Научная тема: «РОССИЙСКО-КЫРГЫЗСКИЙ МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАРРАТИВА (XVIII–XXI ВВ.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2015
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Теоретико-методологическая база представленного исследования, основанная на принципах научности и исторического детерминизма, включает такие понятия, как исторический нарратив (рассказ об исторических событиях и интерпретация их с определенной авторской позиции) и межкультурный дискурс (социально обусловленная системы речи и определенные принципы, в соответствии с которыми репрезентируется реальность); а устная история предстает не только в традиционном фольклорном и литературном жанровом качестве, но и как метод репрезентации прошлого.
  • Историко-философская проблема «Россия - Восток», по мнению евразийцев, зиждется на самоценности и самопознании культур, составляющих эту дихотомию, что подтверждает идея Евразийского союза, частью которого являются Россия и Кыргызстан. Она включает мысль о «скрепах» евразийского единения (Л. Гумилев, Д. Лихачев, А. Панченко и др.), сохранившихся и после распада Советского Союза.
  • Технология поликонцептуального подхода к исследованию историографии и источников позволила по-новому взглянуть на проблему межкультурного взаимодействия и установить следующие позиции для интерпретации исторических событий, связанных с российско-кыргызским межкультурным дискурсом:
    • историография и источники включают большой пласт исследовательских работ по межкультурным историческим связям России и Востока, в числе которых работы С. Абрамзона, В. Алексеева, В. Бартольда, А. Бернштама, А. Веселовского, В. Воропаевой, Д. Джунушалиева, В. Жирмунского, И. Крачковского, С. Ольденбурга, В. Плоских и др.;
    • привлечение к анализу устных историй переселенцев-славян в качестве нового источника позволило выделить социально значимые компоненты истории российско-кыргызского взаимодействия не только в институциональном официальном выражении, но и в плане исторической памяти личности, семьи, вписанной в локальную и глобальную историю;
    • историко-философские основы проблемы «Запад - Россия - Восток», рассматриваемые в контексте развития истории и философии в трудах Г. Гегеля, И. Гердера, Ф. Шлегеля и ученых-евразийцев, нашли отражение в творчестве Ч. Айтматова.
  • Исторический нарратив в фольклорных текстах, ставших атрибутом русской культуры и литературы благодаря переводам с разных восточных языков, значительно расширял представления россиян о духовном мире народов Востока, об их истории и культуре, формируя способы восприятия инокультурной жизни и историко-культурный концепт Востока в русской литературе XVIII-XIX вв. как основу дальнейшего межкультурного взаимодействия России и Востока.
  • Формирование историко-культурного концепта Востока в русской поэзии XIX в. эволюционировало от филоориентализма через романтический ориентализм - к реализму. Изменения в литературном дискурсе свидетельствовали о постоянной корреляции образа Востока в связи с необходимостью отражения культурно-исторических реалий, в которых постепенно, но отчетливо начинает проявляться «кыргызская тема».
  • Образ «восточного мира» в ориентальной прозе XIX в. складывается под воздействием исторических событий, социальных отношений и реалий восточной жизни. Опираясь на исторические факты, писатели искали глубокие смыслы в происходящих исторических событиях и отражали их в форме литературных произведений, придавая им особую эмоциональность. Появляется целый пласт художественных произведений, включающих исторические нарративы, свидетельствующие о процессах межкультурного взаимодействия и дальнейшего развития межцивилизационного феномена «Россия - Восток».
  • Российско-восточные историко-культурные связи формировались на протяжении всей российской истории: сначала - как результат военных действий в эпоху Петра I, когда появился первый интерес к огромным восточным территориям околороссийского окружения, позже, в период правления императрицы Екатерины II, когда огромные восточные территории были присоединены к России. Тема Востока продолжает свое развитие в русской литературе по мере вхождения в культурную орбиту России присоединенных восточных народов. Исторические события, отраженные в мемуарах, художественных и публицистических произведениях, свидетельствуют о тесном взаимодействии коренного населения и переселенцев на различных уровнях повседневного общения.
  • История формирования поликультурной среды современного Кыргызстана восходит еще ко времени существования Великого Шелкового пути, к историческим отношениям с китайским, арабским, турецким миром и др. Важные культурно-исторические изменения связаны с вхождением Кыргызстана в состав Российской империи, когда население страны пополняется за счет славян и других европейских народов. Уникальная поликультурная среда Кыргызстана, складывавшаяся на протяжении столетий, нашла отражение в архивных документах и устных историях, раскрывающих исторические судьбы переселенцев-славян и других этносов через историческую память отдельной личности о прошлом и людях Кыргызстана.
  • Кыргызско-российское взаимодействие всесторонне представлено в устных историях переселенцев-славян. Исторически сложившиеся отношения между народами, населяющими Кыргызстан, сформировали особый межкультурный дискурс, в основе которого - добрососедские мирные отношения, направленные на взаимопонимание и сотрудничество. Использование устных историй в качестве нарративных источников при изучении межкультурных контактов весьма продуктивно: они являются ценнейшими источниками по истории и культуре общества, содержат огромный пласт важной исторической информации, которая позволяет «оживить», «очеловечить» официальную историю.
  • Творчество Чингиза Айтматова отражает российско-кыргызский межкультурный дискурс, сформировавшийся в XX в., насыщенном множеством проблем и противоречий. Начиная свое литературное творчество с небольших рассказов, в которых описывается жизнь маленького народа, Ч. Айтматов приходит к осознанию значимости его исторического предназначения в масштабах всей вселенной, делая его причастным и ответственным за все, что происходит в этом мире.
  • Прошлое органично включено в контекст произведений Ч. Айтматова как мифологическое, фольклорное начало и выступает в качестве исторического нарратива, составляя феномен стиля писателя. Мифологизм дает Ч. Айтматову возможность собственного видения истории и интерпретации исторических событий, помогает соединить прошлое с современностью, объединяя на этой почве людей, делая их ближе не только друг к другу, но и ко всему сущему.
  • Исторические события в творчестве Ч. Айтматова, который чутко ощущал движение времени, движение истории, вырастают из самой жизни и формируют его героев, несущих в себе не только глубину народного этнического мировосприятия, являясь не просто людьми своего времени, но и гражданами некогда единой великой страны: они живут по законам настоящего, не порывая связи с прошлым и предвосхищая будущее.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Российско-кыргызский межкультурный дискурс в контексте исторического нарратива (XVIII–XXI вв.). – Бишкек : КРСУ, 2015. – 384 с.

