1.1.Организация - это особая открытая социально-экономическая система, которая образована для того, чтобы достичь определенного комплексного эффекта (реализации замысла) в процессе взаимодействия инициатора с внешней средой (жизненного цикла), путем непрерывного отбора необходимых элементов (имеющих различную природу), а также специфическим способом упорядочивания структуры и отношений между ними в процессе взаимодействия с внеорганизационной средой; системообразующий фактор - это первоначальный замысел (антиципируемая система смыслов) инициатора (аксиология); образована в результате интерактивного взаимодействия инициатора с внеорганизационной, а затем и организационной средой для реализации проекта (праксиология); имеет особую, комплексную природу, которая уникальным образом объединяет субъективную инициативу, объективные ресурсы и социальные системы (морфология); жизненный цикл, которой разворачивается по инициативе группы людей на основании трансформации замысла в проект и технологию изменения организации. (онтология); исследование, проектирование и технология изменения которой, зависит не только от выбора цели исследователя (ответ на вопрос «что?»), точки наблюдения (по отношению к «чему?»), направленности («зачем?»), метода («как?»), но и от текущего состояния самой организации, этапа жизненного цикла взаимодействия со средой (гносеология).
1.2.Социально-экономические системы - организации могут быть представлены для научного анализа в организационной психологии в следующих основных областях: структурный уровень (исследования: прагматической составляющей миссии, системы целей деятельности, процессов и задач, полезности продукта); социальный уровень (исследования: социальной составляющей миссии, принципов интеграции, философии, ценностей, культуры, норм); индивидуальный уровень (исследования: ценностных, социальных, когнитивных, продуктивных, эмоциональных профессиональных и т. д.).
1.3.Ключевым отличием организаций как открытых систем является специфичность обменных отношений с внешней средой «ресурс - переработка - продукт», который обеспечивает ее существование. Эта специфичность, в свою очередь, обусловлена уникальной ресурсной моделью, которая имеет психическую природу и включает субъективное обоснование следующих подсистем: привлечения ресурсов из внешней среды; преобразования этих ресурсов внутри организации в продукт; обмена продукта на ресурс; вложения/распределения избытков ресурса, которые образованы при обмене.
1.4.Эмпирическое исследование организации включает следующие этапы: формулировку цели (концепции) исследования и проблемы в системных переменных организации; описание состояния внешней среды в определенном сегменте и промежутке времени; анализ иерархии цели; сравнительный причинный анализ наиболее существенных влияний (внешних/внутренних) на систему (организацию) в области исследуемых проявлений; анализ местоположения персонала (руководителя, инициатора и т.п.) в организации с учетом вертикальных и горизонтальных иерархических уровней системы, но по отношению к цели. Таким образом, эти критерии планирования исследования определят объективность, полноту, актуальность и внедряемость результатов научных исследований.
2.Основные теоретические положения системной психологической концепции внеорганизационной среды представлены в следующих утверждениях:
2.1.Системообразующим фактором концепции является «человек-инициатор», который оказывает решающее влияние на первоначальный выбор параметров среды. Процесс субъективной оценки происходит в метаконтексте ценностных, культурных норм, которые определяются хронологией развития социально-экономической системы, обусловливающих «общепринятую» структуру окружающего мира и индивидуальный описательный тезаурус замысла.
2.2.Важной характеристикой переходной среды является неопределенность. Субъективную неопределенность можно представить на уровне морфологии - элементы и связи, на уровне онтологии - в причинах и следствиях, и праксиологии - способы преодоления, управления и реагирования, и аксиологии - уровень смыслов, целей и ценностей, и гносеологии - способы исследования, измерения и описания. Субъективная неопределенность на этих уровнях имеет различную архитектонику (степень выраженности и представленности). А это, в свою очередь, приводит к принципиально разному отражению субъективной неопределенности в предметной деятельности.
