2. Становление и развитие идей и опыта А.С. Макаренко, их восприятие и саморефлексия А.С. Макаренко не просто связаны с последующим (после 1939 г.) процессом освоения и разработки педагогического наследия, но в значительной степени предопределяют его. В процессе становления педагогической концепции А.С. Макаренко рельефно проявились специфические черты, характерные для последующего процесса освоения и разработки его наследия, рассматриваемые как предпосылки этого процесса. К ним относим следующие характеристики:
- Система взглядов А.С. Макаренко остается открытой для восприятия, распространения и критики, лишена догматизма.
- А.С. Макаренко активно, глубоко и творчески рефлексировал, обобщал собственный опыт, поднимал его на уровень теоретического обобщения. Органичная связь теории и практики в творческой деятельности А.С.Макаренко предполагает разноплановую разработку его наследия - в теоретических трудах и на практике.
- Длительность становления и развития идей и опыта А.С. Макаренко предполагает их глубокую диалектичность, которая создает благоприятные условия для их исследования.
- Творческий, новаторский характер становления и развития педагогической концепции А.С. Макаренко способствует инновационности деятельности его последователей и исследователей.
- Для освоения наследия А.С. Макаренко изначально была характерна дискуссионность, высокая общественная активность.
- Художественная форма изложения его идей и опыта ведет к эмоциональности их восприятия, образованию впоследствии устойчивых стереотипов.
- Сохраняется особый акцент на актуализацию педагогического знания, его использования и развития.
3. Целостный процесс освоения и разработки педагогического наследия А.С. Макаренко в отечественной педагогической науке и практи ке на протяжении 1939-2013 гг. имеет четыре основных этапа. Научным обоснованием периодизации является система критериев, отражающая современную трактовку предмета историографического исследования: общественные условия; накопление знаний о наследии; совершенствование методологического аппарата исследований; формирование проблематики исследований; институционализация исследований.
Данная система критериев позволила определить следующие этапы:
- 1939-1958 гг. - формирование эмпирической базы исследований наследия в рамках официальной институционализации с 1943 г. Начало исследований проблематики, связанной с дисциплиной и коллективом в основном на эмпирическом уровне и на уровне обобщения в условиях довоенного, военного и послевоенного времени.
- 1959-1974 гг. - выработка научных подходов к разработке наследия А.С. Макаренко в контексте актуальных проблем того времени (труд, самоуправление) и практических моделей использования его педагогических идей в условиях политехнизации образования в рамках общественного движения.
- 1975-1988 гг. - создание общей теоретической модели трактовки педагогической концепции А.С. Макаренко в сотрудничестве с зарубежными исследователями, с обновлением источниковой базы в условиях нереализованных предпосылок официальной институционализации. Усиление внимания к проблемам - личность и коллектив, труд и самоуправление в школе.
- 1989-2013 гг. - расширение и обновление методологического арсенала исследований наследия, перенос акцента на социально-педагогические, гуманистические аспекты проблематики на фоне демократизации и гуманизации общества и системы образования, в условиях становления устойчивой интеграции официальной и общественной институ-ционализации.
4. В процессе освоения и разработки наследия А.С. Макаренко действуют два субъекта: официальная педагогика и педагогическая общественность. Их рассмотрение в единстве и взаимодействии позволяет охарактеризовать процесс освоения и разработки наследия как непрерывный и целостный. В освоении и разработке наследия А.С. Макаренко официальная педагогика реализовывала ряд функций: в функциях медиации и трансформации официальная педагогика выступает в роли посредника между государственной политикой и педагогической теорией и практикой в определении характера интерпретации макаренковского наследия в соответствии с целями государственной образовательной политики; функция унификации выражается в направленности на выработку единой интерпретации идей и опыта А.С. Макаренко, результатом ее проявления стало на начальном этапе широкое признание наследия официальной педагогикой, в более далекой перспективе - его схематизация, приспособление к имеющимся теоретическим положениям; распространение единой интерпретации этого наследия посредством педагогического образования реализуется в функции трансляции.
