- Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой процесс целенаправленной педагогически управляемой активизации реабилитационного потенциала ребенка, обучения его навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построения отношений с социальной средой, формирования социальной позиции и личностного статуса в социуме, включения в специальные программы, мероприятия, ориентированные на достижение его социальной адаптации и интеграции в общество, а также создания для этого оптимальных условий и социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, опоры на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности.
- Огромным потенциалом социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, способствующей социализации ребенка, функционально и содержательно дополняется физкультурно-оздоровительной деятельностью, более успешно обусловливающей адаптированность и самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей формировать опыт ценностного поведения, здоровьесбережения, обеспечивая реабилитационный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Содержание процесса социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой совокупность образовательных, оздоровительных, профилактических, рекреационных и других мероприятий, направленных на педагогическую поддержку в реализации потенциальных возможностей ребенка; нивелирование негативного воздействия внешних факторов, создающих препятствия для благоприятного развития детей в процессе их вхождении в социум, целенаправленное обучение навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, достижение социальной адаптации и интеграции в общество на основе включения ребенка в разнообразные формы социальной активности и физической культуры.
- Реабилитационный потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности основан на: синкретизме физкультурно-оздоровительной деятельности, т.е. совокупности форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности, которая учитывает специфику восприятия ребенком мира в его целостности; объединении детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, совместной деятельностью, общими ощущениями и эмоциями; полноте и позитивности восприятия окружающей среды, обусловленной эмоциональностью, оптимистичностью и двигательной активностью форм физкультурно-оздоровительной деятельности, предотвращающих болезненные проявления у детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличении контактов и активности самих детей с целью удовлетворения потребности в познании, общении, исключении эмоционального дефицита; чередовании видов физической активности, смене видов деятельности, связанных с эмоциональными переживаниями детей, изменение ролевых и статусных позиций, дающих возможность ребенку проявить свой потенциал, ощутить собственную значимость и веру в свои силы, адаптироваться в социальном пространстве.
- Разработанная нами педагогическая технология социально- педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой научно-теоретическое структурирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, построенного на основе целевого, концептуального, содержательного и контрольно-оценочного блоков, включающих цель, задачи, методологические подходы (системный, интегрированный, личностно-деятельностный, гуманистический, технологический), принципы, этапы (стратегического планирования, прогностический, реабилитационно-сопроводительный, активно-реабилитационный), компоненты (мотивационно-ценностный, эмоционально-регулятивный, когнитивный, коммуникативный, социальный, поведенческий), методическое обеспечение, диагностический инструментарий, уровни (критический, достаточный, оптимальный), критерии и педагогические условия эффективности данного процесса.
- Эффективность социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности может быть существенно повышена, если: социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде школы рассматривается в качестве одной из задач образовательного процесса; определено содержание и актуализированы социализирующие возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующие повышению реабилитационного потенциала младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; разработана и внедрена в образовательный процесс школы технологию социально-педагогической реабилитации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, определены ее структурные составляющие и условия функционирования; реализована процессуальная сторона социально-педагогической реабилитации с включением в структуру учебных и самостоятельных занятий средств и методов физкультурно-оздоровительной направленности, с учетом условий жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, характера заболевания и реальных возможностей; представлено социально- педагогическое диагностирование, обеспечивающее оценку результативности технологизации социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности и возможности его прогнозирования и коррекции.
1. Мукина, Е.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность в социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.Ю.Мукина. – Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2014. – 298 с. (19 п.л.)
2.Мукина, Е.Ю. Технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности: монография / Е.Ю.Мукина. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина», 2014. – 162 с. (10 п.л.)
3.Мукина, Е.Ю. Социально-педагогическая реабилитация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.Ю.Мукина. – Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2014. – 143 с. (9 п.л.)
4.Мукина, Е.Ю. Координационные способности младших школьников СМГ: монография / Е.Ю.Мукина. – Germany, LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 192 с. (12 п.л.)
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях
5.Мукина, Е.Ю. Использование системного подхода в изучении физиологических механизмов компенсации нарушенных функций / Е.Ю.Мукина, Г.И.Дерябина // Культура физическая и здоровье. – 2009. – № 1 (20). – С. 74-75. (0,15 п.л./авторский вклад 0,1 п.л.).
6.Мукина, Е.Ю. Анализ состояния детской заболеваемости в России в свете снижения общей культуры здоровья населения / Е.Ю.Мукина, Ю.Ю.Мелихов // Культура физическая и здоровье. – 2011. – № 6 (36). – С. 54-56. (0,25 п.л./авторский вклад 0,15 п.л.).
7.Мукина, Е.Ю. Социокультурная анимация в физическом воспитании детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / Е.Ю.Мукина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 11 (115). – С. 222-226 (0,3 п.л.).
8.Мукина, Е.Ю. Подвижные игры как средство интеграции глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста / Е.Ю.Мукина, А.В.Карвацкий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12 (116). – С. 199-205. (0,6 п.л./авторский вклад 0,45 п.л.).
9.Мукина, Е.Ю. Методика кинезитерапии при нарушениях осанки и сколиозах детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / Е.Ю.Мукина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 8 (124). – С. 167-173 (0,6 п.л.).
10.Мукина, Е.Ю. Занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности в адаптивной физической рекреации детей с последствиями детского церебрального паралича / Е.Ю.Мукина, Г.И.Дерябина, В.Л.Лернер // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 9 (125). – С. 178-184. (0,6 п.л./авторский вклад 0,2 п.л.).
