- Историко-педагогические, социально-экономические и социокультурные предпосылки взаимодействия среднего профессионального образования и производства характеризуются усилением потребности в более совершенном взаимодействии колледжей с региональными бизнес-структурами. Прежняя модальность их взаимодействия, присущая «индустриальному» обществу, на основе вертикально-отраслевой интеграции в современных «постиндустриальных» условиях изменяется, прежде всего, на основе региональной кластерно-сетевой интеграции. Это позволяет обеспечить необходимую социально-экономическую и персонифицированную направленность профессиональной подготовки кадров, максимально удовлетворив потребности каждого ее субъекта, тем самым, обеспечив стабильность и поступательное развитие региона и общества в целом.
- Концепция системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами в профессиональной подготовке кадров, представляющая собой теоретическое обоснование новой модальности межсекторального взаимодействия, основанного на принципах тройной спирали. Система выступает в трех измерениях: как особое объединение с определенным территориальным охватом; как особая сетевая организация, имеющая определенную специализацию и основанная на интерактивных инновациях; как особый деловой проект - кластерная инициатива. Ее важнейшими свойствами являются: интерсубъективность, рефлексивность, консенсус-ориентированность, устойчивость. Возникающая в такой системе синергия взаимодействия создает инфроструктурный, ресурсный, информационный, организационно-технический эффекты и придает ее субъектам способность к саморазвитию. Особенности функционирования и развития системы состоят в том, что эти процессы нелинейны, предполагают фрактальные скачки и ветвление векторов развития, а также переориентацию с эффектов масштабов на эффекты разнообразия, с конкуренции на конкордацию.
- Комплекс матричных моделей, всесторонне представляющий систему регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес- структурами в профессиональной подготовке кадров, отражает содержательные, процессуальные, компонентные, типологические, уровневые и другие характеристики в трех базовых модусах этой системы: как социального действия; как взаимодействия социальных субъектов; как социокультурного феномена. Из чего следует констатация трех основополагающих родовых характеристик системы - ее субъектная, деятельностная и социокультурная природа, учет которых позволяет оптимизировать взаимодействия на процесс и результат профессиональной подготовки кадров в интересах личности, общества и производства.
- Организационно-технологическое и нормативно-методическое обеспечение для реализации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами в профессиональной подготовке кадров представляет собой сложную структурированную целостность, в пределах которой осуществляется непрерывное преобразования внутреннего потенциала системы через внешне организованную само - и взаимодеятельность ее субъектов. Она основана на новом коллективном поведении субъектов взаимодействия, получившем название «деятельное сообщество». Оно является инвариантными и адаптивными к любому предметному содержанию и региональной специфике.
- Комплекс педагогических условий реализации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами в профессиональной подготовке кадров, включающий в себя: обеспечение готовности персонала колледжей к профессионально-педагогической деятельности по подготовке кадров в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами; формирование у субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес- структурами в профессиональной подготовке кадров профессионально- и социально-значимых ценностных ориентаций, корпоративной культуры; создание интегративной профессионально-развивающей образовательной среды системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами в профессиональной подготовке кадров, открытой для взаимодействия, взаимообмена ее субъектов и влияющей на профессиональное становление и развитие студентов, их отношение к обучению; психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для повышения эффективности личностно-профессионального становления будущего специалиста (рабочего) и развития его адаптационного потенциала в кластерном производстве, для качественного достижения прогнозируемого результата профессиональной подготовки и придания ей функционального характера;
1.Васенин, Е.И. Современные социокультурные предпосылки, теоретические и эмпирические основания регионального кластерного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса // Психолого-педагогические аспекты в развитии отечественного образования: кол. Монография. – Новосибирск: Издательство «СибАК», 2012. – 122 с. (500 экз.).
2.Васенин, Е.И. Профессиональное развитие будущих специалистов в процессе непрерывного профессионального образования в условиях кластерного взаимодействия колледжа и автотранспортных предприятий: монография. – Пермь: Издательство «УМЦ УПИ», 2012. – 270 с. (1000 экз.).
3.Васенин, Е.И. Система среднего профессионального образования в аспекте регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами на основе образовательных инноваций. // Педагогические условия развития личности: теория и практика: монография. – Москва: Издательство Перо, 2013. – 262 с. (300 экз.).
