Научная тема: «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА»
Специальность: 13.00.02; 10.02.19
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Существенным условием лингвокогнитивного моделирования современного коммуникационного пространства на трех уровнях его системной организации (уровне больших социальных групп, уровне лингвосоциума уровне общего льтурного пространства, объединяющего несколько лингвосоциумов) является прогностическое моделирование языковой личности на основе социокогнитивных параметров рекуррентности.

2. В условиях глобализированного коммуникационного пространства социолингвистические факторы, оказывающие определяющее влияние на формирование «картины мира» современной личности, должны стать объектом целенаправленного лингвистического и лингводидактического моделирования, обеспечивая адекватное формируемым межкультурным коррелятивным свяям ценностно-смысловое отношение личности к актуальным событиям и явлениям. Поскольку ценностная составляющая (наряду с локально-временными параметрами) является важнейшим критерием идентификации рекуррентных единиц и детерминирует прежде всего отношение социума к обозначаемому явлению, можно утверждать, что:

  • концептуальное поле рекуррентности способно представлять систему ценностей лингвосоциума в определенный период жизнедеятельности общества;
  • характер функционирования (т. е. статус) РЕ может служить объективным основанием для определения степени социальной значимости вербализуемого ею понятия / явления и позволяет прогнозировать характер употребления РЕ (в том числе ее "угасание" или актуализацию), выступая, таким образом, в качестве критерия для отбора РЕ как компонента содержания обучения профессиональной коммуникации;
  • РЕ, вербализующие соответствующие концепты поля рекуррентности, могут служить надежным системным основанием для формирования лингво-, социо-, культурообусловленных компетенций обучающегося межкультурной профессиональной коммуникации как условия для эффективного развития профессиональной компетенции современной личности.

3. В силу того что системообразующим фактором, "выстраивающим" всю структуру языковой личности, является высший, мотивационный, уровень, единицами которого выступают деятельностно-коммуникативные потребности, обусловленные всей парадигмой социально-деятельностного поведения личности, лингводидактическое моделирование целесообразно ориентировать относительно конкретной социальной, прежде всего профессионально / институционально детерминированной, группы, учитывать ее ценностно-установочные критерии. Так как в рамках личностно ориентированной педагогической парадигмы предпочтительна ориентация на смыслообразующие мотивы личности, необходимо обеспечить адекватную профессионально / институционально детерминированной группе лингвокоммуникативную среду как неотъемлемое условие моделирования языковой личности, представляющей данный сегмент социума.

4. При моделировании « вторичной» языковой личности опора на профессионально / институционально детерминированные группы позволяет в рамках глобализированного коммуникационного пространства, с одной стороны, рассматривать как часть общего отдельный сегмент пространства, соответствующий деятельностно-коммуникативным потребностям конкретной группы , а с другой - гармонично связать коррелирующие сегменты лингвокогнитивных пространств тех социумов, которые представляют коммуниканты в рамках «интеркультуры». Подобная стратегия позволяет интегрировать в учебном процессе и рассматривать в едином ключе три "измерения" социальной значимости - лингвокогнитивное пространство определенной социальной группы, а в условиях глобализированного коммуникационного пространства, следовательно, и стоящей за ней «интеркультуры», а также лингвокогнитивное пространство социума, опосредующее деятельность образующих его социальных групп.

Учитывая то, что «интеркультуры» ориентированы в значительной степени относительно общей системы ценностей и потребностей, для целостной трансуровневой системной экспликации модели профессиональной языковой личности целесообразно предусмотреть приоритетную реализацию ценностно-смысловой детерминанты.

5. Стратегия лингводидактического моделирования современного коммуникационного пространства должна быть ориентирована на развитие личности из пассивного объекта информационного воздействия в субъекта, реструктурирующего свою лингвокоммуникативную среду, сознательно ремоделирующего е содержательные структуры к языковая личность, пособная на основе полученной информации создавать новые социально значимые смыслы. В основе данной стратегии лежит формирование лингвосоциокогнитивной компетенции -способности личности ориентироваться в способах вербализации социально значимой в данный период времени информации.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Яроцкая Л. В., Титкова О. И., Смольянникова И. А., Желнов И. И. Информационно-образовательный ресурс «Межкультурная профессиональная коммуникация» как современная образовательная технология : Коллективная монография [Электронный ресурс]. - М. : Мир науки, 2013. - 134 с. (8 п. л.; доля автора - 2 п. л.) - Режим доступа : http://izd.mir-nauki.com/PDF/002MNG13.pdf , свободный. -Загл. с экрана. ISBN 978-5-9905182-3-0.

