Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Теоретико-методологической основой формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов в системе высшего образования выступают философские направления (антропологическое, диалектическое, гуманистическое) и методологические подходы: деятельностный, культурологический, компетентностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельный, инновационный, инновационно-рефлексивный, акмеологический, практико-ориентированный. Основными подходами являются культурологический как практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления социокультурного опыта и компетентностный, так как элементы культуры профессионального прогнозирования входят в состав общекультурных и профессиональных компетенций и требуют целенаправленного формирования.

2. Культура профессионального прогнозирования как личностное интегративное образование обеспечивает объективное обоснование планов и принимаемых решений при обязательном учете прошлого, настоящего и будущего состояний явлений и процессов, выступает условием эффективной профессиональной деятельности и определяет уровень компетентности специалиста.

Культура профессионального прогнозирования включает культуру прогнозирования в сфере профессиональной деятельности, которая предполагает у студента реализацию прогностических способностей к анализу соответствующих явлений, процессов, объектов, ситуаций, последствий принимаемых решений, совершаемых действий, и культуру прогнозирования собственного профессионально-личностного развития, которая предусматривает моделирование карьерного и личностного роста.

Культура профессионального прогнозирования представлена компонентами: аксиологическим, определяющим значимость качественного профессионального образования для результативного выполнения будущей деятельности; когнитивным, который характеризуется знаниями, связанными с объектом прогнозирования и осуществлением прогностической деятельности; праксиологическим, выраженным конкретными прогностическими умениями по установлению причинно-следственных связей, действий реконструкции и преобразования представлений и процессом выдвижения гипотез; рефлексивным, предполагающим оценку составленных прогнозов как адекватную вероятность хода развития событий.

3. Социально-педагогическая модель формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов согласуется с социально-культурной и научно-теоретической точками зрения, представлена как педагогическая система на всех уровнях (методологическом, теоретическом и практическом), назначение которых состоит в создании предпосылок для повышения культуры профессионального прогнозирования у студентов, и включает следующие блоки: целевой (развитие культуры профессионального прогнозирования), методологический (методологические подходы), психолого-педагогический (социальные и профессиональные предпосылки), практико-ориентированный (профессиональный, социальный, культурный и педагогический потенциал социальных институтов), технологический (технология формирования культуры профессионального прогнозирования), инструментально-методический (содержание и структура культуры профессионального прогнозирования), результативный (сформированная культура профессионального прогнозирования).

4. Технология формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза представлена последовательными этапами организации данного процесса и их методическим обеспечением. Мотивационно-целевой этап обеспечивает формирование аксиологического компонента культуры профессионального прогнозирования - осознание студентами значимости прогнозирования в профессиональной деятельности. Информационно-познавательный этап способствует формированию когнитивного компонента культуры профессионального прогнозирования - получение студентами знаний об основах прогнозирования, сущности, этапах, видах, методах, требованиях, предъявляемых к прогнозам. Процессуально-технологический этап предусматривает формирование праксиологического компонента культуры профессионального прогнозирования с учетом специфики направлений подготовки студентов - применения прогнозирования в будущей профессиональной деятельности. Оценочно-рефлексивный этап предполагает формирование рефлексивного компонента культуры профессионального прогнозирования - оценку составленных прогнозов как адекватную вероятность хода развития событий.

5. Принципами формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза являются: общие (принцип профессиональной направленности целостного образовательного процесса в вузе, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип культурной детерминации подготовки студентов) и специфические (принцип педагогической целесообразности, принцип целостности, принцип функциональности, принцип фасилитации, принцип когнитивности, принцип совместной творческой деятельности, принцип многомерного и множественного описания, принцип восхождения к культуре). К закономерностям формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов в вузе относятся: закономерность цели - цель определяется этапом формирования культуры профессионального прогнозирования, на каждом из которых осуществляется развитие ее определенного компонента; закономерность содержания, которое зависит от направления подготовки, курса обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений; закономерность качества - эффективность каждого нового этапа формирования культуры профессионального прогнозирования связано с продуктивностью предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изученного, организационно-педагогического воздействия преподавателей, обучаемости студентов и времени обучения; закономерность технологий, эффективность которых зависит от знаний и навыков в их применении, содержания процесса формирования культуры профессионального прогнозирования, учебных возможностей студентов и организации учебного процесса; закономерность управления - продуктивность формирования культуры профессионального прогнозирования определяется интенсивностью обратных связей и обоснованности корректирующих воздействий; закономерность стимулирования - эффективность развития культуры профессионального прогнозирования обусловлена внутренними стимулами (мотивами) обучения и внешними (общественными, экономическими, педагогическими) стимулами.

