Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ГЕРОИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Ценностное отношение к героическому прошлому России является интегративным устойчивым образованием в структуре личности студента, которое включает восприятие и понимание исторической действительности, развитие способности к ценностному осмыслению исторических знаний, осознание социальной значимости сохранения исторического наследия родной страны, формирование позиции по отношению к героическому прошлому как к личностной ценности.
  2. Формирование ценностного отношения к героическому прошлому родной страны представляет собой целенаправленный и организованный процесс, направленный на осознание и восприятие исторического прошлого как ценности, интегрирование целей обращения к героическому прошлому в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, в рамках развития общей, профессиональной и духовно-нравственной культуры личности, активное включение личности с учетом ее индивидуальных особенностей в процесс реализации ценностного отношения к героическому прошлому родной страны в профессиональной деятельности.
  3. В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов исторический материал является фундаментом, на котором выстраиваются формы, методы и средства, способствующие результативности формирования ценностного отношения студентов к героическом у прошлому России, что дает возможность его проектирования с учетом следующих позиций: активизации всех механизмов формирования ценностного отношения к героическому прошлому родной страны; выстраивании процесса профессиональной подготовки в вузе с учетом отбора исторического материала, индивидуальных особенностей личности студента и специфики образовательного пространства.
  4. Образовательное пространство вуза рассматривается как целесообразно организованная среда профессионально-личностного развития студента, ориентированная на формирование у будущих специалистов стремления к изучению героического прошлого родной страны, его анализу и объективной оценке, овладению и применению данных знаний и умений в профессиональной деятельности, к самооценке, самовоспитанию и самосовершенствованию, включающая интеграцию учебной и внеучебной деятельности студентов, которая служит средством развития духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, компетентности в вопросах восприятия героического прошлого, исторического и духовного наследия родной страны.
  5. Разработанная концептуальная модель формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России представляет собой научно-теоретическое структурирование образовательного процесса вуза с учетом педагогических возможностей изучения исторического материала, построенного на основе целевого, теоретико-методологического, содержательно-процессуального и критериально- диагностического блоков, включающих цель, задачи, методологические подходы (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, культурологический), принципы, функции, компоненты (мотивационно-ценностный, содержательно-практический, личностный), методическое обеспечение, диагностический инструментарий, уровни (устойчивый, ситуативный, фрагментарный), критерии и педагогические условия эффективности данного процесса.
  6. Эффективность формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России в процессе профессиональной подготовки может быть существенно повышена, если: формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны в процессе профессиональной подготовки рассматривается в качестве одной из целей образовательного процесса; определено содержание и актуализированы ресурсные возможности учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, способствующие актуализации ценностного смысла героического прошлого страны; разработана и внедрена концептуальная модель формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России в процессе профессиональной подготовки в вузе с учетом педагогических возможностей изучения исторического материала, выделены ее структурные составляющие и условия функционирования; реализована процессуальная сфера формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому с использованием в ходе профессиональной подготовки исторического материала; представлен диагностический инструментарий, обеспечивающий оценку результативности сформированности ценностного отношения студентов к героическому прошлому России и возможности его прогнозирования и коррекции.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому страны в процессе профессиональной подготовки специалистов: монография / С.И. Федорова. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – 181 с. (11,3 п.л.)

2.Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому/ С.И. Федорова /Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. –Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2013.-104 с. (6,5 п.л.)

3.Федорова С.И. Теоретические основы и реализация фреймового подхода в обучении: моногр.: в 2 ч. Ч.1. Гуманитарная область знаний: лингвистика, история / Е.Е. Соколова, С.И. Федорова; под ред. Е.Е.Соколовой. - Ульяновск: УлГУ, 2008.-200 с. (12,5 п.л.) (авт. вклад: С.И. Федорова Фреймовый подход в обучении истории – С.146-200 (3,3 п.л)).

Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях

4.Федорова, С.И. Воспитание социально-активной личности студента в современном социуме / С.И. Федорова // Ярославский педагогический вестник, 2013, № 1. Том II (психолого-педагогические науки). C.256-260 (0,3 п.л.).