2.Поликультурный мир Кыргызстана в литературе, документах и устных историях. – Бишкек : КРСУ, 2015. – 250 с.

Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ

3.Историко-культурные отношения России и Востока в русской ориентальной литературе (XVIII – нач. XIX в.) // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2009. – Т. 9. – № 5. – С. 3–7.

4.«Ал-Мамун» Гоголя в контексте русской ориентальной литературы XIX в. // Вестник КРСУ. – Бишкек: КРСУ, 2010. – Т. 10. – № 3. – С. 125–129.

5.Русско-киргизские отношения XVIII – первой трети XIX в. в русской литературе // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2010. – Т. 10. – № 8. – С. 108–111.

6.Киргизская семья в контексте советской эпохи (на примере ранних повестей Чингиза Айтматова) // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2011. – Т. 11. – № 6. – С. 130–134.

7.История русско-восточных литературных отношений в диалоге культур пушкинской эпохи // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2012. – Т. 12. – № 8. – С. 108–111.

8.История межэтнических взаимоотношений в устных рассказах переселенцев-славян Кыргызстана // Этносы и культуры Кыргызстана в историческом взаимодействии. Тюрко-славяно-германские культурно-языковые связи : Труды Международной научной конференции КРСУ. 25–26 сентября 2012 г. // Вестник КРСУ : Спецвыпуск. – Бишкек : КРСУ, 2013. – С. 445–451.

9.Исторический контекст в ранних повестях Ч. Айтматова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – СПб., 2013. – № 2 (172). – С. 83–87.

10.Социально-исторический контекст в творчестве Чингиза Айтматова 50–60-х гг. XX в. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – СПб., 2014. – № 2 (196). – С. 37–43.

11.Межкультурный дискурс в устных рассказах русских переселенцев Кыргызстана // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 3. – С. 21–24.

12.Этноним «кыргыз» в контексте исторического нарратива XVIII–XIX вв. // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 3. – С. 17–20.

