Научная тема: «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Парадигмальная стратегия «образование для успеха», интегрирующая в профессиональном образовании личностно и социально ориентированные подходы, в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров в вузе предполагает ее целевую направленность на формирование у студентов готовности к успешной социально-педагогической деятельности на основе применения системно-деятельностного подхода как ведущего методологического основания подготовки.
  2. Системно-деятельностный подход как методологическое основание профессиональной подготовки социально-педагогических кадров в вузе представляет собой специфический метод системной организации целостного образовательного процесса как единства разных видов деятельности студентов (учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, вне-учебной, социокультурной), целесообразно организованных и педагогически скоординированных для достижения главной образовательной цели - формирования социально-профессионально-личностной готовности студентов к успешной социально-педагогической деятельности.
  3. Системная готовность к социально-педагогической деятельности рассматривается как интегративное качество личности, представляющее собой целостную совокупность взаимообусловленных профессиональных, метапрофессиональных и эмоционально-психических качеств личности, отражающих статически и динамически значимые характеристики и свойства человека, которые обеспечивают успешность социально-педагогической деятельности на основе целенаправленно сформированной когнитивно-операциональной готовности к деятельности, направленности на нее, профессионально-психической пригодности и социально-профессионально-личностной адаптивности.
  4. Успешность как интегративный критерий системной готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности представляет собой способность систематически достигать осознанно поставленных целей в личностно и социально значимых видах деятельности разной направленности (учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, внеучебной, социокультурной).
  5. Концептуальная модель системно-деятельностной подготовки студентов вуза к успешной социально-педагогической деятельности включает следующие компоненты: целевой - формирование социально-профессионально-личностной готовности студентов к успешной социально-педагогической деятельности; субъектный - личностно-ориентированная направленность подготовки, обеспечивающая личностное усвоение студентами ее содержания, реализуемого в разнообразных деятельностных формах; деятельностный - деятельностная интерпретация образовательного процесса как единства разных видов деятельности студентов (учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, внеучебной, социокультурной), целесообразно организованных и педагогически скоординированных для достижения образовательной цели; управленческий - субъектно ориентированное управление образовательным процессом, обеспечивающее расширение субъектных функций студентов в процессе подготовки, их более активное вовлечение в разные формы самоорганизации и самоуправления.
  6. Реализация в практике подготовки социально-педагогических кадров в вузе разработанной концептуальной модели обеспечивается комплексом дидактических условий формирования системной готовности студента вуза к социально-педагогической деятельности, который включает:
    • развитие профессионального самосознания как интегрирующего фактора, обеспечивающего личностное усвоение студентами содержания профессиональной подготовки, представленного в разных видах деятельности студентов (учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, внеучебной, социокультурной);
    • целостное погружение в профессионально-ориентированную деятельность, которое реализуется посредством насыщения учебной, научно-исследовательской, внеучебной, волонтерской и социокультурной деятельности студентов профессионально ориентированными формами работы, педагогически скоординированными на достижение цели системно-деятельностной подготовки;
    • партисипативное управление деятельностью студентов, которое обеспечивает расширение субъектных функций студентов в процессе подготовки, переходу их в позицию самоорганизации и самоуправления при сохранении управленческой функции преподавателя, обеспечивающей организационную интеграцию деятельности участников образовательного процесса в соответствии с образовательными целями.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Тоистева, О. С. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях : моногр. / И. А. Ларионова, О. С. Тоистева. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005. – 194 с. (12,1/6,05 п. л.).

2.Тоистева, О. С. Девиантное поведение подростков в истории отечественной педагогики : моногр. / О. С. Тоистева, Т. С. Дорохова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – 139 с. (8,7/4,3 п. л.).

3.Тоистева, О. С. Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности: системно-деятельностный подход : моногр. / О. С. Тоистева. – Екатеринбург : ООО ИД «Ажур», 2015. – 208 с. (12,09 п. л.).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ для публикации результатов диссертационных исследований

4.Тоистева, О. С. Девиантное поведение подростков как следствие их образовательной неуспешности / О. С. Тоистева, М. А. Галагузова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 31–34 (0,2/0,1 п. л.).

5.Тоистева, О. С. Девиантность одаренности / О. С. Тоистева // Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 1. – С. 204–208 (0,25 п. л).

