- Нарративная стратегия - фундаментальная характеристика основных параметров сюжетно-повествовательного произведения («истории» и «дискурса»), принцип взаимосвязи событийного ряда и коммуникативного намерения. В структуре романа нарративная стратегия реализуется как конфигурация интриги (системы событий), нарративной модальности (типа повествователя и повествования) и нарративной картины мира (взаимодействия внутреннего и внешнего хронотопа).
- На уровне сюжетной организации «нарративность» состоит во фрагментации истории и связывании событий в последовательность посредством особой структуры - системы эпизодов. На композиционно-речевом уровне связность осуществляется с помощью чередования микроучастков речи, маркированных определенным типом нарратора и способом высказывания.
- Нарративная картина мира индексируется с помощью системы метатекстовых элементов («авторских вторжений», вставных текстов персонажей), дискурсивных метафор, речевых повторов, организующих «интригу слова». Тип соотношения нарративной коммуникации и событийного ряда особенно полно проявляет себя в серии маркеров «созерцания» повествуемого мира (визуальный код) и указаний на процессуальность повествования (метафоры «движения» речи и «перемещения» в повествуемом мире), выполняющих роль интеграторов «события рассказа» и «события рассказывания».
- В романах постсимволизма реализуются несколько типов нарративных стратегий, которые можно обозначить как стратегии «агитации», «провокации» и «откровения». Они актуализируют различные экзистенциальные «установки» повествования: подчинение идеологической норме, игровое самоутверждение, конвергентное взаимодействие.
- Стратегия провокации, представленная в романах К. Вагинова, Л. Добычина, Ю. Олеши, В. Набокова, Вс. Иванова, И. Ильфа и Евг. Петрова характеризуется нарративной модальностью мнения, наличием фигуры «ненадежного» нарратора или повествователя-«метаавтора», что позволяет манифестировать игровую направленность «акратической» коммуникации. Сюжетное строение основано на системе нарративных парадоксов (включении анарративных элементов, нарушениях событийной последовательности, пародийных вставных текстах, совмещении противоречивой сюжетной информации). В романах такого типа присутствуют образы персонажей-манипуляторов (фокусник, режиссер, визионер), дискурсивные метафоры, базирующиеся на визуальном коде, связанном с архетипическими формами искусства «примитива» (прежде всего с балаганным представлением). «Движение» персонажа, мира и текста описывается в подобных произведениях как хаотичное, карнавальное, театрализованное. Данные приемы манифестируют базовое коммуникативное событие - провокационное самоутверждение.
- Стратегия агитации реализуется в романах соцреалистического канона («Чапаев» Д. Фурманова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Время, вперед!» В. Катаева) посредством акцентирования зависимости наррации от идеологического «сверхтекста». Установка на подчинение сознания читателя дискурсу власти, «авторитарное повествование» выражается в ряде нарративных приемов: легитимирующие новые ценности авторские отступления, систематические повторы «общих мест» соцреалистического дискурса (тема героического подвига, образ врага), метафоры коллективного пути к светлому будущему. Одним из центральных актантов интриги является персонаж-агитатор (комиссар, политрук, учитель жизни), а центральным эпизодом - коллективное зрелище идеологического типа (представление агиттеатра, митинг, заседание). Коммуникативное событие всеобщего «контроля» диктует образы сверхчитателей (коллектив, партия, вождь), ради которых субъект творчества готов к устранению своей индивидуальности.
- Стратегия откровения, актуализированная в нарративах М. Булгакова, Б. Пастернака, предполагает «синкретическое», «интерсубъектное» повествование, диалогическую интерференцию повествовательных инстанций, сочетание внешней и внутренней фокализации. В романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго» присутствуют интрига постижения тайны, метафоры «покрова истины». Многие сюжетные эпизоды соотносятся с мистериальным кодом: образами вертепа, пещеры, древнего театра. Протагонист наделяется статусом медиатора между наличным и трансцендентным миром, нарратор приобретает функцию «вестника», читателю отводится позиция «сотворческого сопереживания».
1. Жиличева, Г. А. Природа художественности романа Ю. К. Олеши «Зависть» / Г. А. Жиличева // Сибирский филологический журнал. – 2004. – № 3–4. – С. 37–45 (0,5 п.л.).
2. Жиличева, Г. А. Метафоры балагана в нарративной структуре русских романов 1920–1930-х годов / Г. А. Жиличева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 7. – С. 65–69 (0,7 п.л.).
3. Жиличева, Г. А. Нарративная стратегия романов К. Вагинова / Г. А. Жиличева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 20. – С. 52–65 (0,7 п.л.).
4. Жиличева, Г. А. Конфигурация времени в нарративе романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» / Г. А. Жиличева // Сибирский филологический журнал. – 2013. – № 3. – С. 130–141 (0,7 п.л.).
5. Жиличева, Г. А. Метафоры движения в нарративной структуре романов 1920–1950-х гг. / Г. А. Жиличева // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 373. – С. 14–18 (0,6 п.л.).
6. Жиличева, Г. А. Функции «ненадежного» нарратора в русском романе 1920–1930-х годов / Г. А. Жиличева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 32–38 (0,7 п.л.).
7. Жиличева, Г. А. Функции сносок в нарративной организации романов К. Вагинова / Г. А. Жиличева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014.– № 8 (38) : в 2-х ч. – Ч.1. – С. 75–80 (0,6 п.л.).
8. Жиличева, Г. А. Функции повторов в комическом нарративе (на материале романа И. Ильфа и Евг. Петрова «Двенадцать стульев») / Г. А. Жиличева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 11 (41) : в 2-х ч. – Ч.1. – С. 69–77 (0,7 п.л.).