2.3.Системную параметрическую концепцию среды, которая преодолевает объективную и субъективную специфичность и включает метаконтекстные параметры, т.е. особые условия окружающей среды, которые не сводимы к частным целям, продуктам и технологиям. Это энергоемкость - потенциальность (сила) влияния значимых параметров окружающей среды, которая, в общем, и определяет суть процесса формирования ценностного отношения (аксиологию) среды независимо от модальности; изменчивость - мера дисперсности, область возможных состояний окружающей среды, значимых для инициатора или организации. Динамичность - характеризует скорость переходных процессов из одного состояния среды в другое.
3.Основные теоретические положения системной психологической концепции экономических мировоззрения, культуры и деятельности, представлены в следующих утверждениях:
3.1.Экономическое мировоззрение содержит систему общих представлений и отражает определенный уклад и уровень жизнедеятельности общества, который в целом структурирует способ распределения жизненной активности, где продуктивной деятельности отводится определенное место, соответствующий смысл, ценность, отношение, величина усилий, а также внешнее или внутреннее побуждение. Таким образом, экономическое мировоззрение является прототипом, который лежит в основе концепции среды, организации, ресурсной модели («ресурс - переработка - продукт») и, следовательно, замысла, проекта и технологии изменения организации.
3.2.Экономическая культура обусловливает ценности и нормы при создании организаций, содержание замысла и направляет сам процесс его формирования (совместно с индивидуальными особенностями и объективными условиями среды) как во внешнем (объективном), так и внутреннем (субъективном) пространстве. Вес влияния «культурного компонента» на тенденции по созданию организаций определенного сорта позволяет более точно обнаружить вклад индивидуальных особенностей инициаторов в специфические отличия организационных концепций по отношению к культурной причинности полученных данных.
3.3.Экономическая деятельность - это опосредованный культурой способ проявления активности, который обусловлен насущными или воображаемыми потребностями инициатора, а также внешней оценкой его качеств в процессе обменных отношений. Таким образом, замысел организации - это продукт экономической деятельности, который проходит объективацию на всех иерархических уровнях (морфологии, праксиологии, онтологии, гносеологии, аксиологии) посредством обменных отношений с потребителями и, таким образом, трансформируется в концепцию, проект и технологию изменений (как максимальную степень объективации).
4.Основные теоретические положения системной концепции ценностей и результаты эмпирического исследования их влияния на принятие решений в неопределенности представлены в следующих утверждениях:
4.1. В ситуации замысла организации в переходной среде целеориентированные системы заменяют ценностноориентированые. Такие психические процессы как осмысление и смыслообразование, соответственно, предназначены для определения/производства смысла (значения, ценности) феноменов, источник инициативы которых сам человек, а источник причинности - события как внутренней психической жизни, так и объективной реальности в ее субъективном отражении.
4.2.Трёхкомпонентная антропоцентрическая концепция ценностей представляет множество индивидуальных ценностей в виде трех основных групп: ценностей, сконцентрированных на субъекте, на внешнем объекте и на процессе взаимодействия.
4.3.В результате сравнительного эмпирического исследования влияния ценностей на критерии принятия решений в ситуации неопределенности было факторизовано и интерпретировано пять факторов для группы руководителей «производственных» предприятий (бывших государственных) и «коммерческих» предприятий (вновь образованных): «избегание неопределенности», «ориентация-дезориентация», «активность, доминантность», «импульсивность-рефлексивность», «кооперация- индивидуализм». Наиболее важным из них, является «избегание неопределенности».
5.Основные теоретические положения системной концепции замысла организации и результаты эмпирических исследований представлены в следующих утверждениях:
5.1.Эмпирическое исследование значения образа социальной группы предпринимателей обнаружило многокритериальность значения, в основном, отрицательное отношение к образу, который обусловлен культурными ценностями - так позитивное отношение определяет восприятие социальной полезности организации, а не ее реальная специализация.