6. Формирование культуры профессионального прогнозирования студентов обеспечивается благодаря соблюдению социально-педагогических условий - организационно-методических: повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в области профессионального прогнозирования и формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов; методическое обеспечение организации учебно-воспитательного процесса формирования культуры профессионального прогнозирования студентов; целенаправленное содействие процессу компетентностной подготовки студентов по овладению ими умениями, составляющими праксиологический компонент культуры профессионального прогнозирования; применение комплекса взаимодополняющих образовательных технологий; включение в содержание учебных дисциплин тем, связанных с профессиональным прогнозированием; - психолого-педагогических, которые обуславливают: стимулирование профессиональной мотивации студентов к обучению по выбранному направлению подготовки и повышению уровня культуры профессионального прогнозирования; обеспечение целенаправленного, комплексного воздействия на содержательные и структурные компоненты культуры профессионального прогнозирования; развитие у студентов компетенций, необходимых для осуществления профессионального прогнозирования.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Булдакова Н. В. Прогностическая способность как фактор повышения качества подготовки специалистов гуманитарного профиля (на примере педагогических специальностей вуза) / Н. В. Булдакова. – Глазов– Киров : ООО «Диамант», 2012. – 165 с. (10,2 п. л.).

2.Булдакова Н. В. Развитие прогностической способности студентов педагогических колледжей / Н. В. Булдакова. – Киров : ООО «Диамант», 2009. – 200 с. (12,5 п. л.).

3.Булдакова Н.В. Инновационные технологии в образовании: теория и практика: монография в 3 кн. / Н.В. Булдакова, А.А. Маури, Л.В. Фалеева и др. / под общ. ред. Я. А. Максимова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – 370 с. (23 п.л.) (авт. вклад: Булдакова Н.В. Прогностическая способность: структура, организация развития, оценка (на примере студентов колледжей гуманитарно-социального профиля – Кн.3 С.294-308 (2,0 п. л.).).

4.Булдакова Н.В. Роль негосударственных учебных заведений в системе образования России: монография /Н.В. Булдакова, Е.Н. Сизова, Н.С.Александрова, Е.В. Никулина и др./под общ. ред. проф. В.С. Сизова, доц. С.А. Трушкова. – Киров: ВСЭИ, 2008. – 284 с.(18 п.л.) (авт. вклад: Булдакова Н.В. Динамика учебной мотивации студентов негосударственных высших учебных заведений. С. 260-272 (0,75 п. л.).

5.Булдакова Н.В. Всероссийская православная конференция в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Киров, 24 мая 2013 г.): коллективная монография /Н.В. Булдакова, Е.А. Бармина, Н.И. Злыгостева, С.А. Городилова и др./ под ред. проф. В.С. Сизова, проф. Н. С. Александровой. – Киров, ВСЭИ, 2013. – с. 164. (10,1 п.л.) (авт. вклад: Булдакова Н.В. Духовно-нравственная составляющая в структуре профессионально важных качеств специалистов социально-гуманитарного профиля. С. 56-59 (0,25 п. л.)).

Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях

6.Булдакова Н.В. Исследование культуры профессионального прогнозирования у студентов в отечественном высшем образовании [Электронный ресурс] / Н. В. Булдакова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки – 2014. – № 12. – Режим доступа: http://online-science.ru/m/productspunkt/number_12-2014/(0,7п.л.).

7.Булдакова Н. В. К вопросу о концептуальных основах формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза / Н. В. Булдакова // Перспективы науки – 2014. – № 11 (62). – С. 44-48 (0,65 п. л.).

8.Булдакова Н. В. Практика формирования культуры профессионального прогнозирования студентов в вузе / Н. В. Булдакова // В мире научных открытий. – 2014. – № 7.2(55). – С. 976–984 (0,7 п. л.).

9.Булдакова Н. В. К вопросу о культуре профессионального прогнозирования в компетентностной подготовке студентов вуза / Н. В. Булдакова // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 8(41). – С. 27–33 (0,65 п. л.).

