Научная тема: «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Специальность: 17.00.02
Год: 2015
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Музыкальный образ, «технологический» метод и исторический стиль - важнейшие аспекты фортепианной интерпретации, они охватывают основной круг проблем подготовки и публичного исполнения фортепианных сочинений.
  2. Стиль интерпретируемого фортепианного сочинения проявляется как совокупность исполнительского понимания, отношения и знания: понимания композиторского языка, укорененного в традиции и раскрепощенного в новациях; художественной рефлексии музыканта в его отношении к тексту как смыслопорождающей структуре; знание культурно-исторического контекста времени создания произведения и реалий современной концертной жизни.
  3. Метод пианиста, то есть «технологическую» базу фортепианного исполнения составляют: инструменты интерпретации (интонирование, метроритм и агогика, образ звука и артикуляция), техника интерпретации (опирающаяся на правила исполнения мелодических горизонталей и гармонических вертикалей, различных штрихов, а также на закономерности весовой игры), связи интерпретации («дыхание» и опора рук пианиста, графика текста и пластика звучания, энергия и синергия, оркестральность как ассоциативная связь звучания фортепиано и воображаемых тембров симфонического оркестра).
  4. Звуковой образ интерпретируемого сочинения в своей целостности и характерной выразительности складывается из базовых элементов, сопрягающихся в определенных отношениях и противопоставленных друг другу. Элементы (тембр, линия, движение), их отношения (объем, пропорции, тяготения) и противопоставления (колористические, темповые, динамические) не являются звуком, но создаются звуками. Звуковой образ - это художественное единство звука и создаваемых им элементов в их сопряжении.
  5. Содержательный мир звукового образа в процессе исполнительской интерпретации осознается: а) через семантику, устойчивые музыкальные значения и ассоциации (семантический уровень восприятия); б) через подобия внутренней органической и психической жизни и подобия физической реальности окружающего мира (миметический уровень восприятия); в) через непосредственное «узрение», мгновенное попадание в символическую реальность (символический уровень восприятия).
  6. Исполняемое фортепианное сочинение воспринимается как художественный образ и как звучащая музыкальная речь: в процессе исполнительской интерпретации разворачивающаяся музыкальная ткань подвергается специфической членораздельности в соотношениях «атак» и «длений» музыкальных тонов, в мотивной работе, в сопряжениях звуков и членениях музыкальной ткани, в различных оппозициях и «диалогических» построениях, что в совокупности формирует исполнительскую музыкальную речь.
  7. Структура художественного предмета в процессе интерпретирования складывается из становления музыкального материала и инварианта авторского текста. Становление музыкальной материи и неизменный авторский текст соединяют исполнительские средства музыкального выражения. Они формируют музыкальную образность и оказывают специфическое воздействие на восприятие. Элементы музыкального выражения (метроритмические и тембродинамические средства, речитации и мелос) группируются вокруг типов музыкальной образности (аффективный, контекстный и интегративный образы), которым соответствуют типы восприятия (психофизический тип, эстетический тип, символический тип).
Список опубликованных работ
I. Публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК:

1. Дятлов, Д.А. Музыкальное исполнительство в религиозно-философском аспекте [Электронный ресурс] / Д.Дятлов // Аналитика культурологии: электронный журнал (Тамбов, окт. 2006). – Электрон. текстовые дан. (112Mb). – [Тамбов]: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2006. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/ [1, 8 п.л.]

2.Дятлов, Д.А. К вопросу о двойственной природе звучащей музыки [Текст] / Д.Дятлов // Вестник Самарского государственного университета №10/1(50), 2006 с. 31-37. [Самара]: Изд-во «Самарский университет», 2006. [1 п.л.]

3.Дятлов, Д.А. Звучащая музыка как образ природной системы / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2010. – Т.12, №5 (3). – С.840-844. [1 п.л.]

4.Дятлов, Д.А. Стиль как проблемное поле музыкальной интерпретации / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2011. – Т.13, №2. – С.210-214. [1 п.л.]

5.Дятлов, Д.А. Фортепианная интерпретация как процесс / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2013. – Т.15, №2. – С. 246-248. [0,5 п.л.]

6. Дятлов, Д.А. Библейские символы в музыкальном тексте О. Мессиана: опыт интерпретации [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2013 (2). С. 157-161. [1 п.л.]