5.2.Замысел организации представляет собой «ценностно-когнитивно-действенный» паттерн, который организует четыре основных компонента: потребности (требования физического и психического благополучия); ценности (то, что инициатор расценивает как хорошее или выгодное и начинает действовать, чтобы получить это или удержать); цели и намерения (ситуационно-специфическая форма ценностей, определенный объект или цель действия); и эмоции (форма, при которой человек чувствует изменение значения ресурсов). Потребности вызывают требование выбрать/иметь ценности; ценности вызывают необходимость установить цели; цели направляют действие. Чтобы создать организацию определенные ценности инициатора должны быть совместимы с тем, что для этого (создания организации) действительно необходимо относительно объективных требований среды.
5.3.Трехэтапное эмпирическое исследование: исследование морфологии замысла организации и интенций обнаружило основные тематические аспекты морфологии; преобладание ценностей самоусиления (достижение, власть, гедонизм) над ценностями самопревосходства (благосклонность, универсализм, подчинение) и значимые различия в морфологии групп инициаторов и топ-менеджеров.
5.4.Рост самоценности инициатора обусловлен качеством замысла (количество элементов, их логическая связность, уровень осмысления). Чем более структурирован замысел, тем более персонифицирован собственный бизнес.
5.5.С ростом социализации отношений предпринимателей с рынком уменьшается количество аспектов в замысле, а также происходит укрупнение семантики. Структура замысла становится более концентрированной (свернутой на уровне значений ключевых слов).
6.Основные теоретические положения системной концепции изменения организаций и результаты эмпирических исследований представлены в следующих утверждениях:
6.1.Организационные изменения - специфическая психологическая технология, иерархическая и интерактивная - определяется замыслом и ресурсной моделью, практической теорией конкретной организации, которая образует культуры и субкультуры и детерминирует производство и интерпретацию смысла при взаимодействии с внешней средой в ситуации неопределенности.
6.2.Метод обсуждения проблем представляет собой оригинальную последовательность диагностических, аналитических этапов и обратной связи, активизирует психические процессы рефлексии и вербализации и стимулирует формализацию или коррекцию замысла организации или частного случая - конкретной проблемы для изменений.
6.3.Сравнительное эмпирическое исследование показало, что на качество рабочей жизни (элемент W, J В. Шутца) в организации влияет выбор тренинговой программы, характер группы - открытая или корпоративная, и организационная культура. По степени влияния самые эффективные открытые социально-психологические группы, а малоэффективные - корпоративные психодинамические группы, так как они влияют на самый узкий сегмент рабочих взаимоотношений (который заявлен в качестве проблемы и темы тренинга).
1. Власов П. К. Психология формирования стратегии организации на этапе замысла /П.К.Власов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 262 с. (16,75 п.л.).
2. Власов П. К. Психология замысла организации / П.К.Власов. – Х.: изд-во «Гуманитарный Центр», 2003. – 283 с. (17,75 п.л.).
3. Власов П. К. Теории организаций; Проектирование организаций / П.К.Власов // Организационная психология. Под ред. Г. В. Суходольского. – Х.: Гуманитарный Центр, 2004. – 256 c. - C. 8-78. (4,26/0,95 п.л.).
4. Власов П. К. Психология и реклама; Персонал в рекламе / П.К.Власов // Психология в рекламе. Под ред. Власова П.К. – Х.: Гуманитарный Центр, 2006. – 320 c. - С. 8-47; 80-106. (2,95 п.л.).
5. Власов П. К. Теории организаций; Организация с позиции культуры; Проектирование и исследование организаций; Инициаторы и организация; Организационные интервенции / П.К.Власов // Организационная психология – 2-е изд., испр. и перераб.. Под ред. П.К. Власова, С.А. Маничева, Г.В. Суходольского – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та; Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр»; Харьков, 2008. – 480 c. (13,7/1,7 п.л.). – C. 10-75; 76-110; 111-159; 159-184;426-469.
