- Процесс возникновения и развития системы разведывательных служб в США (как и в любом ином государстве) находится в тесной взаимосвязи с процессом исторического развития самих Соединенных Штатов. По мере усиления американского государства, усложнения системы управляющих органов, роста экономического и военного могущества, с неизбежной закономерностью растет и укрупняется система разведывательных органов США, занимая все более значимое место в механизме государства и играя все более существенную роль в решении тех задач, которые встают перед государством в процессе реализации свойственных ему функций.
- До 30 годов XX века разведывательная деятельность в США выступала разновидностью военной деятельности государства, что предопределялось относительной неразвитостью государственного механизма Соединенных Штатов и спецификой стоявших в то время перед американским государством задач, не предполагавших необходимость и целесообразность системного и централизованного использования в общегосударственных интересах потенциала разведки с присущими ей тайными приемами и методами деятельности.
- Трансформация разведывательной деятельности в самостоятельный вид государственной деятельности в США явилась закономерным следствием усиления американского государства, основы которого были заложены политикой «Нового курса» президента Ф. Рузвельта и выражались в расширении масштабов и значимости задач, решаемых США на внешнеполитической арене и внутри страны.
- Развитие системы разведывательных служб США в последней четверти XX века и в начале XXI века идет опережающими темпами по отношению к развитию всей системы государственных органов Соединенных Штатов, что с одной стороны предопределяется исторически достаточно поздним становлением разведывательной деятельности как одного из видов государственной деятельности, с другой стороны, является следствием высокой потребности государства в результатах разведывательной деятельности, необходимой для решения стоящих перед государством задач.
- Тенденция опережающего развития системы разведывательных служб (и как следствие, ускоренного роста доли расходов на разведку в федеральном бюджете Соединенных Штатов), характерная для последних десятилетий эволюции государственного механизма США, носит временный характер и в настоящий период фактически исчерпывает себя. При этом постепенно достигается равновесие между непременно увеличивающимися потребностями государства в разведывательной деятельности и способностью федерального бюджета финансировать ускоренно разрастающуюся систему разведывательных органов.
- Сложившаяся в настоящее время в США система разведывательных органов, состоящая из множества отдельных разведывательных служб, которые хотя и объединены в рамках разведывательного и сообщества США, но по-прежнему сохраняют свой статус ведомственных разведывательных органов, лишь отчасти отражает общеисторические тенденции развития разведки в механизме государства, по сути своей, являясь своеобразным компромиссом между общеисторической тенденцией к постепенной централизации и укрупнению разведывательных органов и частной особенностью исторического развития американской разведывательной системы, которая зарождалась и длительное время развивалась как совокупность разрозненных и плохо взаимодействующих ведомственных разведок, не вполне приспособленных к решению общегосударственных задач.
- Место разведывательных служб в государственном механизме США непосредственно не закрепляется в Конституции США. Принадлежность системы разведывательных органов к исполнительной ветви власти, равно как и подчиненность всех разведывательных служб президенту США определяется на основе толкований Верховным судом США конституционных полномочий президента как верховного главнокомандующего, а также полномочий президента в сфере международных отношений.
- Правовая основа организации и деятельности американской разведки развивалась одновременно с развитием самой системы разведывательных органов. Будучи сформированной в первой половине XX века на основе подзаконных ведомственных нормативных правовых актов, начиная с 70-х годов XX века, правовая основа организации и деятельности разведки эволюционировала преимущественно под влиянием федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых президентом США, при этом тенденция к усилению влияния законов на развитие правовой основы организации разведки носит устойчивый и долговременный характер.
- Усиление влияния законов на процесс развития и совершенствования правовой основы организации и деятельности разведки США не приводит к сокращению общего числа подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность американской разведки, напротив рост количества законов, направленных на урегулирование различных групп отношений в сфере разведывательной деятельности, порождает (в силу необходимости детализации законодательно закрепленных положений) многократное увеличение числа как нормативных актов, издаваемых главой американского государства, так и (в еще большей мере) нормативных актов, издаваемых руководителями федеральных министерств и ведомств.
- Законодательные акты, устанавливающие ограничительные стандарты для разведывательных служб, осуществляющих сбор и добывание разведывательной информации, и тем самым, защищающие конституционные права и свободы граждан, имеют иную природу, нежели законодательство, призванное защищать интересы разведки и создавать максимально благоприятные условия для осуществления ею своей деятельности. Эффективное правовое регулирование в данной сфере предполагает выявление разумного баланса между потребностями обеспечения безопасности государства и общества и необходимостью защиты прав и свобод отдельных граждан.
