Научная тема: «ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАЦИИ НА СМЫСЛ: ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 09.00.01
Год: 2015
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1.      Проблема изменяемости смысла обусловлена диалектикой смысла и коммуникации. На их «взаимоотношения» одновременно действуют несколько факторов. «Фактор смысла» является первичным: смысл изначально «хочет» быть влияемым, он принципиально сообщаем, неустойчив в процессе взаимодействия, с обязательностью встроен в коммуникацию. «Фактор коммуникации» основан на том, что коммуникация (человекомерная) предполагает смысл - в его потенциальности или наличии. Античная философия определила два основных направления влияния коммуникации на смысл. Первое направление предполагает влияние коммуникации на проявление изначально существующих смыслов во взаимодействии. Второе - указывает на формирование смыслов под влиянием коммуникации. Оба направления не исключают проблему понимания смыслов и их деривацию под влиянием и в пределах коммуникации.

Изменяемость смысла определяет линейность коммуникации:  человекомерной (в софистическом споре), теоцентричной (в откровениях Бога и усвоении его смыслов). Линейная антропоцентричная коммуникация также не устраняет влияние коммуникации на смысл в силу его возможной  субъективизации. Нейтрализует влияние коммуникации на смысл контекстуальность, устраняя множественность смыслов, и верификация (также коммуникативные процедуры).

2.      Сущностные особенности, определяющие влияние коммуникации на смысл выявлены с позиций онтологического и гносеологического подходов. Общим свойством коммуникации (независимо от многозначности ее понимания) является момент связи. Его реализация развернута в двух разнонаправленных позициях: как пути сообщения (указывающего на  направление порождения или трансляции смысла) и общности взаимодействия (подчеркивающего субъект-субъектность взаимодействия). Коммуникация различается по стабильности (стабильная и неустойчивая), субъектам взаимодействия (интерсубъективная, интросубъективная), определяющим пределы коммуникативного влияния, направленности (линейная и коммуникация с обратной связью). Коммуникация может быть функционально ограниченной денотативным (информационным) уровнем (передачей сообщения безотносительно смысла) или выходить на коннотативный (семантический) уровень понимания, интерпретации, движения и развития смысла; стабилизирующей (за счет обратной связи) или выступать с риском для обрыва смысла. На бытие смысла может оказать влияние и каждый элемент коммуникации самостоятельно (источник, получатель, канал). Следовательно, коммуникация в своих характеристиках противоречива, и эта противоречивость «схватывается» понятием амбивалентности коммуникации, обусловленной противоречивостью самого бытия. Амбивалентность коммуникации - свойство коммуникации, позволяющее ей одновременно производить и изменять смысл, способствовать и препятствовать его пониманию. Амбивалентность как постоянная изменяемость коммуникации указывает на ее трансформацию.

3.      Трансформация коммуникации - становление системы нового качества в условиях неустойчивости бытия. Бытие трансформированной коммуникации как «транскоммуникации», коммуникации «между», фиксируется как неструктурное, нелинейное, неустойчивое в понятии «ризома».

Под воздействием внешней среды в коммуникации проявляются производные свойства, хотя и сохраняется набор ее основных структурных элементов (адресант и адресат виртуализируются, сообщение становится полиформатным, «перевернуто-ложным», в условиях лавинообразности информации устранение шума больше не связано с избыточностью). Коммуникация преодолевает линейную направленность, нелинейность коммуникации с обратной связью усиливается и коммуникация становится метамерной. Открытость и децентричность коммуникации (производные от сетевого пространства, в котором она разворачивается) и расширяют возможности коммуникации, и делают ее, как «пунктир», неустойчивой, но и не исключают ее возобновление в новом качестве и создают условия для изменяемости смысла в ее среде. По сути, трансформационные коммуникационные процессы реализуют принцип «anything goes».