4.Vasenin, E.I. Normative and empirical bases of research problems of claster interaction of professional education and business (production) / N.B Au-zhanova, M.V. Badashkeev, E.I. Vasenin and the rest. // Transformation of approaches to education in regions of the World: experience of Russia, CIS states, Europe states and the USA (Volume 2): monograph / ed. by K. Reiss. – New York, CIBUNET Publishing, 2013. – 84 p. (500 экз.).
5.Васенин, Е. И. Педагогические условия эффективной системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров и методика их реализации / Е.И. Васенин, С.Ф. Масленникова, В.В. Мороз и др.// Образование сегодня: традиции и инновации: монография / под общ. ред. М.Ю. Бурыкиной. – Ставрополь: Логос, 2014. – 242 с. (500 экз.).
6.Васенин, Е.И. Современные пути повышения эффективности управления персоналом: монография. – Пермь: Издательство «СНЦ РАН», 2014. – 339 с. (1000 экз.).
7.Васенин, Е.И. Система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: монография. – Пермь: Диалог, 2014. – 444 с. (1000 экз.).
8.Васенин, Е.И. Организационно-технологические, педагогические и методические основы реализации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: монография. – Пермь: Диалог, 2014. – 122 с. (1000 экз.).
9.Васенин, Е.И. Концепция системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: монография. – Пермь: Изд-во «СНЦ РАН», 2014. – 104 с. (1000 экз.)
10.Васенин, Е. И. Подготовка специалистов предприятий автомобильного транспорта в условиях непрерывного профессионального образования: метод. рекомендации. / Е. И. Васенин, О. В. Тарасюк, А. Б. Чуркин – Пермь: ПГАТК, 2007. – 37 с. (500 экз.).
11.Васенин, Е. И. Технология и методика реализации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: научно-методическое пособие / Е. И. Васенин – Пермь: Диалог, 2013. – 138 с. (1000 экз.).
12.Васенин, Е. И. Педагогические условия системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: научно-методическое пособие / Е. И. Васенин. – Пермь: Диалог, 2013. – 37 с.
13.Васенин, Е. И. Методика реализации педагогических условий эффективной системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров: научно-методическое пособие / Е. И. Васенин, Т. И. Васенина, В. П. Голубева – Пермь: Диалог, 2014. – 76 с. (500 экз.).
14.Васенин, Е. И. Эффективное управление группой: учебное пособие / Е. И. Васенин, Т. И. Васенина – Пермь: УМЦ УПИ, 2014. – 133 с. (1000 экз.).
15.Васенин, Е. И. Конфликтология: учебное пособие / А. П. Андруник, Е. И. Васенин, Т. И. Васенина, В. П. Голубева. – Пермь: ПНИПУ, 2014. – 419 с. (1000 экз.).
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
16.Васенин, Е. И. Место электронного портфолио в образовательном процессе / Е.И. Васенин // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 9. – С. 57-59.
17.Васенин, Е.И. Инновационный кластерный подход необходим как путь к повышению эффективности системы профессионального образования / Е. И. Васенин // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 1. – С. 3-5.
18.Васенин, Е.И. Кластеризация и социокультурная организация: интеграционные взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса / Е.И. Васенин // Образование и общество. – 2012. – № 6. – С. 97-102.
19.Васенин, Е. И. Теоретические основания кластерного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса / Е. И. Васенин // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 184-189.
20.Васенин, Е. И. Образовательный кластер: основные положения, цели и задачи / Е. И. Васенин // Профессиональное образование. Столица. – 2013. –№ 2. – С. 30-32.
21.Васенин, Е. И. Использование международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования / Е. И. Васенин // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 38-44.
22.Васенин, Е. И. Оптимизация организационно-педагогических условий в рамках реализации ФГОС нового поколения как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / Е. И. Васенин, В. П. Го-лубева // Высшее образование сегодня. Спецвыпуск. – 2013. – № 5. – С. 42-44.
23.Васенин, Е.И. Институциональный подход к исследованию системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами / Е. И. Васенин // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 12. – С. 39-42.
24.Васенин, Е. И. Комплекс педагогических условий системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров / Е. И. Васенин // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 3. – С. 41-47.
25.Васенин, Е. И. Состояние проблемы взаимодействия профессионального образования с бизнесом в теоретических исследованиях / Е. И. Васенин // Вестник Университета Российской академии образования. – 2014. – № 5. – С. 41-50.