Основной целью деятельности педагогической общественности в освоении и разработке наследия А.С. Макаренко является совершенствование педагогической теории и практики, социально-педагогической действительности посредством внедрения макаренковских идей и опыта. Приоритетной сферой деятельности педагогической общественности является пропаганда макаренковских идей и опыта, в основном их практического использования. Общественность в определении направлений освоения и разработки наследия А.С.Макаренко неоднородна и противоречива.
5. В истории освоения и разработки педагогического наследия А.С.Макаренко выявлены четыре основных направления этого процесса.
- Биографическо-текстологическое: включает исследования направленные на накопление фактического биографического и текстологического материала, составляющего основу для дальнейших исследований, интерпретации и публикации.
- Проблемно-тематическое: исследования педагогики А.С. Макаренко на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, организационно-методическом и технологическом.
- Организационное: практическая реализация идей и опыта на основе результатов исследований и их прямого переноса в новые условия.
- Историографическое: историографические исследования процесса освоения и разработки наследия А.С. Макаренко как истории научно-педагогического знания.
Данные направления развиваются на протяжении всей истории освоения и разработки макаренковского наследия, при некотором доминировании и качественных изменениях каждого из них, они самоценны, взаимосвязаны и составляют часть общей педагогической истории.
6. К стабильно сохраняющимся на протяжении 1939-2013 гг. тенденциям освоения и разработки наследия А.С. Макаренко относятся следующие:
- Тенденция актуализации социально-педагогической значимости наследия. В ходе развития страны, изменения системы образования всегда сохраняется социальный заказ на педагогическое наследие А.С. Макаренко, как отклик на потребности развития общества и системы образования в тех доминирующих формах, которые были адекватны вызовам времени.
- Тенденция расширения источниковой базы исследований наследия А.С. Макаренко. Последовательно до настоящего времени идет процесс включения в научный оборот новых источников путем открытия новых авторских материалов и уточнения ранее известных.
- Тенденция неравномерности изучения наследия А.С. Макаренко на различных исторических этапах. Процесс освоения и разработки наследия А.С. Макаренко не носил линейно-поступательный характер. С одной стороны, он отличается постоянностью, с другой стороны для него характерно изменение интенсивности исследований, связанное как с социальными факторами, так и с юбилейной спецификой.
- Тенденция последовательного наращивания методологического арсенала подходов к исследованию в ходе разработки наследия А.С. Макаренко: от эмпирического - к теоретическому и методологическому.
- Тенденция повышения уровня общественной институционализации исследований наследия А.С. Макаренко в процессе его освоения и разработки: от учрежденческого до международного.
- Тенденция последовательного расширения спектра тематики проблемно-тематических исследований наследия А.С. Макаренко при цикличном её повторении на новом уровне развития: значительное нарастание исследований по численности в контексте конкретных потребностей каждого этапа сопровождается расширением тематики, повторяющейся на последующих этапах на новом уровне осмысления, в различных направлениях исследования.
- Тенденция понижения числа исследований наследия А.С. Макаренко в периоды доминирования общественной институционализации исследований при общем росте числа исследований этого наследия в 1939-2013 гг.
- Тенденция недооценки педагогической общественностью задач теоретического осмысления наследия А.С. Макаренко при ориентации на организационное направление разработки его наследия.
- Тенденция цикличной смены доминирования субъектов освоения и разработки наследия А.С. Макаренко: периоды активности общественности сменяются последовательно периодами активности официальной педагогики с постепенно усиливающимися интеграционными процессами.
7. Дальнейшая разработка педагогического наследия А.С. Макаренко отечественными и зарубежными исследователями может осуществляться по следующим линиям: создание полного собрания сочинений А.С.Макаренко на основе проведенных текстологических и биографических исследований; проблемно-тематические исследования: уклад жизни как главный фактор воспитания, школа-хозяйство как материальная основа воспитания, разработка А.С.Макаренко методологических проблем педагогики; развитие его взглядов после 1935 г.; организационное направление разработки наследия: дальнейшее развитие опыта модернизации среднего профессионального образования на идеях детско-взрослого производства; проведение историографических исследований разработки отдельных аспектов освоения и разработки наследия А.С. Макаренко в отечественной и зарубежной педагогике в научной логике.