6.Тоистева, О. С. Социально-педагогическая деятельность по социализации подростков девиантного поведения в образовательном процессе / О. С. Тоистева // Образование и наука. Изв. Уро РАО. – 2009. – № 8 (65). – Т. 2. – С. 28–35 (0,4 п. л.).

7.Тоистева, О. С. Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения / О. С. Тоистева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11. – С. 152–160 (0,5 п. л.).

8. Тоистева, О. С. Структура и содержание готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях / О. С. Тоистева // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). – 2009. – № 13. – С. 252–259 (0,4 п. л.).

9.Тоистева, О. С. Профессиональная и личностная успешность социального педагога как основа его готовности к работе с подростками девиантного поведения / О. С. Тоистева, Б. М. Игошев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 3. – С. 10–18 (0,5/0,3 п. л.).

10.Тоистева, О. С. Профессиональное самоопределение подростков с де-виантным поведением / О. С. Тоистева // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 257–259 (0,1 п. л.).

11.Тоистева, О. С. Проблемы профессионального выбора у дезадаптированных подростков / О. С. Тоистева // Профессиональное образование. – 2010. – № 6. – С. 45–46 (0,1 п. л.).

12.Тоистева, О. С. Информационное сопровождение практики как фактор успешности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов / О. С. Тоистева, А. В. Анисимова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 6. – С. 5–14 (0,6/0,3 п. л.).

13.Тоистева, О. С. Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения / О. С. Тоистева // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 4. – С. 60–64 (0,25 п. л.).

14.Тоистева, О. С. Системно-деятельностный подход как методологическое основание подготовки социально-педагогических кадров в вузе / О. С. Тоистева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – № 6. – С. 144–149 (0,3 п. л).

15.Тоистева, О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О. С. Тоистева // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 198–202 (0,25 п. л).

16.Тоистева, О. С. К вопросу о профессиональном самосознании будущего социального педагога / О. С. Тоистева // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 3. – С. 110–113 (0,2 п. л).

17.Тоистева, О. С. Технология контекстного обучения в подготовке социальных педагогов в вузе / О. С. Тоистева // Дискуссия. – 2015. – № 3(55). -С. 128-132 (0,46 п.л.).

18.Тоистева, О. С. Партисипативный подход как дидактическое условие в профессиональной подготовке будущего социального педагога / О. С. Тоистева // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3.С. 26-34 (0,5 п.л.).

Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы

19.Тоистева, О. С. Работа социального педагога с подростками девиа-нтного поведения в общеобразовательных учреждениях : программа спецкурса / О. С. Тоистева. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2001. – 31 с. (1,5 п. л.).

20.Тоистева, О. С. Педагогические условия формирования готовности будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях : метод. рекомендации / О. С. То-истева. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2002. – 41 с. (1,9 п. л.).

21.Тоистева, О. С. Социальная педагогика : учеб. программа / О. С. То-истева. – Екатеринбург : изд-во УрГПУ, 2012.- 22 с.(1,4 п.л.).

22.Тоистева, О. С. Профессиональная ориентация подростков как коррекция их девиантного поведения : учеб. пособие / О. С. Тоистева. – Екатеринбург : изд-во УрГПУ, 2012. – 117 с. (8 п. л.).

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций

23.Тоистева, О. С. Теоретические подходы к понятию «подростки с де-виантным поведением» / О. С. Тоистева // Управление организационным развитием социально-экономических систем : сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. (25-26 апреля 2002 г., г. Челябинск) – Челябинск : изд-во ЮУрГУ, 2002. – С. 322–324 (0,1 п. л.).

24.Тоистева, О. С. Особенности социально-педагогической деятельности / О. С. Тоистева // Наука. – 2003. – № 2. – С. 49–51 (0,1 п. л.).

25.Тоистева, О. С. Развитие профессионального самосознания будущего социального педагога / О. С. Тоистева // Педагогическая наука и образовании : сб. науч. ст. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2003. – С. 88–91 (0,2 п. л.).

26.Тоистева, О. С. Целостное погружение студентов в профессионально-ориентированную деятельность в процессе подготовки к работе с подростками девиантного поведения / О. С. Тоистева // Педагогическая наука и образование : сб. науч. ст. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2003. – С. 91–94 (0,2 п. л.).