6. Власов П.К., Киселева А.А. Структура смыслопроизводства в организациях. Предприниматели и менеджеры, замысел и дискурс: [монография] / П.К.Власов. LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, 2011. – 212 с. (13,31/9,4 п.л.).
7. Власов П.К., Киселева А.А. Замысел и организационная реальность. Структра смыслопроизводства в организациях.– 2-е изд., доп., перераб. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2012. – 300 с. (18,75/11,2 п.л.).
Учебники и учебные пособия.
8.Власов П. К. Активные методы обучения / П.К.Власов // Основы инженерной и педагогической психологии. Учебное пособие для инструкторов УТЦ АЭС. Под ред. Г. В. Суходольского – Десногорск, 1991. – 187 с. - С. 124-128. (0,35/0,2 п.л.).
9.Власов П. К. Анализ структуры и качества рабочих отношений в организации / П.К.Власов // Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологи. Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 1999. – 620 с. - С. 455-459. (0,25 п.л.).
10. Власов П. К. Внутриорганизационное обеспечение менеджмента. Основные теоретические подходы к исследованию организации /П.К.Власов // Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова – СПб.: Из-во СПбГУ., 2000. – 572 с. - С. 91-129. (2,06 п.л.)
11.Власов П. К. Системный подход в научных исследованиях / П.К.Власов // Методы исследований и организация экспериментов. Под ред. К. П. Власова.– Х.: Гуманитарный Центр, 2002. – 412 с. - С. 78-105. (2,18/1,2 п.л.).
12.Власов П. К. Тренинг партнерского общения: игры и упражнения / П.К.Власов. – Х., Гуманитарный Центр, 2005. – 86 с. (5,38 п.л.).
Учебные программы.
13. Власов П. К. Учебная программа последипломного образования по специализации «Организационная психология» /П.К.Власов. – К.: Министерство образования и науки Украины (лицензия АА №626647), 2000. – 325 с. (20 п.л.).
14. Власов П. К. Методический тренинг. Основы планирования и проведения тренингов. Практикум по управленческому консультированию/П.К.Власов // Программы дисциплин специализации 020408 «Психология труда и организационная психология» / Под ред. Г. В. Суходольского – СПб., 2004. – С. 113-117, С. 109-113. С. 154-160. (0,16 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных журналах.
15. Власов П. К., Киселева А. А. Лингвистическая структура замысла организации / Власов П. К. // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. - №3.- С.88-94 (1,3/0,9 п.л.).
16.Власов П. К. Трансформация замысла организации. / Власов П. К. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки».- 2008.-№ 3. – С. 90-96 (0,61 п.л.).
17.Власов П. К. Морфология замысла организации / Власов П. К. // Вопросы когнитивной лингвистики. -2008.-№3. – С. 82-88 (1,27 п.л.).
18. Власов П,К. Сравнительный анализ стратегий принятия решений руководителями «производственных» и «коммерческих» организаций/ Власов П. К. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2008. – № 3. - С. 19-27. (1,5 п.л.).
19.Власов П. К. Психологические основы проектирования организаций Вестник Университета (Государственный университет управления). / Власов П. К. // Сер. «Социология и управление персоналом». - 2010. - №21. – С. 28-32 (1,4 п.л.).
20. Власов П. К. Метод реконструкции смысла. / Власов П. К. // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. – № 4. - С. 98-101. (1,05/0,87 п.л.).
21.Власов П. К. Ценностные ориентации в управленческих решениях / Власов П. К. // Вестник Университета (Государственный университет управления). Сер. «Социология и управление персоналом». - 2010. - № 17. – С. 23-23 (1,33 п.л.).
22.Власов П. К. Тренинг как метод организационной интервенции / Власов П. К. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. МПСУ. - 2013. - № 3. – С. 93-98 (0,7 п.л.).
23. Власов П. К., Киселева А. А. Реконструкция смысла как метод исследования дискурса / Власов П. К. // Социальная психология и общество. - 2014 г. - №1. – С. 98-107 (1,33/1,02 п.л.).