1.Илалтдинова, Е.Ю. Официальная педагогика и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А.С.Макаренко: 1939– середина 1970-х гг. / Е.Ю. Илалтдинова /Монография. – Н.Новгород, 2010. –219 с. –12,8 п.л.
2.Илалтдинова Е.Ю. Отечественная история освоения и разработки наследия А.С.Макаренко: 1975-2013 гг.: монография / Е.Ю. Илалтдинова – Н.Новгород: Мининский университет, 2014. –149 с. – 9,3 п.л.
3.Илалтдинова, Е.Ю. Общественно-педагогическая инициатива в практике отечественного воспитания в школе, в творческой деятельности А.С.Макаренко / Е.Ю.Илалтдинова // Педагогика: семья–школа–общество: монография [А.С.Андриенко, О.Н. Апанасенко, О.Д. Апурина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 12. – Воронеж, 2007. – 299 с. (с.185–195) –18,75/0,9 п.л.
4.Фролов, А.А. Состав и потенциал дальнейшего освоения педагогического наследия А.С.Макаренко / А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества. Монография / под ред. Г.Б.Корнетова. М.:АСОУ, 2007. –368 с. (сс.275–281) –23/0,5п.л.
5.Илалтдинова, Е.Ю. Творчество А.С. Макаренко в контексте проблемы освоения классического педагогического наследия / Е.Ю. Илалтдинова// Традиции и новации в истории педагогической культуры: В 2 т. Т.1. Методология и теория истории педагогики / Под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2011. –244 с. (С.194–201) –15,25/1п.л.
II. Научные статьи а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
6.Фролов, А.А. Догмы и новые ракурсы изучения наследия А.С. Макаренко / А.А.Фролов, Е.Ю. Илалтдинова // Педагогика. 2009. – № 5 с. 80–88 –0,9/0,4 п.л.
7.Илалтдинова, Е.Ю. Основные проблемы первоначального освоения наследия А.С. Макаренко (1939–1953 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 0,8 п.л. 2010. №5 – С. 90–94. – 0,5 п.л.
8.Илалтдинова, Е.Ю. Производительный труд в концепции А.С. Макаренко: интерпретация идеи отечественной педагогикой 1939–1953 гг. / Е.Ю. Илалтдинова // Образование и общество. 2010. – № 6. –C.105–109 – 0,6 п.л.
9.Илалтдинова, Е.Ю. Методологические проблемы педагогики в истории разработки наследия А.С. Макаренко (1960–1980 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. Выпуск 4. 2010. – С. 107–114 – 0,5 п.л.
10.Илалтдинова, Е.Ю. Роль литературно-педагогической общественности в истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко: 1939–1991 гг. / Е.Ю.Илалтдинова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 6 – 2010. С. 163–166. – 0,5 п.л.
11.Илалтдинова, Е.Ю. Роль зарубежного макаренковедения в отечественной истории разработки наследия А.С. Макаренко (1975–1991 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 2 –2011. С.88–91 – 0,5 п.л.
12.Илалтдинова, Е.Ю. Наследие А.С. Макаренко: производственный труд учащихся / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2011. № 5. – С. 90–94.– 0,4 п.л.
13.Илалтдинова, Е.Ю. Связь официальной педагогики и общественной деятельности в научном творчестве В.Е. Гмурмана по разработке наследия А.С.Макаренко / Е.Ю.Илалтдинова //Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 4. – С.92–101 –1п.л.
14.Илалтдинова, Е.Ю. Наследие А.С. Макаренко в официальной педагогике современной России / Е.Ю. Илалтдинова // Образование и общество. 2011. – № 6. C.103–110 –1 п.л.