26.Васенин, Е. И. Оценка эффективности инновационного образовательного проекта (процесса) в условиях кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами / Е. И. Васенин // Профессиональное образование. Столица. –2013. – № 11. – С.17-19.
27.Васенин, Е. И. Концептуальные положения системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. / Е. И. Васенин // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 10. – С.27- 33.
28.Васенин, Е. И. Критериально-оценочный аппарат опытно-экспериментального исследования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров процессе / Е. И. Васе-нин // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 11-28.
29.Васенин, Е. И. Гармонизация профессиональной подготовки кадров / Е. И. Васенин // Профессиональное образование. Столица – 2014. – № 10. – С.33-38.
30.Васенин, Е. И. Методика реализации педагогических условий системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров / Е. И. Васенин // Образование и общество. – 2014. – № 5. – С. 22-37.
31.Васенин, Е. И. Концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров / Е. И. Васенин // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 11. – С. 32-40.
Статьи в журналах и сборниках научных трудов
32. Васенин, Е. И. Многоуровневая образовательная подготовка. / Е. И. Васенин // Специалист. – Москва, 2006. - № 8. – С.20-21.
33.Васенин, Е. И. О воспитательной работе при непрерывном профессиональном образовании. / Е. И. Васенин // Специалист. – Москва, 2007. - № 1. – С.21-22.
34.Васенин, Е. И. Особенности образовательного пространства при кластерном взаимодействии колледжей с бизнес-структурами в целях кадрового обеспечения воспроизводственных процессов социально-экономического развития региона / Е.И. Васенин // Альманах современной науки и образования. (Рецензируемый журнал). – 2013. – № 8. – С. 43-45.
35.Васенин, Е.И. Образовательная поддержка развития территориально-производственных кластеров / Е. И. Васенин // Социально-гуманитарный вестник Юга России: научный журнал. – Краснодар: АНО «Премьер», 2013. – № 4 (35). – С. 29-33.
36.Васенин, Е. И. Методологические основания исследования проблемы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) / Е. И. Васенин // Актуальные вопросы современной науки: сб. научных трудов. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013 – С.118-131.
37.Васенин, Е. И. Кластерное развитие профессионального образования / Е. И. Васенин // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов – Челябинск: Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культ., 2014. – Вып. 14. – С. 20-30.
38.Васенин, Е. И. Реализации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в образовательной практике / Е. И. Васенин // Новый взгляд. Международный научный вестник: сб. научных трудов. – Новосибирск: ЦРНС, 2014 – С.81-95.
Материалы выступлений на научных конференциях и семинарах
39.Васенин Е. И. Взаимодействие учреждений начального и среднего профессионального образования // Социальное партнерство в сфере профессионального образования: материалы Межрегион.. науч.-практич. конф. – Тюмень, 2004. – С.21-22.
40.Васенин, Е. И. Введение к сборнику / Е.И. Васенин // Профессиональная школа в структуре развития трудового ресурса страны: материалы II Всерос. науч.–практич. конф. – Пермь, 2011. – С. 3-4.
41.Васенин, Е. И. Введение / Е. И. Васенин // Профессиональная школа в структуре развития трудового ресурса страны: материалы Всерос. науч.– практич. конф. – Пермь, 2012. – С.4-5.
42.Васенин, Е. И. Образовательный кластер как фактор инновационного построения учебного процесса. / Е. И. Васенин // Профессиональная школа в структуре развития трудового ресурса страны: материалы Всерос. науч.– практич. конф. – Пермь, 2012. – С. 39-42.
43.Васенин, Е. И. Проблема взаимодействия учреждения среднего профессионального образования и бизнеса в научных исследованиях / Е. И. Васенин // Теория и практика актуальных исследований: материалы материалы Международ. науч.–практич. конф. – Краснодар, 2012. – С. 11-16.
44.Васенин, Е. И. Гипотеза и апробация системы регионального кластерного взаимодействия колледжа с бизнес-структурами на основе инновационных построений учебно-производственного процесса / Е. И. Васенин // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Новосибирск: из-во НГТУ, 2012. – С. 44-49.
45.Васенин, Е. И. Модульная технология – ключевой компонент организационно-операционного блока педагогической системы в рамках кластерного взаимодействия колледжа с работодателями / Е.И. Васенин // Новые педагогические технологии: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Москва, 2012. – С. 24-27.
46..Васенин, Е. И. Факторы успешности образовательного кластера / Е. И. Васенин // Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования Российской Федерации: материалы Всерос. науч.– практич. конф. – Адлер, 2012. – С. 12-14.