5.Федорова, С.И. Воспитание социально-активной личности студента в современных условиях (на примере национальных героев Отечества) /С.И.Федорова // Глобальный научный потенциал, 2013. № 6 (27). – С.27-30 (0,25 п.л.).

6.Федорова, С.И. Героическое прошлое России как культурно-педагогическая проблема /С.И.Федорова // Армия и общество, 2014. № 1 (38). – С. 55-60 (0,5 п.л.)

7.Федорова, С.И. Героическое прошлое России как педагогический феномен /С.И.Федорова // В мире научных открытий, 2014. № 1.1 (49). – С.776-796 (1,7 п.л.).

8.Федорова, С.И. Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания личности студентов /С.И.Федорова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2013. № 2(26). – С.212-222 (0,8 п.л.)

9.Федорова, С.И. Историческая память о войне в сознании студенчества /С.И.Федорова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, 2013. № 1(23). –С. 186-191 (0,3 п.л.)

10.Федорова, С.И. Модернизация общества и приоритеты ценностей студентов /С.И.Федорова // Наука и бизнес: пути развития, 2013. № 4(22). – С.160-164 (0,3 п.л.)

11.Федорова, С.И. Научное обоснование инновационной концептуальной модели формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России / С.И.Федорова // Инновации и инвестиции, 2014. №2. – С.44-48 (0,3 п.л.).

12.Федорова, С.И. Некоторые аспекты патриотического воспитания студентов вуза /С.И.Федорова // Среднее профессиональное образование. № 8 (август). 2013.– С.49-50 (0,1 п.л.)

13.Федорова, С.И. Обращение к героическому прошлому – важнейшая доминанта современного общества (по данным социологического исследования) / С.И.Федорова // Интеграция образования, 2013. № 1(70). – С.60-64 (0,3 п.л.).

14.Федорова, С.И. Осмысление студенчеством современной истории России через призму Великой Отечественной войны / С.И.Федорова // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2013. Т.9 № 3.2. – С.221-224 (0,25 п.л.)

15.Федорова, С.И. Проблема ценностного отношения в теории и практике в педагогической науке / С.И.Федорова // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2014, № 2, С. 177-181 (0,3 п.л.).

16.Федорова, С.И. Региональный компонент формирования ценностного отношения студентов к духовному и историческому наследию /С.И.Федорова// Наука и бизнес: пути развития, 2013. № 6(24). – С.8-13 (0,5п.л.).

17.Федорова, С.И. Современное студенчество: менталитет и гражданское становление / С.И.Федорова // Перспективы науки, 2013. № 6(45). – С.26-31 (0,4 п.л.).

18.Федорова, С.И. Социальная динамика формирования ценностного отношения молодого поколения к героическому прошлому России /С.И.Федорова // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. – С. 70-73 (0,25 п.л.).

19.Федорова, С.И. Специфика формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России / С.И. Федорова // Теория и практика общественного развития. 2014, № 2 С.195-200 (0,4 пл.).

20.Федорова, С.И. Теоретические подходы к формированию ценностного отношения студентов к героическому прошлому через духовность /С.И.Федорова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. №1 (23). – С. 95-99 (0,3 п.л.).

21.Федорова, С.И. Формирование ценностного отношения к героическому прошлому страны в процессе профессиональной подготовки специалистов / С.И. Федорова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Серия Педагогические и психологические науки, 2013, №4 (26). – С.159-162 (0,25 п.л.).

22.Федорова, С.И. Фреймовый подход в методике преподавания истории / С.И. Федорова // Школа будущего, 2008. №2. – С.14-20 (0,5 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия:

23. Федорова, С.И. Симбирский-Ульяновский край с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие по курсу: «История Симбирско- Ульяновского Поволжья» (для студентов всех форм обучения негуманитарных факультетов вузов) / С.И. Федорова, Н.Е.Гердт, О.Р. Хасянов / Под общ. Ред. Н.Е.Гердт – Ульяновск: ГСХА им. П.А.Столыпина. 2013. – 265 с. (33 п.л., авт. вклад 16,5 п.л.).

24.Федорова, С.И. Фреймовые опоры: Методическое пособие / Р.В. Гурина, Е.Е. Соколова, О.А. Литвинко, А.М. Тарасевич, С.И. Федорова, А.Д. Уадилова / Под ред. Р.В. Гуриной. М.: НИИ школьных технологий, 2007. – 96 с. (6 п.л., авт.вклад 0,5 п.л.).