15.Илалтдинова, Е.Ю. Освоение и разработка классического педагогического наследия: к вопросу о терминологии (на материале наследия А.С. Макаренко) / Е.Ю.Илалтдинова // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. № 11. С. 7–14. –1 п.л.
16.Кушнир, А.М. Парадокс А.С. Макаренко /А.М. Кушнир, Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2012. – № 2. С. 216–223 – 0,7/0,5 п.л.
43 Илалтдинова, Е.Ю. Направления взаимодействия официальной педагогики и педагогической общественности в истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко (с 1939 г.) / Е.Ю. Илалтдинова // Сибирский педагогический журнал 2012. № 4 – С. 249–254 – 0,6 п.л.
17.Илалтдинова, Е.Ю. Школьный мини-технопарк и детско-взрослое образовательное производство: понятийно-сущностной аспект / Е.Ю. Илалтдинова, А.М.Кушнир // Народное образование. 2012. № 4 – С. 70–74 – 0,6/0,4 п.л.
18.Фролов, А.А. Приоритеты педагогики А.С. Макаренко: освоение наследия / А.А.Фролов, Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2012. № 5 – С.267– 272 –0,6/0,3 п.л.
19.Илалтдинова, Е.Ю. Наследие А.С. Макаренко в отечественной педагогике: направления освоения и разработки / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2012. № 6 – С.229–235 – 0,8 п.л.
20.Илалтдинова, Е.Ю. Методология менеджмента И.Адизеса и А.С. Макаренко: преемственность и развитие / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2013 –№ 2, – с. 84–87 – 0,7 п.л.
21.Илалтдинова, Е.Ю. Идеология, практика и потенциал продуктивного образования в контексте педагогики А.С. Макаренко / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2014. № 1 – с.59–69 – 0,8 п.л.
22.Илалтдинова, Е.Ю. Игра в воспитательном пространстве детско-взрослого сообщества / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2014. № 6 – с. 45–51 – 0,8 п.л.
б) опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, журналах, сборниках статей, материалах научно-практических конференций:
24.Илалтдинова, Е.Ю. Понятия «воспитание», «обучение», «образование»: их эквиваленты в английском и русском языках / Е.Ю. Илалтдинова // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов/под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 4. – Воронеж: ВГПУ, 2007, – с.21–32 – 0,8 п.л.
25.Илалтдинова, Е.Ю. Социально-педагогические условия творческой деятельности А.С. Макаренко в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. / Е.Ю. Илалтдинова // Витоки педагогічної майстерності. Збірник наукових працъ полтавського державного педагогічного университету імені В.Г.Короленка. – Випуск 4. – Полтава, 2008. – Серія «Педагогічні науки». – С.109–111. – 0,2 п.л.
26.Илалтдинова, Е.Ю. Официальная педагогика и общественно-педагогическая инициатива / Е.Ю. Илалтдинова // Нижегородское педагогическое обозрение. Научно-методический журнал. Нижний Новгород,– 2008, № 2. – С. 20-23. – 0,25 п.л.
27.Илалтдинова, Е.Ю. Роль наследия А.С.Макаренко в развитии официальной педагогики в СССР в 1939–1953 гг. / Е.Ю. Илалтдинова // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов/под ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 8. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – с. 59–68 – 0,6 п.л.
28.Илалтдинова, Е.Ю. Связь официальной педагогики и общественно-педагогической инициативы в творчестве А.С. Макаренко /Е.Ю. Илалтдинова // Макаренко: альм./ гл. ред. А. Кушнир. – М., 2008. № 2. – С.54–55. – 0,3 п.л.
29.Илалтдинова, Е.Ю. Ведущие факторы становления отечественного мака-ренковедения в первоначальный период освоения наследия А.С.Макаренко / Е.Ю. Илалтдинова // Макаренко: альм. / гл. ред. А. Кушнир. – М., 2009. № 1. – С.31–32 – 0,3 п.л.