- Баланс между потребностью разведывательных служб в правовых стандартах, создающих благоприятные условия для сбора и добывания ими разведывательной информации, и необходимостью защиты конституционных прав и свобод американских граждан в известной мере является условно-исторической категорией, применимой лишь к конкретному историческому этапу развития государства и общества. Этот баланс меняется с течением времени под воздействием исторических обстоятельств, порождая либо весьма жесткие ограничительные стандарты, регулирующие деятельность разведки, либо стандарты, крайне расширяющие ее права и возможности.
- Правовые стандарты, регламентирующие проведение электронного наблюдения в отношении американских граждан, по своей природе и преследуемым целям принципиально отличаются от правовых стандартов, регламентирующих эту же самую деятельность в отношении иностранных граждан: если в первом случае основной целью является защита безопасности государства, конституционных прав и свобод граждан США от возможных противоправных посягательств, во втором случае единственной преследуемой целью является создание для разведывательных служб наиболее благоприятных условий для сбора и добывания информации и продвижение национальных интересов США в различных уголках земного шара.
- Поскольку такой вид деятельности американской разведки как осуществление тайных операций предполагает осуществление акций, причастность к которым правительства США не должна быть обнародована, правовые стандарты, регламентирующие этот вид деятельности американской разведки не направлены на установление каких-либо ограничительных процедур касающихся самой деятельности, а лишь призваны обеспечить нераскрытие причастности США к тайным операциям разведки и недопустимость их проведения на территории самих Соединенных Штатов.
- Регистрационное законодательство, используемое в США в интересах обеспечения безопасности, является эффективным и универсальным инструментом правового воздействия на различные субъекты правоотношений в силу того, что регистрационные предписания не содержат запретительных или ограничительных норм а следовательно в равной мере могут быть применимы как против лиц, не являющихся гражданами США, так и в отношении американских граждан, чьи права и свободы гарантированы Конституцией США.
- Предопределенная особенностью используемых разведкой приемов и методов работы специфика разведывательной деятельности и ее отличие от других видов деятельности государства не только не отрицает необходимости контроля за разведкой, но и предполагает потребность в более жестком и всестороннем контроле со стороны всех ветвей государственной власти как за самой разведывательной деятельностью, так и за кадровой политикой разведывательных служб, вопросами управления разведкой, эффективным расходованием ими выделяемых финансовых ассигнований.
- В силу закрепленного в Конституции США принципа разделения властей, в системе государственного контроля за разведывательной деятельностью наиболее эффективным является контроль, реализуемый законодательной ветвью власти (Конгрессом США). В отличие от контроля, осуществляемого контрольными органами исполнительной власти и подчас не отличающегося полной объективностью и беспристрастностью в силу структурной принадлежности разведывательных служб к данной ветви власти и их связанности корпоративными интересами с органами, уполномоченными осуществлять за ними контроль, а также в отличие от контроля судебной власти, который в силу особенности задач, решаемых в США судами не является всесторонним и всеобъемлющим, контроль за разведкой со стороны законодательной власти, реализуемый на основе конституционного принципа сдержек и противовесов, отличается как полнотой и всесторонностью, так и весьма высокой степенью беспристрастности, независимости и объективности.
- Контрольные полномочия органов и должностных лиц исполнительной власти в отношении разведывательных служб США по своей природе отличаются от контрольных полномочий законодательной власти и вытекают из конституционно обусловленного права главы государства назначать должностных лиц, через которых он осуществляет свои полномочия и следующей из этого обязанности президента США исполнять контрольно-надзорные функции в отношении подчиненных ему в административном порядке органов. Деятельность контрольных органов, действующих в рамках исполнительной власти, оказывается достаточно эффективной в тех случаях, когда необходимо повысить результативность разведывательной деятельности и оптимизировать структуру разведывательных органов, но она существенно уступает по эффективности контрольной деятельности Конгресса при необходимости выявления нарушений и злоупотреблений в деятельности разведки.
- Механизм реализации контрольных полномочий судебной власти в отношении разведывательных служб и осуществляемой ими деятельности отличается от контрольной деятельности как законодательной, так и исполнительной властей Соединенных Штатов. В отличие от других ветвей власти, контрольные полномочия судебной власти могут оказывать непосредственное воздействие на развитие правовой основы деятельности разведки посредством толкования законов и подзаконных нормативных актов или путем признания отдельных их положений не соответствующими Конституции США.