4. Коммуникативный континуум как «вместилище» коммуникации объединяет одновременно противоречивые представления о коммуникации, определяет возможность ее воздействия на порождение смысла и учитывает момент развития в формировании измененного смысла под влиянием коммуникации. Коммуникативный континуум - целостное, проявленное во взаимодействии множество, основанное в своем единстве на различии элементов («Я» и Другого как «Ты»), упорядоченность которого выражается в объединении прерывности и непрерывности взаимодействия (человека, Бога, природы). Смыслопорождающую сущность коммуникативный континуум проявляет в отношении между «Я» и «Ты» в области чувственно-телесного и /или мысленно-духовного, когда бытие «между Я и Ты» становится «третьим» измерением, не сводящимся ни к «Я», ни к «Ты», но содержащим их сущностные характеристики. Целостное бытие «между Я и Ты» «свернуто» как в «Я», так и в «Ты». Коммуникативный континуум обладает возможностью порождения общего смысла, отражающего свойственное и «Я», и «Ты», но не суммирующего свойства «Я» и «Ты», допуская логически взаимоотрицающие и одновременно духовно-слитые свойства.

5. Смыслопорождение - нематериальный процесс возникновения нового смысла, оформленного в тексте в коммуникации, предполагающий последовательную смену состояний представлений о смысле, начиная от неопределенных (или отсутствующих) и заканчивая утверждением смысла. Смыслопорождение - это экзистенциально-гносеологический акт в возникновении нового смысла, выражающий единство разума и экзистенции. Экзистенциальность процесса указывает, что смысл порождается в существовании - взаимодействии и несет его «отпечаток», проявляя разомкнутость коммуникации. По причине негарантированности экзистенции и неустойчивости взаимодействия существует риск обрыва порождения смысла. Смыслопорождение - с необходимостью мыследеятельностный процесс, требующий интеллектуального усилия над общей экзистенциальной ситуацией источника и получателя сообщения. Первичной необходимостью для порождения смысла обладает неэквивалентность представлений субъектов коммуникации. Но для инициации процесса, как изменения ситуации, требуется динамизация бытия, сопровождаемая обнаружением проблем, участием коллективного субъекта коммуникации, влиянием личностного знания. Направленность смыслопорождения проявляет трансцендирование, осуществляемое в двух формах, как-то: трансцендирование «во-внутрь» (самотрансцендирование) и трансцендирование «во-вне» (трансцендирование как таковое). Самотрансцендирование первично, есть преодоление человеком собственных пределов, связанное с постижением экзистенции, при движении человека как уникального существа к себе как вовне, Другому, физически идентичному самому себе. Самотрансцендирование выступает предпосылкой трансцендирования вовне. Трансцендирование «во-вне» при порождении смысла - определенный способ коммуникации с выходом за пределы сознания человека, основанный на вере в существование высших существ, эмпирически не доступных человеку, но мыслимых и возможно оказывающих на него влияние.

6. Трансформация смысла - процесс развития смысла, выходящий за пределы его формирования, в ходе которого смысл присваивает признаки, производные от коммуникационного континуума, в котором разворачивается. Трансформация смыслов представляет двухуровневую систему: уровень относительной и уровень абсолютной трансформации смыслов. Для первого уровня характерно искажение сущности смыслов, при котором они тотально не отрываются от первоначальных смыслов, сохраняя возможность их соотнесения с ними. На втором уровне изменяется сущность смыслов, выходя за пределы их соотнесения с первоначалами. Симуляция и конструирование - две формы трансформации смыслов. Общим для них является несоответствие смыслов своему онтологическому значению. Сущность симулированных смыслов (как подобий) заключается в том, что они становятся новой реальностью, выдавая сущее за должное, мнимое за истинное, подобие за суть. Симулированные смыслы еще соотносимы с онтологическими, в их отношении уместна дихотомия «истинное - ложное». Конструируемые смыслы обнаруживают проективную сущность. Такие смыслы не являются ни истинными, ни ложными, данная дихотомия к ним не применима. Конструируемые смыслы как транс-формируемые есть конструкты сознания человека, соответствующие ожиданиям со-общества, реализуются в «общем смысле», достигаемом во взаимодействии; они адаптивны, пластичны. Уязвимость трансформируемых смыслов, как симулированных, так и конструируемых определена их «расхождением» с реальностью.