30.Илалтдинова, Е.Ю. Интерпретация наследия А.С. Макаренко официальной педагогикой в СССР в 1939–1953 г. / Е.Ю. Илалтдинова // Макаренко: альманах / Под ред. С.С. Невской. – М.: Народное образование, 2010. № 2. – С. 56–64 – 1 п.л.
31.Илалтдинова, Е.Ю. Интерпретация идей А.С. Макаренко о первичном коллективе в советской педагогике (1939–1990 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина / научный журнал. – № 3(32). – Рязань. – 2011. – с.24–34 –0,7 п.л.
32.Илалтдинова, Е.Ю. Литературно-педагогическая общественность как фактор разработки наследия А.С. Макаренко / Е.Ю. Илалтдинова // Ученые записки НТГСПА. Серия: Педагогика. Психология / отв. ред. С.В. Лебедев; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Нижний Тагил: Изд-во НТГСПА, 2011. – С. 67–73 – 0,6 п.л.
33.Илалтдинова, Е.Ю. Разработка наследия А.С. Макаренко в контексте развития методологии педагогики (1950–1980 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова //Витоки педагогiчноi майстерностi. Збiрник наукових працъ Полтавського нацiонального педагогiчного унiвеситету iменi В.Г. Короленка. – Випуск 8. Частина 1. – Полтава. 2011.– с.143–150 –1 п.л.
34.Фролов, А.А. По пути создания самобытной отечественной науки: от М.В.Ломоносова к педагогике А.С. Макаренко / А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдино-ва // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Академические ломоносовские чтения», посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 10 ноября 2011 г. / Под ред. М.В. Богуславского. – М., 2012. – 415 с. (298–311) – 0,8/0,4 п.л.
35.Илалтдинова, Е.Ю. Соотношение общего и профессионального образования с производительным трудом и воспитанием в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1928–1934), тезисы/Е.Ю. Илалтдинова//Школа жизни – школа воспитания: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А. Ка-лабалина. 24–25 сентября 2003 г. г. Егорьевск / Под общ. ред. И.П. Башкатова. – Коломна: Коломенский гос.пед.ин-т, 2005. – с. 182–185 – 0,2 п.л.
36.Илалтдинова, Е.Ю. Взаимосвязь профессионального обучения и производственной деятельности в педагогических учреждениях А.С. Макаренко / Е.Ю.Илалтдинова // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: Материалы 2-х Макаренк. пед. чтений, Екатеринбург, 3 марта 2005 г., Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.проф.-пед.ун-та, 2005. –157 с. – 0,3 п.л.
37.Илалтдинова, Е.Ю. Первые дискуссии об опыте и идеях А.С. Макаренко (1926 – 1928 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова // Традиции и воспитание: материалы Междунар. науч.-практ.конф., Саранск, 24–26 окт.2007 / редкол.: Н.И. Мешков (отв.ред.) [и др.]. – Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2007. – с.59–63 – 0,23 п.л.
38.Илалтдинова, Е.Ю. От изучения педагогической классики - к познанию тенденций развития педагогики (на материалах наследия А.С. Макаренко) / Е.Ю.Илалтдинова // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: перспективные направления исследований феноменов педагогического прошлого в контексте современных проблем теории и образования: Материалы третьей национальной научной конференции 26 октября 2007 года / Редактор-составитель Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2007. – с.34–36 – 0,2 п.л.
39.Илалтдинова, Е.Ю. Особенности работы А.С.Макаренко с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорными детьми / Е.Ю. Илалтдинова // Юбилейные чтения, посвященные 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко (8 февраля 2008 г.): сборник научных трудов. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России , 2008. – с.48–51 – 0,3 п.л.
40.Илалтдинова, Е.Ю. Взаимосвязь нормативно действующей педагогики и общественно-педагогической инициативы в развитии науки о воспитании (макаренковедческий аспект) / Е.Ю. Илалтдинова // Современный А.С. Макаренко: методология, теория и практика педагогики: Материалы симпозиума и Первых Российских педагогических чтений / Редкол.: Ф.Ф. Харисов (председатель), М.Б. Зыков, А.А. Фролов. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008. – с.52–61 – 0,8 п.л.
