Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕВРОАЗИАТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2015
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Философско-антропологический и философско-культурологический аспект позволили определить культурную парадигму образования как рефлексию культуры в образовании, отражающую социокультурные процессы и цивилизационные особенности, что проявляется в структуре, содержании, направленности, моделях образования, способствуя смене социокультурных этапов и динамике общественного развития.
  2. Современная культурная парадигма образования становится как антропоориентированная, отражая ценностно-смысловое содержание образования, трансляцию культурных ценностей. Антропоориентированная культурная парадигма образования направлена на формирование в образовательном процессе нового типа человека - человека культурного, обладающего системным мышлением, познающего «себя в мире» и «мир во мне», выступающего не только носителем, но и созидателем культурных ценностей.
  3. В каждый исторический период развития общества и культуры доминирует определенная культурная парадигма образования (космоцентричная, теоцентричная, антропоцентричная, знание-центристская, технократическая), которая определяется сменой основных культурных универсалий, их иерархией и динамикой. В центре универсалий космоцентричной культурной парадигмы находится Космос; теоцентричная культурная парадигма в центр ставит Бога как абсолютное бытие; в универсалиях антропоцентричной культурной парадигмы главным выступает человек как центр Вселенной; ядром знание-центристской культурной парадигмы являются знания как стимул развития; в центр универсалий технократической культурной парадигмы поставлены изменяющиеся технологии. На рубеже XX-XXI веков становление антропоориентированной культурной парадигмы обусловлено необходимостью культурной рефлексии ценностей образования, где доминирующей определяется человек как ценность культуры. В цивилизационном аспекте, который предполагает европейский тип образования и азиатское образование, в результате интеграционных процессов XX-XXI веков определяется новый тип образования - евроазиатский, консолидирующим началом которого является Россия, сосредоточившая в себе европейское образование через механизмы Болонского процесса и азиатское образование через систему университетов ШОС, через образовательные программы АТЭС, БРИКС.
  4. Антропоориентированная культурная парадигма высшего образования нацелена на формирование ценностно-смыслового содержания образования, определяющего аксиологическую, познавательную, оценочную, практикоориентирующую, рефлексирующую функции, акцентрированные на человека культурного. Формирование человека культурного обеспечивается за счет механизмов образования, а именно гуманитаризации ценностно- оценочного подхода культурно-созидательной практики. Роль антропоориентированной культурной парадигмы российского высшего образования состоит в том, что она направлена на воспроизводство в образовании человека культурного, который выступает новым идеалом и конечным результатом образования.
  5. Доминирующая сегодня в обществе технократическая культурная парадигма российского высшего образования формирует человека-функцию, обладающего технократическим типом мышления, для которого характерен примат средства над целью, цели над смыслом человеческого существования, человек отчужден от познания мира смыслов, целью его жизни часто становится следование конкретно заданным установкам. Технократический тип мышления реализуется в обществе как двигатель его технико-технологического развития, вырывая человека из социокультурного контекста, отчуждая его от мира культурных ценностей. Причина кризиса заключается в том, что этот тип мышления, который соответствовал развитию общества и культуры в первой половине XX века, сегодня уже не способствует развитию культуры и формированию человека, который способен себя реализовать в этой культуре. Парадигмальный кризис российского высшего образования выражается в несоответствии целей образования современному этапу развития общества и культуры. Можно констатировать потерю антропологического смысла образования, культурную фрагментацию образования, что связано с разрушением предметной гуманитарной основы российского высшего образования. Кризис культурной парадигмы высшего образования в конце XX-начале XXI веков детерминирует обращение к новой - антропоориентированной культурной парадигме образования.
  6. В условиях интернационализации культурная парадигма Болонского процесса отражает построение и развитие европейского (европоцентричного) высшего образования, европейских культурных ценностей, выступает фактором европейской интеграции и формирования единого европейского пространства высшего образования. Российское высшее образование в условиях интернационализации европейского высшего образования, европейской интеграции, где фактором выступает культурная парадигма Болонского процесса, воспринимая европейские образовательные стандарты, вступает в евроазиатскую интеграцию, с возможной выработкой новых евроазиатских образовательных стандартов. Евроазиатская интеграция представляет собой объединение, вхождение в евроазиатское сообщество в целях взаимодействия в системе высшего образования, культуре, социально-экономической сфере, в укреплении систем безопасности. В этих интеграционных процессах Россия может занимать центральное место, поскольку, сосредотачивая в себе европейский тип высшего образования и ценности азиатского образования, она становится способной к формированию нового типа высшего образования.
  7. Философско-антропологическая рефлексия образовательных моделей Шанхайской Организации Сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества и группы стран БРИКС определяет евроазиатскую модель как образец высшего образования. Эта модель выступает отражением содержания современной культурной парадигмы высшего образования в условиях евроазиатской интеграции. Формирующаяся евроазиатская модель высшего образования нацелена на наращивание культурного, социального, интеллектуального человеческого потенциала как ресурса, раскрывающего возможности человека в культурно-созидательной практике (направленной на сохранение целостности мира и его конструктивное совершенствование). Эта новая модель как образец высшего образования и отражение современной культурной парадигмы в условиях евроазиатской интеграции нацелена на формирование человека культурного, который наделен системным мышлением, является носителем и созидателем культурных ценностей, новым идеалом и результатом образования.
  8. В условиях евроазиатской интеграции российское высшее образование развивается, взаимодействуя с европейским типом высшего образования и высшим образованием в Азии. Современная культурная парадигма российского высшего образования в этих условиях отражает формирование нового типа высшего образования - евроазиатского, направленного как к человеку Запада, так и к человеку Востока. Европейский тип высшего образования нацелен на формирование человека, личности европейского типа с четкой гражданской позицией, обладающей рационально-логическим типом мышления и имеющей рационалистический подход к ценностям. В европейском образовании отношения между учителем и учеником построены на принципе субъект- субъектного взаимодействия, коммуникация направлена на толерантный диалог с носителями других культур, плюрализм, трансляцию европейских культурных ценностей. Высшее образование в Азии нацелено на принцип формирования человека как личности и будущего специалиста, способного к самообучению и самопознанию, стремящегося к разностороннему развитию. Отношения между учителем и учеником построены преимущественно на основе религиозно-философских традиций, выраженных в уважительном отношении к Учителю как главному субъекту процесса образования. В цивилизационном аспекте развития общества и культуры российское высшее образование, вступая в евроазиатскую интеграцию, нацелено на формирование нового евроазиатского типа высшего образования как антропоориентированного, что отражено в современной культурной парадигме. Новая культурная парадигма высшего образования, которую можно условно назвать евроазиатской, является антропоориентированной, поскольку направлена на формирование человека, при этом речь идет о человеке культурном, сохраняющем, транслирующем и созидающем культурные ценности. В этих условиях происходит интеграция антропоцентричности европейского образования в целом и культуроцентричности образования в Азии. Поэтому антропоориентированная культурная парадигма должна обеспечивать сохранение традиционных ценностей (азиатский фактор), становление современных ценностей (европейский фактор), соблюдение принципов фундаментального образования (российский фактор) и в совокупности обеспечивать динамику социокультурного развития.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Эмих Н.А. Культурная парадигма развития образовательных моделей ШОС, АТЭС и БРИКС / Н.А. Эмих. // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2013. – № 11(38). – Т. 2. – С. 97-104. – (0,5 п.л.).