7.Дятлов, Д.А. К истории стилей фортепианной музыки / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2013. – Т.15, №2. (2) – С. 492-495. [0,5 п.л.]

8.Дятлов, Д.А. Исполнительский анализ пианиста как основа интерпретации / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2013. – Т.15, №2. (3) – С. 804-806. [0,6 п.л.]

9. Дятлов, Д.А. И. Брамс. Интермеццо ми минор соч. 119: аналитический этюд пианиста [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2013 (4). С. 140-144. [1,5 п.л.]

10.Дятлов, Д.А. Основные «инструменты» фортепианной интерпретации / Д.А.Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2014. – Т.16, №2. – С. 212-216. [1 п.л.]

11.Дятлов, Д.А. Художественный предмет фортепианной интерпретации – векторы поиска // Музыковедение. – Москва, 2014 (2). С. 135-142. [1,6 п.л.]

12.Дятлов, Д.А. Серенада С.В. Рахманинова. «Пространственные» и «цветовые» решения музыкальной ткани // Музыковедение. – Москва, 2014 (3). С. 54-60. [1,5 п.л.]

13.Дятлов, Д.А. Л.В. Бетховен. Соната «Pathétique» op. 13. На границе эпох [Текст, ноты] // Музыкальная академия. – Москва, 2014 (3). С. 173-180. [1,8 п.л.]

14.Дятлов, Д.А. К арсеналу технических средств фортепианной игры / Д.А. Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2014. – Т.16, №2. (2) – С. 464-468. [1 п.л.]

15.Дятлов, Д.А. Элементы, отношения и связи фортепианной интерпретации / Д.А. Дятлов // Изв. Самар. науч. центра РАН. – Самара, 2014. – Т.16, №2. (3) – С. 737-741. [1 п.л.]

16. Дятлов, Д.А. Интонационные решения агогических проблем музыкального текста (на примере Ноктюрна си мажор соч. 32 №1 Ф. Шопена) // Музыковедение. – Москва, 2014 (5). С. 65- 72 [1,8 п.л.]

II. Монография и учебно-методические работы:

17.Дятлов, Д.А. Музыкально-исполнительское искусство на пересечении религиозно-философской и синергетической парадигм: монография [Текст, ноты] / Д.А. Дятлов; ФГБОУ ВПО «СГАКИ». – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – 192 с. [12 п.л.]

18.Шопен Ф. Двадцать четыре прелюдии op.28: метод. разраб. для студентов по специальности 050900 Инструментальное исполнительство (фортепиано) / МК РФ, СГАКИ; сост. Д.А. Дятлов. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. – 24 с. [1,5 п.л.]

19. Фортепианный ансамбль: Программа курса по специальности 07 01 01 Инструментальное исполнительство (специализация «Фортепиано») / Сост. Дятлов Д.А. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2008. – 12 с. [0,8 п.л.]

20. Музыкальное исполнительство и педагогика: Учебная программа для студентов специальности 070101 инструментальное исполнительство, специализации «Фортепиано» / сост. Дятлов Д.А. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – 17 с. [1 п.л.]

III. Публикации в материалах конференций и в сборниках научных трудов, другие публикации:

21. Дятлов, Д.А. Рельштаб, Шуберт, Лист – трансформация идеи [Текст] / Д. Дятлов, Н. Эскина // Мир культуры: человек, наука, искусство: тез. докл. междунар. науч. конф. ученых, аспирантов, студентов, 21-24 мая 1996 г. / М-во культуры РФ; СГИИК. - Самара, 1996. – С.288-289 [0,5 п.л.]

22.Дятлов, Д.А. Соната Листа h-moll: образно-поэтический контекст [Текст] / Д. Дятлов // Художественная культура: история и современность: межвузов. сб. ст. Вып. 2 / М-во культуры РФ, Астрахан. гос. консерватория; сост. М.А. Этингер. – Астрахань, 1996. – С. 105-130. [1 п.л.]

23.Дятлов, Д.А. Рахманинов. Полька В.Р.: «Салон» или «Модерн»? [Текст] / Д. Дятлов // Сергей Васильевич Рахманинов: материалы областной научно-практической конференции преподавателей музык. училищ, Самар. гос. академии культуры и искусств, Самар. гос. пед. ун-та, посвященной 125-летию со дня рождения С.В. Рахманинова / М-во культуры РФ, упр. культуры админ. Самар. обл., метод. каб. по учеб. заведениям культуры и искусств. – Самара, 1998. – С. 18-22. [0,5 п.л.]

