- Понятие «местное самоуправление» выступает источником научных дискуссий и общественных прений, связанных с отсутствием в научном сообществе доминирующего понимания функциональной роли института местной власти в процессе государственного строительства, а также его статуса в системе социального и политического управления. Несмотря на то, что в российском законодательстве четко обозначено, что органы местного самоуправления отделены от системы органов государственной власти, в реальной политической и управленческой практике России этот принцип соблюдается далеко не всегда, что и порождает противоречия как методологического, так и практического характера в исследовании процесса институционализации местного самоуправления в обществе. В целом, имеющиеся разногласия среди отечественных исследователей относительно природы и сущности местного самоуправления в России сводятся к двум основным позициям, принципиально важным для понимания существующих противоречий, связанных с реализацией реформы системы местного самоуправления и ее функционированием в современном российском государстве. В первом случае местное самоуправление рассматривается как институт гражданского общества, во втором, оно базируется на интерпретации местного самоуправления как института публичной власти, имеющего свою специфику, но не связанного с институтом гражданского общества. Попытка устранения указанных разногласий в теоретическом пространстве исследования местного самоуправления в российском обществе связана с формированием третьей позиции, в рамках которой признается двойственная сущность этого социально-политического феномена, а также актуализируется необходимость формирования органического единства местного самоуправления с системой государственно-властного управления. Обозначенные противоречия методологического характера в исследовании сущности местного самоуправления в России диктуют необходимость всестороннего и глубокого научного исследования данного феномена.
- В авторском понимании под местным самоуправлением понимается способ самоорганизации общества, формы реализации которого определяются историческими традициями в области формирования отношений между обществом и государственной властью, регулирующей в той или иной степени деятельность органов местного самоуправления в зависимости от степени их самостоятельности, ограниченной законодательством. Данное определение ключевого для исследования понятия методологически основывается на идеях и положениях неоинституциональной парадигмы, постулирующей существующее и определяющее реальное состояние общества в зависимости от настоящего и прошлого в процессе институциональной динамики общества в периоды общественно-политических трансформаций, чем и объясняется кризисное состояние социальных институтов обществ трансформационного типа в процессе перехода к новому социальному порядку, к новой парадигме общественно-политических отношений. Неоинституциональная парадигма позволяет обосновать зависимость модернизационных процессов от институциональных трансформаций в политической сфере российского общества.
- Вопрос о политических акторах модернизации России неоднозначен и противоречив, поскольку предметом дискуссии остаётся проблема эффективной модели российской модернизации, а также готовность российского общества к модернизационным изменениям. Для большинства исследователей очевидным является факт отказа от догоняющего типа модернизации, который реализуется на протяжении всего исторического развития российского государства. В рамках перехода к демократическим отношениям в обществе с устоявшимися авторитарными традициями очевидна первостепенная роль государства в формировании и реализации стратегии модернизации, которая в своей основе должна содержать элемент национальной специфики и социокультурной самобытности общества с просчетом как возможностей, так и ограничений в процессе реализации модернизационного проекта. Наиболее перспективной представляется проектная стратегия модернизации, отстаивающая позиции уникальности характера и типа общественного развития и процесса модернизации, эффективность которого определяется тем, насколько открыто «окно политических возможностей» для масштабных социальных трансформаций.
- В результате анализа специфики и последствий протекающих в российском обществе общественно-политических процессов в рамках институциональной трансформации политического пространства сделан вывод о рискогенном характере институциональной трансформации и политического развития России в целом, поскольку в ходе социально-политических преобразований на постсоветском пространстве российского государства был игнорирован важнейший принцип институциональной преемственности и специфики социума, его ментальных установок, отражающихся в политическом сознании и культуре, что, не позволило успешно реализовать модернизационный проект. Российское общество вновь, как и в начале 1990-х, стоит перед проблемой политической модернизации, в рамках которой предстоит работа с институтами, структурами, практиками, которые образовались в ходе двадцатилетних модернизационных преобразований после распада советского общественно-политического порядка.
- Местное самоуправление - это продукт развития общества при его взаимодействии с государством, а потому оно в каждом обществе имеет свои исторические, политические, правовые, социальные и организационные особенности. Однако сам факт наличия института местного само управления, не зависящего от государственной власти, и являющегося институтом выражения мнения и интересов населения по проблемам местного сообщества, отражает сущность и мощность государства, в кото ром имеется система управления, основанная на учете мнения населения при решении задач различного характера. Россия имеет собственную логику и традиции становления и функционирования местного самоуправления, однако, на современном этапе становление гражданских институтов и организаций происходит вне рамок имеющегося уникального российского опыта, а ориентиром стало западное общество, принципы и ценности взаимодействия общества и государства которого стали основой проекта демократических преобразований, что стало одной из причин не удач в институционализации гражданского общества в России и демократических институтов, в том числе института местного самоуправления.