10.Булдакова Н. В. Культура профессионального прогнозирования как компонент профессиональной культуры студента / Н. В. Булдакова // Научное мнение. – 2014. – № 8. – С. 409-413 (0,7 п. л.).

11.Булдакова Н. В. Теоретическая модель подготовки будущего специалиста социально-гуманитарного профиля к прогностической деятельности (на примере студентов вуза) / Н. В. Булдакова // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С. 111–114 (0,4 п. л.).

12.Булдакова Н. В. Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей) / Н. В. Булдакова // Интеграция образования. – 2012. – № 2(67). – С. 60–63 (0,6 п. л.).

13. Булдакова Н. В. Прогностическая способность будущего специалиста как компонент интегральной индивидуальности личности / Н. В. Булдакова // В мире научных открытий. – 2012. – № 2.4(26). – С. 130–141 (0,6 п. л.).

14.Булдакова Н. В. Взаимосвязь профессионально важных качеств и прогностической способности специалистов социально-гуманитарного профиля / Н. В. Булдакова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2012. – № 1(19). – С. 48–51 (0,5 п. л.).

15.Булдакова Н. В. К вопросу об использовании метода моделирования в процессе подготовки будущих специалистов в вузе / Н. В. Булдакова // Казанская наука. – 2012. – № 3. – С. 268–271 (0,5 п. л.).

16.Булдакова Н. В. Прогностическая способность в формировании конкурентоспособного специалиста социально-гуманитарной сферы (с позиции компетентностного подхода) / Н. В. Булдакова // Научное мнение. – 2011. – № 6. – С. 83–89 (0,5).

17.Булдакова Н. В. Структура прогностической способности специалистов гуманитарного профиля / Н. В. Булдакова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17 – № 1.– С. 68–73 (0,6 п. л.).

18.Булдакова Н. В. Диагностическая программа изучения уровня прогностической способности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля / Н. В. Булдакова // В мире научных открытий. – 2011. – № 9.2(21). – С. 613–623 (0,7 п. л.).

19.Булдакова Н. В. Проблема развития способности к прогнозированию у будущих педагогов: психолого-педагогический анализ / Н. В. Булдакова // В мире научных открытий. – 2011. – № 5(17). – С. 281–288 (0,5 п. л.).

20. Булдакова Н. В. Развитие прогностической способности как фактор формирования личностно-профессиональной позиции студентов (на материале педагогических специальностей) / Н. В. Булдакова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – №4(3). – С. 30–33 (0,3 п. л.).

Учебно-методические пособия, методические рекомендации, целевые программы

21.Булдакова Н. В. Прогнозирование в профессиональной деятельности (учебно-методическое пособие) / Н. В. Булдакова. – Киров: ООО «Диамант», 2008.– 57 с. (3,45 п.л.).

22.Булдакова Н. В. Прогностическая способность. Методика развития прогностической способности у студентов педагогических учебных заведений: методические рекомендации / Н. В. Булдакова. – Киров: ООО «Астарта», 2007. – 68 с. (3,75 п.л.).

23. Булдакова Н. В. Основы педагогического прогнозирования (спецкурс) / Н. В. Булдакова. – Киров: ВСЭИ, 2010.– 34 с. (2,0 п.л.).

24. Булдакова Н. В. Планируем, проектируем, прогнозируем (спецкурс) / Н. В. Булдакова. – Киров: ВСЭИ, 2009.– 29 с. (1,75 п.л.).

25. Булдакова Н. В. Прогнозирование: от и до (спецкурс) / Н. В. Булдакова. – Киров: ВСЭИ, 2010.– 31 с. (1,80 п.л.).

Научные статьи и материалы конференций

26.Булдакова Н. В. К проблеме развития прогностической способности у будущих педагогов начального образования / Н. В. Булдакова // Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы : сборник статей и материалов II межрегиональной научной конференции студентов и аспирантов (25 января 2007). – Киров, 2007. – С. 222–226 (0,3 п.л.).

27.Булдакова Н. В. Динамика развития прогностической способности будущих педагогов / Н. В. Булдакова // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования» (25-26 апреля 2007 г.). – Глазов, 2007. – С. 99–104 (0,3 п.л.).