2.Эмих Н.А. Специфика применения новой парадигмы в современном высшем российском образовании / Н.А. Эмих. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – URL: http://www.science-education.ru/107-8155. – (0,8 п.л.).

3. Эмих Н.А. Философско-антропологический аспект понятия «культурная парадигма» в современном образовании / Н.А. Эмих. // Научное мнение. – 2013. – № 3. – С. 22-28. – (0,8 п.л.).

4. Эмих Н.А. Образование в контексте парадигмальной трансформации / Н.А. Эмих. // Философия образования. – 2013. – № 1(46). – С. 28-32. – (0,4 п.л.).

5.Эмих Н.А. Развитие культурно-образовательного пространства российской высшей школы в евроазиатском контексте / Н.А. Эмих. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 5. – С. 41-45. – (0,6 п.л.).

6.Эмих Н.А. Культурная парадигма и ее роль в развитии российского высшего образования / Н.А. Эмих. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 11(37). – Ч. II. – С. 216-219. – (0,5 п.л.).

7.Эмих Н.А. Перспективы развития высшего российского образования в контексте Болонского процесса / Н.А. Эмих. // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1(13). – С. 91-95. – (0,6 п.л.).

8.Эмих Н.А. Интернационализация высшего образования и Болонский процесс: проблема сохранения национальной идентичности / Н.А. Эмих. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4(14). – С. 216-220. – (0,6 п.л.).

9. Эмих Н.А. Проблема реформирования системы российского образования в современных условиях / Н.А. Эмих. // Философия образования. – 2012. – № 1(40). – С. 86-93. – (0,7 п.л.).