- Поскольку в процессе обеспечения безопасности государства и общества, осуществляемая разведывательными службами деятельность потенциально может затрагивать конституционно и законодательно закрепленные права граждан, для обеспечения законности в деятельности разведывательных служб необходима, с одной стороны, строгая законодательная регламентация всей осуществляемой ими "интрузивной" деятельности, а с другой стороны, строгий государственный контроль за выполнением ими требований закона. Осознавая принципиальную важность и значимость решения этих задач и предпринимая на различных исторических этапах своего развития определенные усилия, направленные как на расширение законодательной регламентации деятельности разведки, так и усиление контроля за разведкой государства, Соединенные Штаты на практике так и не смогли в достаточной мере решить указанные задачи.
1.Дундуков М.Ю. Особенности использования регистрационного законодательства в обеспечении национальной безопасности США // М., Безопасность Евразии. - 2003. - № 3(13) . -С. 717-733. (1.0 п.л.).
2.Дундуков М.Ю. Современная система национальной безопасности США: основные тенденции развития // США. Канада. Экономика-политика-культура. - 2003. - № 11. - С. 113-127 (1.0 п.л.).
3.Дундуков М.Ю. Конституционный источник полномочий деятельности разведывательных служб США // М., Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 4.- С. 43-47. (0.7 п.л.).
4.Дундуков М.Ю. Особенности контроля за деятельностью разведывательных служб со стороны Федеральных судов США // М., Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 1. - С. 37-42. (0.7 п.л.).
5.Дундуков М.Ю. Основные задачи разведки США // М., Обозреватель. – 2005. - № 9. - С. 100-112. (0.8 п.л.).
6.Дундуков М.Ю. Правовое регулирование деятельности спецслужб США в сфере сбора и добывания разведывательной информации // М., Обозреватель. - 2005. - № 7. -С. 47-57. (0.7 п.л.).
7.Дундуков М.Ю. Становление разведки США // М., Обозреватель. – 2005. - № 6. -С. 79-92. (0.8 п.л.).
8.Дундуков М.Ю. Место органов разведки в системе государственных органов США // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 3. – С. 403 - 407. (0.5 п.л.).
9.Дундуков М.Ю. Разведка как вид государственной деятельности в США // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 4. – С. 579 - 584. (0.5 п.л.).
10.Дундуков М.Ю. Правовая регламентация тайных операций разведки США // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 6. – С. 55 - 65. (0.7 п.л.).
11.Дундуков М.Ю. Контрольные полномочия президента Соединенных Штатов в отношении разведывательных служб (на основе решений Верхового Суда США) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2013. – № 4. – С. 583 - 586. (0.45 п.л.).
12. Дундуков М.Ю. Разведывательное сообщество США и ведомственные разведывательные службы // Закон и право. - 2014. - № 3.
- С. 50-51 (0,2 п.л.).
13.Дундуков М.Ю. Особенности формирования правовой основы деятельности разведки в США // Закон и право. - 2014. - № 4. - С. 51-53 (0,2 п.л.).
14.Дундуков М.Ю. Разведка США накануне и в годы Второй мировой войны // Военно-исторический журнал. - 2014. - № 3. - С. 41-45 (0,6 п.л.).
15.Дундуков М.Ю. Развитие контрольных полномочий Конгресса в отношении разведывательных служб США // "Вестник Московского университета". Серия 11. Право. - 2014. - № 1. - С. 105-122 (1,0 п.л.).
16.Дундуков М.Ю. Роль административно-правовых актов в развитии правовой основы организации и деятельности разведки США // Административное право и процесс. - 2014. - № 4. - С. 77-79 (0,45 п.л.).
17.Дундуков М.Ю. Участие разведки США в противодействии распространению наркотиков и борьбе с организованной преступностью // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 4(112). - С. 107-110 (0,5 п.л.).
18.Дундуков М.Ю. Роль законов в регулировании организации и деятельности разведки // Право и государство: теория и практика. - 2014.
- № 5(113). - С. 95-99 (0,5 п.л.).
19.Дундуков М.Ю. Бюджет разведывательного сообщества США // Закон и право. - 2014. - № 7. - С. 35-37 (0,3 п.л.).
20.Дундуков М.Ю. Участие разведывательного сообщества США в противодействии терроризму // Закон и право. - 2014. - № 8. - С. 35-36 (0,25 п.л.).
21.Дундуков М.Ю. Разведка США в период борьбы за независимость (1775-1783 годы) // История государства и права. - 2014. -№ 16. - С. 38-43 (0,45 п.л.).
