Научная тема: «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Возможностями, способствующими формированию у людей с особыми образовательными потребностями информационной компетентности, являются адаптивные компьютерные технологии, которые выступают эффективным средством обеспечения участия данной категории населения во всех сферах жизнедеятельности современного общества, в получении, обработке и передаче информации. Адаптивные компьютерные технологии - это специальные компьютерные технологии, предназначенные для самостоятельной (без посторонней помощи) работы людей с особыми образовательными потребностями на персональном компьютере. Они выполняют дополнительную компенсаторную функцию - нивелирование вызываемых зрительной, слуховой и иной депривацией трудностей, предоставляют людям с ООП реальные возможности участия в различных видах и формах современной жизнедеятельности, включая образование и профессиональную работу наравне с остальными членами общества. Это определяет значимость адаптивных компьютерных технологий, как эффективный фактор успешной социализации людей с ООП и их полной интеграции в современное общество.
  2. Теоретическая модель педагогического сопровождения людей с особыми образовательными потребностями в системе непрерывного образования на основе использования адаптивных компьютерных технологий представляет систему взаимосвязанных компонентов (блоков), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (организационно-педагогические условия, функции, направления деятельности), оценочно-критериального компонента (критерии, показатели, уровни), а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), которые в совокупности оказывают влияние на формирование у людей с особыми образовательными потребностями информационной компетентности и составляют единое целое.
  3. Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективному использованию адаптивных компьютерных технологий людьми с особыми образовательными потребностями, являются: создание комплексной системы педагогического сопровождения людей с особыми образовательными потребностями в системе непрерывного образования на основе использования адаптивных компьютерных технологий, обеспечивающей помощь данной категории населения в самостоятельном индивидуальном выборе - духовном, образовательном и профессиональном, в преодолении трудностей и препятствий, встречающихся в процессе учебы и в окружающей среде; осуществление непрерывного общего и профессионального обучения людей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях на основе использования адаптивных компьютерных технологий, предназначенных для работы на персональном компьютере и выполняющих дополнительную компенсаторную функцию - нивелирование вызываемых зрительной, слуховой и иной депривацией трудностей; обеспечение формирования у людей с особыми образовательными потребностями информационной компетентности, способствующей успешному освоению образовательной программы учебного заведения, качественной профессиональной подготовке и наиболее полной профессиональной адаптации, а также успешной социализации в современное общество.
  4. Оценка результативности сформированности у людей с особыми образовательными потребностями информационной компетентности осуществляется по критериям: теоретическая подготовленность, психологическая готовность, самоанализ собственных действий, на основе которых определяются его уровни (низкий, средний, высокий).
Список опубликованных работ
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК при МОиН РФ

1.Егоров П.Р. Использование информационных технологий в издании учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Л. Брайля / П.Р. Егоров // Вестник Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, 2009. Т. 6. № 2. С. 79–83.

2.Егоров П.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий и тифлосредств в профессиональном образовании людей с проблемами зрения (опыт сравнительного анализа) / П.Р. Егоров // Новые технологии в образовании, 2009. № 1. С. 75–82.

3.Егоров П.Р. Становление и развитие специального образования людей с проблемами зрения в республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Новые технологии в образовании, 2009. № 2. С. 22–27.

4.Егоров П.Р. С широко закрытыми глазами / П.Р. Егоров // Вестник образования, 2009. № 11. С. 14.

5.Егоров П.Р. Создание якутского алфавита по системе Брайля для людей с проблемами зрения / П.Р. Егоров // Сибирский педагогический журнал, 2009. № 7. С. 255–260.

6.Егоров П.Р. Точечно-рельефный шрифт – уникальная система письменности для людей с проблемами зрения / П.Р. Егоров // Вопросы гуманитарных наук, 2009. № 3. С. 198–204.

7.Егоров П.Р. Исторические периоды в эволюции национальных систем специального образования людей с проблемами зрения / П.Р. Егоров // Наука и образование, 2010. № 2. С. 48–51.