27.Тоистева, О. С. Гуманистические подходы В. А. Сухомлинского по коррекции трудновоспитуемых подростков / О. С. Тоистева // В. А. Сухом-линский и современная школа Урала, Сибири : матер. регион. науч.-практ. конф. (12–14 марта 2003 г., г. Оренбург). – Ч. 3. – Оренбург : изд-во ОГПУ, 2003. – С. 285–288 (0,2 п. л.).

28.Тоистева, О. С. Подготовка студентов факультета социальной педагогики к работе с подростками девиантного поведения / О. С. Тоистева // Науч.-метод. обеспечение проф. подготовки студентов : матер. межвуз. науч.-практ. конф. (11 марта 2003 г., г. Челябинск). – Челябинск : изд-во ЧГАКИ, 2003. – С. 149–154 (0,3 п. л.).

29.Тоистева, О. С. Индивидуализация содержания образования студентов высшего учебного заведения / О. С. Тоистева // Наука. –2004. – № 1. – С. 35–36 (0,06.).

30.Тоистева, О. С. Воспитание в системе психолого-педагогического образования студентов инженерных специальностей / О. С. Тоистева // Индустриально-инновационное развитие Казахстана: проблемы и перспективы : матер. меж-дунар. науч.-практ. конф. (29–30 марта 2005 г., г. Костанай). – Костанай : изд-во КИнЭУ, 2005. – С. 145–148 (0,2 п. л.).

31.Тоистева, О. С. Педагогическая культура преподавателя вуза : общее и особенное / О. С. Тоистева // Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения : матер. междунар. науч.-практ. конф. (24–26 октября 2005 г., г. Челябинск). – Челябинск : изд-во ЧГПУ, 2005. – С. 100–104 (0,25 п. л.).

32.Тоистева, О. С. Педагогические вопросы работы с подростками девиант-ного поведения / О. С. Тоистева // Достояние нации. Науч. прил. междунар. науч.-пед. журнала «Высшая школа Казахстана». – 2006. – № 2. – С. 162–166 (0,25 п. л.).

33.Тоистева, О. С. К вопросу о проблеме успешности в развитии личности / О. С. Тоистева // IЗДЕНIС – Поиск. Науч. прил. междунар. науч.-пед. журнала «Высшая школа Казахстана». – 2006. – № 4. – С. 277–280 (0,2 п. л.).

34.Тоистева, О. С. Развитие профессионального самосознания педагога как условие эффективности педагогического общения / О. С. Тоистева // Проблемы создания единого образовательного пространства : в 2 ч. – Ч. 2 : матер. междунар. науч.-практ. конф. – Н. Новгород : изд-во ВГИПА, 2006. – С. 154–157 (0,4 п. л.).

35.Тоистева, О. С. О некоторых подходах к управлению деятельностью студетов / О.С. Тоистева // IЗДЕНIС – Поиск. Науч. прил. междунар. науч.-пед. журнала «Высшая школа Казахстана». – 2007. – № 4(2). – С. 275–279 (0,25 п. л.).

36.Тоистева, О. С. Целеполагание как основа формирования успешности подростков в профессиональной подготовке социального педагога / О. С. Тоистева // Профессиональное образование: от теории к практике : сб. науч. тр. : матер. II всеросс. интернет-конф. (март–апрель 2007 г., Новосибирск). – Новосибирск, 2007. – № 2. – С. 191–199 (0,5 п. л.).

37.Тоистева, О. С. К вопросу об управлении деятельностью студентов / О. С. Тоистева // Высшая школа Казахстана. – 2007. – № 2. – С. 106–110 (0,25 п. л.).

38.Тоистева, О. С. Необходимость активного включения студентов в научно-исследовательскую деятельность высшей школы / О. С. Тоистева // Актуальные проблемы казахстанской этнопсихологии и этнопедагогики на первом этапе страны : матер. регион. науч.-теор. конф. (23 февраля 2007 г., г. Алма-ты) / Казахский нац. ун-т им. Аль-Фараби ; Центр этнопсихологии и этнопе-дагагики им. акад. Т. Т. Тажибаева. – Алматы : изд-во КазНУ, 2007. – С. 228– 230 (0,1 п. л.).

39.Тоистева, О. С. Девиантного поведения подростков как проблема социальной педагогики / О. С. Тоистева // БIЛIМ – Образование. – 2007. – № 4. – С. 123–126 (0,2 п. л.).

