Научная тема: «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ»
Специальность: 08.00.14
Год: 2015
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Выявлены особенности глобализации транспортной системы, состоящие в решающем значении технико-технологического фактора, определяющего процесс интернационализации как самой системы, так и экономики в целом. Раскрыты основные направления развития мировой транспортной системы в условиях глобализации:
  • изменение структуры железнодорожных дорог, превращение их в сетку, сбалансированно сочетающую меридианные и широтные направления;
  • развитие мультимодальных перевозок и контейнеризация транспортных грузов;
  • формирование транспортно-логистических узлов (центров, хабов) и глобальных логистических систем.
  • динамичное развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения с формированием соответствующей инфраструктуры.

2. Определена зависимость функционирования национальной транспортной системы от модели интеграции экономики в мировое хозяйство. В настоящее время функционирование НТС РФ обусловлено торговой моделью интеграции. В этой связи показаны направления перестройки этой модели посредством постепенного перехода на производственно-инвестиционную модель интернационализации с использованием и развитием потенциала железнодорожного транспорта России.

3. Обоснованы необходимость и системообразующие принципы интеграции железнодорожной инфраструктуры России в мировую железнодорожную сеть на основе теории отраслевой интеграции производственных комплексов как составляющих процессов глобализации на транспорте. Определены основные принципы и формы интеграции, в том числе:

  • обеспечение развития континентальных транспортных коридоров, организация эффективных транзитных грузопотоков с созданием транспортно-логистических центров;
  • комплексное взаимодействие железнодорожного транспорта со всеми видами транспорта на основе современных концепций развития мировой транспортной сети;
  • внедрение новых технологий управления движением на базе мультимодального и интермодального операторства;
  • вертикальная интеграция с расширением логистических услуг;
  • горизонтальная интеграция отраслевых хозяйствующих субъектов транспортных систем;
  • универсализация способов коммуникационного обмена на основе единой международной транспортной терминологии и единого международного права;
  • унификация технических средств инфраструктуры и транспортных средств.

4. Предложена новая парадигма развития транспортного комплекса России и система проектов по повышению его конкурентоспособности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Прежняя парадигма представляла собой взгляд на национальную транспортную систему изнутри, новая парадигма - это необходимость развития транспортного комплекса с учетом мировых тенденций. Основным императивом такого подхода является интернационализация транспортного комплекса России.

Географическое положение России между Востоком и Западом открывает возможности создания сухопутного моста между Европой и Азией, вследствие чего железнодорожные проекты транспортной системы России должны реализовываться как элементы мировой транспортной сети.

5. Определены основные особенности и направления на основе планомерной работы по развитию транспортного комплекса Сибири и Дальнего Востока, формирования «опорной транспортной решетки», обеспечивающей эффективный доступ к сырьевым ресурсам, создания условий для формирования муниципальных агломераций, территорий опережающего роста, обеспечения национальной безопасности России.

6. Раскрыты механизмы реализации потенциала России в области развития международных перевозок на основе опережающего, экономически обоснованного строительства железнодорожных коммуникаций, организации и привлечения международного транзита как фактора социально-экономического развития регионов и обеспечения конкурентоспособности страны в условиях формирующихся альтернативных коммуникационных проектов соседних государств.

7. Сформулированы и обоснованы параметры динамики экспортно-импортной деятельности регионов на базе системы железнодорожных проектов при моделировании с использованием ОМММ, определяющих базовые принципы ВЭД регионов Сибири, Дальнего Востока при реализации торговой модели с ориентацией на рынок стран АТР путем предоставления и совершенствования транспортных услуг. В настоящее время торговая модель является обеспечивающей основой все более возрастающей значимости производственно-инвестиционной модели развития региона.

8. Раскрыт потенциал привлечения иностранных инвестиций в регионы Сибири и Дальнего Востока для освоения природных ресурсов России посредством интеграции транспортного комплекса России в транспортные сети Японии, Республики Корея, Китая.

Предложена система анализа инвестиционных проектов, в которой конкретные масштабные проекты увязаны с инвестиционными вариантами (сочетание проектов), а также сценариями, трендами. Разработаны комплексные варианты инвестиционных проектов ЮВВ (минимальный, базовый и максимальный варианты) для оценки макроэкономических показателей региона и влияния на них турбулентной внешней среды. Сформулированы оценочные матрицы среднегодовых темпов прироста макроэкономических показателей (ВВП, транспортоемкость). На основе формирования долгосрочных прогнозов внешнеэкономической деятельности в виде гипотез развития экспорта и импорта товаров Дальневосточного федерального округа определены сценарии развития: пессимистический, энергосырьевой и оптимистический согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - М, 2008).

