- «Публичная дипломатия США» используется как рамочный термин для анализа мероприятий правительства США, нацеленных на реализацию внешнеполитических задач США и включающих в себя такие методы, как: а) информационные проекты; б) образовательные и культурные проекты и в) проекты в сети Интернет («цифровая дипломатия» США).
- Публичная дипломатия как практическая деятельность правительства США является политическим инструментом США, поскольку реализует проекты в области политического развития в других государствах.
- Термин «публичная дипломатия» эволюционировал из такого понятия, как «культурная дипломатия», и сегодня постепенно замещается термином «стратегическая коммуникация».
- Такие области научного знания, как история, культурология, антропология, наука о международных отношениях, политическая коммуникация, маркетинг и социология, выдвинули наиболее значимые теории, концепции и модели публичной дипломатии США.
- Такие концепции, как «мягкая сила», «умная сила», «культурный империализм», «американизация», «диалог культур», «стратегическая коммуникация» и «бренд нации», используются для теоретического обобщения о природе публичной дипломатии США специалистами различных областей знаний.
- Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что до сих пор в науке не существовало историографического обзора данной проблемы с учетом изучения публичной дипломатии США специалистами разных научных областей.
- Неопубликованные и опубликованные документы Агентства международного развития и Госдепартамента впервые вводятся в научный оборот.
- Агентство международного развития впервые рассматривается как значимая часть механизма публичной дипломатии, деятельность которого направлена на изменение политической системы и реформирования образования в зарубежных странах.
- Цифровая дипломатия рассматривается как новая составная часть публичной дипломатии США, что впервые предлагается в отечественной историографии.
- Публичная дипломатия США сыграла существенную роль в политических процессах, происходящих в России, Украине и Грузии в 1990- е - начале 2000-х гг., а также внесла свой вклад в развитие протестного движения в странах Ближнего Востока в 2010-2011 гг.
- На основе изученных документов предлагается следующая историческая периодизация развития публичной дипломатии США: первый этап (1914-1991 гг.) - эпоха зарождения, становления и развития публичной дипломатии как внешнеполитического инструмента, направленного на борьбу с конкурирующими идеологиями, культурами и ценностями; второй этап (1992-2008 гг.) - эпоха превращения публичной дипломатии в инструмент для изменения политической системы и осуществления «цветных революций» в зарубежных странах; третий этап (2009-2014 гг.) - эпоха зарождения «цифровой дипломатии» и ее использования в политических целях.
- В 1914-1991 гг. внешние угрозы американским интересам стали основными причинами создания публичной дипломатии как инструмента внешней политики в период Первой мировой войны. Европа стала основным регионом приложения американских программ в области информации, образования и культуры. Первая и Вторая мировые войны обусловили создание пропагандистской машины США, которая активно работала в странах Европы, а в период «холодной войны» разделенная Европа стала местом приложения американских программ пропаганды, образования и культуры с целью недопущения распространения идеологии СССР в странах Западной Европы и поддержки диссидентства в странах Восточной Европы и СССР в период «холодной войны».
- В 1990-е -- нач. 2000-х гг. публичная дипломатия США прошла этап от полного забвения после окончания «холодной войны» до ее нового возрождения в качестве инструмента американизации, демократизации и, наконец, смены политических режимов («цветных революций») в зарубежных странах. В 1990-е гг. был осуществлен резкий пересмотр публичной дипломатии США в сторону ликвидации ее институтов, программ и урезания финансирования. Было ликвидировано Информационное агентство США, а такие радиостанции, как «Голос Америки», «Свободная Европа» и др., прекратили свое вещание во многих странах мира и были консолидированы в полуправительственную структуру. Кроме этого, произошел пересмотр стратегий публичной дипломатии в информационной сфере: не продвижение внешнеполитических задач США, а распространение объективной информации о событиях в мире стало императивом информационных программ США в 1990-е гг. Наконец, постсоветское пространство и такие страны, как Россия, Украина и Грузия, заняли приоритетное место в политизированной публичной дипломатии США, которая создавала новые партии, проводила выборы, обучала лояльных политиков и способствовала политическим переворотам. Период заканчивается 2008 г., когда США осуществляли последнее масштабное финансирование подобных программ публичной дипломатии в России.
- В 2000-е гг. правительство США стало активно использовать публичную дипломатию для ведения новой идеологической войны против исламского фундаментализма в странах Ближнего Востока. Кроме этого, правительство США стало использовать Интернет и социальные сети в качестве нового инструмента публичной дипломатии. Появилась «цифровая дипломатия», которая активно применялась в странах Ближнего Востока и способствовала «арабской весне». Кроме этого, события 2014 г., связанные с ситуацией вокруг Украины и Исламского государства Ирака и Леванта, послужили толчком для нового пересмотра всей системы публичной дипломатии в сторону возврата к практике «холодной войны»: возрождение Информационного агентства США в виде Агентства международных коммуникаций, пропаганды и идеологической войны.
1)Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10. С. 037–046 (0,75 п. л.).