2.Лингвистический менеджмент и экономическая эффективность / Халеева И. И., Титкова О. И., Куликова О. В. и др. - М : Изд-во Триумф, 2014. - 310 с. : ил., табл. (12,9 п. л.; доля автора - 2,4 п. л.).

3. Титкова О. И. Теоретические основы лингводидактического моделирования современного коммуникационного пространства : Монография. – М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. – 210 с. (13 п. л.).

Статьи из «Перечня российских рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»

4.Титкова О. И. Время, актуальность, мода: Проблемы вербальной концептуализации (на материале немецкого языка) // Филологические науки. – 2001. – № 4. – С. 91–98. (0,4 п. л.).

5.Титкова О. И. О перспективах лингвистического исследования рекуррентных единиц лексикона // Филологические науки. – 2003. – № 2. – С. 79–86. (0,4 п. л.).

6.Титкова О. И. Явление рекуррентности через призму когнитивной психологии // Языковое сознание и межкультурная коммуникация. – М. : МГЛУ, 2004. – С. 43–50. – (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 483. Сер. Лингвистика). (0,5 п. л.).

7.Титкова О. И. Феминизм и языковой имидж социума // Гендер: Язык, культура, коммуникация : Материалы Т ретьей М еждунар. конф., 27–28 ноября 2003 г. – М. : РЕМА, 2006. – С.14–22. – (Вестник МГЛУ; вып. 518; сер. Лингвистика). (0,5 п. л.).

8.Титкова О. И., Томская М. В. Профессионально ориентированный подход к преподаванию иностранного языка студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция» // Лингводидактические аспекты обучения профессиональному общению. – М . : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. – С. 28–36. – (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 564. Сер. Педагогические науки). (0,6 п. л.; доля автора – 0,3 п. л.).

9. Титкова О. И. Международные магистерские программы как современный образовательный продукт // Актуальные проблемы развития российской экономики. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С. 9-18. - (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 6 (612). Сер. Экономические науки). (0,6 п. л.).

10.Титкова О. И. Языковая политика компании и успех ведения бизнеса. Европейский опыт // Проблемы и перспективы устойчивого экономического развития. - М : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. -С. 187-198. - (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 6 (666). Сер. Экономические науки). (0,75 п. л.).

11.Титкова О. И. Резервы повышения качества иноязычной подготовки студентов неязыкового профиля // Традиции и инновации в реализации современных целей профессионально ориентированного обучения иностранному языку. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. -С. 9-18. - (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 14 (674). Сер. Педагогические науки). (0,6 п. л.).

12.Титкова О. И. Факторы достижения эффективности бизнеса в контексте лингвистической политики компании // Профессиональные дискурсы в когнитивном и функциональном ракурсах. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 49-60. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 25 (685). Сер. Языкознание). (0,8 п. л.).

13. Яроцкая Л. В., Титкова О. И., Смольянникова И. А., Желнов И. И. Концептуальные основы информационно-образовательного ресурса «Межкультурная профессиональная коммуникация» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 2 (15). - С. 49. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/42pvn213.pdf, свободный - Загл. с экрана. ISSN 2223-5167. Идентиф. номер статьи в журнале: 42ПВН213. (1,2 п. л.; доля автора - 0,3 п. л.).

14.Титкова О. И. Стратегии формирования конкурентоспособного лингвистического пространства в целях устойчивого развития // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 15-22. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (698). Сер. Педагогические науки). (0,45 п. л.).

15.Титкова О. И. Обучение межкультурной иноязычной коммуникации на основе рекуррентной лексики // Иностранный язык в системе профессиональной подготовки современного специалиста неязыкового профиля. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 185-194. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 14 (700). Сер. Педагогические науки). (0,6 п. л.).

16.Титкова О. И. «Профессиональный интеллект» выпускников вузов и потребности современного рынка труда // Инновации как основа модернизации российской экономики. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 187-194. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 6 (692). Сер. Экономические науки). (0,45 п. л.).

17.Титкова О. И. К определению рекуррентности // Разновидности профессионального дискурса в обучении иностранным языкам. -М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С 9-18. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (694). Сер. Педагогические науки). (0,6 п. л.).

18.Титкова О. И. Освоение лингвокогнитивного пространства социума на основе рекуррентных языковых единиц // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 25-33. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 16 (702). Сер. Педагогические науки). (0,6 п. л.).