41.Илалтдинова, Е.Ю. Общее и профессиональное образование в контексте официальной педагогики ХХ века / Е.Ю. Илалтдинова // Идеи отечественной педагогики: история и современность: материалы межд.науч.-практ.конф./сост.Д.В.Полежаев; под общ.ред.Л.И. Гриценко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – с. 135–139 – 0,3 п.л.
42.Илалтдинова, Е.Ю. Официальная педагогика и общественно-педагогическая инициатива как факторы развития педагогической теории (постановка проблемы) / Е.Ю. Илалтдинова // Педагогiчне мисления в контекстi теоретико-методичноi спадщини А.С.Макаренка i соучасноi педагогiки. Тези доповiдей на Всеукраiньскiй науково-практичнiй конференцii «Педагогiчне мислення в контекстi теоретико-методичноi спадщини А.С.Макаренка i сучасноi педагогiки» (27–28 березня 2008 року, м.Рiвне). – Рiвне: РДГУ, 2008. – 184 с. – 0,25 п.л.
43.Илалтдинова, Е.Ю. Новаторство А.С.Макаренко в контексте становления и развития официальной педагогики 20-30-х гг. ХХ в. в СССР / Е.Ю. Илалтдинова // Развитие основных направлений педагогической науки ХХ века. Материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки, посвященной 90-летию со дня рождения академика РАО З.И.Равкина. Часть 1. Под ред. М.В.Богуславского, Т.Б.Игнатьевой. М.: ИТИП РАО – Тверь: Научная книга. 2009. – с.140–143 – 0,3 п.л.
44.Илалтдинова, Е.Ю. Результаты взаимодействия «официальной педагогики» и общественно-педагогической инициативы в первоначальный период освоения наследия А.С.Макаренко / Е.Ю. Илалтдинова // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого. Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. / ред.-сост. Г.Б.Корнетов. – АСОУ, 2009. – 136 с. (Серия «Историко-педагогическое знание» Вып.23) – с. 57–60 – 0,2 п.л.
45.Илалтдинова, Е.Ю. Альтернативные направления в разработке социально-педагогического наследия А.С. Макаренко (1953–середина 1970-х гг.) / Е.Ю.Илалтдинова // Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования / Под ред. М.В. Богуславского, Т.Б. Игнатьевой. – М. – Тверь: Научная книга, 2011. – 432 (с.182– 186) – 0,3 п.л.
46.Илалтдинова, Е.Ю. Освоение новаторских педагогических идей (на материале разработки наследия А.С. Макаренко) / Е.Ю. Илалтдинова // Инновационные ресурсы развития российского образования на современном этапе его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 21–22 декабря 2009 г. / Под общей ред. В.А. Глуздова, Л.В.Загрековой, В.В. Николиной. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – 587 с. – 0,2 п.л.
47.Илалтдинова, Е.Ю. История освоения и разработки наследия А.С. Макаренко и педагогическое образование / Е.Ю. Илалтдинова // Подготовка учителя для XXI в.: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Нижний Новгород, 21 дек. 2010 г. / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – С. 125–128 – 0,2 п.л.
48.Илалтдинова, Е.Ю. История разработки наследия А.С. Макаренко: факторы развития (1975–1991 гг.) / Е.Ю. Илалтдинова // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції [“Методика викладання природничих дисциплін у ви-щій школі”. XVIII Каришинські читання], (Полтава, 26–27 травня 2011 р.) / Полтав. нац. пед. ун-т імені В. Г. Короленка / За заг. ред. проф. М.В. Гриньової. – Полтава: Астрая, 2011. – С. 27–29 – 0,3п.л.
