Научная тема: «КАТЕГОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧНОСТИ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2015
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Коммуникативное пространство - это экзистенциальный модус, в котором происходит постижение бытия и укореняются жизненные практики, структурированные ключевыми взаимосвязями социального контекста и действий. Основная антиномия коммуникативной онтологии - язык и коммуникация. Термин «языковая картина мира» (или «схема», который используется как синоним картины) является обманчивым, уводящим от сущности коммуникации. Вводимое в работе понятие дискурсивно-рефлексивного единства позволяет указать одновременно на структурность и процессуальность коммуникации. Эта категория определяет такое коммуникативное взаимодействие, которое представляет собой измерение коммуникативного пространства. Его дефинитивным признаком является способность устанавливать соотношение дискурсивных величин. Собственным признаком выступает наличие нового смысла как синтеза и обнаружения единства значений. Дискурсивно-рефлексивное единство обусловливает взаимопонимание индивидов и детерминирует их самоосмысление.

2. Дискурс - это координата коммуникативного пространства, ориентирующая и располагающая индивида в со-бытийности. По сравнению со статичным текстом дискурс подвижен; вместе с тем, он и устойчив, поскольку текст, являющийся частью дискурса (его бывшим), фиксирует социальное событие.

Структурация дискурса есть факт итерации общественных связей и действий, а также закрепление социальной эмпирии в тексте как сценарии повседневности. Ни социальное знание, ни сам дискурс не могут существовать автономно, независимо от речевой деятельности. Коммуникативно опосредованное действие артикулирует семантически организованное интерсубъективное жизненное пространство как ключевую взаимосвязь социальной практики и контекста.

3. В феноменологии оснований интерсубъективности два: это познанный в опыте мир (общий для познающих субъектов) и опытное познание другого. Однако понятая так интерсубъективность сводится к субъективному но- этическому акту переживания другого (в конечном счете переживания сообщества) и не выводит на основание коммуникации.

Сложность и даже опасность «замены» в теории изолированного субъекта на интерсубъективность состоит в возврате к чистой метафизической структуре. С одной стороны, философия коммуникации (трансцендентальная прагматика) стремится уйти от субъект-объектной «робинзонады», лишающей коммуникативное сообщество его человеческих черт. Вне экзистенциального измерения она превращается в утопичную схему. С другой стороны, и субъективистские установки экзистенциализма с их ориентацией на экзистенцию и ситуационность не позволяют говорить о подлинной коммуникации и исследовать ее.

Развивая отдельные положения прагматики и экзистенциализма и одновременно полемизируя с ними, мы понимаем интерсубъективность как бытие-в-речи, предопределяющее «Я» и «другое» и противопоставленное сущему «Я сам» и «другой». Онтологически «Я» и «другой» раскрываются через интерсубъективность. Интерсубъективность - это собственный признак коммуникативного пространства, связывающего и сталкивающего множество дискурсивных единств.

4. Единые критерии согласованности речевых актов, составляющих дискурс, не выводимы из рациональности, ее многообразных типов. Разные типы рациональности формируются не потому, что они определяют сами себя таковыми из себя самих в процессе установления коммуникативного взаимодействия, и не в силу договоренности, а в силу высвечивания общих точек зрения в их предметной соотнесенности в рефлексивно-дискурсивном единстве. Дискурс является способом организации элементов коммуникативной рациональности. Критерием определения того, что «просвечивает» сквозь текст, является пропорция согласованности и соответствия. Сам по себе конвенционализм (только согласие по поводу норм) без соотнесения с недискурсивным (с социальной реальностью) загоняет рациональность в рамки языковых каркасов.

5. Коммуникативное пространство в контексте его изменения есть соотнесение речедействий в их дискурсивной трансверсальной опосредованности. Понимание исторично и всегда связано с ситуацией, однако историчность репрессивна в той мере, в какой индивид подчиняется ей и не стремится выйти за ее границы в рефлексии. Дискурсивный выход за пределы собственной ситуации позволяет установиться рефлексивно-дискурсивному единству, в котором обретается как понимание другого, так и самопонимание.