8.Егоров П.Р. Становление специального образования людей с проблемами зрения (на примере республики Саха (Якутия)) / П.Р. Егоров // Интеграция образования, 2010. №1. С. 64–68.

9.Егоров, П.Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения
/ П.Р. Егоров // Инновации в образовании, 2012. №7. С. 101–106.

10.Егоров, П.Р. Теоретическая модель педагогического сопровождения профессионального образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П.Р. Егоров // Психология образования в поликультурном пространстве, 2012. Том 2 (№ 18). С. 100–103.

11.Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития, 2012. № 3. С. 107–112.

12.Егоров П.Р. Реализация модели организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий в республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Приложение к журналу "Среднее профессиональное образование", 2012. № 6. С. 10–24.

13.Egorov P.R. Inclusive Education in Russian and German Kindergartens (Comparative Analysis Yakutsk-Hamburg) = Инклюзивное образование в детских садах России и Германии (сравнительный анализ Якутск-Гамбург) / P.R. Egorov // World Applied Sciences Journal, 2013. V. 27. P. 91–95.

14.Egorov P.R. Die Anwendung von adaptiven Computertechnologien in der inklusiven Ausbildung von sehbehinderten Menschen = Использование адаптивных компьютерных технологий в инклюзивном образовании людей с проблемами зрения / P.R. Egorov // European Applied Sciences (Europäische Fachhochschule). – #11. – 2013. – V. 1. – P. 56–60.

15.Egorov P.R. Die Geschichtsperioden in der Entwicklung der internationalen Systeme für Spezialausbildung von sehbehinderten Menschen = Исторические этапы развития системы высшего профессионального образования людей с проблемами зрения / P.R. Egorov // European Applied Sciences (Europäische Fachhochschule). #11. 2013. V. 1. P. 61–64.

16.Egorov P.R. Die Anwendung von adaptiven Computertechnologien in der Herausgabe von lehr-methodischen und populärwissenschaftlichen Literatur nach dem Braille System = Использование адаптивных компьютерных технологий в издании учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Брайля / P.R. Egorov // European Applied Sciences (Europäische Fachhochschule). #11. 2013. V. 1. P. 64–68.

17.Егоров П.Р. Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда / П.Р. Егоров // Сибирский педагогический журнал, 2014. № 4. С. 209–211.

18.Егоров П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Сибирский педагогический журнал, 2014. № 5. С. 151–154.

Монографии

19.Егоров П.Р. Концептуальные подходы к профессиональному образованию людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П.Р. Егоров // Публичная монография. Часть 2. «Модернизация российского образования: тренды и перспективы». Краснодар, 2011. С. 19–41.

20.Егоров П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П.Р. Егоров // Монография. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. 210 с.

21.Егоров П.Р. Инклюзивное образование людей с особыми образовательными потребностями. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования (детский сад – школа – ссуз – вуз) / П.Р. Егоров // Монография. – Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG, 2012. 261 с.

22.Егоров П.Р. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П.Р. Егоров // Монография. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. 343 с.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук

23.Егоров П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий: автореф. дис...кан. пед. наук : 13.00.01 / П.Р. Егоров. – Якутск, 2010. – 21 с.

24.Егоров П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий: диссертация кан. пед. наук : 13.00.01 / П.Р. Егоров. – Якутск, 2010. – 225 с.

Учебно-методические пособия

25.Егоров П.Р. И мечты сбываются. Воспоминания / П.Р. Егоров. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. 85 с.

26.Егоров П.Р. Компьютер – ваш помощник и друг: учебное пособие / П.Р. Егоров. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. 127 с.

27.Егоров П.Р. Саха-Русско-Англо-Немецкий словарь: учебное пособие / П.Р. Егоров, А.П. Тевс. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013. 351 с.

28.Егоров П.Р. Компьютер – ваш помощник и друг: учебное пособие / П.Р. Егоров, Г.Ф. Егорова // Серия «Адаптивные компьютерные технологии» ; 2-е изд. Якутск: Изд-во СВФУ, 2015. 135 с.