49.Илалтдинова, Е.Ю. Современное российское макаренковедение / Е.Ю.Илалтдинова // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції [«Методика викладання природничих дисциплін у вищій школі». XІX КАРИ-ШИНСЬКІ ЧИТАННЯ], (Полтава, 17–18 травня 2012 р.) /Полтав. нац. пед. ун-т імені В.Г. Короленка / За заг. ред. проф. М.В. Гриньової. – Полтава: Астрая, 2012. – 469 с. (с. 113–115) – 0,2 п.л.
50.Илалтдинова, Е.Ю. Производственно-хозяйственное воспитание в советской педагогике: интерпретация макаренковской идеи / Е.Ю. Илалтдинова // Наследие А.С.Макаренко и развитие современной школы. Юбилейные Х Мака-ренковские педагогические чтения. Выпуск 10. Материалы международной научно-практической конференции. Волгоград, 24 апреля 2012 г. – Волгоград, 2012. – 248 с. (с. 44–47) – 0,3 п.л.
51. Илалтдинова, Е.Ю. Интеграция педагогических дискуссий в содержание историко-педагогического образования / Е.Ю. Илалтдинова // Преподавание историко-педагогических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования: содержание и современные подходы: сб. науч.тр. по итогам Все-рос. науч.-практ. конф. – ХХIХ сессии Науч. совета по проблемам истории образования и педагогической науки Рос. акад. образования. Волгоград, 12–14 нояб. 2012 / под общ. ред. М.В.Богуславского и С.В. Куликовой. – Волгоград, 2012 – 332 с. (с. 160–168) –0,5 п.л.
III. Учебно-методические пособия и методические рекомендации
52.Илалтдинова, Е.Ю. Школа как социокультурный центр: созидание, управление. Инновационный опыт Нижегородской области: Учеб.пособие / Е.Ю.Илалтдинова, Г.Н. Козлова, С.В. Наумов. – Н.Новгород: Нижегор. гума-нит.центр, 2005. – 68 с.
53.Илалтдинова, Е.Ю. Освоение и разработка наследия А.С. Макаренко в отечественной педагогике: педагогические дискуссии: Учеб. пособие / Е.Ю.Илалтдинова. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – 75 с. – 4,7 п.л.
IV. Составление и редактирование научных изданий
54. Наследие А.С. Макаренко: современная разработка и перспективы (в аспекте методологии) / под ред. А.А. Фролова, Е.Ю. Илалтдиновой. – Н.Новгород: НГПУ – Вып. 1, 2009. – 26 с.; Вып. 2 – 2009. – 21 с.; Вып. 3, 2010. – 34 с.
55. А.С. Макаренко: школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга
по истории, теории и практики воспитания: В 6-ти частях / А.С. Макаренко; сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, – Ч. 1. Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. –2007. – 361 с. – 31,5 п.л.; Ч. 2. Письма, разработки, книги-очерки, статьи 1928–1932 гг. –2008. – 409 с. – 35,7 п.л.; Ч. 3. Статьи, выступления, письма, материалы книги, пьесы «Педагогическая поэма» 1932–1934 – 2009. – 365 с. – 31,5 п.л.; Ч. 4. Деловые и личные письма, «Педагогическая поэма», «Методика организации воспитательного процесса», статьи, выступления, подготовительные материалы 1935–1936 гг. – 2010. – 352 с. – 30,8 п.л.; Ч. 5. Статьи, выступления, письма, подготовительные материалы, «Книга для родителей» 1936–1937 гг. – 2011 – 384 с. – 33,6 п.л.; Ч.6. Статьи, литературные рецензии, «Лекции о воспитании детей», «Честь», «Проблемы школьного советского воспитания», письма, рассказы, выступления 1937–1938 гг. – 350 с. – 43,8 п.л.; Ч. 7. Статьи о школе и художественной литературе, «Флаги на башнях», подготовительные материалы к «Путям поколения» и «Ньютоновым кольцам», рассказы, встречи с читателями, «Некоторые выводы из моего опыта», «О моем опыте», статьи, письма, дневниковые записи – 1938 г. – 368 с. – 30 п.л.