7. Понимание - фундаментальная структура человеческого существования. Понимание, нацеленное на улавливание, развертывание и истолкование смысла в коммуникации онто-гносеологично, позволяет осмыслить свое место в мире во взаимосвязи с другими; пониманию смысла предшествует понимание Другого (экзистенциальность понимания) и «презумпция осмысленности». В своей открытости понимание проявляет незавершенность; разомкнутость понимания предполагается открытостью коммуникации. Понимание смысла в коммуникации обладает языковой природой. Общий язык вырабатывается в «герменевтическом разговоре» или в «семантическом восхождении». Язык же, как некий первичный инструмент коммуникации, определяет и прерывность смыслов, выраженную как объективным началом деривации смыслов (представленным различиями в языковых пространствах коммуникантов), так и субъективным началом деривации смыслов (в связи с неопределенностью используемых соотношений адресантом и адресатом).

8. Сложности, возникающие в процессе понимания смысла в коммуникации, вызванные противоречиями в познании, фиксирует понятие гносеологических барьеров как человекомерных препятствий. Данные барьеры обусловлены самой структурой коммуникации, предполагающей телеологическую противопоставленность адресанта и адресата, изначальность идеи препятствий («шума»), возникающих в процессе передачи сообщения и вероятность потери смысла при передаче сообщения (согласно «золотому правилу» теории информации). Гносеологические барьеры определяют понимание смысла как достижение порядка через флуктуации. Гносеологические коммуникативные барьеры - своеобразные бифуркационные точки, при прохождении которых смысл получателя может отличаться от смысла источника, определяя стихийное возникновение нового смысла. Формами гносеологических барьеров являются влияние чувственности на рассудок, неопределенность понятий, влияние первичного опыта на дальнейшее познание, разнотипность мировоззрения, общественно-исторический характер теоретико-методологических установок. Гносеологические барьеры усиливаются в ситуации «коммуникационного переизбытка», когда возрастание объемов информации несоизмеримо с физиологическими возможностями человека воспринимать и обрабатывать ее.

9.  Модель коммуникации в понимании смыслов разработана на примере философствования как рефлексивной коммуникации. Обращение к построению модели продиктовано ее возможностью репрезентации мысли (Ч. Пирс). Данная модель допускает вариативность и риск отклонений в ходе коммуникации, учитывает внешние и внутренние факторы, воздействующие на исследуемый процесс, настраивает на обретение смысловой общности и целенаправленное развитие смыслов. Эффективность познавательных процедур определяет диалоговая обратная связь, как принципиально стабилизирующая, несущая информацию о состоянии понимания смыслов.

Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях

1.Иванова, О.Э. Философствование как способ коммуникации [Текст] / О.Э. Иванова // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2010. – № 1. – С. 63-66. - 0,3 п.л.

2.Иванова, О.Э. Бытие «между Я и Ты» как континуум смыслопорождения в западноевропейской философии: Гумбольдт, Фейербах, Эбнер, Розенцвейг, Бубер [Текст] / О.Э. Иванова // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2010. – № 20. – С. 129-135. - 0,7 п.л.

3.Иванова, О.Э. Симуляция смысла в коммуникации в философии Ж. Бодрийяра [Текст] / О.Э. Иванова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону, 2010. – № 4. – С. 3-6. - 0,6 п.л.

4.Иванова, О.Э. Коммуникация: проблема конституирования смысла [Текст] / О.Э. Иванова // Личность. Культура. Общество. – М., 2010. – Т. 12. – № 3. – С. 210-217. - 0,6 п.л.