9. Для расчетов макроэкономических эффектов от реализации ЮВВ- ж.д. предложена методика, в которой для учета отраслевой специфики железнодорожного транспорта применена модель ОМММ-ЖД, как модификация модели ОМММ. Данная модель используется для моделирования экономики восточных регионов России на примере ДВФО и экономической оценки перспективы реального внедрения проектов ЮВВ- ж.д., как развивающихся вариантов Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года. Доказано, что в условиях риска и неопределенности внешней среды проекта наиболее предпочтительным для реализации является максимальный вариант ЮВВ-ж.д., который обеспечивает наивысшие темпы прироста ВВП и при этом не является обременительным для экономики страны.

10. На основе апробации методики с использованием ОМММ-ЖД показано, что она может быть применима и для других крупномасштабных инвестиционных проектов, в частности, для расширения пропускной способности морских портов и железнодорожных коридоров, обеспечивающих товарооборот между Европой и Юго-Восточной Азией.

11. Предложены основные направления авторской концепции интеграции восточных регионов и России в мировую на основе стратегии интернационализации железнодорожного комплекса в мировую транспортную систему посредством реализации мегапроекта ЮВВ, определяющего базу формирования экономического пояса развития Сибири и Дальнего Востока и являющегося ответом на формирующиеся вызовы альтернативных транспортных коридоров соседних государств.

Элементы научной новизны формируют принципиально новый подход к стратегии развития железнодорожного транспорта в восточных регионах РФ, заключающийся в интеграции в мировую транспортную сеть на основе последовательного перехода от торговой модели к нарастающему использованию производственно-инвестиционной модели как определяющего внешнеэкономического вектора, влияющего на социально-экономическое развитие Сибири, Дальнего Востока и России в целом.

Список опубликованных работ
Монографии

Нехорошков, В. П. Железнодорожный транспорт в развитии внешнеэкономической деятельности восточных регионов России / В. П. Нехорошков. Новосибирск : Наука, 2011. 227 с. (30,5 печ. л.).

/ В. П. Нехорошков. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2003. 390 с. Нехорошков, В. П. Новосибирский мультимодальный транспортный узел С. 344–386. (4,5печ. л.).

Нехорошков, В. П. Сибирь в первые десятилетия XXI века. / В. П. Нехорошков, Е. Б. Кибалов ; Под ред. В. В. Кулешова. Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008. 788 с. С. 549–563. (2 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Сибирский вектор развития опорной железнодорожной сети России в XXI веке: анализ и оценка стратегических альтернатив / В. П. Нехорошков, В. Ф. Бузулуцков, Е. Б. Кибалов, Н. И. Суслов. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2008. Препринт № 11. (2 печ. л.) Учебные пособия

Нехорошков, В. П. Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / В. П. Нехорошков, Е. Б. Кибалов, С. В. Минин, Е. B. Нехорошков, Г. Ф. Пахомова, К. А. Пахомов, М. В. Пятаев, С. В. Романкечич, А. Б. Хуторецкий. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2007. 156 с. C. 16-22. (0,8 печ. л.). Статьи в журналах ВАК

Кибалов, Е. Б. Юго-восточный вектор стратегии развития опорной железнодорожной сети России / Е. Б. Кибалов, В. П. Нехорошков // Регион : экономика и социология. 2009. № 3. С. 175–182. (0,8 печ. л.).

Нехорошков, В.П. Внешнеэкономические связи России в долгосрочной перспективе: северо-восточный вектор / В. П. Нехорошков // Современная экономика. 2005. № 5. С. 3–18. (0,82 печ. л.).

Нехорошков В. П. Внешняя торговля России, мировые товаропотоки и развитие опорной железнодорожной сети Российской Азии / В. П. Нехорошков // Современная экономика. 2004. № 4. С. 3–18. (0,9 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в РФ. Проблемы и перспективы ГЧП в железнодорожной отрасли / В. П. Нехорошков // Управление экономическими системами. 2013. № 11. (0,6 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Значение железнодорожного транспорта для социально-экономического развития РФ / В. П. Нехорошков // Вопросы экономики и права. 2014. № 1. (0,5 печ. л.).

Нехорошков В. П. Интеграционные факторы сотрудничества России и АТЭС / В. П. Нехорошков // Внешнеэкномический вестник. 2011. № 5. (1,0 печ. л.)

