- важнейшей предпосылкой создания теории художественного времени является переориентация культуры на идею нелинейности;
- киноведение и теория драматургии могут рассматривать фильм не как существующую, а как становящуюся художественную реальность при этом формирование художественного времени фильма должно быть понято как осознанный созидательный процесс;
- кинематографическое произведение представляет собой динамическую систему;
- кинематографическое произведение представляет собой последовательность разнородных элементов, соединённых структурным принципом, эти элементы представляют собой отрезки качественно различного настоящего;
- для анализа художественного времени фильма плодотворной является представление о двухмерном характере темпоральности кинопроизведения: c одной стороны - необходимо выявить структурный принцип объединения отрезков в целое, с другой - требуется анализ качественного различия самих этих отрезков;
- смысл кинематографического произведения во всей полноте раскрывается только через анализ художественного времени, выявление различных концептов, входящих в его структуру;
- кинематограф обладает средствами воссоздания концептов времени, созданных человеческой культурой: предложенный в настоящей работе подход к анализу времени позволяет вычленить эти концепты из ткани фильма, проанализировать связь различных концептов друг с другом внутри кинематографического произведения, увидеть за темпоральными отношениями философию времени создателя фильма;
- художественное время фильма обладает как сходством с художественным временем литературного произведения, так и отличием от него: cходство касается строения горизонтального времени (времени мыслимого), различие связано с временем вертикальном (переживаемым);
- между художественным временем фильма и его сюжетом существует фундаментальная связь, заключённая в характере причинности: линейное время необходимо присутствует в сюжете фильма, нелинейное время является сюжетообразующим, циклическое время связано с формой завершения классически построенного сюжетного произведения.
1. Мариевская Н.Е. Время в кино. М.: Прогресс-Традиция, 2015 – 336c. ISBN 978- 5-89826- 439-0. - 15 а.л.
Учебное пособие
2. Мариевская Н. Е. Нелинейное время фильма. Учебное пособие. М.: ВГИК, 2014 – 132 с. ISBN 978-5-87149-154-6. – 5,5 а. л.
Публикации в журналах, включѐнных в перечень ВАК РФ
3.Мариевская Н.Е. Эстетика и теория искусства XX века: тексты и комментарии // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. № 1. С. 116 – 125. – 0,4 а.л.
4.Мариевская Н.Е. Историческое время в структуре фильма. Часть 1 // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2009. №1. С. 10 – 25. – 1,0 а.л.
5.Мариевская Н.Е. Историческое время в структуре фильма. Часть 2. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2010. №2. С. 12 – 26. – 0, 8 а.л.
6.Мариевская Н.Е. Конец истории: путешествие в царство теней (о реализованной процедуре вытеснения исторического времени в структуре кинематографического произведения). // Полигнозис. № 1-4 (44), 2012. – С. 110 – 119. – 0,8 а.л.
7.Мариевская Н.Е. О концептах вечности в структуре кинопроизведения. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2013. №15. С. 53 – 70. – 0,8.
8.Мариевская Н.Е. Вздыбленная реальность. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2013.№15. С. 149. – 153. – 0,25 а.л.
9.Мариевская Н.Е. Анализ художественного времени в теории драматургии кино. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал.2013. № 17. С. 52 – 60. – 0,7 а.л.
10. Мариевская Н.Е. О подходах к построению художественного времени: М. Бахтин, Ж. Делѐз. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2013. №18. С. 56 – 66. – 0,7 а.л.
11.Мариевская Н.Е. О предпосылках создания теории художественного времени. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2014. №19. С. 49 – 60. – 0,4 а.л.
12.Мариевская Н.Е. Сценарий фильма как модель динамического процесса. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2014. №20. С. 32 – 44. – 0,8 а.л.
13.Мариевская Н.Е. Точки нарушения равновесия в динамике сюжета фильма и их структура. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2014. №21. С. 22 –37. – 1 а.л.
14.Мариевская Н.Е. О сюжетообразующей роли вертикального времени фильма. // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. 2014. № 3 (сентябрь). С. 133 – 147. – 0,7 а.л.
15.Мариевская Н.Е. Вертикальное время фильма и реализация динамики становления. // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2014. С.40 – 49. – 0,7 а.л.
16.Мариевская Н.Е. Художественное время фильма и эмоциональный строй кинематографического произведения. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах ГИТИС. 2014. №2. С. 112 – 135. – 1,0 а.л.
17.Мариевская Н.Е. Циклическое время кинематографического произведения. // Философия и культура. 2014. № 10(82). С. 1393 – 1404. – 1,0 а.л.
18.Мариевская Н.Е. Время и смысл. Опыт темпорального анализа кинопроизведения. // Вестник ВГИК. Научный информационно-аналитический журнал. 2014. №22. С. 34 – 45. – 0,7 а.л.
Другие публикации
19.Мариевская Н.Е. Ностальгия по империи в современном российском кино // Искусство в эпоху надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. Материалы Международной конференции (17 – 19 мая 2010 г.). М.: ГИИ, 2010. С. 478 – 501. – 0,8 а.л
20.Мариевская Н.Е. Историческое и лирическое время в структуре кинематографического произведения // Время как объект изображения. творчества и рефлексии. Материалы Международной научной конференции. (Иркутск, 27 июня – 1 июля 2010 г.) / [отв. ред. И. В. Плеханова]. Иркутск: Изд– во Иркутского гос. ун–та, 2010. – С. 48 – 57. – 0,6 а.л.
21.Мариевская Н.Е. Культурная память в структуре кинематографического произведения // Международный журнал исследования культуры International Journal of Cultural Research. 2012/ № 2(7). С. 55 – 60/ – 0,7 а.л.
22.Мариевская Н.Е. Драматургия «Триалога» // В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. Триалог plus. Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2013. – 596 с., илл. C. 404 – 406. – 0,1 а.л.
23.Мариевская Н.Е. Время в литературе и на экране. Опыт экранизации рассказа Достоевского «Кроткая» // Французская литературная классика на отечественном экране и русская на французском. Материалы международной конференции. 9 – 10 декабря 2010 года. М.: ВГИК, 2012. – С. 122 – 134. – 0,5 а.л.
24.Мариевская Н. Е. Трансформация сюжета литературного произведения при экранизации. «Смерть в Венеции» Томаса Манна и «Смерть в Венеции» Лукино Висконти // Немецкая литературная классика на русском экране и русская на немецком. Материалы Международной конференции. 6 – 7 декабря. М.: ВГИК. 2012. С. 109 –121. – 0,5 а.л.
25.Мариевская Н. Е. Время взрыва: экстатическое изображение в кинематографе и изобразительном искусстве (Эйзенштейн и Пиранези) // Итальянская и испанская литературная классика на русском экране и русская на итальянском и испанском экранах. Материалы Международной конференции. М.: ВГИК, 2013. С. 62 –70. – 0,5 а.л.