5.Иванова, О.Э. Коммуникация как условие понимания смысла (в языковых играх Л. Витгенштейна и К. – О. Апеля) [Текст] / О.Э. Иванова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2011. – № 7-2. – С. 87-91. - 0,6 п.л.

6.Иванова, О.Э. Коммуникация как условие осуществления смысла (в экзистенциальном анализе В. Франкла) [Текст] / О.Э. Иванова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – М., 2011. – № 2. – С. 104-109. - 0,6 п.л.

7.Иванова, О.Э. Гносеологические препятствия в коммуникации [Текст] / О.Э. Иванова // European Social Science Journal. – М., 2011. – № 3. – С. 33-41. - 0,7 п.л.

8.Иванова, О.Э. Особенности понимания смысла в коммуникации: герменевтический взгляд [Текст] / О.Э. Иванова // European Social Science Journal. – М., 2011. – № 11 (14). – С. 18-25. - 0,6 п.л.

9.Иванова, О.Э. Сетевой смысл как «со-бытие-в-мире»: онтологическое измерение смысла в киберпространстве [Текст] / О.Э. Иванова // Философия социальных коммуникаций. – Волгоград, 2012. – № 3 (20). – С. 10-17. - 0,7 п.л.

10.Иванова, О.Э. Парадигмы смыслов коммуникации: онто-гносеологический подход [Текст] / О.Э. Иванова // Вестник ВЭГУ. – Уфа, 2013. – № 5(67). – С. 109-115. - 0,5 п.л.

11.Иванова, О.Э. Е-смысл и образование «третьей волны»: истинность и трансформация [Текст] / О.Э. Иванова // Социум и власть. – Челябинск, 2013. – № 1 (39). – С. 35-39. - 0,6 п.л.

12.Иванова, О.Э. Проблема смысла в научной коммуникации [Текст] / О.Э. Иванова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2013. – № 3 (29). Часть II. – С. 116-120. - 0,6 п.л.

13.Иванова, О.Э. Трансформация коммуникации как «anything goes» [Текст] / О.Э. Иванова // Социум и власть. – Челябинск, 2014. – № 2 (46). – С. 7-11. - 0,5 п.л.

14.Иванова, О.Э. Бытие смысла в коммуникации: генезис проблемы смысла в коммуникации [Текст] / О.Э. Иванова // Ценности и смыслы. – М., 2014. – № 4(32). – С. 58-65. - 0,5 п.л.

15.Иванова, О.Э. Сущность порождения смысла в коммуникации [Текст] / О.Э. Иванова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2014. – № 12. – С. 84-87. - 0,5 п.л.

Монография

16.Иванова, О.Э. Влияние коммуникации на смысл: парадигмальный подход [Текст] / О.Э. Иванова. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – 273 с. - 10,6 п.л.

Публикации в иных изданиях

17.Иванова О.Э. К вопросу о синтетическом подходе к началам философствования (философской пропедевтике): методологические и методические аспекты / Философская культура мышления: Сборник научно-исследовательских статей. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. Вып.2. – С. 55-60.-0,3 п.л.

18.Иванова О.Э. «Начала философствования» в постнеклассическом восприятии мира / Философия – детям: Материалы международной научно-практической конференции, проведенной в честь 75-летия Центрального Ордена Дружбы народов Дома работников искусств. 27-29 января 2005 г. / под ред. С.И. Левиковой. – М.: Прометей, 2005. – С. 106-107. - 0,1 п.л.

19.Иванова О.Э. Начала философствования в континууме свободы воли / Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей и научных сотрудников за 2006 год. Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2007. – С.58-63. - 0,2 п.л.

20.Иванова О.Э. Философствование как «сознание бытия в мире» / «Вузовское образование: проблемы и перспективы». Материалы 8-й международной научно-практической конференции, 30-31 октября 2007 г. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2007. – С. 25-26.- 0,1 п.л.

