- В эволюции звукоорганизации ХХ века выделяются два этапа, которым соответствуют разные звуковысотные структуры. Специфика звукоорганизации каждого исторического этапа определяется опорой на определенные типы внемузыкальной реальности - доминированием художественных направлений в первой половине века и воздействием научных знаний во второй половине века.
- С точки зрения типов воплощенной реальности выделены три доминирующих типа памяти, которым соответствуют те или иные культурные коды - художественный, информативный и синтезирующий (художественно-информативный).
- Все многообразие звуковысотных структур, ХХ века, опирающихся на художественную, информативную и художественно-информативную память, сведено к двум разновидностям - звукоорганизация текстов немодулирующей памяти и звукоорганизация текстов модулирующей памяти.
- Свойством звукоорганизации немодулирующей памяти является устойчивость означающих при стабильности коммуникативных связей, в звукоорганизации текстов модулирующей памяти в связи со сменой культурных кодов происходит не только замена одних означающих на другие, но и меняется тип коммуникации.
- Звукоорганизация как сообщение опирается на систему кодов, обладающих артикуляционным членением. Динамика развития кодов способствует образованию смыслового и структурного перекодирования.
- Между информацией и смыслом существует обратно пропорциональная зависимость: в силу многополярности музыкального произведения ХХ века, увеличивающего число смыслов, происходит потеря информации и наоборот - увеличение информации приводит к утрате смысла.
- Перевод плана выражения (звукоорганизации) в план содержания, происходящий в сознании слушателя, представлен в виде иерархической лестницы, поэтапно проясняющей смысл музыкального произведения.
- Семиотический подход к звукоорганизации ХХ века находит выражение в двух взаимодополняющих методах анализа - имманентном и интертекстуальном. Если первый рассматривает текст с позиций квазипространственной фигурации, образуемой формальными элементами разного уровня, то второй связан с анализом соотношений элементов между текстами: внутритекстовые элементы мыслятся как заимствованные из других текстов или отсылающие к ним.
1. Саввина, Л.В. Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории [Текст]/ Л.В. Саввина: монография / Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2002. – 155 с. (9,5 п.л.).
2. Саввина, Л.В. Звукоорганизация ХХ века как объект семиотики [Текст]/ Л.В. Саввина: монография / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – 321 с. (17 п.л.).
3. Саввина, Л.В. Вопросы анализа современной гармонии (методические рекомендации) [Текст]/ Л.В. Саввина: методическое пособие для студентов музыкальных вузов. – Астрахань: Астраханская консерватория, 1992. – 24 с. (1 п.л.).
4. Саввина, Л.В. Современная гармония [Текст]/ Л.В. Саввина: Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов / Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2004. – 40 с. (2 п.л.).
5. Саввина, Л.В. Гармония ХХ века: Учебное пособие для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Гриф УМО / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – 259 с. (16, 25 п.л.).
Статьи в журналах, рецензируемых ВАК:
6. Саввина, Л.В. О международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» [Текст]/ Л.В. Саввина // Проблемы музыкальной науки / Глав. ред. Л.Н. Шаймухаметова. – 2007. – № 1. – С. 167-168. (0,3 п.л.).
7. Саввина, Л.В. Звукоорганизация музыки ХХ века: семиотические проблемы исследования [Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальная академия / Глав. ред. Ю.С. Корев. – 2008. – № 2. – С. 114-121. (0,7 п.л.).
8. Саввина, Л.В. Музыка и живопись первой половины ХХ века: параллели и взаимодействия [Текст]/ Л.В. Саввина // Вестник Адыгейского государственного университета / Глав. ред. Р.Д. Хунагов. – 2009. – № 2. – 255-259. (0,5 п.л.).
9. Саввина, Л.В. Гармония ХХ века в пространстве музыкального образования [Текст]// Искусство и образование / Глав. ред. Н.А. Кушаев. – 2009. – № 3 (5909). – С. 86-91. (0,5 п.л.).
10. Саввина, Л.В. Механизмы слушательского восприятия музыкального текста ХХ века[Текст]/ Л.В. Саввина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Глав. ред. В.В. Лаптев. – 2009. – № 108. – С. 162-169. (0,5 п.л.).