19.Титкова О. И. Рекуррентные языковые единицы институциональной коммуникации // Актуальные проблемы литературного перевода. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 173– 182. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. н-та; вып. 9 (695). Сер. Языкознание). (0,6 п. л.).

20.Титкова О. И. Система реализации компетентностной модели обучения эффективной межкультурной коммуникации на основе рекуррентных языковых единиц [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение» (ВАК. - 2014. - № 2 (21). - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/176PVN214.pdf , свободный. -Загл. с экрана. ISSN 2223-5167. Идентификационный номер статьи в журнале: 176PVN214. (0,6 п. л.).

21.Титкова О. И. Явление рекуррентности в корпоративном дискурсе // Семиотическая гетерогенность межкультурной коммуникации. Часть1. - М : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С 166-175. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 19 (705). Сер. Языкознание). (0,6 п. л.).

22.Титкова О. И. Особенности формирования частной рекуррентности в маркетинговом дискурсе (на примере интернет-маркетинга) // Современная лингвистика: взаимодействие парадигм и школ. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С 136-145. - (Вестн. Мос. гос. лингвист. ун-та; вып. 20 (706). Сер. Языкознание). (0,6 п. л.).

23.Титкова О. И. Рекуррентность образовательном дискурсе [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение» (ВАК). -2014. - № 5 (24). - М. : Науковедение, 2014. - Режим доступа : http://naukovedenie .ru/PDF/42PVN514.pdf, свободный. - Загл. с экрана. ISSN 2223-5167. Идентификационный номер статьи в журнале: 42PVN514. (0,6 п. л.).

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций

24. Титкова О. И. Тенденции развития модных слов в лексиконе современного немецкого языка (70-90-е гг.) // Терминоведение / Под ред. В. А. Татаринова. - М : Московский лицей; Русский Филологический Вестник, 1998. - Вып. 1-3. - С 1.50-157. (Библиотека журнала «Русский Филологический Вестник». Т. 31). (0,5 п. л.).

25.Титкова О. И. К терминологическому обозначению высокочастотной лексики // Терминоведение / Под ред. В. А. Татаринова. - М. : Московский лицей; Русский Филологический Вестник, 1998. - Вып 1-3. - С 1.48-150 (Библиотека журнала «Русский Филологический Вестник». Т. 31). (0,2 п. л.).

26.Титкова О. И. Механизмы популяризации заимствований современном немецком языке // Вопросы общего, сравнительно-исторического, сопоставительного языкознания / Отв. ред. В. А. Татаринов. - М. : Московский Лицей; Русский Филологический Вестник, 1998. - Вып. 2. - С. 25-28. (0,2 п. л.).

27.Титкова О. И. Феминизм в границах категории актуальности (на материале немецкого языка) // Гендер как интрига познания. Гендерные исследования в лингвистике, литературоведении и теории коммуникации : Альманах. Пилот. вып. - М. : Изд-во Рудомино, 2002. - С. 74-80. (0,45 п. л.).

28.Титкова О. И. Рекуррентная единица как текст // Германистика: состояние и перспективы развития : Материалы международной конференции 24-25 мая 2004 г. - М. : МГЛУ, 2005. - С. 189-196. (0,45 п. л.).

29.Титкова О. И. Факультет экономики и права Московского государственного лингвистического университета // Элитное образование. - 2006. - № 2. - С. 26-27. (0,1 п. л.).

30.Titkova, О. Deutschlernen als Zusatzqualifikation in Russland / Ulrich Ammon, Dirk Kemper // Die deutsche Sprache in Russland. Geschichte, Gegenwart, Zukunftsperspektiven. IUDICIUM Verlag. - München, 2011. - S. 200-211. (0,75 п. л.).

31.Титкова О. И. Лингвистика и бизнес совместимы? // Путеводитель российского бизнеса. - 2013. - № 4 (24). - С. 58. (0,08 п. л.).

32.Титкова О. И. Роль лингвистической политики построении бизнес-стратегии компании // Экономика языка и бизнес : сб. науч. тр. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 18-29. (0,8 п. л.).

33.Титкова О. И. Международный туризм в рамках современного лингвистического пространства // Экономика языка и бизнес - 2 : сб. науч. тр. по материалам Международного семинара, Москва, 25 октября 2013 года. - М : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 14-22. (0,6 п. л.).