11.Мукина, Е.Ю. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий с использованием пневмотренажеров на психомоторное состояние детей с ДЦП / Е.Ю.Мукина, Г.И.Дерябина, В.Л.Лернер // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 11 (127). – С. 198-194 (0,6 п.л./авторский вклад 0,2 п.л.).
12.Мукина, Е.Ю. Координационная подготовка в системе факторов результативности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах / Е.Ю.Мукина, А.Ю.Бокин // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 12 (058). – С. 225-229 (0,4 п.л./авторский вклад 0,2 п.л.).
13.Мукина, Е.Ю. Социальная ситуация развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю.Мукина // Наука и бизнес: пути развития. – 2014. – № 4 (34). – С. 17-19 (0,25 п.л.).
14.Мукина, Е.Ю. Ограниченные возможности здоровья ребенка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор / Е.Ю.Мукина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 6 (134). – С. 122-132 (0,6 п.л.).
15.Мукина, Е.Ю. Современные подходы к социально-педагогической реабилитации в теории и практике педагогической науки / Е.Ю.Мукина, А.С.Стрекалов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 7 (135). – С. 30-40 (0,9 п.л./авторский вклад 0,8 п.л.).
16.Мукина, Е.Ю. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю.Мукина // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 8-10. (0,15 п.л.).
17.Мукина, Е.Ю. Возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю.Мукина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 4 (60) (июль-август). – С. 95-100 (0,6 п.л.).
18.Мукина, Е.Ю. Физическая рекреация как средство социально-педагогической реабилитации / Е.Ю.Мукина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 7. – С. 152-159 (0,6 п.л.).
19.Мукина, Е.Ю. Социально-педагогическая интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю.Мукина // Наука и бизнес: пути развития. – 2014. – № 8 (38). – С. 31-34 (0,2 п.л.).
Научные статьи и материалы конференций
20. Мукина, Е.Ю. Организация оздоровительно-коррекционной работы детей с задержкой психического развития / Е.Ю.Мукина // Восток– Россия–Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: материалы XV Междунар. симпозиума. – Красноярск: СибГАУ, 2011. – С. 87-93 (0,4 п.л.).
21.Мукина, Е.Ю. Современные подходы к работе с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е.Ю.Мукина // Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГУ, 2011. – С. 126-133 (0,4 п.л.).
22.Мукина, Е.Ю. Использование средств социально-культурной анимации в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / Е.Ю.Мукина // Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГУ, 2012. – С. 88-96 (0,5 п.л.).
23.Мукина, Е.Ю. Особенности развития двигательных координационных способностей детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е.Ю.Мукина // Адаптивная физическая культура: Новые педагогические технологии: материалы I Междунар. заочн. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГУ, 2014. – С. 82-87 (0,3 п.л.).
24.Мукина, Е.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю.Мукина // Материалы Международной конференции по формированию здорового образа жизни и организации здорового питания обучающихся. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2014. – С. 346-353. (0,4 п.л.).
25.Мукина, Е.Ю. Содержание и направленность развития двигательных координационных способностей детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е.Ю.Мукина // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – С. 179-183 (0,2 п.л.).
26.Мукина, Е.Ю. Развитие двигательных координационных способностей детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е.Ю.Мукина // Дети России образованы и здоровы: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во РГУФКСи, 2011. – С. 26-32 (0,4 п.л.).
27.Мукина, Е.Ю. Организация физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е.Ю.Мукина // VII Державинские чтения. – Тамбов: ТГУ, 2011. – С. 118-127 (0,6 п.л.).
28.Мукина, Е.Ю. Проблематика физического воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе / Е.Ю.Мукина, Ю.Ю.Мелихов // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: материалы I Общерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГУ, 2011. – С. 58-64. (0,4 п.л./авторский вклад 0,3 п.л.).
29.Мукина, Е.Ю. Физическая культура и спорт как средство интеграции инвалидов / Е.Ю.Мукина, А.В.Карвацкий // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: материалы I Общерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГУ, 2011. – С. 65-74. (0,4 п.л./авторский вклад 0,3 п.л.).
30.Мукина, Е.Ю. Организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе / Е.Ю.Мукина, И.В.Ониани // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: материалы I Общерос. науч.-практ. конф. – Тамбов: ТГУ, 2011. – С. 75-83. (0,6 п.л./авторский вклад 0,5 п.л.).
31.Мукина, Е.Ю. Коррекция плоскостопия у детей 7–10 лет средствами адаптивной физической культуры / Е.Ю.Мукина // ХVII Державинские чтения. – Тамбов: ТГУ, 2012. – С. 134-139 (0,3 п.л.).
32.Мукина, Е.Ю. Педагогический потенциал досуга в развитии младших школьников специальных медицинских групп / Е.Ю.Мукина // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы VII Междунар. форума. – Тамбов: ТГУ, 2012. – С. 128-135 (0,4 п.л.).
33.Мукина, Е.Ю Содержание занятий плаванием коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП / Е.Ю.Мукина, М.В.Бударин, В.И.Лернер // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – Тамбов, 2013. – № 1. – С. 27-35. (0,3 п.л./авторский вклад 0,2 п.л.).
34.Мукина, Е.Ю. Анализ уровня физкультурной образованности родителей детей, обучающихся в начальных классах / Е.Ю.Мукина // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГИФК, 2013. – С. 68-74. (0,4 п.л.).