11. Саввина, Л.В. Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки ХХ века [Текст]/ Л.В. Саввина // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение / Гл. ред. А.Ю. Шатин. – 2009. – № 35. – С. 175-179. (0,5 п.л.).
12. Саввина, Л.В. Звуковой космос Скрябина: к проблеме взаимодействия искусств[Текст]/ Вестник Адыгейского государственного университета / Глав. ред. Р.Д. Хунагов. – 2009. – № 3. – С. 230-236. (0,5 п.л.).
13. Саввина, Л.В. Информация и смысл музыкального сообщения ХХ века [Текст]/ Л.В. Саввина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия социально-экономические науки и искусствоведение. – 2009. – № 8 (42). – С. 118-122. (0, 4 п.л.).
14. Саввина, Л.В. Слушательское восприятие музыкального текста ХХ века [Текст]/Л.В. Саввина // Музыковедение. – 2009. – № 8. – С. 2-6. (0,4 п.л.).
Статьи и материалы конференций:
15. Саввина, Л.В. Особенности звуковысотной организации в сочинениях А.Шёнберга[Текст]/ Л.В. Саввина // Современная музыка и её актуальные проблемы. — Материалы науч. конференции. — Астрахань, 1993. – С. 57-58. (0,25 п.л.).
16. Саввина, Л.В. К вопросу восприятия мелодии с гармонией в произведениях А.Шёнберга [Текст]/ Л.В. Саввина // Восприятие художественного произведения как проблема искусствоведения и художественного воспитания. – Материалы науч. конференции. – Краснодар, 1993. – С. 69-70. (0,25 п.л.).
17. Саввина, Л.В. О стилевых связях в гармонии Мессиана [Текст]/ Л.В. Саввина // Стилевые тенденции музыки ХХ века. – Материалы науч. конференции. – Астрахань, 1995. – С. 11-112. (0,25 п.л.).
18. Саввина, Л.В. К вопросу о диалектике соотношения мелодии с гармонией (на материале произведений Прокофьева и Шнитке) [Текст]/ Л.В. Саввина // Художественная культура и современность. – Межвуз. сб. науч. трудов. – Вып.2. – Астрахань, 1996. – С. 41-47. (0,5 п.л.).
19. Саввина, Л.В. Гармония Скрябина в контексте стилевых направлений русской живописи конца Х1Х – начала ХХ века [Текст]/ Л.В. Саввина // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры. – Материалы Всероссийской науч. конференции. – Астрахань, 1999. – С. 34-35. (0,25 п.л.).
20. Саввина, Л.В. Скрябин и Рославец: на пути к серийной музыке [Текст]/ Л.В. Саввина // Культура и образование на рубеже тысячелетий. – Материалы международной науч. конференции. – Тамбов, 2000. – С.73-74. (0, 25 п.л.).
21. Саввина, Л.В. Музыка и живопись начала ХХ века: в поисках общих закономерностей [Текст]/ Л.В. Саввина // Проблемы межкультурной комуникации: история и современность. – Межвуз. сб. науч. трудов. – Вып.2. – Астрахань, 2001. – С. 63-65. (0,3 п.л.).
22. Саввина, Л.В. Гармония Шостаковича в контексте авангардных направлений начала ХХ века [Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. — Материалы Международной науч. конференции. – Астрахань, 2001. – С. 71-73. (0,3 п.л.).
23. Саввина, Л.В. Шостакович и авангардные направления ХХ века: от футуризма к экспрессионизму [Текст]/ Л.В. Саввина // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. – Материалы науч. конференции. – Вып.3. – Астрахань, 2001. – С. 118-121. (0,3 п.л.).
24. Саввина, Л.В. Звуковысотная организация музыки как объект семиологического исследования[Текст]/ Л.В. Саввина // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. – Материалы науч. конференции. – Вып.4. – Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2002. – С. 131-135. (0,4 п.л.).