10.Эмих Н.А. Роль интернационализации в развитии современного высшего образования / Н.А. Эмих. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4(18). – Ч. I. – С. 210-213. – (0,5 п.л.).

11.Эмих Н.А. Кризис образования: источник трансформации новой культурной парадигмы / Н.А. Эмих. // Вестник Университета Российской академии образования. Серия: Философия. – 2011. № 1(54). – С. 14-17. – (0,4 п.л.).

12.Эмих Н.А. Проблемы сотрудничества российской высшей школы с евроазиатским пространством высшего образования / Н.А. Эмих. // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2011. – № 10(13). – С. 80-86. – (0,4 п.л.).

13.Эмих Н.А. Феномен парадигмы как культуроориентированной модели современного образования / Н.А. Эмих. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 4(10). – Ч. II. – С. 207-210. – (0,5 п.л.).

14.Эмих Н.А. Основания философско-антропологического исследования культурной парадигмы образования / Н.А. Эмих. // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. – 2011. – Вып. 6. – С. 49-53. – (0,5 п.л.).

15.Эмих Н.А. Становление культурной парадигмы образования: философский аспект / Н.А. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. Серия: Философия. – 2011. – № 4(71). – С. 53-57. – (0,6 п.л.).

16.Эмих Н.А. Основные формы проявления интернационализации системы высшего образования / Н.А. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. Серия: Философия. – 2011. – № 2(69). – С. 21-25. – (0,6 п.л.).

17.Эмих Н.А. Роль толерантности в преобразовании системы современного образования / Н.А. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. Серия: Философия. – 2010. – № 2(59). – С. 137-140. – (0,4 п.л.).

18.Эмих Н.А. Толерантность как ценностная компонента современного российского образования / Н.А. Эмих. // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Серия: Философия. Культура. Наука. – 2006. – № 4(19). – С. 344-346. – (0,2 п.л.).

Монографии:

19.Эмих Н.А. Современное российское образование: Формирование ценностных приоритетов / Н.А. Эмих. – М.: УРСС, 2011. – 112 с. – (7 п.л.).

20.Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания / Н.А. Эмих. – М.: Логос, 2012. – 176 с. – (9,24 п.л.).

21. Эмих Н.А. Содержание культурной парадигмы современного образования: Принципы, условия трансформации / Н.А. Эмих. – Чита: ЗабГУ, 2012. – 170 с. – (9,9 п.л.).

22. Эмих Н.А. Интернационализация российского высшего образования: Болонский путь развития / Н.А. Эмих. – Чита: ЗабГУ, 2013. – 138 с. – (8 п.л.).

Публикации в других научных изданиях:

23. Эмих Н.А. Условия развития образовательных объединений ШОС, АТЭС и БРИКС / Н.А. Эмих. // Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран-участниц ШОС: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – Чита: ЗабГУ, 2014. – Ч. I. – С. 117-126. – (0,6 п.л.).

24.Эмих Н.А. Образовательная политика российских вузов в условиях интернационализации / Н.А. Эмих. // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики / Гуманит. и социальные науки, образование: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. – Ч. IV. – С. 362-370. – (0,5 п.л.).

25.Эмих Н.А. Новая парадигма в реформе высшего российского образования / Н.А. Эмих. // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса: в 3-х т. – Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. – Т. II. – С. 216-217. – (0,2 п.л.).

26.Эмих Н.А. Болонский процесс в российском образовательном пространстве / Н.А. Эмих. // Кулагинские чтения: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. – Чита: ЗабГУ, 2012. – Ч. III. – С. 127-129. – (0,2 п.л.).

27.Эмих Н.А. Философско-антропологическое видение человека в культурной парадигме образования / Н.А. Эмих. // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: сб. статей III Всерос. науч. конф. – Чита: ЗабГГПУ, 2012. – С. 170-178. – (0,5 п.л.).

28.Эмих Н.А. Процесс интернационализации как источник повышения эффективности высшего образования / Н.А. Эмих. // Инновации в технологиях и образовании: сб. статей V междунар. науч. конф.: в 3-х ч. – Белово: Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово, 2012. – Ч. 3. – С. 347-351. – (0,3 п.л.).

29.Эмих Н.А. Интеграция духовных учебных заведений в Болонский процесс / Н.А. Эмих. // Религия в культурном пространстве Северо-Восточной Азии: сб. науч. статей III Междунар. симпозиума. – Чита: ЗабГУ, 2012. – С. 62-67. – (0,3 п.л.).

30. Эмих Н.А. Основы развития процесса интернационализации в системе профессионального образования / Н.А. Эмих. // Теоретические и методологические проблемы современного образования: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2011. – С. 385-387. – (0,4 п.л.).