22.Дундуков М.Ю. Исполнительные приказы президента США по вопросам разведки как эффективный инструмент правового регулирования организации и деятельности разведки США // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 7(115). - С. 115-120 (0,5 п.л.).
23.Дундуков М.Ю. Основные этапы формирования разведывательной системы США // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 8(116). - С. 97-102 (0,5 п.л.).
24.Дундуков М.Ю. Разведка США в 70-е годы XX века: эпоха скандалов и реформ // Право и государство: теория и практика. - 2014. -№ 9(117). - С. 93-97 (0,5 п.л.).
25.Дундуков М.Ю. Создание разведывательного сообщества США: американская разведка в 50-60 годы XX века // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 10(118). - С. 86-90 (0,5 п.л.).
26.Дундуков М.Ю. Развитие разведки США в XIX в. // История государства и права. - 2014. - № 19. - С. 54-59 (0,5 п.л.).
27.Дундуков М.Ю. Правовые стандарты защиты информации в сфере национальной безопасности США // Национальная безопасность / nota bene. – 2014. – № 5. – С. 688 - 700. (0.9 п.л.).
2. Монографии:
28.Дундуков М.Ю. Разведка в государственном механизме США: Монография / М.: Кучково поле, 2008. 448 с. (20 п.л.).
29.Дундуков М.Ю. Разведка США: правовое регулирование организации и деятельности: Монография / Калуга, 2002. 274 с. (18 п.л.).
3. Научные публикации в других изданиях:
30.Дундуков М.Ю. «Правовые основы организации и деятельности ФБР (историко-правовое исследование)» // Государство, право, безопасность (Выпуск №5 «XX век - век двух мировых войн»): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1996. С.115-138 (1.0 п.л.).
31.Дундуков М.Ю. Борьба с терроризмом в США: практика последних лет // Правовые вопросы обеспечения государственной безопасности (Выпуск №2): Сб. научных статей преподавателей и адъюнктов (соискателей) кафедры юридических дисциплин факультета №6. М.: Академия ФСБ России, 1997. С.51-74 (1.0 п.л.).
32.Дундуков М.Ю. О возможности использования положительного опыта правового регулирования антитеррористической деятельности ФБР США при организации борьбы с терроризмом в государствах СНГ // Актуальные вопросы сотрудничества стран СНГ на современном этапе: Сб. материалов научно-практической конференции. М.: Академия ФСБ России, 1997. С.61-84 (1.0 п.л.).
33.Дундуков М.Ю. Некоторые аспекты законодательной практики регулирования вопросов национальной безопасности США // Правовые вопросы обеспечения государственной безопасности (Выпуск №3): Сб. научных статей преподавателей и адъюнктов (соискателей) кафедры юридических дисциплин факультета №6. М.: Академия ФСБ России, 1998. С.41-64 (1.0 п.л.).
34.Дундуков М.Ю. Органы военной разведки в организационной структуре министерства обороны США // Государство, право, безопасность (Выпуск №6): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С.21-46 (1.1 п.л.).
35.Дундуков М.Ю. Роль специальных следственных комитетов и комиссий Конгресса в осуществлении контроля за деятельностью американской разведки // Государство, право, безопасность (Выпуск №6): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С.47-72 (1.1 п.л.).
36.Дундуков М.Ю. Специальные расследования деятельности разведки, проводившиеся в рамках исполнительной ветви власти (1948-1990 годы) // Государство, право, безопасность (Выпуск №7): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С.33-58 (1.1 п.л.).
37.Дундуков М.Ю. Бюджет разведывательного сообщества США // Государство, право, безопасность (Выпуск №7): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С. 4-32 (1.2 п.л.).
38.Дундуков М.Ю., Алексеев А.С. Роль Закона о национальной безопасности в формировании и развитии разведывательного сообщества США // Государство, право, безопасность (Выпуск №8): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С. 4-29 (1.1 п.л.) (доля автора 0.5 п.л.).
39.Дундуков М.Ю. Контроль за деятельностью разведки США со стороны комитетов по разведке Сената и Палаты представителей Конгресса // Государство, право, безопасность (Выпуск №8): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С. 88-108 (0.9 п.л.).
40.Дундуков М.Ю. Некоторые аспекты международного сотрудничества США в разведывательной сфере // Государство, право, безопасность (Выпуск №8): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 1998. С. 69-87 (0.9 п.л.).
41.Дундуков М.Ю. ФБР в государственном механизме США // Курс лекций. М.: Академия ФСБ России, 1999. (4.5 п.л.).