24.Дятлов, Д.А. «Очарование невозможности» (Образный строй пьесы О. Мессиана) [Текст] / Д. Дятлов // Ступени мастерства: сб. материалов областных научных конференций «Самарские музыковедческие чтения – 2000». Вып. 3 / М-во культуры РФ, управление культуры администрации Самар. обл., метод. каб. по учеб. заведениям искусств и культуры. – Самара, 2000. – С. 19-21. [0,5 п.л.]

25.Дятлов, Д.А. Соната Листа: через границы смыслов, образов и ценностей / Д. Дятлов // Граница и опыт границы в художественном языке: Материалы междисциплинарного научн. семинара (2001-2002гг.) и русско-немецкой науч. конф., 4-6- июля 2001г. / Самар. гуманит. академия, ин-т культуры стран немец. яз.; науч. ред. Н. Т. Рымарь. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – С. 190-193. [0,5 п.л.]

26.Дятлов, Д.А. На границе тишины и звука: фортепьянный цикл Аллы Виноградовой «Из тишины» [Текст] / Д. Дятлов // Граница и опыт границы в художественном языке: Материалы междисциплинарного научн. семинара. Вып. 2 / Самар. гуманит. академия, ин-т культуры стран немец. яз.; науч. ред. Н.Т. Рымарь. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. – С.183-185. [0,5 п.л.]

[Germanistische Institutspartnerschaft Bochum – Samara]

27. Дятлов, Д.А. Некоторые аспекты музыкального исполнительства в синергетическом ракурсе [Текст] / Д. Дятлов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы Шестой Всероссийской научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей: сб. ст. / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Нижегород. гос. консерватория им. М.И. Глинки; сост. и ред. Б. Гецелев, Т. Сиднева. – Н. Новгород, 2004. – С.117- 125. [0,5 п.л.]

28. Дятлов, Д.А. Музыкально-исполнительское творчество: история и современность [Текст] / Д. Дятлов // Культура XXI века: материалы науч. конф., посвящ. 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006г. Ч.1. / Федер. Агентство по культуре и кинематографии, СГАКИ; под общ. ред. М. Г. Вохрышевой. – Самара, 2006. – С.86-94. [0,5 п.л.]

29. Дятлов, Д.А. Детские сцены Роберта Шумана: К поэтике границ [Текст] // Рама и граница: Граница и опыт границы в художественном языке. Вып.3 / Самар. гуманит. академия; науч. ред. Н.Т.Рымарь; Germanistische Institutspartnerschaft Bochum – Samara. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. – С. 251-254. [0,5 п.л.]

30.Дятлов, Д.А. К методологии самоорганизации в музыкальном исполнительстве [Текст] / Д. Дятлов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. (2006; Самара / Федеральное агенство по культуре и кинематографии; СГАКИ; редкол.: М.Г. Вохрышева, О.Л. Бугрова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2007. – С.257-261. [0,5 п.л.]

31.Дятлов, Д.А. Опыт границы в музыкально-исполнительском искусстве [Текст] // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках [Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 4] / Науч. ред. Н.Т.Рымарь. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. – С.194-200 [1 п.л.]

32. Дятлов, Д.А. Концерт как феномен творчества (на примере фортепианного исполнительства). Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2007, 22 с. [1,3 п.л.]

33. Дятлов, Д.А. Музыкальное исполнительство в религиозно-философском аспекте [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №3, 2007 (ноябрь-декабрь). С. 3-23 [1,8 п.л.]

34. Дятлов, Д.А. Музыкально-исполнительское искусство на пересечении религиозно- философской и синергетической парадигм [Электронный ресурс] // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках: материалы Междунар. науч. конф. РАМ им. Гнесиных (Москва, ноябрь 2007). – Режим доступа: http://mconf.blogspot.com [0,3 п.л.]

35. Дятлов, Д.А. Музыкальное исполнительство и синергетика [Текст] // Академические тетради. Вып.7. Инновационная деятельность в вузе культуры и искусств: вестник Самарской государственной академии культуры и искусств / М-во культуры Российской федерации; ФГОУВПО «СГАКИ»; науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.В.Вохрышева. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. С. 101-115 [1 п.л.]

36. Дятлов, Д.А. Феномен самоорганизации в музыкальном исполнении [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №6, 2008 (ноябрь-декабрь). С. 33-46. [1 п.л.]