- Процесс формирования местного самоуправления в России в постсоветских условиях изначально столкнулся с рядом трудностей, по рожденных очередной резкой сменой общественно-политического порядка и, соответственно, социокультурной травмой, а также неготовностью общества к демократическим преобразованиям. Сегодня проблема формирования и эффективного функционирования местного самоуправления в России по-прежнему не решена, о чем свидетельствует спектр проблем, среди которых наибольшим деструктивным потенциалом обладают следующие: отсутствие адекватного демократическим преобразованиям и отношениям восприятия со стороны населения органов местного само управления, которые отождествляются с органами государственной власти низового уровня; социально управленческое отчуждение в местном самоуправлении, снижение активности населения как субъекта управленческой деятельности в системе местного самоуправления; проблема кадрового обеспечения органов муниципального управления; несовершенство правовой и финансовой базы функционирования МСУ и механизмов ее реализации на практике; дотационность подавляющего большинства муниципалитетов. Всё это, вместе взятое, выступает источником воспроизводства обозначенных выше проблемных моментов в формировании и развитии органов местного самоуправления.
- Нерешенность проблем в области местного самоуправления не позволяет ему институционализироваться и интегрироваться в систему организации общества в качестве эффективного элемента гражданского общества, инструмента всеобъемлющей модернизации России. Эффективность МСУ обусловлена во многом тем, насколько его структура адекватна условиям и возможностям общества, его потребностям в самоорганизации и самоуправлении. Не устоявшийся характер преобразований, происходивших в российском государстве на протяжении его исторического развития и инициированных «сверху», нередко без глубокого анализа социокультурных оснований внедряемых инноваций, обусловил доминирующую роль государства как основного регулятора институциональных преобразований, в том числе в области формирования и развития института местного самоуправления. В свою очередь, государственная политика в этом отношении не носит концептуального и завершенного характера, соответствующего национальным традициям и интересам российских граждан, в большинстве своем не воспринимающих местное самоуправление как форму самоорганизации и механизм влияния на принятие управленческих решений и политический процесс в целом.
- Потенциал местного самоуправления в российском обществе не может быть реализован в полной мере без ряда условий, среди которых важная роль отводится повышению гражданской активности населения как субъекта местного самоуправления, поскольку без решения этой проблемы не решится проблема преодоления социально-управленческого отчуждения в местном самоуправлении, без чего, в свою очередь, немыслимы демократизация социального управления, развитие гражданского общества и политическая модернизация России.
- Основным актором модернизации России и оптимизации системы местного самоуправления продолжает оставаться государство, роль которого столь же значительна и в сфере формирования гражданского контроля как важного условия демократизации общественно-политического пространства страны и политической системы в целом. Потенциал реализации политико-управленческих ресурсов государства в контексте институционализации новых форм взаимодействия с обществом, в том числе посредством создания провластных структур гражданского контроля, основывается на кредите доверия, которым население России наделяет государство в лице его главы в условиях острого дефицита доверия к остальным властным институтам и структурам. Важнейшим стратегическим направлением в процессе реализации модернизационного проекта в России представляется переход к новому типу отношений в системе «общество- государство» с учетом информационной и сетевой природы современного социума. Информационная составляющая модернизационного процесса в России позволит выйти на качественно новый уровень коммуникативной управленческой деятельности в сфере МСУ и контролируемости ее результатов и, соответственно, позволит преодолеть болезненные симптомы социально-управленческого отчуждения в местном самоуправлении и сформировать реальных субъектов системы местного самоуправления и политической модернизации.
- Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в России - явление достаточно новое для России, но динамично развивающееся и одно из немногих направлений деятельности органов власти, получивших позитивный общественный резонанс. Практика создания и развития МФЦ, функционирующих по принципу «одного окна» в процессе взаимодействия государства и граждан в рамках оказания последним государственных услуг, позволила в относительно короткие сроки повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг российским гражданам. Дальнейшее развитие системы МФЦ в регионах РФ создаст благоприятную почву для их эффективной деятельности, но для этого следует решить проблемы и сложности, возникающие в функционировании системы МФЦ. Одной из них является проблема кадрового обеспечения центров «одного окна». Система МФЦ нуждается в кадрах, способных эффективно адаптироваться и профессионально совершенствоваться в условиях высокой динамики информационных технологий и соответствовать критериям качества и комфортности оказываемых центрами услуг населению.