6. Обезличенность и индивидуальность - экзистенциально дискурсивные состояния, репрезентирующие различную степень включенности в акт коммуникации. В дискурсе как речевом единстве, в котором происходит иллокутивно-перлокутивное взаимодействие, манифестирована «срединная», опосредующая область между всеобщими законами и индивидуальными явлениями. Рефлексия как смысло-критическое различение и принятие инако-вости позволяет дискурсу трансцендировать, выходить за свои пределы. Так, философский дискурс выходит на постметафизический уровень в своем собственном соотнесении с ситуацией исчезающего модерна.

7. В контексте трансформации философии и с учетом изменяющейся социальной реальности можно утверждать, что не существует метадискурса, который способен был бы господствовать над ансамблем социальных дискурсов, хотя это не отрицает наличие изначальной, предзаданной интерсубъективной нацеленности индивидов на рефлексивное единство.

Рефлексивно-дискурсивное единство - это не поглощение, а сосуществование дискурсов в их взаимной диалогической развернутости друг к другу и смысло-критическом обращении. Признание возможности такого коммуникативного пространства, в котором идеальные правила будут соблюдаться, а истины распространяться без принуждения и целерациональной предвзятости, утопично. Более того, в контексте информационной стадии модернити такая идея может представлять угрозу «слабым», малым дискурсам, которые поглощаются коммуникативным сообществом.

8. Признание наличия разности (инаковости) как норма рефлексивности в коммуникации открывает горизонт для диалога, примирения, принятия и консенсуса. Коммуникативная модель демократического общества должна быть основана на дискурсивной этике, которая прежде всего исходит из принципа осознанной коммуникативной, небезразличной толерантности и легитимации «мирного» конфликта как диалога.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Миннуллина Э.Б. Сущность объекта как цель социального познания / Э.Б. Миннуллина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2005. – 168 с.

2.Миннуллина Э. Б. Коммуникативное пространство. Рациональность. Дискурс. Монография / Э.Б. Миннуллина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014. – 180 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Миннуллина Э.Б. Интерсубъективность как бытие-в-речи в горизон те жизненного мира / Э.Б. Миннуллина // Исторические, философские, поли тические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 10 (36): в 2-х ч. Ч. II. – C. 115-119.

2.Миннуллина Э.Б. Рациональная толерантность как принцип этики дискурса / Э.Б. Миннуллина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 9. – С. 27-32.

3.Миннуллина Э.Б. Историчность в дискурсивно-рефлексивном единстве / Э.Б. Миннуллина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 1: в 2-х ч. Ч. I. – С. 147-150.

4. Миннуллина Э.Б. Коммуникативная рациональность в контексте cовременности / Э.Б. Миннуллина // Теория и практика общественного раз вития. – 2013. – № 12. – С. 24-28.

5.Миннуллина Э.Б. Дискурс индивидуального и обезличенного в контексте языковых различий / Э.Б. Миннуллина // Этносоциум и межнациональная культура. –2013. – № 12(66). – С. 107-114.

6.Миннуллина Э.Б. Дискурс толерантности в поликонфессиональном сообществе / Э.Б. Миннуллина // Этносоциум и межнациональная культура. – 2014. – № 03 (69). – С. 117-123.

7.Миннуллина Э.Б. Синтез нового в коммуникативном пространстве. Теория и практика общественного развития / Э.Б. Миннуллина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 03. – С 17-21.

8. Миннуллина Э.Б. Кoммуникативное пространство в контексте трансформации философии / Э.Б. Миннуллина // Исторические, философ ские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведе ние. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (42): в 2-х ч. Ч. II. – C. 131- 134.

9.Миннуллина Э.Б. Коммуникативные основания социально-философской рефлексии / Э.Б. Миннуллина // Дискуссия. – 2014. – № 3. – С. 27-35.

10.Миннуллина Э.Б. Социальное знание в дискурсивной практике / Э.Б. Миннуллина // Ученые записки Казанского университета. – 2014. – № 1. – С. 106-115

11.Миннуллина Э.Б. Дискурсивно-рефлексивное единство как измерение коммуникативного пространства / Э.Б. Миннуллина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 09. – С 17-21.