29.Егоров П.Р. Развитие речи у слабослышащих и глухих: учебное пособие / П.Р. Егоров, Г.Ф. Егорова, Г.Г. Григорьева, М.В. Пинигин. Якутск: Изд-во СВФУ, 2015. 106 с.

Научные статьи в материалах конференций

30.Егоров, П.Р. Использование компьютерных технологий инвалидами по зрению в республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Роль компьютерных технологий в интеллектуальном труде незрячих: перспективы развития и применения // Материалы международной научно-практической конференции. – Н. Новгород, 1999. – С. 39–41.

31.Егоров, П.Р. Высшее образование инвалидов в республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы / П.Р. Егоров // Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 2003. – Ч. 1. – С. 58–61.

32.Егоров, П.Р. Использование информационных технологий в обучении студентов-инвалидов / П.Р. Егоров // Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Материалы 2-й республиканской научно-практической конференции. – Якутск, 2003. – Ч. 1. – С. 41–42.

33.Егоров, П.Р. Использование информационных технологий и тифлосредств в обучении студентов – инвалидов по зрению / П.Р. Егоров // Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Материалы Всероссийской научной конференции. – Якутск, 2005. – Ч. 1. – С. 23–24.

34.Егоров, П.Р. Использование информационных технологий и тифлосредств в профессиональном образовании инвалидов по зрению в республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Организация и методическое обеспечение обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий. Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2008. – С. 34–38.

35.Егоров, П.Р. Профессиональное образование людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы. Материалы IV международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2010. – Ч. 3. – С. 76–78.

36.Егоров, П.Р. Адаптивные компьютерные технологии в профессиональном образовании людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Актуальные проблемы жизнедеятельности людей с нарушением зрения в гражданском обществе. Материалы международной научно-практической конференции. – Минск, 2010. – С. 91–102.

37.Егоров, П.Р. Теоретическая модель педагогического сопровождения профессионального образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П.Р. Егоров // Служение педагогической науке. Материалы международных педагогических чтений. – Якутск, 2010. – С. 49–55.

38.Егоров, П.Р. Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения / П.Р. Егоров // Учитель начальной школы: личность и компетенции. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Якутск, 2010. – С. 57–63.

39.Егоров, П.Р. Первые шаги инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт. Проблемы. Перспективы. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Нерюнгри, 2010. – С. 86–89.

40.Егоров, П.Р. Обеспечение инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 2011. – С. 202–203.

41.Егоров, П.Р. Обеспечение развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Материалы первой международной научно-практической конференции. – Якутск, 2011. – С. 248–251.

42.Егоров, П.Р. Die Anwendung von informativ-kommunikativen Technologien und Typholmitteln in der professionellen Ausbildung von Leuten mit Sehschwächen (laut der Vergleichsanalyseerfahrung) / П.Р. Егоров // Материалы всемирного XXXV конгресса педагогов по инклюзивному образованию незрячих людей. – Хемниц, 2012. – С. 71–74.

43.Егоров, П.Р. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Материалы межрегиональной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья». – Якутск, 2012. – С. 69–73.

44.Егоров, П.Р. Пути развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Материалы образовательного форума «Алтай-Азия»: «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста». – Барнаул, 2012. – С. 50–54.

45.Егоров, П.Р. Внедрение теоретической модели непрерывной системы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Материалы международной научно-практической конференции: «Современные формы организации и эффективные технологии обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов». – Новосибирск, 2012. – С. 55–59.

46.Егоров, П.Р. Издание учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Брайля посредством использования адаптивных компьютерных технологий / П.Р. Егоров // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Языковая политика в Республике Саха (Якутия): опыт и перспективы». – Якутск, 2012. – С. 91–95.

47.Егоров, П.Р. Разработка законодательных и правовых документов для внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Материалы республиканской конференции: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в РС (Я)». – Якутск, 2012. – С. 182–184.