31. Эмих Н.А. К вопросу об интернационализации системы высшего образования / Н.А. Эмих. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук: сб. материалов VI Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Георгиевск: ГТИ; СевКавГТУ, 2011. – С. 297-303. – (0,4 п.л.).

32.Эмих Н.А. Парадигма культуроориентированная как один из способов решения проблемы кризиса современного образования / Н.А. Эмих. // Наука, образование и культура: состояние и перспективы развития: сб. материалов Междунар. заочной науч.-практ. конф. / журнал Мир гуманитарных наук. – Екатеринбург: Бируля Н.И., 2011. – С. 68-69. – (0,2 п.л.).

33.Эмих Н.А. От кризиса современного российского образования к преобразованию культурной парадигмы / Н.А. Эмих. // Кулагинские чтения: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. – Чита: ЗабГУ 2011. – Ч. II. – С. 73-76. – (0,2 п.л.).

34. Эмих Н.А. Культурная парадигма высшего образования как ценностная основа развития современного общества / Н.А. Эмих. // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы: сб. материалов I Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Краснодар: ЦСПИ Премьер, 2011. – С. 204-207. – (0,4 п.л.).

35. Эмих Н.А. Реформирование современного российского образования в условиях трансформации культурной парадигмы / Н.А. Эмих. // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. – Сочи: Стерх, 2011. – С. 266-270. – (0,3 п.л.).

36. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования в условиях реформирования / Н.А. Эмих. // Современное образование в условиях реформирования: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. – Красноярск: КрасГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. – С. 296-300. – (0,3 п.л.).

37.Эмих Н.А. Становление культурно-ценностной парадигмы образования в условиях глобализации современного общества / Н.А. Эмих. // Наука и современное общество (научный журнал) / МАН педагогического образования. – Чита: ЧитГУ, 2010. – № 2(8). – С. 46-48. – (0,3 п.л.).

38.Эмих Н.А. Проблемы развития системы образования современного общества в эпоху глобализации / Н.А. Эмих. // Забайкальские социологические чтения / Регион как социокультурное пространство: проблемы и перспективы социологического анализа: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Чита: ЧитГУ, 2010. – С. 249-252. – (0,2 п.л.).

39.Эмих Н.А. Научно-техническое творчество как феномен культуры / Н.А. Эмих. // Человек и его ценности в современном мире: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чита: ЧитГУ, 2009. – С. 219-224. – (0,3 п.л.).

40.Эмих Н.А. Проблема гуманитаризации инженерного образования: культурологический аспект / Н.А. Эмих. // Кулагинские чтения: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. – Чита: ЧитГУ, 2008. – Ч. 5. – С. 118-122. – (0,6 п.л.).

41.Эмих Н.А. Участие России в Болонском процессе, его влияние на функционирование высшей школы / Н.А. Эмих. // Повышение качества образования в области природообустройства и водопользования: сборник метод. трудов. – Чита: ЧитГУ, 2007. – С. 56-68. – (0,7 п.л.).

42.Эмих Н.А. Формирование культурной парадигмы современного российского образования в ходе Болонского процесса / Н.А. Эмих. // Кулагинские чтения: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – Чита: ЧитГУ, 2007. – Т. 2. – С. 104-108. – (0,3 п.л.).

Зарубежные публикации:

43.Emikh N.A. The Integration of the Russian Higher Education into the Euro-Asian Educational Space / N.A. Emikh. // XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life”: Abstracts. – University of Athens, School of Philosophy Press, 2013. – P. 187. – (0,1 п.л.).

44.Emikh N.A. The Russian Higher Professional Education in the Conditions of Realization of the New Paradigm / N.A. Emikh. // Science and Education: materials of the III International research and practice conf. – publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2013. – Vol. II. – P. 429-431. – (0,5 п.л.).

45.Эмих Н.А. Вузы России в контексте евроазиатского образовательного пространства / Н.А. Эмих. // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. - Прага, Чешская Республика: WORLD PRESS s.r.o., 2013. - Ч. 1. - С. 360-364. - (0,3 п.л.).

46.Эмих Н.А. К вопросу о реализации принципов Болонского процесса в российских вузах / Н.А. Эмих. // Придншровсью сощально-гуманггарш читання: матер1али Бердянсько1 cecii I Всеукрашсько1 наук.-практ. конф. з м1жнар. участю: у 5-ти ч. - Дншропетровськ: ТОВ «1нноващя», 2012. - Ч. 3. -С. 157-160. - (0,2 п.л.).