25.Федорова С.И. По старым Симбирским трактам (из истории Ульяновских сел) / С.И. Федорова / Ульяновск: Департамент социальной защиты населения Ульяновской области «Территориальный технический центр», 2006. – 55с. (3,5 п.л.)

Публикации в прочих научных изданиях:

26.Федорова С.И. Фреймовый подход в модульно-рейтинговой системе обучения истории / С.И.Федорова // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. – Москва-Уфа, 28 января 2013 г.: Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. С. 194-196 (0,15 п.л.).

27.Fedorova S.I. Credential Evaluation and Innovative Methods of Teaching History at Higher Education Institution/ S.I. Fedorova // Components of Scientific and Technological Progress, 2013. № 1 (16). – p. 37–41. (0,25 p.l.)

28.Федорова С.И. Модульно-рейтинговая система и инновационные методы преподавания истории в ВУЗЕ / С.И.Федорова // Социальная политика России: опыт, тенденции, перспективы: Материалы международн. научн. – практ. конф./ Под общ. ред. А.Н. Шипулина, Р.И. Мельниковой, В. Поповой, Н.В. Инютиной. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. С.120-127 (0,5 п.л.).

29.Федорова С.И. Особенности менталитета современного студенчества /С.И.Федорова // Федерация: Научный журнал о проблемах политики, экономики, социологии и права, 2012, № 7-10 – Москва. –С. 37-41 (0,25 п.л.).

30.Федорова С.И. Природа и сущность российского менталитета // Духовный путь человека / С.И.Федорова // Материалы ХХ Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России». В 2 ч. Ч.I / отв. ред. В.И. Винокуров. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. С. 46-50 (0,3 п.л.).

31.Федорова С.И. Формирование активной жизненной позиции студенчества (на примере Ульяновского региона) / С.И.Федорова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’12. Сборник научных трудов № 4(12) / ред. А.А. Темербекова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. С. 349-351 (0,2 п.л).

32. Федорова С.И. Проблемы духовно- нравственного и патриотического воспитания студентов / С.И.Федорова // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 38 / Под ред. Е. А. Лева новой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2011. С. 27-32 (0,4 п.л

33. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения молодежи к героическому прошлому / С.И.Федорова // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. Материалы межвузовского Российского семинара. Выпуск 4. Под ред. В.Я. Романченко: Издательство «Саратовский источник», 2010. С. 122-127 (0,4 п.л).

34. Федорова С.И. Ценности молодежи / С.И. Федорова, С.С.Зуйкова, Е.О.Швецова, М.И.Сорокина // Университетское образование: проблемы и перспективы: Сборник материалов Молодежного научного форума (24января 2009г.) / Под общей редакцией Кузнецовой В.В. – Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 194-200 (0,4 п.л., авт.вклад 0,1 п.л.).

35. Федорова С.И. Неформальные объединения молодежи / С.И.Федорова, И. Кошкина, Д.Рябинина // Гражданская авиация: ХХI век: сборник материалов I Международной молодежной научной конференции 23-24 апреля 2009 г. / под общ. ред. Н.У. Ушакова. – Ульяновск: УВАУГА(И), 2009. С.171-173 (0,2 п.л., авт.вклад 0,1 п.л.).

36.Федорова С.И. Молодежь и секта «Свидетели Иеговы». / С.И. Федорова, В.С. Смывалов // Гражданская авиация: ХХI век: сборник материалов I Международной молодежной научной конференции 23-24 апреля 2009 г. / под общ. ред. Н.У. Ушакова. – Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2009. С. 178-179 (0,2 п.л., авт.вклад 0,1 п.л.).

37.Федорова С.И. Взаимовлияние общечеловеческих и национальных традиций в духовно-нравственном воспитании студенчества / С.И.Федорова// Формирование социокультурной идентичности личности в условиях полиэтнического региона / Под редакцией С.Н. Митина. – Ульяновск: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2008. С.163-170 (0,5 п.л.)