- Территориальное общественное самоуправление (ТОС) следует рассматривать как важнейший механизм реализации принципов местного самоуправления и один из немногих, реально функционирующих, институтов гражданского общества, что делает данную форму общественного участия и самоорганизации граждан весьма перспективной. Достижения в этом направлении в различных регионах России позволяют прогнозировать дальнейшее эффективное развитие ТОСов, с сохранением уровня доверия к ним со стороны населения как соответствующим самой сущности местного самоуправления.
1.Ляхов В.П., Калачев В.Ю., Овакимян М.А. Территориальное общественное самоуправление как инструмент социально-экономического развития муниципального образования (опыт Ростовской области). – Ростов н/Д.: Издат. центр ДГТУ, 2011. – 160 с. – 6 п.л. (авторские с. 53–109. – 3,5 п.л.).
2.Ляхов В.П. Местное сообщество и самоуправление в России (политика, практика, перспективы). Ростов н/Д., 2013. – 246 с. – 15 п.л.
3.Ляхов В.П. Местное самоуправление (направления развития, политико-управленческие ресурсы в условиях модернизации России). – Ростов н/Д., 2014. 208 с. – 13 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ
1.Ляхов В.П. Местное самоуправление: социально-политические аспекты (на примере Ростовской обл.) // Власть. 2009. № 6. С. 30–32. – 0,3 п.л.
2.Ляхов В.П. Особенности формирования и функционирования муниципальной элиты //Интернет-журнал Науковедение. 2010. № 3. С.5.–0,5 п.л.
3.Ляхов В.П. Местное самоуправление в России как предмет научного дискурса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 57-64. – 0,5 п.л.
4.Ляхов В.П. Средний класс как политический актор модернизации в современной России: характеристика и потенциал // Экономика и управление собственностью. 2013. № 2. С. 28-32. – 0,4 п.л.
5.Ляхов В.П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России: политологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 88-93. – 0,5 п.л.
6.Ляхов В.П., Артюхин О.А. Местное самоуправление в России в условиях современной политической реальности: проблемы формирования в контексте политической модернизации и противоречий перехода к демократическим отношениям // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3. С. 109–115. – 0,4 п.л.
7.Ляхов В.П. Стратегии повышения гражданской активности населения как основа совершенствования местного самоуправления в России // Сегодня и завтра Российской экономики. 2013. № 59-60. С. 59-66. – 0,5 п.л.
8.Ляхов В.П. Политическая модернизация России в условиях институциональной трансформации: основные риски и угрозы // Горизонты экономики. 2013. № 5 (10). С. 47–51. – 0,4 п.л.
9.Ляхов В.П., Фадеева Н.В. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы социально-экономического развития // Горизонты экономики. 2013. № 6 (11). С. 51–56. – 0,4 п.л.
10.Ляхов В.П. Потенциал информационно-коммуникативных технологий в оптимизации функционирования местного самоуправления в России // Современные исследования социальных проблем (Электронный журнал) 2013. № 10. С. 41. – 0,5 п.л.
11.Ляхов В.П. Социокультурные основания, эффективность регулятивной функции государственных органов (оценка) в процессе развития институтов местного самоуправления в российском обществе // Современные исследования социальных проблем (Электронный журнал). 2013. № 11. С. 12.–0,5 п.л.
12.Ляхов В.П. Методологический потенциал неоинституционализ-ма в исследовании местного самоуправления в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 144– 149. – 0,5 п.л.
13.Ляхов В.П. Политическая модернизация в России: теоретический дискурс // Социум и власть. 2014. № 2. С. 36–40. – 0,4 п.л.
14.Ляхов В.П. Противоречия и ограничения в процессе реализации политической модернизации в России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2. С. 76–80. – 0,4 п.л.
15.Ляхов В.П. Методологические вопросы исследования местного самоуправления в условиях модернизации на примере российского общества // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №4(47). С. 100–104. – 0,3 п.л.
16.Ляхов В.П. Некоммерческие организации в муниципальном образовании – инструмент социально-экономического развития и модернизации современной России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 5 (48). – С. 38–45. – 0,5 п.л.
17.Ляхов В.П. Региональный опыт реализации МФЦ в России в контексте оптимизации функционирования местного самоуправления и модернизации российского общества // Власть. 2015. № 1. С. 44–49. – 0,4 п.л.