21.Иванова О.Э. Введение в философское мышление: философствование как «особый акт осмысления мира» / Учебник философии: материалы 1-й, 2-й и 3-й всероссийских научно-методических конференций (Казань, 2006, 2007, 2008 гг.). Казань: Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2008. – С. 129-131. - 0,1 п.л.

22.Иванова О.Э. К вопросу о формировании мировоззрения посредством познания «чистых концептов» // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: Материалы международной научно-практической конференции (17 декабря 2008 г.). – В 2-х частях. – Ч.1. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 208-210. - 0,2 п.л.

23.Иванова О.Э. Специфика коммуникации в сфере философствования / Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том. 1. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 333. -0, 07 п.л.

24.Иванова О.Э. Смыслопорождение в коммуникации (на примере двойственного «Я» М. Бубера) / Проблемы развития личности в современном мире: Материалы III Международной научно-практической конференции «Человек и общество: проблемы взаимодействия» / Под ред. С.Н. Макаровой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 111-113. - 0,2 п.л.

25.Иванова О.Э. Парадигмальный подход к исследованию смысловых коммуникаций / Информация – Коммуникация – Общество (ИКО-2010) // Материалы VII Всерос.науч. конф. Санкт-Петербург, 28-29 января 2010 г. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010. – С. 56-58. - 0,2 п.л.

26.Иванова О.Э. Особенности конструирования смыслов в коммуникационном континууме / Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 28-29 мая 2010 года / Под общ. ред. О.Н. Бушмакиной, Н.Б. Поляковой. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. – С. 21-25. - 0,3 п.л.

27.Иванова О.Э. Коммуникативные барьеры смысловых коммуникаций / Материалы III Международной научно-теоретической конференции «Социально-политические и культурные проблемы современности». – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – С. 264-267.- 0,2 п.л.

28.Иванова О.Э. Трансформация смысла в сетевой коммуникации / Информация – Коммуникация – Общество (ИКО-2011) // Материалы VIII Всероссийской научной конференции / Санкт-Петербург, 27-28 января 2011 г. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. – С. 46-49. - 0,2 п.л.

29.Иванова О.Э. Особенности соотношения экзистенциальной коммуникации и смысла / Materiály VIII mezinárodní vědecko-praktiká konference «Věda a vznik – 2011/2012». – Díl 23. Filosofie. – Praha: Education and Science, 2012. – S. 3-7. - 0,3 п.л.

30.Иванова О.Э. Онто-гносеологический аспект парадигмального подхода к существованию смысла в коммуникации // Materiały VIII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Dynamika naukowych badań - 2012». Volume 14. Filozofia. – Przemyśl: Nauka i studia, 2012. – S. 9-14. - 0,3 п.л.

31.Иванова О.Э. Коммуникация в свете принципа целостности / Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: сборник статей и тезисов докладов III Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной Международному дню философии 18 ноября 2012 г. – Липецк-Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. – С. 30-32.-0,2 п.л.

32.Иванова О.Э. Коммуникативная модель развития смысла // Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nauka: teoria i praktyka – 2013». Volume 5. Historia. Filozofia. – Przemyśl: Nauka i studia, 2013. – S. 53-59. - 0,4 п.л.

33.Ivanova О. Предпосылки проблемы смысла в коммуникации // Abstracts of the 23rd World Congress of Philosophy «Philosophy as Inquiry and Way of Life». – Athens: Greek Philosophical Society, 2013. – S. 299. - 0,06 п.л.

34.Иванова О.Э. Конструктивистский взгляд на проблему трансформации смысла // Modern philosophic paradigms: Interrelation of traditions and innovative approaches. Materials of the International scientific conference on September 17-18, 2014. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. – С. 74-76. - 0,2 п.л.

35.Иванова О.Э. Конструирование смыслов в континууме коммуникации // Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы VI Российской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. – С. 36-41. - 0,3 п.л.