в процессе глобализации», Душанбе, ТГПУ им. С.Айни,2013, - С. 96-98.

31.Из истории развития дошкольного воспитания в городах и районах Кулябского региона /Тезисы докладов Республиканской научно- теоретической конференции: Развитие образовательных учреждений города Куляба в годы независимости - Куляб, КГУ,2006. – С. 60-64.

32. Дошкольное образование: Проблемы и перспективы. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. Материалы Международной конференции. Душанбе (29-30 сентября 2013 г.). – С. 6-14.