Нехорошков, В. П. Особенности межрегионального внешнеэкономического сотрудничества програничных субъектов России и Китая / В. П. Нехорошков // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014. № 4. (0,7 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Оценка макроэкономических аспектов крупномасштабных железнодорожных объектов в условиях глобальной экономики / В. П. Нехорошков // Экономические науки. 2010. № 11/72. (1,1 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Оценка народнохозяйственной эффективности стратегии развития железнодорожного транспорта России / В. П. Нехорошков // Железнодорожный транспорт. 2010. № 2. С. 51–53. (0,4 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Перспективы развития проекта соединения Транссибирской и Транскорейской магистралей: инвестиционный аспект / В. П. Нехорошков // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 1. (1,2 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Перспективы сотрудничества России со странами БРИКС: региональный аспект // Латинская Америка. 2012. № 1. (1,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Развитие железнодорожного транспорта в ЕС и Южной Корее: особенности стратегических ориентиров / В. П. Нехорошков // Вопросы экономики и права. 2013. № 11. (0,7 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Роль России в транспортном обеспечении мировой торговли и возможные пути повышения ее эффективного участия / В. П. Нехорошков // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 12. С. 23–27. (0,8 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Роль Трансконтинентальной магистрали через Беренгов пролив в региональном развитии экономики / В. П. Нехорошков // Экономические науки. 2012. № 5. (0,45 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Роль транспортного фактора в развитии внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации / В. П. Нехорошков // Новости Российского экспорта. 2010. № 1. (1,2 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Россия – Китай: сотрудничество или конкуренция в международных транспортных коридорах / В. П. Нехорошков // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014. № 3. (0,7 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Россия – Китай: факторы регионального сотрудничества / В. П. Нехорошков // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. (0,8 печ. л).

Нехорошков, В. П. Россия – Япония: транспортный фактор в развитии внешней торговли / В. П. Нехорошков // Экономические науки. 2013. № 2. (1,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Сибирский вектор интеграции российской транспортной системы в мировую: барьеры и точки роста / В. П. Нехорошков // Вопросы новой экономики. 2014. № 3 (31). (2,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Транспортный коридор «Пекин – Денвер» – кратчайший путь из Азии в Америку / В. П. Нехорошков // Вопросы экономики и права. 2014. № 72. (1,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Транспортный фактор повышения эффективности внешнеэкономической деятельности регионов / В. П. Нехорошков // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 2. С. 35–37. (0,4 печ. л.).

Нехорошков, В.П. Транспортный фактор повышения эффективности внешнеэкономической деятельности регионов (окончание) / В. П. Нехорошков // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 3. С. 28– 34. (0,9 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Экономико-математический анализ роли транспортного комплекса Российской Федерации в развитии внешней торговли. / В. П. Нехорошков // Вопросы новой экономики. 2011. №3. С. 74– 83. (1,25 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Эффективность ТКМ в системе транспортных коридоров / В. П. Нехорошков // Внешнеэкономические связи. 2005. № 5. (0,4 печ. л.).

Статьи в зарубежных журналах

Нехорошков, В. П. Международная торговля как фактор реализации инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте / В. П. Нехорошков // Вестник Казахской Академии транспорта и коммуникаций имени М. Танышпаева. 2012. № 3. С. 90– 96. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Роль и возможности университетов в развитии международного экономического сотрудничества (взгляд из России) / B. П. Нехорошков // International Higher Education Research. 2004. Vol. VII. C. 115–124. (0,6 печ. л.).

Kibalov, E. B. The Cost of the Cold. A View from Siberia / E. B. Kibalov, V. P. Nekhoroshkov // Problems of Economic Transition. 2007. Vol. 49. № 9. С. 23–30. (0,5 печ. л.).

Nekhoroshkov, V. P. Connection of the Trans-Siberian and Trans-Korean Railway/ V. P. Nekhoroshkov // The 1st Korea–Russia International Conference on Railway Transport Cooperration. 2009. (0,7 печ. л.).

Nekhoroshkov, V. P. Prospects of Development of the Trans-Siberian and Trans-Korean Railway Connection Project: Investment Aspect / V. P. Nekhoroshkov // U.R. International Journal of Railway. 2010. № 4. (0,8 печ. л.).

Nekhoroshkov, V. P. Siberian Transport University. International cooperation experience/ V. P. Nekhoroshkov // International Symposium for Railroad Universities in Europe and Asia. 2007. (0,5 печ. л.).

Nekhoroshkov, V. P. Transport maintenance of commercial and economic cooperation between Russia and China / V. P. Nekhoroshkov // Innovation Sustainability of Modern Railway. Proceedings of ISMR 2008, China Railway. 2008. С.437–449. (0,8 печ. л.).

Nekhoroshkov, V. P. Transport Supply of Trade and Economic Connections between Eastern Regions of Russia and APEC Countries / V. P. Nekhoroshkov // Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia. 2013. Vol. 2. C. 23– 46. (1,6 печ. л.).