24. Власов П. К., Киселева А. А. Метафоры в самоописании организаций / Власов П. К. // Социальная психология и общество. - 2014 г. - № 2. – С. 127-137 (1,42/0,9 п.л.).
25. Власов П.К. Сравнительный анализ морфологии концепта организации между основателями и менеджерами / Власов П. К. // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 2. – С. 22-24 (0,33 п.л.).
26. Власов П.К. Стратегии снижения неопределенности (на примере работы операторов АЭС) / Власов П. К. // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 3. – С. 7-9 (0,4 п.л.).
27. Власов П.К. Теоретические и методологические основы экспериментального психологического исследования профессиональной деятельности / Власов П. К. // Перспективы науки. - 2014.- № 2 (53). – С. 42-44 (0,45 п.л.).
28. Власов П.К. Организационно-психологическая типология моделей преобразования ресурсов в организации / Власов П. К. // Наука и бизнес: пути развития. -2014. - № 2. – С. 19-21 (0,43 п.л.).
29. Власов П.К. Местоположение человека-инициатора в деятельности по созданию организации. Эмпирическое исследование образа «предпринимателей» / Власов П. К. // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 2. – С. 22-24 (0,36 п.л.).
30. Власов П.К. Влияние убеждений в организационной культуре на управленческие решения организации / Власов П. К. // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 3. – С. 19-20 (0,37 п.л.).
Публикации в других научных изданиях, в том числе иностранных.
31. Власов П. К., Киселева А.А. Психологический анализ образа социальной группы предпринимателей / Власов П. К. // Vocabulum et vocabularium. – Харьков-Гродно, 1998. – №5. – С. 16-19. (0,25/0,2 п.л.).
32.Vlasov P.K. The strategy of uncertainty reducing in the work of operators on the Control Panel of Nuclear Power Station / P.K.Vlasov // Engineering Psychology and Cognitive Ergonomics (Volume 5&6). – UK, 2000. – Р. 3-4. (0,44 р.р.).
33.Vlasov P. K. Experimental research of the relationship between manager’s attitude and strategy of problem solving / P.K.Vlasov /// Xth European Congress of Psychology. Prague. 3-8 July 2007. (0,13/0,1 р.р.).
34.Vlasov P.K. Morphology of organizational vision. / P.K.Vlasov // XXIX International congress of Psychology. Centrum ICC Berlin 20-25.07.08. (0,13 р.р.).
35.Vlasov P.K., Kiseleva A.A. Structure of sensemaking in organisational communication/ P.K.Vlasov // The 11th European Congress of Psychology, Oslo, Norway 7.-10. July 2009. (0,2/0,15 р.р.).
36.Vlasov P.K., Kiseleva A.A. Morphology of organizational vision. / P.K.Vlasov //The 12th European Congress of Psychology, Istanbul, Turkey 4.-8. July 2011. (0,19/0,15 р.р.)р
37. Власов П.К.,Киселева А.А. Структура смыслопроизводства в организации / Власов П. К. // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции 27-28 сентября 2012 г. Тольятти, Самара 2012. (13,31/9,4 п.л.).
38.Власов П.К., Киселева А.А. Метафоры в самоописании организаций / Власов П. К. // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21-23.10.2014, СПб, Россия. (1,42/0,9 п.л.).
39.Vlasov P.K., Kiseleva A.A. Method of meaning reconstruction and enterprisers’ image / P.K.Vlasov //EUROPEAN ACADEMIC ASSEMBLY, Краков, Польша, 10-11.12.2014. (1,3/0,9 п.л.).
40.Vlasov P.K., Kiseleva A.A. Defence of dissertarion as method of evaluation of concept’s scientific value.Global competetition on the markets for labor, education and innovations, San Francisco, California, B&M Publishing, May, 2014 (0,56/0,35 р.р.).