25. Саввина, Л.В. Звукоорганизация музыки ХХ века в аспекте семиологического исследования[Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Материалы науч. конференции. – Астрахань, 2002. – С. 46- 53. (0,5 п.л.).
26. Саввина, Л.В. Эволюционные семиотические процессы звуковысотных кодов[Текст]/ Л.В. Саввина // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность. – Межвуз. сб. науч. трудов. – Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2004. – С. 100-109. (0,5 п.л.).
27. Саввина, Л.В. Композиторы ХХ века: проблемы коммуникации и культурного взаимодействия[Текст]/ Л.В. Саввина // Юг России: культурно-исторический феномен. – Сб. науч. трудов. – Элиста: АПП «Джангар», 2004. – С. 179-184. (0,4 п.л.).
28. Саввина, Л.В. Информационное пространство музыки: к вопросу типологии кодов в музыке ХХ века[Текст]/ Л.В. Саввина // Информационное пространство художественной культуры. — Материалы Всероссийской науч. конференции. – Краснодар, 2005. – С. 112-121. (0,5 п.л.).
29. Саввина, Л.В. Семиотические проблемы исследования звукоорганизации музыки ХХ века[Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития — Материалы первой Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань, 2006. – С. 24-39. (1 п.л.).
30. Саввина, Л.В. Семантика звукоорганизации Н. Рославца[Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальная семантика и проблемы художественного творчества. – Материалы Всероссийской науч. конференции. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 172-187. (0,5 п.л.).
31. Саввина, Л.В. Проблемы семиотики и современное теоретическое музыкознание[Текст] / Л.В. Саввина // Проблемы художественного творчества. — Материалы Всероссийской конференции, посвященные Б. Яворскому. – Саратов, 2006. – С. 93-101. (0,5 п.л.).
32. Саввина, Л.В. Шостакович: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам[Текст]/ Л.В. Саввина // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мировой художественной культуры. – Материалы Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань, 2007. – С. 138-146. (0,7 п.л.).
33. Саввина, Л.В. Вокальное произведение как объект семиотического исследования [Текст]/ Л.В. Саввина // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов. – Материалы Всероссийской науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО “АИПК”, 2007. – С. 123-128. (0,4 п.л.).
34. Саввина, Л.В. Живописные идеи звукового мира Николая Рославца [Текст]/ Л.В. Саввина // Музыка в ряду искусств: параллели и взаимодействия. – Материалы Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2007. – С. 5-20. (1 п.л.).
35. Саввина, Л.В. Информация и значение музыкального сообщения[Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. – Материалы второй Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – С. 11-17. (1 п.л.).
36. Саввина, Л.В. Музыкальная семиотика: к проблеме исследования звукоорганизации [Текст]/ Л.В. Саввина // 100 лет Тульскому колледжу искусств им. А.С. Даргомыжского. – Сб. науч.трудов. – Тула: «Инфра», 2008. – С. 74-83. (0,5 п.л.).
37. Саввина, Л.В. Музыка первой половины ХХ века в контексте художественной культуры[Текст]/ Л.В. Саввина // Художественное образование: преемственность и традиции. – Материалы науч. конференции, посвященные 95-летию Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова. – Саратов, 2008. – С. 54-60. (0,7 п.л.).
38. Саввина, Л.В. Музыкальная информация и значение музыкального сообщения: к вопросу о соотношении понятий [Текст]/ Л.В. Саввина // Инновационные технологии образовательного пространства художественного вуза. – Сб. науч.трудов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М: Экшэн, 2008. – С. 38-47. (0,5 п.л.).
39. Саввина, Л.В. Результаты анализа образовательной среды Астраханской государственной консерватории [Текст] / Саввина Л., Чечина С. // Инновационные технологии образовательного пространства художественного вуза / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М: Экшэн, 2008. – С. 121-125. (0,4 п.л.).
40. Саввина, Л.В. Звуковой космос Скрябина[Текст]/ Л.В. Саввина // Музыкальное искусство и современность. – Сб. науч.трудов, посвященных 40-летию Астраханской гос. консерватории / Гл. ред. Л.В. Саввина. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – С. 28-33. (1 п.л.).