38.Федорова С.И. Инновационные методы преподавания отечественной истории / С.И.Федорова // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России: сборник научных трудов / под ред. С.В. Осипова, Т.В. Петуховой. – Ульяновск: Ул ГТУ, 2008. С. 88-92 (0,25 п.л.).

39.Федорова С.И. Модернизация России: общее и особенное /С.И.Федорова // Материалы межвузовской студенческой научной конференции «Модели и особенности модернизации общества в отечественной истории ХХ-ХХI вв.», посвященной 65-летию Ульяновской ГСХА. – Ульяновск, ГСХА, 2008. С.3-6 (0,2 п.л.)

40.Федорова С.И. Особенности обучения истории в физико-математических классах с использованием фреймового полхода /С.И.Федорова // Труды VIII научно-методического семинара «Современные аспекты преподавания физики: школа-колледж-университет». Тейтельмановские чтения. – Ульяновск: УлГУ, 2008. С. 119-123 (0,2 п.л.).

41.Федорова С.И. Духовные ценности отечественной культуры в современном гуманитарном образовании / С.И.Федорова // Социокультурная идентичность личности в современном обществе: Сборник трудов участников II-ой научно практической конференции «Человек, культура, образование». / Под редакцией И.Д. Митиной. – Ульяновск: Изд-во ИР Тухтаров В.Н., 2007. С. 67-70 (0,25 п.л.).

42.Федорова С.И. Фольклор Ульяновской области как фактор социализации личности. / Е.Б. Доронцов, С.И. Федорова // Социокультурная идентичность личности в современном обществе. Под редакцией И.Д.Митиной, – Ульяновск: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2007. С. 26-31 (0,4 п.л., авт. вклад 0,2 п.л.).

43.Федорова С.И. Фреймовый подход к изучению истории /С.И.Федорова// Актуальные вопросы современного образования: Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции. Москва-Ульяновск, 7 мая 2007 года / Под ред Ю. В. Полянскова, Б.М. Костишко, М.В. Дупленко; Центр довузовского образования УлГУ. – М.-Ульяновск: УлГУ, 2007. С.282-286 (0,3 п.л.).

44.Федорова С.И. Личность – носительница культуры / С.И. Федорова, А.Н. Манцурова // Социокультурная идентичность личности в современном обществе / Под редакцией И.Д. Митиной. – Ульяновск: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2007. С. 42-46 (0,3 п.л., авт. вклад 0,15 п.л.).

45.Федорова С.И. Духовное возрождение национального самосознания мордовского народа в рамках культурной политики региона / С.И. Федорова, Е.А.Журавлева // Социокультурная идентичность личности в современном обществе / Под редакцией И.Д. Митиной. – Ульяновск: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2007. С. 31-34 (0,2 п.л., авт.вклад 0,1 п.л.).

46.Федорова С.И. Воспитание любви к родному краю / С.И.Федорова // Левинтовские чтения. Выпуск Первый. Сборник научных трудов. Ульяновск, 2006. С.79-82 (0,25 п.л.).

47.Федорова С.И. Культура общения как базисный механизм воспитания, повышающий качество образования / С.И. Федорова // Проблемы современного образования в школе и в ВУЗЕ: Сборник материалов международной конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2004. С. 104-106 (0,2 п.л.)

48.Федорова С.И. Социальная политика и система социальной защиты прав детей /С.И.Федорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции» Стабилизация и экономический рост аграрного сектора экономики». Часть I. Государственная политика в аграрной экономике. – Ульяновск, ГСХА, 2004. С. 199-205 (0,4 п.л.).

49.Федорова С.И. Ценностные ориентации студентов сельскохозяйственной академии в новых социально-экономических условиях / С.И.Федорова // Материалы Всероссийской научно-производственной конференции «Инновационные технологии в аграрном образовании, науке и АПК России» (часть I). – Ульяновск, 2003, – С.340-343 (0,25 п.л.).

50.Федорова С.И. Активизация мыслительной деятельности студентов на семинарских занятиях по истории (из опыта работы) / С.И.Федорова, Н.А.Федоров // В сб.: Российское общество: прошлое, настоящее и будущее. Сборник научных трудов. – Ульяновск, 1997. – С.118-122. (0,25 п.л, авт.вклад 0,15 п.л.).