Статьи в других журналах

Каталог инвестиционных проектов Новосибирской области / под ред. В. П. Нехорошкова. Новосибирск : 1999. (5,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Итоги внешнеэкономической деятельности в Новосибирской области в 1994г. Концепция её дальнейшего развития / В. П. Нехорошков // Новосибирск : Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения. 1995. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Внешнеэкономическая деятельность области: на пути к рынку / В. П. Нехорошков // Финансы Сибири. 1996. № 8. (3,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Внешнеэкономические связи регионов России (на примере Новосибирской области) / В. П. Нехорошков // М. : Внешнеэкономический бюллетень. 1996. (5,0 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Новосибирской области / В. П. Нехорошков // Бюллетень Консультативного Совета субъектов Федерации по международным м внешнеэкономическим связям при МИД России. 1997. № 6 (2,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Основные направления интеграции Транссиба в мировую транспортную систему / В. П. Нехорошков, А. Г. Куречка // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 2. С. 5–8. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Основные направления концепции развития внешнеэкономических связей Новосибирской области / В. П. Нехорошков // Сибирская финансовая школа. 1997. (4,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. О проблемах и перспективах развития сотрудничества Новосибирской области и Республики Беларусь / В. П. Нехорошков // Бюллетень Консультативно го Совета субъектов Федерации по международным и внешне-экономическим связям при МИД России. М. : 1999. № 10. (0,5 печ. л.)

Нехорошков, В. П. Новосибирская область – Китай: точки соприкосновения / В. П. Нехорошков // Новосибирск : Сибирь: Экспорт-Импорт, 1999. № 1 (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей области / В. П. Нехорошков // Материалы научно-практической конференции «Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения». Новосибирск, 1994. (0,8 печ.л.).

Нехорошков, В. П. Торгово-экономическое сотрудничество Новосибирской области и Республики Беларусь / В. П. Нехорошков // Новосибирск : Сибирь: Экспорт-Импорт, 1999. № 2. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Транссибирская, Транскорейская и Трансконтинентальная магистрали – звенья одной цепи / В. П. Нехорошков, Е. В. Нехорошков // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 5. (0,9 печ. л.)

Материалы конференций, форумов, симпозиумов

Нехорошков, В. П. Анализ привлечения внешних инвестиций в экономику Новосибирской области / В. П. Нехорошков // Международный конгресс инвесторов 4-6 февраля 1998г. М. 1998. (3,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Анализ эффективности капитальных вложений в условиях научно-технического прогресса / В. П. Нехорошков, А. В. Дмитриенко //Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Политранспортные системы». Красноярск, 2010 (0,8 печ.л.).

Нехорошков, В. П. Влияние различных факторов на технологию торговли / В. П. Нехорошков // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Политранспортные системы». Красноярск, 2010. (0,25 печ.л.).

Нехорошков, В. П. Инвестиционно-экономический потенциал развития железных дорог восточных регионов России для стран АТЭС / B. П. Нехорошков // Первый Азиатско–Тихоокеанский форум 28–29 ноября 2011 г. М. : 2011. (0,8 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Опыт регионального развития и международного сотрудничества на примере Новосибирской области / В. П. Нехорошков // Международный и межрегиональный форум «Региональные аспекты российско-европейского сотрудничества». Новосибирск, 25–26 июня 1998г. Новосибирск : ТАСИС, 1998. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Перспективы экономического сотрудничества РФ со странами АТР / В. П. Нехорошков // Международная научно-практическая конференция «Развитие сотрудничества в области железнодорожного транспорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Новосибирск. 2009. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Проблемы трансферта современных технологий в экономику Забайкалья и железнодорожный транспорт. Принципы развития железнодорожного транспорта Монголии на перспективу / В. П. Нехорошков, А. В. Дмитриенко, Лунсангийн Халтар // Международная научно-практическая конференция. Чита : ЗабИИЖТ, 2011. (0,5 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Российские железные дороги и мировая транспортная система: альтернативная стратегия взаимодействия / В. П. Нехорошков, Е. Б. Кибалов // 8th World Congress on Railway Research. May 2008. South Korea. Препринт. Изд-во СГУПС: 2008. (0,6 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Россия – АТР: Региональные аспекты сотрудничества с Республикой Корея, Японией / В. П. Нехорошков //Международный симпозиум Россия – АТР: современное социально-экномическое положение и подготовка кадров. Новосибирск, 2003. С. 46–56. (0,9 печ. л.).

Нехорошков, В. П. Специальность «Мировая экономика» в контексте развития железнодорожного университета (тезисы) / В. П. Нехорошков, C. С. Гузнер // Международная научно-практическая конференция «Кадровый потенциал и инновации во внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации». Новосибирск, 2006. (0,25 печ.л).