47.Васенин, Е. И. Реализация индивидуальной и групповой сущности человека в рамках кластерного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса / Е.И. Васенин // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы Международ. науч.– практич. конф. – Москва: из-во «Перо», 2012. – С. 25-28.
48.Васенин, Е. И. Образовательный кластер: основные положения, цели и задачи. / Е.И. Васенин // Введение прикладного бакалавриата и организация центров сертификации квалификаций на базе учреждений срелнего профессионального образования: проблемы, возможности: материалы семинара-совещания. – Самара, 2012. – С. 25-29.
49.Васенин, Е. И. Образовательный кластер и инновационное развитие региона / Е. И. Васенин // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы III Международной научно–практической конференции. – Москва, 2012. – С. 44-47.
50..Васенин, Е. И. К созданию транспортно-логического образовательного кластера в Пермском крае / Е.И. Васенин // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы Международ. науч.–практич. конф.. – Москва, 2013. – С. 96-102.
51.Васенин, Е. И. «Образовательный кластер» – новое понятие в профессиональной педагогике / Е. И. Васенин // Педагогика, педагогическая психология и образование: современные тенденции и эволюционный опыт развития: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Киров, 2013. – С. 9-13.
52.Васенин, Е. И. О профессиональной подготовке кадров системы среднего профессионального образования для «новой национальной экономики / Е.И. Васенин // Проблемы и перспективы формирования инновационной системы образования в XXI веке: материалы Международ. науч.– практич. конф. – Йошкар-Ола, 2013. – С. 80-84.
53.Васенин, Е. И. К проекту организации регионального транспортно-логистического образовательного кластера Пермского края / Е. И. Васенин // Актуальные научные вопросы современности: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Липецк, 2013. – С. 146-148.
54.Васенин, Е. И. К вопросу создания региональных образовательных кластеров в сфере среднего профессионального образования / Е. И. Васенин // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Прага, 2013. – С. 28-30.
55.Васенин, Е. И. Региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами как условие их инновационного развития / Е. И. Васенин // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы Всерос. науч.–практич. конф. – Новосибирск, 2013. – С. 119-121.
56.Васенин, Е. И. Кластерные инициативы «Пермского государственного автотранспортного колледжа» как инструмент ускорения инновационного развития и повышения эффективности среднего профессионального образования и бизнеса / Е.И. Васенин // Современное образование. Проблемы и перспективы развития: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Дербент, 2013. – С. 37-42.
57.Васенин, Е. И. Современные подходы к организации образовательных кластеров в отечественном профессиональном образовании / Е. И. Васе-нин // Научное развитие в европейских странах: новые концепции и современные решения: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Штутгарт, Германия, 2013. – С. 27-29.
58.Васенин, Е. И. Формирование партнерских отношений между средним профессиональным образованием и бизнесом в современных социально-экономических условиях / Е. И. Васенин // Научный поиск в современном мире: материалы Международн. науч.–практич. конф. – Москва, 2012. – С. 88-92.
59.Васенин, Е. И. Кластерный подход в исследовании системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами / Е.И. Васенин // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Новосибирск, 2013. – С. 157-160.
60.Васенин, Е. И. Сетевая форма реализация образовательных программ среднего профессионального образования в процессе подготовке кадров для кластерных потребностей / Е. И. Васенин // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Москва, 2013. – С. 41-45.
61.Васенин, Е. И. Региональная инновационная политика в сфере профессионального образования: кластерно-сетевая модель / Е. И. Васенин // Новые педагогические технологии: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Москва, 2013. – С. 56-59.
62. Васенин, Е. И. Объектно-субъектные основы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) / Е. И. Васенин // Проблемы и перспективы развития науки образования в XXI веке: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Липецк, 2014. – С. 131- 134.
63.Васенин, Е. И. Содержательные характеристики феномена «гармонизация профессиональной подготовки кадров в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) / Е. И. Васенин // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: материалы Международ. науч.–практич. конф. – Екатеринбург,2014. – С. 20-30.
64.Васенин, Е. И. Региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами как условие их инновационного развития / Е. И. Васенин // Инновационная деятельность образовательного учреждения как условие повышения качества подготовки специалистов в системе профессионального образования: материалы Всерос. науч.–практич. конф.– Пермь, 2014. – С.32-34.