48.Егоров, П.Р. Социализация студентов с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях / П.Р. Егоров // Материалы международной научно-практической заочной конференции: «Актуальные технологии социальной сферы: история и современность». – Ставрополь, 2012. – С. 82-87.

49.Егоров, П.Р. Инклюзивное образование студентов с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) / П.Р. Егоров // Материалы республиканской конференции 26 ноября 2013 г.: «Индивидуальная программа реабилитации: вопросы разработки, реализации и межведомственного взаимодействия в РС (Я)». – Якутск, 2013. – С. 80–81.

50.Егоров, П.Р. Законодательные и правовые акты инклюзивного образования в Российской Федерации / П.Р. Егоров // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XV международной научно-практической конференции 26–27 декабря 2013 г. – Москва, 2013. – С. 84–86.

51.Егоров, П.Р. Инклюзивное образование в детских садах России и Германии (сравнительный анализ Якутск – Гамбург) / П.Р. Егоров // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XV международной научно-практической конференции 26–27 декабря 2013 г. – Москва, 2013. – С. 87–91.

52.Егоров, П.Р. Внедрение инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах Германии / П.Р. Егоров // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XV международной научно-практической конференции 26-27 декабря 2013 г. – Москва, 2013. – С. 91–95.

53.Егоров, П.Р. Инклюзивная форма обучения студентов с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Методология, теория и практика современной педагогики, психологии, философии: Материалы III международной научно-практической конференции 21 апреля 2014 г. – Новосибирск, 2014. – С. 29–34.

54.Егоров, П.Р. Психологические аспекты внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Теория и практика современной науки: Материалы XIII международной научно-практической конференции 2–3 апреля 2014 г. – Москва, 2014. – С. 166–173.

55.Егоров, П.Р. Научно-методическое обеспечение повышения качества инклюзивного образования / П.Р. Егоров // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Материалы III международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. – Белгород, 2014. – С. 38–44.

56.Егоров, П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1076–1086.

57.Егоров, П.Р. Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы при инклюзивной форме воспитания детей с нарушением зрения / Л.Д. Андросова, О.С. Жиркова, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1122–1133.

58.Егоров, П.Р. Сказки как средство интеллектуального развития детей с нарушением зрения / О.И. Балаева, Э.Б. Нам, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1168–1172.

59.Егоров, П.Р. Использование тифлопедагогом на занятиях с детьми с нарушением зрения в детском саду компьютерных обучающих игр / Т.В. Круликовская, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1311–1319.

60.Егоров, П.Р. Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства / Н.Г. Нигматуллина, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1335– 1342.

61.Егоров, П.Р. Роль якутских и русских народных подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста с проблемами зрения в условиях инклюзивного образования / Г.Г. Потапова, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1356–1363.

62.Егоров, П.Р. Взаимодействие всех участников сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями / Н.В. Тарасова, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1443–1452.

63.Егоров, П.Р. Здоровьесберегающие технологии в процессе инклюзивного образования / Т.П. Ткачук, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1463–1471.

64.Егоров, П.Р. ДИП «Сонор» в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями / А.И. Федотова, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1489–1497.

65.Егоров, П.Р. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения / О.Б. Шапошникова, П.Р. Егоров // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! – II». г. Якутск, 23–28 июня 2014 года. Вып. 2. – Киров: МЦНИП, 2014. – 1527 с. – С. 1515–1520.

66.Егоров, П.Р. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования дистанционных технологий / П.Р. Егоров // Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 27– 28 февраля 2014 г. – М.: МГППУ, 2014. – 440 с. – С. 296–298.

67.Egorov, Panteleimon. “Plane Table” for Oral Perception of the Page with the Text by Visually Impaired Individuals / George Losik, Fiodor Philipovich, Panteleimon Egorov, Alena Brazevich // Proceedings of the International Conference "Enabling Access for Persons with Visual Impairment" (ICEAPVI), 12-14 February 2015, Athens, Greece / Ed. G. Kouroupetroglou. – Athens, 2015. – P. 111–114.