12.Миннуллина Э. Б. Целерациональное и моральное в практическом дискурсе / Э.Б. Миннуллина // Дискуссия. – 2014. – № 9. – С. 40-48.

13. Миннуллина Э.Б. Дискурс в структуре коммуникативной рацио нальности / Э.Б. Миннуллина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 10. – С. 31-36.

14. Миннуллина Э.Б. Дискурс и проблема субъективности / Э.Б. Миннуллина // Гуманитарные, социально-экономические и обществен ные науки. – 2014. – № 12/1. – С. 80-85.

15. Криптокомпонент дискурса: личность в тотальности системы / Э.Б. Миннуллина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 7. – (в печати).

Публикации в других научных изданиях:

1. Миннуллина Э.Б. Роль дискурсивных факторов в языковой структуре / Э.Б. Миннуллина // Тезисы докладов участников конференции, посвящен ной 40-летию КГЭУ «Навстречу XXII всемирному философскому конгрессу: переосмысливая философию». – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008. – 120 с. – С. 46–47.

2. Миннуллина Э.Б. Коммуникация в контексте постнеклассической философии / Э.Б. Миннуллина // Материалы всероссийской научно- практической конференции «Современные и гуманитарные знания: традиции, новации, перспективы». – Казань: Казан. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 272– 275.

4. Миннуллина Э.Б. Проблемы языковой политики и языковых отно шений в странах СНГ [Электронный ресурс] / Э.Б. Миннуллина // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010». – М.: МАКС Пресс, 2010. – Режим доступа: http://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov_2010/index.htm.

5. Миннуллина Э.Б. Философы и лингвисты о дискурсе / Э.Б. Миннуллина // Философия. Язык. Познание. Сборник материалов, по священных 10-летию кафедры теоретических основ коммуникации и юбилею доктора философских наук, профессора Э.А. Тайсиной. – Казань: Казан. гос. техн. ун-т, 2011. – 248 с. – С. 169–175.

6.Миннуллина Э.Б., Миннуллин А.Н. Понимание как коммуникативное событие / Э.Б. Миннуллина // Материалы международной научно-образовательной конференции «Многомерность и целостность человека в философии, науке и религии». – Казань: К/п/ФУ, 2012. – С. 121–127.

7.Миннуллина Э.Б. Пути обоснования познания в контексте трансформации философии / Э.Б. Миннуллина // Навстречу XXIII всемирному философскому конгрессу: философия как исследования и образ жизни: Программа и материалы докладов международной конференции, посвященной 45-летию КГЭУ. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. – С. 110–111

8.Миннуллина Э.Б. Экспозиция вопроса о дискурсивном синтезисе: к критике трансцендентальной прагматики / Э.Б. Миннуллина // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса. В 3- томах. Том II. – Н. Новгород, 2012. – 467 с. – С. 101–102.

9.Миннуллина Э.Б. Языковые отношения и языковая политика: Учебное пособие / Э.Б. Миннуллина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-та, 2004. – 84 с.

10.Миннуллина Э.Б., Тайсина Э.А. Теория коммуникации с элементами семиотики: Учебное пособие / Э.Б. Миннуллина, Э.А. Тайсина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2009. – 220 с.

11.Миннуллина Э.Б. Языковые отношения и языковая политика: программа, методические указания / Э.Б. Миннуллина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-та, 2009. – 36 с.

12.Миннуллина Э.Б. Социолингвистика для специалистов в сфере коммуникации: Учебное пособие / Э.Б. Миннуллина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2015. – 165 с.

13.Миннуллина Э.Б. Психология массовой коммуникации: Учебное пособие. / Э.Б. Миннуллина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-та, 2015. – 162 с.

14. Миннуллина Э.Б. Противоречия теории и практики профессиональ ной коммуникации: вызовы времени // Вопросы методического обеспечения профессиональной подготовки кадров по коммуникативно-ориентированным специальностям. Материалы круглого стола. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015. – 180 с. – С. 88-96.