18.Ляхов В.П. Территориальное общественное самоуправление в регионах России в условиях реформирования системы местного самоуправления: достижения и риски имитации // Власть. 2015. № 2. С. 71–76. – 0,4 п.л.
19.Ляхов В.П. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как индикатор модернизации системы местного самоуправления и развития гражданского общества в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. №3(58).С. 28–32.–0,4 п.л.
20.Ляхов В.П., Понеделков А.В., Старостин А.М. Местное самоуправление в современной России: поиски в науке и в практике // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 4 (59). С. 16–20. – 0,4 п.л.
21.Ляхов В.П., Воронцов С.А. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 4 (59). С. 54–61. – 0,5 п.л.
Другие научные публикации
1. Ляхов В.П. О дисфункциях функционирования органов местного самоуправления в условиях кризиса / Политическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития. Сб. материалов международной научно-практической конференции 11-12 марта 2009 г. Вып. 2. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. С. 431–435. – 0,3 п.л.
2.Ляхов В.П. Реформа местного самоуправления в России: цели, законодательные основы, перспективы / Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): материалы междунар. науч.-практ. конф., 3 апреля 2010 г., Ростов-на-Дону. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. С. 710–713. – 0,3 п.л.
3.Ляхов В.П. Особенности формирования и функционирования муниципальной элиты / Материалы международной научно-практической конференции «Российская элита и инновационное развитие страны». – М.: СвР-АРГУС, 2010. С. 41–43. – 0,3 п.л.
4.Ляхов В.П. и др. Мнение населения о современном состоянии местного самоуправления в сельских поселениях. Информационно-аналитические материалы международной научно-практической конференции «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)». – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011. 152 с. – 9,5 п.л.
5.Ляхов В.П. Территориальное общественное самоуправление как эффективный способ самоорганизации граждан по месту жительства / Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии): мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 14 апреля 2011 г., Ростов-на-Дону.– Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. С. 83–86. – 0,4 п.л.
6.Ляхов В.П., Калачев В.Ю. Территориальное общественное самоуправление как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования / Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии): материалы междунар. науч.-практ. конф., 14 апреля 2011 г., Ростов-на-Дону.– Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. С. 637–641. – 0,4 п.л.
7.Ляхов В.П., Маслов Н.А. Законодательство и правоприменительная практика органов государственной власти Кабардино-Балкарской республики и местного самоуправления в сфере обеспечения общественной безопасности и противодействия терроризму / Приоритетные направления стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Колл. монография. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. С. 634–644. – 0,7 п.л.
8.Ляхов В.П., Фадеева Н.В. Адаптация институтов финансовой системы российской федерации к процессам мировой экономической глобализации / Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии. Коллект. моногр. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2012. – С. 431–444. – 0,7 п.л.
9.Ляхов В.П., Калачев В.Ю. Некоммерческие организации как инструмент социально-экономического развития муниципального образования / Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии. Коллект. моногр. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2012. – С. 536–540. – 0,4 п.л.
10. Ляхов В.П. и др. Некоммерческие организации в муниципальном образовании как инструмент социально-экономического развития и как фак тор модернизации современной России / Сб. аналитических и практических материалов. – Батайск: Батайское книжное изд-во, 2012. – С. 51–59. – 0,5 п.л.
11.Ляхов В.П. Муниципальные выборы как фактор модернизации местного самоуправления в современной России (из опыта проведения муниципальных выборов в Ростовской области) / Система органов местного самоуправления и муниципальные выборы в России и Германии. Сб. статей. – М.: Изд-во «Книга», 2012. С. 214–219. – 0,4 п.л.
12.Ляхов В.П. Муниципальные выборы как фактор модернизации местного самоуправления в современной России (из опыта проведения муниципальных выборов в Ростовской области) / Сб. материалов по итогам национального форума «Государственная служба России: развитие и управление человеческим капиталом», 1–2 ноября 2012 г. Ростов н/Д., 2012. – С. 153–162. – 0,7 п.л.
13.Ляхов В.П. Муниципальные выборы как фактор модернизации местного самоуправления в современной России (из опыта проведения муниципальных выборов в Ростовской области) / Сб. публикаций Европейского клуба экспертов местного самоуправления при участии Ассоциации «ГОЛОС» в рамках Российско-Германской конференции «Система органов местного самоуправления и муниципальные выборы в России и Германии». – М.: KO OST-EURO GmbH, 2012. С. 214–219 – 0,4 п.л.