2)Цветкова Н.А. Иран в публичной дипломатии США // Азия и Африка сегодня. 2012. № 3. С. 29–34 (1,2 п. л.).
3)Цветкова Н. А. Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 11 (527). С. 087–097 (0,8 п. л.).
4)Цветкова Н. А. Информационная война талибов: Вашингтон в обороне (часть 1) // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 10–16 (0,75 п. л.).
5)Цветкова Н. А. Программы Web 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 109–122 (1 п. л.).
6)Цветкова Н. А. Информационная война талибов: Вашингтон в обороне (Часть 2) // Азия и Африка сегодня. 2013. № 2. С. 23–26 (0,75 п. л.).
7)Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. Политизация «цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2013. № 1. С. 119–124 (0,5/0,3 п. л.).
8)Цветкова Н. А. Социальные сети в публичной дипломатии США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. № 2. С. 84–89 (0,5 п. л.).
9)Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. Netcitizens как новая целевая аудитория интернет-дипломатии США // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 207–211 (0,8/0,6 п. л.).
10)Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45–53 (0,7 п. л.).
11)Цветкова Н. А. Образовательная политика США в странах Ближнего Востока: история и современность // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 272–290 (1,2 п. л.).
12)Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США: теории и концепции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4. Ч. 1. С. 186–189 (0,3 п. л.).
13)Цветкова Н. А. Образовательная политика США в странах Ближнего Востока, 2001–2007 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2009. № 1. С. 128–141 (0,75 п. л.).
14)Цветкова Н. А., Ширяев Б. А., Стадник И. Т. Политика США и СССР по отношению к Кабульскому университету в период «холодной войны» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 6 (534). С. 109–118 (0,8/0,6 п. л.).
15)Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Антонова И. А. К вопросу о создании программ международного развития в публичной дипломатии России: деятельность USAID в зарубежных странах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2014. № 1. С. 154–163 (0,75/0,5 п. л.).
Публикации в зарубежных рецензируемых изданиях, входящих в наукометрические базы Web of Science/Scopus:
16)Tsvetkova N. Making a New and Pliable Professor: American and Soviet Transformations in German Universities, 1945–1990 // Minerva: A Review of Science, Learning & Policy. 2014. Vol. 52. No 2. P. 161–185 (1,7 п. л.).
17)Tsvetkova N. International Education During The Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review. 2008. Vol. 52. No 2. Р. 199–217 (1,6 п. л.).
Монография на английском языке (индексируется в базе данных Web of Science Core Collection):
18) Tsvetkova N. Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945–1990. Leiden, Netherlands: Brill, 2013 (30,4 п. л.).
Монографии на русском языке:
19)Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы. СПб.: Северная Нива, 2014 (14 п. л. / 7 п. л.).
20)Цветкова Н. А. Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007 (12 п. л.).
Публикации в других научных изданиях:
21)Цветкова Н. А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы «холодной войны» // 200 лет российско-американским отношениям: наука и образование. Под ред. А. Чубарьяна и Б. Рубла. М., 2007. С. 378–394 (1,4 п. л.).
22)Цветкова Н. А. Восточноевропейское направление образовательной политики США в годы «холодной войны»: создание и развитие движения диссидентов // Америка и мир. Сборник трудов в честь 70-летия профессора Б. А. Ширяева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 33–58 (1,4 п. л.).
23)Tsvetkova N. German University Faculty and the Soviet Government, 1940s–1980s // Российско-американский семинар в Санкт-Петербургском университете. Статьи и выступления участников XV и XVI семинаров / под. ред. Б. А. Ширяева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 85–113 (1,75 п. л.).
24)Цветкова Н. А. Программы обучения в правительственной благотворительности США в России в начале XXI в. // Сборник трудов. Благотворительность в России. Исторические социально-экономические исследования. СПб., 2004. С. 426–439 (0,7 п. л.).
25)Tsvetkova N. The Cultural and Educational Policy of the American and Soviet Powers in Eastern Europe during the Cold War // Cultural Exchanges between Central/Eastern Europe and America Conference Proceedings. Center for North-American Studies. Frankfurt am Main, 2003. P. 208–224 (0,75 п. л.).
26)Цветкова Н. А. Аспекты изучения американской публичной дипломатии в трудах советских и российских американистов // Мавродинские чтения 2004. Актуальные проблемы историографии исторической науки. Сборник статей юбилейной конференции, посвященной 70-летию исторического факультета. СПб.: изд-во СПбГУ, 2004. С. 158–160 (0,1 п. л.).
27)Цветкова Н. А. Новые тенденции в международной образовательной политике США // Современные США: тенденции внутренней и внешней политики. Сборник статей. СПб., Изд-во СПбГУ, 2004. С. 124–126 (0,4 п. л.).
28)Цветкова Н. А. Концепция «культурного империализма» в отечественной и зарубежной американистике // Североамериканские исследования в Санкт-Петербургском государственном университете. СПб., Изд-во СПбГУ, 2006. С. 124–127 (0,3 п. л.).