13.Из истории украинской диаспоры в Кыргызстане : этносоциальные процессы и межкультурный дискурс // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 6. – С. 16–19.

14.Мифолого-нарративный дискурс произведений Чингиза Айтматова (60–70-е гг.) // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 6. – С. 20–23.

15.Формирование концепта Востока в России XVIII–XIX вв. (историографический аспект) // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 7. – С. 179–182.

16.Вопросы семьи и брака в украинско-кыргызском межкультурном дискурсе // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 7. – С. 183–186.

17.Взаимоотношения России и Востока как историко-философская проблема // Вестник КРСУ. – Бишкек : КРСУ, 2014. – Т. 14. – № 9. – С. 55–58.

Статьи в сборниках материалов международных научных конференций

18.Этнические архетипы в религиозной культуре украинцев Кыргызстана (по материалам полевых исследований 2002 г.) // Буддизм и христианство в культурном наследии Центральной Азии: Материалы международной конференции. Бишкек, 3–5 октября 2002 г. – Бишкек: ОФЦИР, 2003. – С. 202–207.

19.Ю. М. Лотман о синтезе Запада и Востока в творчестве М. Ю. Лермонтова // Проблемы культуры и литературы: Лотмановские чтения-1. – Бишкек : КРСУ, 2003. – С. 24–28.

20.Межкультурные контакты киргизов в мемуарах П. П. Семенова-Тян-Шанского // П. П. Семенов-Тян-Шанский и научные исследования Иссык-Куля : материалы международной научно-практической конференции и студенческого «круглого стола», посвященных 150-летию путешествия П. П. Семенова на Тянь-Шань / под ред. акад. В. М. Плоских. – Бишкек : Илим, 2007. – С. 115–118.

21.Героическая личность в историко-культурном контексте (на материале повестей Амана Газиева) // Русский язык в образовательном пространстве Центральноазиатского региона СНГ : международная научно-практическая конференция. 15–19 августа 2007 г. – Бишкек : КРСУ, 2007. – С. 243–247.

22.Киргизско-русский словарь К. К. Юдахина как источник по истории и культуре киргизов // Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций: XXV Международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки». 22–24 апреля 2009 г. / отв. ред. Н. Н. Дьяков. – СПб., 2009. – С. 335–336.

23.А. П. Чехов о Н. М. Пржевальском // Н. М. Пржевальский и российские подвижники в изучении истории и культуры Центральной Азии : материалы научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения Н. М. Пржевальского. 26–27 июня 2009 г. / под ред. акад. В. М. Плоских. – Бишкек : КРСУ; Илим, 2009. – С. 45–48.

24.Эпос «Гёроглы» в контексте русско-туркменских отношений // Сюжет Гёроглы и литература Востока : материалы международной научной конференции. 23–25 сентября 2009 г. / Академия наук Туркменистана. – Дашогуз, 2009. – С. 366–367.

25.Поэма «Лейли и Меджнун» в контексте культур Запада и Востока // Социально-экономическое и культурное развитие России : материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 20 мая 2011 г. / филиал Омского гос. педуниверситета. Тара, 2011. С. 60–64.

26.Курманджан датка в истории и литературе Кыргызстана (русскоязычный контекст) // Курманджан датка – выдающийся политический и общественный деятель кыргызского народа : материалы международной научной конференции. 25 октября 2011 г. / отв. ред. акад. Плоских В. М. – Бишкек : КРСУ, 2011. – С. 210–223.

27.Из истории русско-киргизских межкультурных отношений (XVIII–XIX вв.) // Язык, культура, коммуникация: вопросы дидактики : материалы международной научно-практической конференции / под ред. Н. П. Задорожной, Л. Р. Скреминской. – Токмок : МУЦА, 2012. – С. 143–151.

28.История, любовь и время в ранних повестях Ч. Айтматова // Чынгыз Айтматов жана түрк цивилизациянын ренессансы: Эл аралык конгресстин материалдары. (Чингиз Айтматов и возрождение тюркской цивилизации : материалы международного конгресса). 24–25 мая 2012 г. – Бишкек, 2013. – С. 155–158.

