Обоснованная характеристика современного развития системы обеспечения качества военно-профессионального образования специалистов в зарубежных военных вузах (США, Великобритании, Германии, Франции) и выявленные ее особенности: сохранение исторической самобытности в оценке качества военно-профессионального образования; создание дифференцированной системы оценки качества профессионального образования обучающихся из разных стран; ориентированность оценки уровня профессионального образования на международный характер выполнения основных задач в различных театрах боевых действий; оперативное реагирование системы оценки качества на возрастающие требования к подготовке различных категорий офицерских кадров и др.
2. Разработанные основные концептуальные положения педагогической системы обеспечения качества военно-профессионального образования как современной парадигмы: выполнение государственного заказа (квалификационных требований) на качественную военно-профессиональную подготовку курсантов военных вузов; совершенствование системы управления военно-профессионального образования на основе качественных параметров; повышение роли воспитательной среды в обеспечение качества подготовки военных кадров; внедрение технологии менеджмента качества в образовательный процесс военных вузов; использование в деятельности преподавательского состава инновационных оценочных процедур; создание адаптированной к войсковой практике учебно-материальной базы и др.
Обоснованная концепция развития педагогической системы обеспечения качества военно-профессионального образования, представляющая собой совокупность инновационных целевых установок и приоритетных направлений подготовки военных кадров в современных условиях; структура данной концепции, включающая: системное обоснование качественных параметров военно-профессионального образования; корректировку требований государственного кадрового заказа к качеству подготовки военных специалистов; определение основных целей и задач качественного военного образования; оптимизацию структуры и содержания педагогической системы; совершенствование учебно-материальной базы; поэтапную реализацию концепции в Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж).
Выявленная сущность процесса обеспечения качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, которая заключается в определении качественных приоритетов, ориентированных на изменяющиеся потребности войсковой практики, и их интеграции в вариативную образовательную среду военных вузов; структура, систематизированная на основе сочетания традиционных элементов процесса и новых, обоснованных в диссертации закономерностей, противоречий, принципов и форм.
3. Проверенная опытно-экспериментальным путем и внедренная концепция, разработанная на основе моделирования обеспечения качества профессиональной подготовки (международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, 9001-2001), Total Quality Management (TQM), EFQM, «Внутри- вузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»), и поэтапно реализованная в экспериментальных вузах.
Экспериментально подтверждённые критерии качества военно-профессионального образования обучающихся, включающие оценку учебно-методического, кадрового, научно-исследовательского, воспитательного обеспечения, текущей и итоговой успеваемости, а также «отсроченных» результатов подготовки офицеров.
4. Обоснованные в опытно-экспериментальной работе системные пути обеспечения качества военно-профессионального образования обучающихся в военных вузах:
- моделирование управленческих решений по обеспечению качества военно-профессионального образования обучающихся на основе соблюдения следующих условий: формирования единого информационно-образовательного пространства военного вуза; реализации мониторинга качества подготовки военных специалистов; фундаментализации содержания и технологий военно- профессиональной подготовки; актуализации профессионально-нравственных ценностей и приоритетов в военном вузе; повышении мотивации преподавателей и курсантов на достижение оптимального результата военно- профессиональной подготовки и др.;
- совершенствование процедуры диагностирования и прогнозирования качества военно-профессионального образования курсантов, реализуемое через следующие педагогические условия: уточнение технологии процедур диагностирования и прогнозирования качества обеспечения военно-профессионального образования; определение методологии и методики оценки качества обеспечения военно-профессионального образования и др.;
- формирование воспитательной среды как основы качества военно-профессионального образования офицерских кадров путем реализации следующих педагогических условий: творческого осмысления отечественного и зарубежного опыта формирования образовательной среды в военно-учебных заведениях; внедрения теоретико-методологических подходов к использованию воспитательного потенциала на основе междисциплинарных связей; генерализации технологических оснований управления качеством воспитательной среды военного вуза и др.;
- научно-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава к обеспечению качества профессионального образования в военных вузах, реализуемая посредством: оптимизации целеполагания, проектирования и структурирования оценочных процедур; повышения эффективности организации документооборота при проведении педагогического мониторинга; разработки методических рекомендаций по использованию передового и инновационного опыта оценки и контроля качества обучения и воспитания курсантов и др.
2.Ларина, Т.В. Технология контроля внеаудиторного чтения на старших курсах: монография / Т.В. Ларина. - Воронеж: ВАИУ, 2011. - 78 с. (4,9 п.л.).