9. Жиличева, Г. А. Способы риторической индексации нарративной стратегии (на материале романов К. Вагинова и Б. Пастернака) / Г. А. Жиличева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2014. – № 2 (26). – С. 134–140 (0,6 п.л.).
10. Жиличева, Г. А. Тема времени и время повествования в русском романе 1920–1950-х гг. / Г. А. Жиличева // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2014. – № 3 (29). С. 99–108 (0,6 п.л.).
11. Жиличева, Г. А. Двойная фокализация сюжета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» / Г. А. Жиличева // Филология и человек. – 2014. – № 2. – С. 46–55 (0,6 п.л.).
12. Жиличева, Г. А. Категория нарративной стратегии в современных исследованиях сюжетно-повествовательного текста / Г. А. Жиличева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 7. – Том 3. – С. 278–287 (0,7 п.л).
13. Жиличева, Г. А. Метафора в структуре нарратива (на материале романа Б. Пастернака «Доктор Живаго») / Г. А. Жиличева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 11. – С. 83–88 (0,6 п.л.).
14. Жиличева, Г. А. Функции героя-визионера в нарративной организации романа Ю. Олеши «Зависть» / Г. А. Жиличева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 8. – Том 3. – С. 142–150 (0,6 п.л.).
15. Жиличева Г. А. Функции «авторских вторжений» в русских романах 1920–1950-х гг. / Г. А. Жиличева // Глобальный научный потенциал. – 2015. – №3 (48). – С. 78 – 82 (0,5 п.л).
Монографии
16. Жиличева, Г. А. Нарративные стратегии провокации и откровения в русском романе 1920–1950-х гг. / Г. А. Жиличева. – Новосибирск : НГПУ, 2012. – 299 с. (17,4 п.л.).
17. Жиличева, Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920–1950-х гг.) / Г. А. Жиличева. Новосибирск : НГПУ, 2013. – 317 с. (18,4 п.л.).
Разделы в коллективной монографии
18. Жиличева, Г. А. Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении : коллективная монография. Разделы 2.1, 2.2, 4.1 / под. ред. В. И. Тюпы. – М. : Intrada, 2014. – 512 с. (всего – 32 п. л., из них Жиличева Г. А. – 3,3 п.л.).
Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и научных журналах
19. Жиличева, Г. А. Фокус как элемент интриги / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. – 2006. – № 3. – С. 37–48 (0,6 п.л).
20. Жиличева, Г. А. Автореференция как функция второстепенных персонажей в русском романе / Г. А. Жиличева // Текст и интерпретация : сборник научных статей. – Новосибирск : НГПУ, 2006. – С. 170–174 (0,6 п.л).
21. Жиличева, Г. А. Фигура фокусника в русской прозе 20–30-х гг. ХХ в. / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. – 2007. – Т.4. – № 1. – С. 131–136 (0,6 п.л).
22. Жиличева, Г. А. Италия как иллюзия в прозе К. Вагинова / Г. А. Жиличева // Образы Италии в русской словесности XVIII-XX вв. : сборник статей / под ред. О. Б. Лебедевой, Н. Е. Меднис. – Томск : ТГУ, 2009. – С. 194–210 (0,8 п.л).
23. Жиличева, Г. А. Фигура нищего в нарративах Ю. Олеши / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. – 2010. – № 4. – С. 121–129 (0,6 п.л.).
24. Жиличева, Г. А. Функции метакомпонентов в романах К. Вагинова / Г. А. Жиличева // Русская литература в современном культурном пространстве. Литература о литературе: проблема литературной саморефлексии : материалы V Всероссийской научной конференции / под. ред. Н. Е. Разумовой, М. А. Хатямовой. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. – C. 178–190 (0,8 п.л.).
25. Жиличева, Г. А. Принципы повествования в романе Ю. Олеши «Зависть» [Электронный ресурс] / Г. А. Жиличева // Narratorium. – 2011. – № 1–2. – Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/section.html?id=9261 (0,7 п.л.).
26. Жиличева, Г. А. Особенности фокализации в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» [Электронный ресурс] / Г. А. Жиличева // Narratorium. – 2012. – № 2 (4). – Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2628911 (0,7 п.л.).
27. Жиличева, Г. А. Пародийный паратекст в романе Вс. Иванова «У» / Г. А. Жиличева // Филологические аспекты книгоиздания : сб. ст. / под ред. Т. И. Стексовой. – Новосибирск : Гаудеамус, 2012. – С. 68–81 (0,8 п.л.).
28. Жиличева, Г. А. Метафоры откровения в нарративе «Доктора Живаго» / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. – 2012. – № 4 (23). – С. 78–106 (1,3 п.л).
29. Жиличева, Г. А. Интерференция повествовательных инстанций в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. – 2013. – № 2 (25). – С. 99–125 (1,3 п.л.).
Учебные пособия
30. Жиличева, Г. А. Русский комический роман ХХ века : учеб. пособие / Г. А. Жиличева. – Новосибирск : НГПУ, 2004. – 149 с. (8,6 п.л.).
31. Жиличева, Г. А., Москалева, А. Е., Муратова, Н. А., Ромащенко, С. А. Анализ фрагмента литературного произведения : учеб. пособие / Г. А. Жиличева / под. ред. Г. А. Жиличевой. – Новосибирск : НГПУ, 2008. – 128 с. (всего – 7,4 п.л., из них Жиличева Г. А. – 3 п.л.).