14.Ляхов В.П. Стратегии повышения гражданской активности населения как основа совершенствования местного самоуправления в России / Местное самоуправление в России: итоги реформы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. С. 44–50. – 0,4 п.л.
15.Ляхов В.П. Потенциал информационно-коммуникативных технологий в оптимизации функционирования местного самоуправления в России / Местное самоуправление в России: итоги реформы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. С. 241–248. – 0,5 п.л.
16.Ляхов В.П. Специфика развития местного самоуправления (местной элиты) в России в контексте взаимодействия общества и власти в России / Элитология России: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием 7-8.10.2013г. Том 1. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. С. 774–781. – 0,5 п.л.
17.Ляхов В.П., Калачев В.Ю. Некоммерческие организации в муниципальном образовании как инструмент социально-экономического развития и как фактор модернизации современной России / Сб. статей «Совершенствование управления муниципальной собственностью и муниципальным хозяйством». Аналитические материалы и практические рекомендации. – Ростов н/Д., 2013. С. 43–52. – 0,5 п.л.
18.Ляхов В.П. Противоречия и ограничения в процессе политической модернизации в России / Местное самоуправление и развитие территорий: российский и европейский опыт. Сб. статей. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. С. 342–350. – 0,5 п.л.
19.Ляхов В.П. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития / Сб. материалов «Муниципально-частное партнерство как механизм решения муниципальных задач». – Батайск: ООО «Ба-тайское книжное изд-во», 2014. С. 161–165. – 0,4 п.л.
20.Ляхов В.П. Сборник лучших практик муниципального управления, реализованных в муниципальных образованиях Ростовской области в 2013 г. – Батайск: ООО «Батайское книжное изд-во», 2014. 82 с. – 5 п.л.
21. Ляхов В.П. Фадеева Н.В. Формирование системы мер защиты институциональных трансформаций и стратегии адаптации финансовой системы России к процессу финансовой глобализации / Социально-экономические аспекты развития современного государства: материалы III международной научно-практической конференции, (6 марта 2014 г.). – Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. С. 114–116. – 0,3 п.л.
22.Ляхов В.П. Филоненко В.И. Понеделков А.В. Магранов А.С. Демографическая ситуация в стране и регионе глазами жителей Ростова-на-Дону: опыт социологического исследования / Социально-политические аспекты демографических процессов в современной России. Материалы научно-практической конференции с международным участием 7-8 апреля 2014., Ростов-на-Дону. – Ростов н/Д.: Донское книжное издательство, 2014. С. 296–309. – 0,8 п.л.
23.Ляхов В.П. и др. Современные демографические процессы в общественном мнении / Информационно-аналитические материалы научно-практической конференции с международным участием «Социально-политические аспекты демографических процессов в современной России» 7-8 апреля 2014г. Ростов-на-Дону. – Ростов н/Д.: Донское книжное издательство, 2014. 144 с. – 9 п.л.
24.Ляхов В.П. Противоречия и ограничения в процессе политической модернизации в России / Местное самоуправление и развитие территорий: Российский и европейский опыт (серия «Современный муниципалитет»). – Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. С. 342–350. – 0,5 п.л.
25.Ляхов В.П. Реформа местного самоуправления в Ростовской области: первые итоги и задачи на перспективу / Сб. информационных материалов. – Ростов н/Д.: Изд-во ООО «РМС-105», 2015. С. 3–23. – 1,5 п.л.
26.Ляхов В.П., Понеделков А.В., Старостин А.М. Эффективность местного самоуправления в зеркале общественного мнения и экспертных оценок: итоги исследований последнего пятнадцатилетия (2001 – 2015 гг.). Информ.-аналит. материалы науч.-практ. конф. с международным участием «Проблемы повышения эффективности местного самоуправления в условиях современных реформ и политических процессов в современной России», 07–08.04. 2015 г., Ростов-на-Дону. – Ростов н/Д.: Изд-во: ЮРИУ РАНХиГС, 2015.– 448 с.– 28 п.л.
27.Ляхов В.П., Понеделков А.В., Старостин А.М. Местное самоуправление в современной России: поиски в теории и в практике / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности местного самоуправления в условиях современных реформ и политических процессов в России (07–08.04.2015 г., Ростов-на-Дону). – Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. С. 11-18. – 0,5 п.л.
28.Ляхов В.П. Система МФЦ Ростовской области как основа инновационного развития государственного и муниципального управления / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности местного самоуправления в условиях современных реформ и политических процессов в России (07–08.04.2015 г., Ростов-на-Дону). – Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. С. 74–76. – 0,3 п.л.