34.Титкова О. И. Новые стандарты качества в системе профессиональной иноязычной подготовки современного специалиста. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир Науки». - 2014. - № 1 (3). - Режим доступа : http://mir-nauki.com/PDF/07PMN114.pdf , свободный. - Загл. с экрана. ISSN 2309-4265. Идентификационный номер статьи журнале: 07PMN114. (0,6 п. л.).

35.Титкова О. И. Рекуррентные единицы в различных типах дискурса // Дискурс как социальная деятельность : приоритеты и перспективы : Материалы Второй международной научной конференции, Москва, 16-17 октября 2014 года. Часть 1. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - C. 55-56. (0,15 п. л.).

Учебные пособия

36.Титкова О. И. Учебно-методическое пособие по домашнему чтению для студентов 5 курса по роману Д. Шваница «Кампус». - М., 1998. -55 с. - Деп. в МГЛУ 29.05.98, № 90. (2 п. л.).

37.Титкова О. И. Учебно-методическое пособие по домашнему чтению для студентов 5 курса по роману Э. Леста «Похмелье». - М., 1998. -18 с. - Деп. в МГЛУ 29.05.98, № 91. (0,75 п. л.).

38. Болгова Л. А., Титкова О. И., Челикова А. В. Практический курс немецкого языка для экономистов-международников «Тенденции современного развития мировой экономики» : Для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика». - М., 2009. - 55 с. - Деп. в МГЛУ 12.12.2009, № 303. (2,1 п л.; доля автора - 0,7 п. л.).

39.Титкова О. И., Санжарова И. Э. Учебное пособие для студентов 4-5 курсов по специальности «Менеджмент» : Практический курс первого иностранного языка (немецкого) для студентов-менеджеров, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 159 с. (10 п. л.; доля автора - 5 п. л.).

40.Титкова О. И., Санжарова И. Э. Практический курс немецкого языка ля маркетологов «Международный маркетинг» : Курс корпоративного обучения немецкому зыку к языку специальности. - М., 2013. - 256 с. - Деп. в МГЛУ 09.10.2013, № 399. (10,5 п. л.; доля автора - 5,25 п. л.).

Тезисы докладов и выступлений на научных конференциях

41.Титкова О. И. К вопросу актуализации феминистской лексики // Тезисы докладов Второй Международной Конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация», 22-23 ноября 2001 г. - М. : МГЛУ, 2001. - С. 103-104. (0,12 п. л.).

42.Титкова О. И. К определению текстовых рекуррентных единиц // Германистика: состояние и перспективы развития : Тезисы докладов Международной конференции, посвященной памяти профессора Ольги Ивановны Москальской. - М : МГЛУ, 2004. - С. 127-128. (0,12 п. л.).

43.Титкова О. И. Школа международного бизнеса - структурное звено системы российского образования // Тезисы семинара «Приоритеты образовательных стратегий в области экономики» в рамках Инновационной образовательной программы Московского государственного лингвистического университета «Система формирования языковой компетентности – важный фактор инновационного развития России (Лингвапарк)» (Ярославль, 2–4 июня 2008 г.). – М. : МГЛУ, 2008. – С. 37. (0,1 п. л.).

44.Titkova, O. Unternehmenskultur im multikulturellen Umfeld als Unterrichtsfach // Plurilingualism : Economic, Social, Multi-cultural and Educational Issues : A Seminar within the framework of Innovative Education Programme of Moscow State Linguistic University “System of Forming Language Competence is an Important Factor of Innovative Development of Russia (Linguapark)” (Event 2.3.10.2) (Bocken, Switzerland, October 12–17, 2008). – Bocken : MSLU, 2008. – S. 54–55. (0,12 п. л.).

45.Титкова О. И. Лингвистический менеджмент как элемент социально-экономического управления компанией // Экономика языка и бизнес : тезисы докладов Круглого стола. Москва, 26 апреля 2013 года. – М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. – С.10–12. (0,15 п. л.).

46.Титкова О. И. Перспективы развития современного туристического бизнеса // Экономика языка и бизнес – 2. Туризм: Москва, тезисы докладов М еждународного семинара, 25 октября 2013 года. – М . : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. – С.8–10. (0,15 п. л.).

47.Титкова О. И. Прецедентные тексты и рекуррентные единицы // Германистика : перспективы развития : тезисы Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Ольги Ивановны Москальской, Москва, 27–28 ноября 2014 г. – М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. – С. 98–99. (0,1 п. л.).