42.Дундуков М.Ю. История американской разведки: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2000. (7 п.л.).
43.Дундуков М.Ю. Контроль за деятельностью разведки США со стороны исполнительной ветви власти // Государство, право, безопасность (Выпуск №9): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2000. С. 52-81 (1.3 п.л.).
44.Дундуков М.Ю. Организация и функции органов технической разведки министерства обороны США // Государство, право, безопасность (Выпуск №9): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2000. С.82-111 (1.3 п.л.).
45.Дундуков М.Ю. Судебный контроль за деятельностью разведки США // Государство, право, безопасность (Выпуск №10): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2000. С.100-129 (1.3 п.л.).
46.Дундуков М.Ю. Организация и функции разведывательных и контрразведывательных служб министерств энергетики, финансов, юстиции и государственного департамента США // Государство, право, безопасность (Выпуск №10): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2000. С.130-156 (1.2 п.л.).
47.Дундуков М.Ю. Правовое регулирование организации и деятельности разведки США при помощи исполнительных приказов президента // Государство, право, безопасность (Выпуск №11): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.86-117 (1.3 п.л.).
48.Дундуков М.Ю. Организация и функции Разведывательного управления министерства обороны и разведок отдельных видов вооруженных сил США // Актуальные вопросы административного и международного права (Выпуск №2): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.55-83 (1.2 п.л.).
49.Дундуков М.Ю. Развитие законодательства о шпионаже и регистрационного законодательства США в XX веке // Государство, право, безопасность (Выпуск №11): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.118-147 (1.3 п.л.).
50.Дундуков М.Ю. Особенности правовой регламентации деятельности разведки США в сфере сбора и добывания разведывательной информации // Государство, право, безопасность (Выпуск №12): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.31-62 (1.3 п.л.).
51.Дундуков М.Ю. Конституционная основа организации и деятельности разведывательных служб США // Государство, право, безопасность (Выпуск №12): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С. 63-78 (0.7 п.л.).
52.Дундуков М.Ю. Основные исторические этапы развития правового регулирования разведывательной деятельности в Соединенных Штатах Америки // Государство, право, безопасность (Выпуск №13): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.23-46 (1.0 п.л.).
53.Дундуков М.Ю. Регулирование организации и деятельности американской разведки при помощи нормативных правовых актов, издаваемых подчиненными президенту США органами и должностными лицами // Государство, право, безопасность (Выпуск №13): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.47-71 (1.0 п.л.).
54.Дундуков М.Ю. Воздействие директив и меморандумов президента США на развитие правовой основы организации и деятельности американской разведки // Государство, право, безопасность (Выпуск №14): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.52-76 (1.0 п.л.).
55.Дундуков М.Ю. Развитие законодательной основы организации и деятельности разведки США // Государство, право, безопасность (Выпуск №14): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.77-102 (1.1 п.л.).
56.Дундуков М.Ю. Основные проблемы правовой регламентации деятельности разведслужб США в контексте особенностей американского законодательства // Государство, право, безопасность (Выпуск №15): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С.45-55 (0.5 п.л.).
57.Дундуков М.Ю. Воздействие на законодательную основу организации и деятельности разведки США законов, непосредственно не направленных на регламентацию отношений в сфере разведки // Государство, право, безопасность (Выпуск №15): Сб. научных статей. М.: Академия ФСБ России, 2001. С. 13-44 (0.9 п.л.).
58.Дундуков М.Ю. Организация разведки США: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2001. (9 п.л.).
59.Дундуков М.Ю. Формирование и развитие правовой основы организации и деятельности разведки США: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2001. (5.7 п.л.).
60.Дундуков М.Ю. Законодательное регулирование организации и деятельности разведки США: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2001. (5.5 п.л.).
61.Дундуков М.Ю. Роль подзаконных нормативных правовых актов в формировании и развитии правовой основы организации и деятельности разведки США: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2001. (5.7 п.л.).
62.Дундуков М.Ю. Особенности нормативного правового регулирования деятельности разведки США: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2001. (5.7 п.л.).
63.Дундуков М.Ю. Система контроля за разведкой США: Научный доклад. М.: Академия ФСБ России, 2001. (9 п.л.).
64.Дундуков М.Ю. Основные подходы к обеспечению безопасности в США. В кн. Концептуальные основы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации / Под ред. В.В. Остроухова, А.В. Опалева. В 2-х частях. Часть 1 // М.: Академии ФСБ России, 2011. С. 97-117.(1.0 п.л.)