3.Ларина, Т.В. Оценка качества образования курсантов: монография / Т.В. Ларина. - Воронеж: «ВУНЦ ВВС ВВА», 2014. - 243 с. (15,2 п.л.).
4.Ларина, Т.В. Профессионально-ориентированная ситуация в педагогическом процессе / Т.В. Ларина // Мир образования – образование в мире. - 2006. - № 3. - С. 54-59 (0,7 п.л.).
5.Ларина, Т.В. Использование метода проектов при обучении иностранным языкам в военных вузах / Т.В. Ларина, Н.В. Багрянская // Вестник Воронежского авиационно-инженерного университета. - 2009. - № 1. - C. 193-195 (0,7 п.л.).
6.Ларина, Т.В. Современные подходы к системе контроля в высшей школе / Т.В. Ларина // Культурная жизнь юга России. - 2010. - № 3. - С. 25-26 (0,6 п.л.).
7.Ларина, Т.В. Психолого-педагогические особенности мониторинга, диагностики и контроля в образовательном процессе вуза / Т.В. Ларина, А.В. Белошицкий // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 5. - С. 73-75 (0,7 п.л.).
8.Ларина, Т.В. Оценка степени сформированности исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы / Т.В. Ларина, Т.И. Большакова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Выпуск 10(102). - С. 154-157 (0,8 п.л.).
9.Ларина, Т.В. Интегративный педагогический контроль: функции преподавателя // Культурная жизнь юга России. - 2011. - № 5 (43). - С. 39-41 (0,5 п.л.).
10.Ларина, Т.В. Электронный портфолио курсанта в исследовании проблем интегративного педагогического контроля / Т.В. Ларина, Н.В. Губина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-технического института. - 2012. -Выпуск 12. - С. 48-51 (0,75 п. л.).
11.Ларина, Т.В. Интегративный педагогический контроль как компонент образовательного процесса военного вуза / Т.В. Ларина // Перспективы науки. -2012. - №5 (32). - С. 281-284 (0,55 п.л.).
12.Ларина, Т.В. Полипарадигмальный подход как фактор развития интегративного педагогического контроля в образовательном процессе военного вуза / Т.В. Ларина // Вестник Военного университета. - 2012. - № 2 (30). - С. 15-19 (0,6 п.л.).
13.Ларин, Т.В. Социализация личности курсанта как основа формирования личностной и социальной компетенций будущих военных специалистов / Т.В. Ларина, Л.Н. Бабкова // Глобальный научный потенциал. - 2012. -№ 10 (19). - С.198-200 (0,7 п.л.).
14.Ларина, Т.В. Проблемы информационной культуры современной молодежи и критерии ее оценки / Т.В. Ларина, С.А. Лещенко // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Том 8. - № 10.2. -С. 51-54 (0,6 п.л.).
15.Ларина, Т.В. Системный подход к проблеме диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов / Т.В. Ларина, Ю.С. Леонтьева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Том 9. - № 3.2. - С. 78-80 (0,7 п.л.).
16.Ларина, Т.В. Качество подготовки офицерских кадров в условиях реализации уровневой системы на основе ФГОС ВПО / Т.В. Ларина, В.В. Гладких // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. -Том 9. - № 5.2. - С. 19-21 (0,8 п.л.).
17.Ларина, Т.В. Функции дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов в повышении качества военного образования / Т.В. Ларина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Том 10. - № 3.2. - С. 142-144 (0,6 п.л.).
18.Ларина, Т.В. Особенности обеспечения качества профессиональной подготовки офицерских кадров в зарубежных странах / Т.В. Ларина // Мир образования – образование в мире. - 2014. - №3. - С. 89-96 (0,5 п.л.).
19.Ларина Т.В. Историко-педагогические аспекты обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов / Т.В. Ларина // Мир образования – образование в мире. - 2014. - № 4. - С. 13-20 (0,8 п.л.).
20.Ларина, Т.В. Профессиональное становление будущих военных специалистов на основе иноязычных видеоматериалов / Т.В. Ларина, С.А. Бакленева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 4). - С. 822-825 (0,75 п.л.).)
21.Ларина Т.В., Бакленева С.А. Уровни языковой подготовки в военно-профессиональном образовании / Т.В. Ларина, С.А. Бакленева // Мир образования – образование в мире. - 2015. - № 1. - С. 93-99 (0,8 п.л.).