28.Булдакова Н. В. Научно-педагогический потенциал прогнозирования в профессиональной деятельности учителя / Н. В. Булдакова // Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки и образования» (7-8 сентября 2007 г.). – М., 2007. – С. 57– 60 (0,2 п.л.).

29.Булдакова Н. В. Психологический аспект проблемы прогнозирования / Н. В. Булдакова, А. В. Поздеева // Региональный научно-практический семинар-конференция «Человек и общество» (15 декабря 2007 г.). – Киров, 2007. – С. 25–28 (0,25/0,15 п. л.).

30. Булдакова Н. В. Способность к прогнозированию в структуре профессиональных способностей педагога / Н. В. Булдакова // Региональный научно-практический семинар-конференция «Человек и общество» (15 декабря 2007 г.). – Киров, 2007. – С. 28–33 (0,4 п.л.).

31.Buldakova N. V. High school foreseeing ability development problem of future socio-humanities specialists / N. V. Buldakova // Nauka i studia. – 2011. – № 13(44). – Poland. – Р. 63–69 (0,4 п. л.).

32.Булдакова Н. В. Историко-философский анализ феномена социально-гуманитарного прогнозирования / Н. В. Булдакова // Общественные науки. М., 2011. – № 9. – С. 7–13 (0,4 п. л.).

33.Булдакова Н. В. Организационно-педагогические условия обеспечения процесса развития прогностической способности у студентов социально-гуманитарных специальностей вуза / Н. В. Булдакова // Актуальные проблемы науки: материалы международ. научно-практ. конференции (27 сентября 2011 г.). – Тамбов, 2011. – С. 32–36 (0,25 п. л.).

34.Булдакова, Н. В. Особенности организации процесса обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий [Текст] / Н. В. Булдакова // Межрегиональная научная конференция «Образование будущего. Год 2021: модели и технологии» (14 апреля 2011 г.). – Киров, 2011. – С.106–110 (0,3 п.л.).

35.Булдакова Н. В. Прогностическая способность как профессиональное качество : психолого-педагогический анализ основных характеристик / Н. В. Булдакова // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции (24–25 мая 2011 г.). – Сибай, 2011. – С. 4–13 (0,7 п. л.).

36.Булдакова Н. В. Проблемы развития интегративной прогностической способности у будущих педагогов в условиях непрерывного педагогического образования / Н. В. Булдакова // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы : материалы второй международной научно-практической конференции (26 марта 2011 года). – Киров, 2011. – С. 63–66 (0,25 п. л.).

37.Булдакова Н. В. Прогностическая способность как показатель прогностической компетентности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля / Н. В. Булдакова // Трансофрмацiя фiнансових вiдносин в умовах економiчноi глобализацii (матерiали VI мiнародного симпозiуму, Харкiв, 10 листопада, 2012). – С. 344–346 (0,1 п. л.).

38.Булдакова Н. В. К вопросу об определении комплекса профессионально важных качеств будущих специалистов социально-гуманитарного профиля / Н. В. Булдакова // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: сборник материалов международ. научно-практ. конференции (31 января 2012 г.). – Тамбов, 2012. – С. 32–36 (0,3 п. л.).

39.Булдакова Н. В. К вопросу о прогностической компетентности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля / Н. В. Булдакова // Педагогика. Общество. Право. – Киров, 2012. – С. 12–15 (0,25 п. л.).

40.Булдакова Н. В. Анализ прогностической способности будущих специалистов социально-гуманитарного профиля через призму компетентностного подхода / Н. В. Булдакова // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования в условиях новых ФГОС: проблемы и перспективы: материалы III международной заочной научно-практической конференции (29-30 марта 2012 г.). – Киров, 2012. – С.9 –13 (0,3 п. л.).

41.Булдакова Н. В. Динамика развития способности к прогнозированию студентов как показатель модернизации условий образовательного процесса (на примере гуманитарных специальностей вуза) / Н. В. Булдакова // Кадровые ресурсы высшей школы: современные модели подготовки научных и научно-педагогических кадров: материалы международной научно-практической конференции (17–18 сентября 2012 г.). – Киров, 2013. – С. 24–27 (0,25 п. л.).

42.Булдакова Н. В. Влияние элективного курса «Основы прогнозирования в юридической практике» на развитие прогностической способности студентов / Н. В. Булдакова // Педагогика. Общество. Право. – Киров, 2013. – №1(5). – С. 22–27 (0,3 п. л.).