29.Исторический нарратив в художественной прозе русских писателей Кыргызстана // XVI международная конференция, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук. Ч. 2 (исторические и философские науки). Москва, 01.02.2014 г. – М. : Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. – С. 96–100.

30.Исторический нарратив в контексте кросс-культурных коммуникаций // XVII Международная конференция, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук. г. Москва, 28.02.2014 г. – М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. – С. 10–13.

31.Исторический нарратив и проблема русско-кыргызского взаимодействия // Цивилизациялардын кесилишиндеги – тил, маданият, коомдук аспектилери: 11-чи эл аралык илимий конференциясы. (Столкновение цивилизаций – язык, культура, социальные аспекты : 11 международная научная конференция). 12–13 марта 2014 г. / Бишкекский гуманитарный университет; университет Цукуба (Япония), 2014. – С. 217–218.

32.Мотивы русско-киргизских взаимоотношений в устных рассказах славян-переселенцев Кыргызстана // Кыргызстан – Россия: вехи гуманитарного сотрудничества: Материалы Международного симпозиума, посвященного 20-летию Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Н. Ельцина. – Бишкек : КРСУ, 2014. – С. 186–192.

Статьи в научных сборниках и журналах

33.Социокультурный анализ семейных историй украинцев села Петропавловка // Украинцы в Кыргызстане: Статьи. Исследования. Материалы: Вып. I / ред.-сост. Г. Н. Хлыпенко. – Бишкек : Просвещение, 2003. – С. 144–156.

34.Русские исследователи Востока первой половины XIX в. // Н. М. Пржевальский и русские исследователи Кыргызстана: Документы. Материалы. Исследования / ред. А. А. Колесников, В. М. Плоских. – Бишкек : КРСУ, 2004. – С. 104–110.

35.Образ Богоматери – заступницы русского народа в борьбе с иноземными завоевателями // Труды Института мировой культуры. Вып. IV. Война. Мир. Духовное наследие / отв. ред. акад. В. Плоских. – Бишкек; Лейпциг : Илим, 2005. – С. 27–31.

36.Ориентальная повесть в русских переводах первой половины XIX в. как форма межкультурных контактов // Кыргызстан : история и современность / отв. ред. д-р ист. наук А. Дж. Джуманалиев. – Бишкек, 2006. – С. 311–321.

37.Свадебный обряд украинцев Кыргызстана середины XX века в современной реконструкции // Украинцы в Кыргызстане: Статьи. Исследования. Материалы: Вып. 2 / ред.-сост. Г. Н. Хлыпенко. – Бишкек : Просвещение, 2006. – С. 65–88 (в соавт. с Буйских Т. М.).

38.King of Nala and Damayanti, poem by V.A. Zhukovsky in the context of Russian-Indian cultural interactions // Вестник Ошского государственного университета. Спецвыпуск. Индия и Кыргызстан: взаимодействие цивилизаций. – Ч. I. – Ош: ОшГУ, 2008. – С. 23–24.

39.Украинцы в Кыргызстане // Славянский мир в Кыргызстане / отв. ред. акад. В. Плоских, проф. М. Рудов. – Бишкек : КРСУ, 2008. – С. 93–115 (в соавт. с Хлыпенко Г. Н., Шульгой Е. П. и др.).

40.Семейная память в устных историях украинцев Кыргызстана // Славянский мир в Кыргызстане / отв. ред. акад. В. Плоских, проф. М. Рудов. – Бишкек : КРСУ, 2008. – С. 127–133.

41.Поэма «Наль и Дамаянти» В.А. Жуковского в контексте русско-индийских культурных взаимосвязей // Диалог цивилизаций. Культурно-цивилизационные мосты истории и современность. – Бишкек, 2009. – № 9. – С. 65–68.

42.Семенов-Тян-Шанский об истоках русско-киргизских межкультурных связей // Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения: Сборник научных статей / редкол. Ю. С. Чичерин [и др.]. – Волгоград: ВА МВД России, 2011. – С. 260–266.

43.«Символ, конечно, дерзновенный?..» (Поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в контексте мировой культуры) // Вестник Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. – Бишкек, 2012. – Вып. 6. – С. 77–82.

44.Семейные истории русских и украинских переселенцев в Киргизию (история моей семьи) // Хранительницы. Году семьи посвящается. – Бишкек, 2012. – С. 24–28.