37.Дятлов, Д.А. О «весовой» игре на фортепиано [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №5, 2009 (сентябрь-октябрь). С. 69-77 [0,8 п.л.]

38.Дятлов, Д.А. Полифонический слух музыканта [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №6, 2009 (ноябрь-декабрь). С. 79-88. [0,7 п.л.]

39. Дятлов, Д.А. Музыкальное исполнительство в свете отечественной философской мысли / Д.А.Дятлов // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва; 26-27 мая 2009г.). В 2ч. Ч.2 / МО РФ, МГГУ. – М.: Изд-во МГГУ, 2009. – С.12-20. [1 п.л.]

40.Дятлов, Д.А. О некоторых особенностях музыкально-исполнительского творчества / Д.А.Дятлов // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф., 6-9 апреля 2009 года / под общ. и науч. ред. В.Р. Ириной-Коган. – М.: Человек, 2010. – С. 608-618. [1 п.л.]

41.Дятлов, Д.А. Музыкальная интерпретация как творчество / Д.А.Дятлов // «Динамика культуры в обществе социальных инноваций»: Всерос. науч. конф. (2011; Самара). Материалы Всерос. науч. конф. «Динамика культуры в обществе социальных инноваций», Самара, май 2011 г. [Текст] / М-во культуры РФ; ФГОУ ВПО «СГАКИ»; под ред. С.В.Соловьевой. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2011. С. 362 – 365. [0,5 п.л.]

42.Дятлов, Д.А. О некоторых слуховых ориентирах пианиста в исполнении полифонической музыки / Д.А.Дятлов // «Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство»: Всерос. науч. конф. (2011; Самара). Материалы Всерос. науч. конф. «Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство», Самара, 26 апреля, 2011 г. / М-во культуры РФ; ФГБОУ ВПО «СГАКИ»; редкол.: Н.С. Миловидова, Д.А. Дятлов, Н.Н. Русанова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств. 2012. С. 303 – 310. [0,8 п.л.]

43.Дятлов, Д.А. К вопросу об искусстве «управления весом» при игре на фортепиано [Текст] // Академические тетради. Вып.12. Актуальные проблемы музыкального исполнительства и педагогики / М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ»; сост. и науч. ред. канд. пед. наук, проф. А.М. Стороженко. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2012. С. 177-184. [0,8 п.л.]

44.Дятлов, Д.А. Стиль произведения как исполнительская проблема [Текст] // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: Музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика: Параллели и взаимодействия / Государственная классическая академия имени Маймонида; под общей научной редакцией профессора Я.И. Сушковой-Ириной и профессора Г.Р. Консона. – Москва: Книга по Требованию, 2012. С. 61-66. [0,8 п.л.]

45.Дятлов, Д.А. Звучащий образ (теоретические предпосылки музыкальной образности) [Текст] // Искусствоведение в контексте других наук в Росси и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9 – 13 апреля 2013 года. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 205-212. [1 п.л.]

46.Дятлов, Д.А. Программа в пьесе О. Мессиана: вариант решения [Текст] // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 6: Творчество Родиона Щедрина в контексте времени: сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения композитора / Ред.-сост.: А.Г. Коробова (отв. ред.), М.В. Городилова, Л.А. Серебрякова / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2013, с. 119-127. [1 п.л.]

47.Дятлов, Д.А. Патетика перехода. Стилевые конфликты сонаты соч. 13 Л. Бетховена [Текст] // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 23 августа 2013 г.: Сборник научных трудов. – Краснодар, 2013. С. 36-44. [1 п.л.]

48. Дятлов, Д.А. Слагаемые феномена фортепианной интерпретации [Текст] // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 года [Текст] / Ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. – М.: Нобель-пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 229-234. [0,6 п.л.]

49.Дятлов, Д.А. О некоторых закономерностях исполнения полифонических произведений [Текст] // Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», Самара, 27 апреля, 2012 г. [Текст] / М-во культуры РФ; СГАКИ / науч. ред. С.Н. Гайдак. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 107-113 [0,7 п.л.]

50.Дятлов, Д.А. Из истории эволюции фортепианного стиля [Текст] // I Междунар. науч.-практ. конф. (2012; Самара). Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры», Самара, 27 апреля, 2012 г. [Текст] / М-во культуры РФ; СГАКИ / науч. ред. С.Н. Гайдак. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. С. 145-152 [0,7 п.л.]