40.Тоистева, О. С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема / О. С. Тоистева // Валихановские чтения – 12 : матер. междунар. науч.-практ. конф. (20–22 апреля 2007 г., Кoкшетау). – Кокшетау : изд-во Кокшетауский гос. ун-т им. Ш. Уалиханова, 2007. – С. 409–414 (0,3 п. л.).

41.Тоистева, О. С. Основы формирования образовательной и профессиональной успешности / О. С. Тоистева // Nowoczesnych naukowych osiagniec – 2008 : materialy IV miedzynrodowej naukowi-prakycznej konferencji Pedagog-iczne nauki. – Pizemysl, 2008. – С. 45–52 (0,4 п. л).

42.Тоистева, О. С. Успешность личности как важный фактор социальной адаптации подростков девиантного поведения / О. С. Тоистева // Высшая школа Казахстана. – 2009. – № 1. – С. 99–103 (0,25 п. л.).

43.Тоистева, О. С. Структура системы образования и профессиональной ориентации подростка девиантного поведения / О. С. Тоистева // Социально-педагогическая поддержка ребенка : матер. междунар. науч.-практ. конф. (6 ноября 2009 г., Москва). – М. : изд-во АПКиППРО, 2009. – С. 154–156 (0,2 п. л.).

44.Тоистева, О. С. Проблема девиантности поведения одаренных детей / О. С. Тоистева // Социальная педагогика: традиции и инновации : матер. Всерос. конгресса соц. педагогов с междунар. участием (18–21 марта 2009 г., Екатеринбург) : в 4 ч. – Екатеринбург : изд-во УрГПУ, 2009. – Ч. 2. – С. 173–177 (0,3 п. л.).

45.Тоистева, О. С. Профессиональная деятельность социального педагога в процессе образовательной адаптации подростков девиантного поведения / О. С. Тоистева // PEDAGOGIK MAHORAT. – 2009. – № 4. – С. 42–46 (0,25 п.л).

46.Тоистева, О. С. Проблемные методы обучения как средство творческого развития студентов / О. С. Тоистева // Материалы методологического и метод. семинара Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Вып. № 5. – С. 149–158 (0,5 п. л.).

47.Тоистева, О. С. Психолого-педагогическая сущность и структура системной готовности к социально-педагогической деятельности / О. С. Тоистева // Городу-герою Смоленску 1150 лет : сб. науч. ст. – Смоленск, 2013. – С. 256–266 (0,6 п. л).

48.Тоистева, О. Осознанное целеполагание в готовности выпускника вуза к профессиональной социально-педагогической деятельности / О. С. Тоистева // Вестник соц.-гуманитарного обр. и науки. – 2013. –№ 2. – С. 41–45 (0,25 п.л.).

49.Тоистева, О. С. Фактор успешности в социально педагогической реабилитации подростков девиантного поведения / О. С. Тоистева // Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социальных компетенций (28–30 марта 2013 г., Уфа) : матер. всерос. науч.-практ. конф. – Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. – С. 85–89 (0,3 п. л).

50.Тоистева, О. С. Технологическое обеспечение педагогического процесса в формировании системной готовности студентов обучения в вузе / О. С. Тоистева // Zbior raportow naukowych. «Nauka wswicie wspolczesnym. Lodz. Wydawca: Sp.z.o.o. «Diamond trading tour», 2013. – С. 116–121 (0,3 п. л).

51. Тоистева, О. С. Интегративно-деятельностный подход как стратегически значимый ориентир в подготовке социальных педагогов в вузе / О. С. Тоистева // Вестник соц.-гуманитарного обр. и науки. – 2013. – № 4. – С. 65–68 (0,2 п. л).

52. Тоистева, О. С. Мотивационно-ценностный компонент готовности выпускника вуза к профессиональной социально-педагогической деятельности / О. С. Тоистева // Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория, практика : матер. XXII междунар. соц.-пед. чтений (29 марта 20014 г., Москва). – М.: [б. и.], 2014. – С. 222–225 (0,2 п. л).

53. Тоистева, О. С. Деятельностно ориентированные технологии в обучении будущих социальных педагогов в вузе / О. С. Тоистева // Вестник соц. гуманитарного обр. и науки. – 2014. – № 4. – С. 75–78 (0,2 п. л.).